рабочая программа по географическому краеведению Воронежской области

«Утверждаю»:

Директор школы: ______________/Н.И.Коротенко/

Приказ № ____ от _____________2010 г.

«Согласовано»:

Зам. директора по УВР: ___________/В.И.Журкина/

«______»________________20_____г.

МОУ Тойдинская средняя общеобразовательная школа

Панинского муниципального района Воронежской области

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по географическому краеведению в 6 классе

название предмета

на 2012-2013 учебный год

Количество часов в год-35

из них:

количество часов в неделю

количество контрольных процедур

резерв-ное

время

федерального компонента

регионального компонента

школьного компонента

Д

С

И

РР

КС

ТН

Т

35

1

Учитель I категории

Черенкова Л.А.

Рассмотрено на заседании МО___________________________________________

Протокол №______ от ______________2010 г.

Пояснительная записка.

Программа школьного курса «Географическое краеведение Воронежской области» разработана на основе концепции регионализации общего образования Воронежской области, концепции школьного географического образования, требований федерального и национально-регионального компонентов стандарта школьного географического образования, а так же с учетом изменений, происходящих в общеобразовательной школе.

Региональный курс «Географическое краеведение» органически связан с содержанием федерального курса школьной географии. Краеведческие знания служат звеном, способствующим более глубокому усвоению, закреплению тех знаний, которые предусмотрены базовым инвариантным компонентом образования. В значительной мере курс строится на актуализации и систематизации имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде, способствует развитию информационно-познавательных, практико-созидательных видов, компетенций. Региональный компонент географического образования способствует формированию личности учащегося как достойного представителя, умелого хранителя, пользователя и созидателя его социокультурных ценностей и традиций.

Курс «Географическое краеведение Воронежской области» вносит существенный вклад в достижение общей стратегической цели школьного географического образования. Основная цель курса – сформировать у учащихся целостное представление о геокультурном пространстве Воронежской области, о закономерностях существования и развития природы, общества и хозяйства.

На современном этапе перехода на новые образовательные результаты особую значимость приобрели задачи развития творческих способностей личности учащегося. Решению этих задач во многом способствует усиление практической направленности изучаемого материала, нацеленность школьников на самостоятельное овладение знаниями, навыками, опытом творческой деятельности.

Проведение практических работ позволяют вырабатывать, закреплять, совершенствовать умения и навыки, применять знания в новых ситуациях, что позволяет им осознать прикладное значение знаний по географии.

Выполнение практических заданий требует от учителя подбора специальной информационной базы. В зависимости от наличия источников информации, ее доступности и актуальности учитель вправе корректировать систему практических заданий, предусмотренных данным курсом.

В программе пересмотрена последовательность изучения тем, которая диктуется историко-географической логикой, дополнена новыми темами: «Охрана природы в Воронежской области» и «Топонимия».

Актуальность предполагаемого курса определяется повышением интереса к своему краю, окружающей географической действительности. Необходимость в развитии интересов учащихся к родному краю определена социальным заказом общества. Полные и глубокие знания учащихся о родном крае способствуют воспитанию любви к родной земле, уважению к традициям и культуре своего народа.

Цель: главной целью краеведения является воспитание гражданина России, патриота малой родины, знающего и любящего свой край, город,  (его традиции, памятники природы, истории и культуры). Развитие у учащихся практических знаний и умений, необходимых для ориентации в природных и социальных условиях современной жизни.

Задачи:

- создать условия для освоения знаний об основных географических понятиях, особенностях природы своей местности во всем её разнообразии и целостности.

- научить применять географические знания и умения в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

 - развитие гражданских качеств, патриотического отношения к России и своему краю, формирование личностно-ценностного отношения к своему родному краю, пробуждение деятельной любви к родному месту жительства, формирование толерантности;

- формирование экологической культуры, способности самостоятельно оценивать уровень безопасности окружающей среды как среды жизнедеятельности, позитивно-сберегающего отношения к окружающей среде и социально-ответственного поведения в ней;

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, стимулирование стремления знать как можно больше о родном крае, интереса  учащихся к краеведению через тематические акции НОУ, детских библиотек, конкурсы, олимпиады и другие специализированные акции;

- адаптация к реальной деятельности, к местной социально-экономической и социокультурной ситуации, ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;

- формирование способности и готовности к использованию краеведческих знаний и умений в повседневной жизни; видение своего места в решении местных проблем  сегодня и тех вопросов, которые будут стоять перед ними в будущем.

Особенности программы.

Курс «Географическое краеведение» рассчитан на 70 часов, для 6-7 классов (по 1 часу в неделю на протяжении двух лет), согласно региональному базовому учебному плану образовательных учреждений Воронежской области. Программа предполагает обобщение и углубление знаний по краеведению, усложняющиеся формы работы. Широко используются местные ресурсы: школьные музеи, краеведческий музеи области, района, города, городские библиотеки, другие культурные учреждения и памятники природы. Практическая направленность программы позволяет учащимся усваивать материал в урочной и вне урочной деятельности. Учебная работа дополняется широкой внеклассной деятельностью, экскурсиями: сбор интересной информации для подготовки докладов, уроков, конференций Изучение курса предусматривается в региональном компоненте базисного учебного плана.

Требования к уровню подготовки выпускников

В результате изучения географии Воронежской области ученик должен знать:

- историю географических исследований в Воронежской области и роль выдающихся ученых, исследователей-краеведов Воронежской области;

- геологическую историю и тектоническую структуру, историю формирования и современное состояние рельефа, закономерности размещения полезных ископаемых;

-  особенности агроклиматических, водных, земельных, почвенных, биологических ресурсов Воронежской области;

- природно-антропогениые ландшафты и их современное состояние, геоэкологические проблемы Воронежской области, пути оптимизации природопользования, особо охраняемые природные территории.

- географию хозяйственной деятельности области.

Уметь:

- выбирать необходимый источник географо-краеведческой информации и использовать их в соответствии с условиями конкретной учебной и жизненной ситуации;

- владеть приемами аргументации, доказательства правильности географического суждения. Давать собственную оценку географическим событиям;

- уметь анализировать природные закономерности и явления.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их взаимосвязями, изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценки их последствий;

- решения социально значимых географических задач, заботиться о благополучии природной среды и сферы социально-экономической жизни.

Прогнозировать:

- тенденции изменения природных и социально-экономических объектов в условиях рыночной экономики и развития наукоемких производств;

 - составление проектов рационального использования природных ресурсов на основе проведения геоэкологической и геоэкономической экспертизы

 СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

1. Введение(1 час)

Экскурсия (Практическая работа №1) Измерение количественных характеристик элементов погоды с помощью приборов и инструментов

На какой Земле мы живём (2 часа)

2. Тема: Вклад земляков в развитие знаний о Земле. Источники географической информации. Источники получения знаний о природе, населении и хозяйстве своей местности; методы получения, обработки и передачи информации о своей местности.

Творческие работы.

1.Исследование жизни и деятельности известных учёных края.

Запуск мини-проектов  учащихся в рамках долговременного проекта «Как люди открывали и осваивали территорию своей местности»

3. Тема: Современные исследования территории

Творческие работы:1.Интересны люди района (Почётные граждане).

2. Интересны люди поселка (Почётные граждане).

Планета Земля(2 часа)

4. Тема: Влияние движения Земли. Движение земли и её значение  для жизни человека  и природы.

Творческие работы.1.Земля-уникльная планета. 2. Какой её видят космонавты?

3. Проанализировать влияние биоритмов на здоровье членов семьи.

5. Тема: Смена времён года. Особенности своего края.

Творческие работы.1.Астрономический год. 2. Народные праздники и приметы в дни равноденствий и солнцестояний.

План и карта(6 часов)

6. Тема: Ориентирование на местности.

Практическая работа №2 Определение направлений, азимутов на местности по компасу, Солнцу и местным признакам

Творческие работы.  1. Памятка заблудившемуся в лесу. 2. Моя маршрутная лента.

7. Тема: План местности. Изображения земной поверхности моего  микрорайона. Виды изображений местности. Интерактивная карта.

8. Тема:

Практическая работа. Изображения земной поверхности своей местности. План школьного двора. Определение направлений, расстояний, географических координат на карте Воронежской области и России

Практическая работа №3 Составление плана местности  школьной территории с помощью полярной  съемки.

Творческие работы.1.План моего двора. 2. Школьный стадион в ландшафте микрорайона. 3. Составление  подробного плана микрорайона школы.

9. Тема: Географическая карта микрорайона проживания.

Практическая работа №4  Определение географического положения объектов на территории проживания, их описание.

Творческие работы. 1.Разработка топографической карты уголка родной природы с оформлением легенды  и нанесением уникальных  географических объектов.

10. Тема: Градусная сетка на карте своей местности

Практическая работа №5  Определение, географических координат крайних точек области и города Воронежа.

11. Тема: Обобщение знаний по теме. Использование планов и карт в хозяйственной деятельности.

Практическая работа №6. Построение профиля своей местности. Построение профиля по горизонталям на плане местности.

Творческие работы.1. Воронежская область из космоса (использование спутниковых снимков) 2.Разработка модели географического путешествия (похода, экспедиции) на примере моей семьи.

Литосфера– твёрдая оболочка Земли ( 5 часов)

12. Тема: История формирования современного рельефа.

Творческие работы:1.Путешествие  вглубь Земли (на примере своей местности)

2. Геологический профиль своей местности.

13. Тема: Минералы и горные породы свое местности. Геологические особенности свое местности.

Практическая работа №7. Определение свойств минералов и горных пород своей местности и возможности их хозяйственного использования.

Творческие работы.1.Составление коллекции «Горные породы моей местности».2.Создание семейной минералогической коллекции.

14. Тема: Стихийные природные явления  в литосфере своей местности

Творческие работы.1. Художественно-поэтическое описание стихии (землетрясение, оползни, движения земной коры)

15. Тема: Особенности рельефа своей местности и его изменение во времени

Практическая работа №8. Описание рельефа по физической карте и типовому плану

Творческие работы.1.Сравнение форм рельефа Воронежской области. 2. Овражно-балочные формы рельефа. 3.Топонимы  объектов литосферы. 4. Исследование оврага (урочища) как формы микрорельефа.

16. Тема: Влияние человека на рельеф своего района. Геологические памятники природы.

Творческие работы. 1.Заочная экскурсия по  геологическим памятникам природы.2.Камень в городе (использование  полезных ископаемых в архитектуре)

Гидросфера – водная оболочка Земли (5 часов)

17. Тема: Внутренние воды своей местности. Местоположение  крупных объектов гидросферы.

Практическая работа №9 . Нанесение на контурную карту объектов гидросферы территории проживания

Творческие работы.1.Топонимы объектов гидросферы.

2.Река моего детства.3. Исследование качества питьевой воды.

18. Тема: Внутренние воды и рельеф.

Практическая работа №10. Описание реки по тематическим картам и типовому плану.

Творческие работы.1.Художественный образ реки (Озера, родника)

19. Тема: Внутренние воды и климат. Опасные природные явления, связанные с водами.

Практическая работа  №11. Описание озера, болота, родника (по выбору)

Творческие работы.1.Исследование экологического состояния родника. 2.Памятка «Как правильно вести себя на реке

20. Тема: Памятники природы гидросферы родного края.

Творческие работы.1.Компьютерная презентация «Памятники природы  гидросферы»

21. Тема: Влияние человека на водные объекты своего края. Экологические проблемы.

Творческие работы. Картирование  водных объектов территории проживания 2. Исследование влияния  реки Черемшан на   заселение края. 3.Письмо Главе района.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли ( 5 часов)

22. Тема: Режим отдельных метеорологических элементов

 Практическая работа №12. Наблюдения за погодой. Обработка материалов наблюдений за погодой.

Творческие работы.1.Народные приборы наблюдения за погодой. 2.Обработка результатов наблюдений в программе Excel.

23. Тема: Погода моей местности

Практическая работа №13 Составление описания погоды по сезонам года.

Творческие работы:1. Народные приметы погоды.2.Живые барометры.

24. Тема: Тип климата территории проживания и причины, его  формирующие. Климат и человек.

25. Тема:  Опасные явления в атмосфере.

Творческие работы.1.Редкие атмосферные явления.2. Правила  поведения в грозу.

3. Шаровая молния.

26. Тема: Взаимосвязь человека и атмосферы. Охрана атмосферного воздуха от загрязнения.

Творческая работы.1.Картирование источники загрязнения атмосферы микрорайона школы.2.Оценка экологического состояния атмосферы микрорайона школы

(Определение чистоты воздуха методом лихеноиндикации (по хвое сосны, по автотранспортной нагрузке территории)

Биосфера – живая оболочка Земли (2 часа)

27. Тема: Растительный и животный мир суши и водоёмов своей местности типичные представители. Почвы своей местности.

Творческие работы.1.Лекарственные растения. 2. Отражение флоры и фауны в  устном народном творчестве народов края.3.  Проблемы использование населением даров леса

28. Тема: Экологические проблемы своей местности. Биологические памятники свое местности.  Красная книга Воронежской  области

Весенняя экскурсия (Практическая работа№14) «Видовое разнообразие растений и животных, их приспособление к условиям среды. Охрана природы»

Творческая работа. 1.Правила поведения в природе (плакат, листовка, постер) 2.Охотничье-промысловые ресурсы и проблемы их использования

Человек на Земле(2 часа)

29. Тема: Из истории  заселение  территории края. Коренное население.

Творческие работы: Стоянки первых людей на территории края, их связь с природой.

30. Тема: Народы нашего края.

Практическая работа №15. Особенности культуры, жилища, быта и связь с окружающей природой. Урок рекомендуется проводить в школьном музее.

Творческая работа:1.Народные промыслы и умельцы края. 2.Национальная одежда, традиции народов края.3. Наша семейная реликвия. 4. Интервью с участником ВОВ «Годы, опалённые войной»

Географическая оболочка (3 часа)

31. Тема: Природный комплекс своей местности.

Весенняя экскурсия (Практическая работа№16)  «Взаимосвязи компонентов природного комплекса»

Творческие работы.1.Мой любимый уголок природы.2. Аквариум-природный комплекс.

31. Тема: Природные зоны своей местности Изменение природных зон  под влиянием человеком.

32. Творческие работы.1.Создание экологической тропы в микрорайоне школы.2.Реликтовы растения края.

33. Тема: Культурный ландшафт.

 Культурные ландшафты своей местности: городские, сельскохозяйственные, промышленные. Человек в культурном ландшафте.

Творческая работа:1. Мини-проект «Культурный ландшафт будущего».2. Культурное наследие своего края

34. Урок защиты проектов и выставка творческих работ учащихся  по итогам изучения образовательной программы модуля «Географическое краеведение»

(в рамках школьной научно-практической конференции)

Требования к знаниям и умениям учащихся

Знать/понимать: основные географические понятия; особенности природы своего района, экологическое состояние окружающей среды: причины, следствия, пути улучшения окружающей среды; методы исследования природных сред, объектов;

Уметь: описывать особенности природы своего района, наблюдать за географическими объектами и явлениями, выявлять источники загрязнения, оценивать экологическое состояние среды, описывать и картировать территорию микрорайона, ориентироваться на местности, работать с картой, участвовать  в пропаганде экологических знаний, находить в разных источниках и анализировать информацию,

Применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в различной  форме.

 

Примерная тематика учебных исследований и  мини-проектов:

География в моей жизни.

Профессии наших родителей.

Человек интересной  судьбы.

План микрорайона школы.

История города в судьбе моей семьи.

Истоки моего родства.

Учителями славится Россия, ученики приносят славу ей.

Семейная реликвия.

История микрорайона школы в названиях улиц.

Игры народов Воронежской области.

Где родился, там и пригодился.

Памятник археологии

Моя  минералогическая коллекция.

Живи, родник.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст