рабочая программа музыкального кружка

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №8

рассмотрено согласовано утверждено

на пед.совете зам.директора по ВР пр.№396 от12.09.2013

протокол №____ Мазурок Г.Л Сапегина Н.А.

«__» __________ ___________ _____________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

МУЗЫКАЛЬНОГО КРУЖКА

Направление: художественно-эстетическое

Учитель: Миляева О.М.

2013-2014уч/год

Пояснительная записка

Музыкальное воспитание в школе является неотъемлемой частью единого воспитательного процесса.

В процессе занятий музыкой у учащихся активизируется мышление, формируется целенаправленная деятельность и устойчивость внимания. Дети приучаются слушать музыку и вникать в её содержание. Они овладевают навыками пения, у них накапливается определенный запас музыкальных представлений. На этой основе формируется любовь к музыке, чувство эстетического удовольствия от её прослушивания, вырабатываются элементы музыкального вкуса.

На занятиях кружка у учащихся вырабатывается чувство ответственности за общее дело, понимание роли коллективного труда, дисциплинированность, товарищеское доверие, уверенность в своих силах.

Воспитание ребенка через музыкальное искусство и стремление более полно развивать у детей уже имеющиеся музыкальные способности, а также отсутствие готовых программ по воспитанию музыкальной культуры школьников на кружковом занятии обусловили необходимость разработки данной программы.

Цель программы — развитие навыков ансамблевого и сольного пения,

обогащение духовной культуры детей.

Задачи программы:

Обучающие:

- развивать певческие навыки при пении в ансамбле и вокальном исполнении

- формировать у детей потребность общения с высокохудожественнымиобразцами песенной музыки;

- учить детей быть чуткими слушателями и исполнителями.

Воспитательные:

— воспитывать интерес, любовь и потребность к занятиям музыки;

- воспитание музыкально развитых школьников;

— воспитывать музыкальный вкус;

— воспитывать чувство коллективизма, умение доводить начатую работу до конца.

Развивающие:

- развивать вокально-хоровые навыки;

- развивать музыкальное мышление, память, речь, слуховое восприятие;

- развивать эмоциональную отзывчивость, творческую активность.

Направления работы:

работа с вокальными ансамблями, состоящими из детей с хорошимимузыкальными данными;

индивидуальная работа с одаренными в музыкальном отношении детьми;

работа с хоровыми группами, которые организуются по меренеобходимости.

Программа представлена в виде курса специальных музыкальных занятий художественно – эстетического направления. В кружке на добровольной основе занимаются дети 5 – 9 кл. сольным и ансамблевым пением.

Основной формой работы в музыкальном кружке являются групповые и индивидуальные занятия по расписанию.

Общая структура занятия включает следующие разделы:

1. Приветствие позволяет сплачивать детей, создавать атмосферу доверия и взаимопонимания.

2. Распевание настраивает на позитивную деятельность, способствуют формированию единой манеры звукообразования, артикуляции, позволяет активизировать детей, снять эмоциональное напряжение.

3. Основная часть включает в себя технические задачи (заучивание текста песни, работа над фразировкой, дыханием, интонацией …) и творческие задачи (работа над исполнительским мастерством).

4. Рефлексия занятия предполагает обмен мнениями и чувствами о проведенном занятии (что понравилось, что не понравилось, что казалось трудным, что — непонятным…)

В результате занятий по данной программе учащиеся должны знать и уметь:

различать тембры отдельных музыкальных инструментов (ударных, струнных, духовых, клавишных);

выразительно петь выученные песни, знать их названия и авторов. Понимать дирижёрские жесты. Уметь петь тихо и громко, с различными эмоционально-смысловыми оттенками в голосе, владеть тембром голоса;

знать и понимать термины: солист, оркестр, дуэт, хор, ансамбль;

уметь исполнять одноголосные произведения различной сложности, правильно распределять дыхания в длинной фразе;

участвовать в конкурсах и концертах, уметь чувствовать исполняемые произведения, повышать сценическое мастерство;

понимать ответственность за правильное исполнение в ансамбле.

Методы оценки результативности программы:

посещаемость;

фиксация занятий в рабочем журнале;

отслеживание результатов (наблюдение, диагностика);

практический результат.

Способы определения результативности программы:

самостоятельное исполнение разученных песен;

использование полученных вокальных навыков при работе с новым репертуаром;

развитие позитивных качеств личности ребенка: уверенность в себе,доброжелательность, терпимость, умение сотрудничать, умение держаться на сцене.

Формой подведения итогов реализации данной программы являю

конкурсы на лучшее исполнение внутри коллектива;

участие в календарных и тематических школьных праздниках, районных мероприятиях;

отчетный концерт

Учебно – тематический план

п/п

Тема

Кол час

Дата

1.

2

3

4

5

6

Вводное занятие. Роль музыкального кружка в жизни школы.

Правила работы с фонограммой

Подготовка к тематическому концерту «Тула земля моя»

Ознакомление с основными музыкально-выразительными средствами (мелодия, гармония, лад)

Подготовка к Дню пожилых людей,

Подготовка к празднику «Учитель, наш поклон тебе!»

1

1

2

1

2

2

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7

Вокальные навыки в исполнительском мастерстве.

Работа над собственной манерой вокального исполнения.

Творчество и импровизация.

Навыки работы с микрофоном

Подготовка к 8 Марта и 23 февраля

Подготовка к районному конкурсу детского творчества

Отчётное занятие музыкального кружка

1

4

3

3

4

8

2

Методическое обеспечение программы

Программа рассчитана на 1 год. Для успешного освоения программы численность детей в каждой группе кружка должна составлять не менее 10 -12 человек. Годовой курс программы рассчитан на 34 часа (1 ч. в неделю).

В процессе занятий используются различные формы занятий: групповые, индивидуальные, комбинированные, практические занятия; беседы, просмотр видеофильмов и прослушивание аудиокассет, дисков; экскурсии; организация фотовыставок; концертная деятельность.

Разнообразие методов музыкального воспитания определяется спецификой музыкального искусства и особенностями музыкальной деятельности школьников. Методы применяются не изолированно, а в различных сочетаниях:

— словесный (знакомство детей с новой песней музыкальный руководитель начинает с беседы);

наглядно – слуховой (по ходу беседы исполняет фрагменты песни);

— стимулирующий метод (сообщает интересные сведения об истории создания песни или о впечатлении, которое она должна оказать на слушателей);

— метод эмоционального воздействия (выражает свое отношение к песне тембром голоса, мимикой, жестами);

- объяснительно — иллюстративный (объяснение, художественное слово, использование фольклора);

— репродуктивный (разучивание, закрепление материала);

— исследовательский (самостоятельное исполнение, оценка, самооценка);

— метод поисковых ситуаций (побуждение детей к творческой и практической деятельности).

Широкое использование различных методов способствует пробуждению художественных интересов, развитию воображения, музыкальных, творческих способностей школьников.

Для реализации программы необходимо техническое оснащение занятий:

музыкальные инструменты (фортепиано, синтезатор);

музыкальный центр, телевизор;

аудиокассеты, диски;

музыкальная литература, распечатки нот.