рабочая программа дополнительного образования школьников

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

« Капельки добра»

( программа дополнительного образования детей

для учащихся 5 – х классов

срок реализации – 1 год)

Разработчик: Дикая А.Н.

учитель биологии

II квалификационной категории,

классный руководитель 5 «В» класса

Радужный, 2012

Пояснительная записка

Дополнительная образовательная программа «Капельки добра» разработана на основе методических пособий «Организация волонтерской работы в рамках школы»/ Словения, Любляна, 2009г. и « Организация волонтерского движения на базе школ»/Владикавказ,2011г.

На современном этапе развития российского общества, науки и образования возникли принципиально новые социально — культурные явления и проблемы, которые стали следствием коренных перемен, произошедших во всех сферах жизни общества. Все эти процессы неизбежно отражаются на школе. В условиях становления и развития демократии в нашей стране перед современной школой стоят важные задачи:

1. Создание благоприятных условий для формирования личности гражданина.

2. Развитие у учащихся гражданственности и патриотизма.

3.Формирование гражданских качеств на основе современных знаний и умений, которые помогают личности:

- разрешать возникающие проблемы,

- адаптироваться к изменяющимся социально – экономическим и политическим условиям,

- представлять и защищать свои интересы, уважая права и интересы других людей,

- грамотно выполнять свои социальные роли и функции,

- успешно строить взаимоотношения с окружающим миром и находить способы самореализации в различных сферах деятельности и на различных этапах жизненного пути.

4. Формирование развитого правосознания и высокой правовой и политической культуры, социальной этики, включающей в себя этику ненасилия.

Для современного этапа развития характерен переход к гражданскому обществу, ориентирующему человека на готовность осуществлять тот или иной выбор.

Ведь школа – это модель жизни. И если в школе дети не научатся делать верный выбор, принимать коммуникативные решения, достигать взаимопонимания с одноклассниками и не конфликтовать с учителями и родителями, то они не смогут реализовать себя наиболее полно во взрослой жизни. Умению выходить из сложных ситуаций с наименьшими потерями и посвящена программа волонтерской деятельности. Формирование названных умений предполагает системное использование активных форм организации учебной деятельности учащихся, позволяющих приобрести знания, а также развить социальные и интеллектуальные навыки, требующиеся гражданам демократического общества.

Программа нацелена на обучение детей использованию ненасильственных методов разрешения конфликтов, навыкам ведения межкультурного диалога, необходимым для построения мирного и толерантного общества. Ценности толерантности: взаимопонимание, взаимоуважение и позитивная коммуникация ( в широком смысле слова), будучи основой прав человека, позволяет обеспечить права ребенка. Программа является социальной моделью и примером для гражданского общества, различных государственных и социальных институтов в разрешении собственных проблем, а также построения форм мирного сосуществования, дружественного взаимодействия и толерантного поведения в поликультурном обществе.

Для молодежи крайне важно принимать участие в делах милосердия, в благотворительной деятельности и получать те знания, тот опыт, который необходим в дальнейшей жизни, в развитии духовности.

Молодость – это время, когда человек набирает знания и опыт. Те знания и опыт, которые он будет отдавать обществу в течение всей жизни.

Воспитание жизнеспособного подрастающего молодого поколения является одной из основных стратегических задач развития нашего государства. В этом смысле молодежь является определителем прогресса страны и общества. Построение гражданского общества, развитие демократических институтов в государстве и обществе должно опираться на проявление социальной инициативы граждан и, в первую очередь, таких ее форм, как добровольчество и гражданское участие.

Добровольцы – это скрытый резерв, ресурс, помощники, союзники государства в решении актуальных и часто острых проблем. Добровольчество – фундамент гражданского общества. Без добровольцев не существует общественные организации и благотворительность. Добровольчество ( волонтерство) — это участие людей независимо от возраста, расы, пола и вероисповеданий в мероприятиях направленных на решение социальных, культурных, экологических проблем в обществе, без расчета на денежное вознаграждение. А этому российская история знает множество примеров. Еще Екатерина Великая, а затем императрица Мария Федоровна заявили себя в качестве благотворителей. Но нельзя сказать о том, что благотворительность, добровольчество было уделом только людей из высшего света. История донесла до нас много обычаев взаимопомощи, бескорыстной поддержки ближнего людьми простыми. Это и совместное строительство дома, и сборы пожертвований на строительство школ, больниц и храмов.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сказать, что идея волонтерства появилась еще на ранних ступенях общества в качестве безвозмездной помощи окружающим. Сегодня развитие молодежного ( детского) добровольчества создает почву для гуманизации отношений в обществе, изменяет устаревшие препятствующие развитию стереотипы в отношениях между подростками и взрослыми, создает условия для развития партнерских ответственных отношений. Добровольчество способствует изменению мировоззрения самих добровольцев и их ближайшего окружения, приносит пользу как государству, так и самим добровольцам. Посредством добровольческой деятельности волонтеры развивают умения и навыки, удовлетворяют потребность в общении и самоуважении, осознают свою полезность и значимость, развивают в себе важные личностные качества.

Волонтерская деятельность:

осуществляет реальный экономический вклад в общество;

является необходимым элементом хорошего управления и развития;

помогает интегрировать в общество людей, которых оттолкнули или отвергли;

содействии занятости населения

Воздействие на школу:

Формирование традиций школы

Мощные средства морали, социальное и гражданское образование детей

Человеческие ресурсы для помощи детям с проблемами

Улучшение работы школы– успеваемости и поведения детей

Предотвращение психосоциальных проблем

Рост репутации школы

Связь школы с обществом (дети, посещающие пожилых и больных людей, и т.д.), мобилизация ресурсов общества для помощи детям с проблемами (добровольцы, помогающие детям). Школа, воспринимаемая обществом как учреждение заботы, и т.д.

Воздействие на общество:

Распространение ценностей солидарности и развитии социального капитала

Развитие и распространение моделей положительного опыта добровольной работы

Улучшение самочувствия людей, живущих в обществе заботы

Сокращение социального неравенства

Обучение молодежи для будущих ролей ответственных и активных граждан

Чем можно привлекать население?

Положительным имиджем организации Полезной деятельностьюРеальными результатамиРазнообразными видами деятельностиАктивным информированием

Основная цель программы в школе:

Содействие формированию нравственных ценностей у школьников через систему специальных событий с вовлечением школьников в активные самостоятельные действия.

Задачи программы:

Содействовать развитию социальных навыков учащихся

Формировать потребности и мотивы нравственного поведения учащихся

Обогатить эмоциональный мир школьников

Формирование культуры миротворчества и воспитание толерантной личности

Формировать у школьников представления о правах и обязанностях ребенка, подростка и взрослого

Способствовать укреплению семейных ценностей

Достижения взаимопонимания, сотрудничества и партнерства среди детей

Программа «Капельки добра» рассчитана на 1 год для учащихся 5 «В» класса. Занятия проводятся два раза в неделю по 1 часу.

Содержание программы

В нашей школе волонтерская деятельность только начинается. Девиз нашей программы: «От каждого по капельке в море добрых дел!» Каждый волонтер выбирает направление деятельности по желанию и возможности. Каждый волонтер вносит свою «Капельку» в общее дело, которое важно для всех. Капельку доброты, капельку милосердия, капельку заботы… Именно таких капелек не хватает обществу людей для полной гармонии и понимания. Быть добровольцем – это в первую очередь ответственность. Ответственность перед обществом, ответственность перед самим собой.

В настоящее время перед обществом очень остро стоит вопрос нравственного воспитания подрастающего поколения. Только ребенок, способный понять чувства и эмоции другого человека, для которого такие понятия как дружба, сострадание, справедливость, доброта, любовь не являются пустым звуком, не пройдет мимо нуждающегося в помощи, только такой ребенок не будет испытывать проблем в общении со сверстниками и не подвергнется негативному влиянию окружающей среды.

Основные принципы, на которых строится программа данного курса:

Сосуществование множественности ( мнений, взглядов, суждений, идей, оценок, ценностей, смыслов)

Диалогичность

Открытость и понимание многообразия культур

Осознание необходимости совместного поиска мирных средств в разрешении разногласий и конфликтов

Принятие собственной самобытности и признание множественности человеческого существования в различных социальных и культурных контекстах

Основные методы и формы работы

В работе с учащимися применяются различные формы и методы:

лекционное обучение по модулям программы

групповая работа

ролевые игры

беседы

дискуссии

занятия с элементами тренинга

анкетирование

агитбригады по ПДД

внеклассные мероприятия

Ожидаемый результат от программы:

Волонтерство способствует:

развитию демократии

активизации ресурсов внутри сообщества

воспитанию молодого поколения в духе гражданских ценностей

развитию в сообществе чувства солидарности

приобретение различных знаний, навыков, талантов

подъем школьной успеваемости

понятие ответственности за последствия своей работы

Основные умения и навыки, приобретаемые в процессе деятельности движения «Капельки добра»

В ходе реализации программы «Капельки добра» учащиеся узнают понятия, связанные с проблемой миротворчества, толерантности, а также причинами их возникновения и формами проявления, усвоят основы бесконфликтной коммуникации, повысят социальную компетентность, способствующую успешному толерантному общению между субъектами, научатся способам конструктивного взаимодействия и активного диалога.

Содержание курса подготовит учащихся к размышлению, саморефлексии, самопознанию. В процессе обучающей деятельности, выраженной в накоплении опыта взаимодействия с другим, учащийся научится также:

толерантности

конструктивности ( способности позитивно воспринимать и решать ненасильственным путем конфликты)

сотрудничеству ( умению осуществлять совместную деятельность)

рефлексии ( способности анализировать свои отношения с другими)

Направления добровольческой деятельности волонтеров «Капельки добра»:

Акция «Забота» ( помощь пожилым людям)

Экологическое направление ( субботники, акции «Посади дерево!», «Чистые пятницы», «Праздник школьного двора», уход за памятниками ВОВ)

Спортивное ( турслеты, соревнования, конкурсы)

Интеллектуальное ( игры, тренинги, ролевые игры, семинары)

Правовое (через игры, тренинги ребята изучают Конвенцию о Правах ребенка и толерантности, итогом работы станет альбом, заполненный каждым участником по программе « Институт правовых знаний»)

Досуговое (организация творческих мероприятий — День пожилого человека, День Матери, Встреча Нового года, Рождественские каникулы, День защитника Отечества, Международный женский день, День Смеха, День Земли,

конкурсов, праздников, экскурсий)

ЮИД ( Юные Инспектора Дорожного Движения) (занятия на тему: «Правила дорожного движения», агитбригады и викторины для младший школьников)

ЗОЖ ( Здоровый Образ Жизни) (беседы на темы: «Наркотик – это лопата», «Пивной алкоголизм», «Научись говорить – нет!», «Сигарета в жизни человека»)

Станция «Буксиры» ( помощь отстающим в учебе одноклассникам)

Основное содержание курса:

Месячники

Направления

Основные мероприятия

1

Сентябрь

Организационный месяц

досуговое

Презентация волонтерской работы администрации школы, набор группы волонтеров, презентация работы родителям учеников, заключение письменного соглашения.

2

Октябрь

Месячник правового воспитания по программе «Права детства»

Досуговое, правовое

Концерт к Дню Пожилого человека «О, я недаром в этом мире прожил!»

Работа по программе «Права детства», заполнения альбома, создания института правовых знаний, диагностики учеников

3

Ноябрь

Месячник профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

«Безопасная дорога»

ЮИД, интеллектуальное, досуговое

Работа отряда ЮИД, беседы по ПДД, викторины и агитбригада для младших школьников.

Концерт ко Дню Матери «Самым дорогим посвящается…»

4

Декабрь

Месячник охраны здоровья, профилактика алкоголизма, курения, наркомании

«Здоровое поколение»

ЗОЖ,

досуговое

Беседы по ЗОЖ, акция «День Борьбы со СПИДом».

Подготовка и встреча Нового года. Концерт « Старые сказки о главном»

5

Январь

Месячник «Зимние забавы»

Интеллектуальное, досуговое

Занятие по программе «Миротворчество и толерантность», первый модуль «Человек и мир»

6

Февраль

Месячник военно – патриотического воспитания

Интеллектуальное, досуговое,

спортивное

Занятие по программе «Миротворчество и толерантность», второй модуль «Я и другие»

Концерт к Дню Защитника Отечества « Рыцарский турнир»,

военно- спортивные игры, фестиваль патриотической песни

7

Март

Месячник толерантного воспитания среди молодежи

Интеллектуальное, досуговое

Занятие по программе «Миротворчество и толерантность», модуль третий ( завершающий) «Я и мы»

Концерт к Международному женскому Дню «Променад по различным весенним салонам»

8

Апрель

Месячник экологического воспитания

Экологическое, трудовое, досуговое

Акция «Посади дерево!», Акция

« Чистые пятницы», экологические викторины и тренинги, занятие «Земля – наш общий дом!»

9

Май

Месячник «Салют, Победа!»

Патриотическое, досуговое, интеллектуальное,

ЮИД, спортивное

Занятие по ПДД, агитбригада для младших школьников « Как лиса Алиса и кот Базилио стали учителями»»

Акция «Забота» ( помощь ветеранам, уборка памятника ВОВ).

Подведение итогов работы.

Содержание программы

Организационный месяц

Занятие №1 : Составление программы. Набор группы волонтеров.

Цель: Используя методические пособия составить программу дополнительного образования по волонтерскому движению, адаптированную образовательному учреждению и возрасту учащихся (11 -13 лет)

Занятие №2 : Организационный момент. Презентация волонтерской работы ученикам. Мотивация к проекту.

Цель: рассказать ученикам об истории волонтерском движении за рубежом, в России, на базе нашей школы.

Занятие №3-4 : Набор группы волонтеров. Вводное занятие.

Цель: познакомить волонтеров с направлениями работы, утвердить план работы на год

Занятие №5: Презентация волонтерской работы родителям.

Цель: на родительском собрании презентовать волонтерское движение на базе нашей школы, познакомить с направлениями работы и планом их реализации. Заключить письменное согласие с родителями на данную деятельность их детей.

Занятие №6- 8: Подготовка к Дню Пожилого человека.

Цель: 1 октября – День Пожилого человека в России. Подготовить концерт для бабушек и дедушек учеников – волонтеров. Разработать сценарий, подготовить пригласительные билеты, оформить кабинет.

Занятие №9: Концерт к дню Пожилого человека :« О, я недаром в этом мире жил!»

Цель: показать результаты проделанной работы.

Месячник правового воспитания по программе «Права детства»



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст