рабочая программа для 5 классов

Согласовано Утверждаю

Зам. директора МБОУ «СОШ № 21» Директор МБОУ «СОШ № 21»

Энгельсского муниципального районаЭнгельсского муниципального района

_________________ /Э.Д. Бочарова/______________________ /О.Ф. Квасова/

Приказ №____ от ______________ 2013 г.

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету «основы безопасности жизнедеятельности»

для обучающихся 5а, б, в, г классов МБОУ «СОШ № 21»

Энгельсского муниципального района

(базовый уровень)

на 2013/2014 учебный год

Составитель

Сочнева Наталья Владимировна,

преподаватель-организатор ОБЖ

высшей квалификационной категории

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Данная рабочая программа составлена на основе авторской Смирнов А.Т., Хренников Б.О., Маслов М.В. Программа по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений. // Программы общеобразовательных учреждений Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 класс. / Под ред. А.Т. Смирнова. – М.: Просвещение, 2007.

Предлагаемая программа рассчитана на изучение курса в 5 классе, «Основ безопасности жизнедеятельности» в течение 35 часов учебного времени в год. Минимальное  количество учебных часов в неделю – 1 час.

Программа полностью реализует требования образовательного стандарта «Безопасность жизнедеятельности», который обеспечивает овладение учащимися минимума знаний в чрезвычайных ситуациях.

Её реализация способствует реализации методической цели работы школы: созданию образовательной среды, способствующей формированию саморазвивающейся и самореализующейся личности на основе внедрения компетентностного подхода в образовательном и воспитательном процессе.

Программа разработана для муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 21», для общеобразовательных 5 классов в полном соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) в образовательных учреждениях основного общего образования по Основам безопасности жизнедеятельности.

Изучение тематики данной программы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности, к безопасности личности, общества и государства;

развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; развитие потребности соблюдать нормы здорового образа жизни;

освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения

к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности.

При разработке содержания данной рабочей программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

учет основных закономерностей развития теории безопасности;

 интегративность (проблема курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных насохранение жизни человека и окружающей среды);

направленность на формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельностидля снижения отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность личности, общества и государства.

Структурно программа данного курса состоит из  трех основных разделов: основы комплексной безопасности, основы медицинских знаний и оказания первой медицинской помощи, основы здорового образа жизни. В курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» расширен раздел основы здорового образа жизни. Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к  ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».

Используются различные формы уроков: как стандартного типа так и защиту проектов; практикумы; уроки контроля; презентации и т.д. Методы и формы обучения определяются с учетом индивидуальных и возрастных особенностей учащихся, развития и саморазвития личности. При преподавании курса ОБЖ используются технологии обучения: разноуровнего обучения, ИКТ, здоровьесберегающие технологии.

Ожидаемые образовательные результаты:

в рамках ГОС

В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности в 5 классах на базовом уровне ученик должен

знать:

основные составляющие здорового образа жизни, обеспечивающие духовное, физическое и социальное благополучие;

потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации;

права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности

рекомендации специалистов в области безопасности жизнедеятельности по правилам безопасного поведения в различных опасныхи чрезвычайных ситуациях (дома, на улице, в общественных местах);

дорожную разметку, меры безопасности пешехода, обязанности пассажира и велосипедиста;

приемы и правила оказания первой медицинской помощи при ушибах, вывихах, отравлениях;уметь:

доступно объяснять значение здорового образа жизни для обеспечения личной безопасности и здоровья;

предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);

действовать при возникновении пожара в жилище и использовать. подручные средства для ликвидации очага возгорания;

соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

перечислять последовательность действий при оповещении о возникновении угрозы чрезвычайной ситуации и во время чрезвычайной ситуации;

пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, вывихах, отравлениях.

Курс ОБЖ в 5 классах направлен на развитие таких компетенций, как: учебно-познавательные (умение организовывать и планировать деятельность), информационные (владение способами работы с информацией и т.п.), коммуникативные (работа в группе, коллективе, выступление перед аудиторией с результатами своей работы), ценностно-смысловые (умение принимать решение, брать ответственность на себя и быть лидером группового проекта), общекультурные  (владение элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя), личностное самосовершенствование (знание правил техники безопасности, адекватная оценка пользы и вреда от различных неблагоприятных факторов социальной среды).

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

№ п/п

Тематический блок (тема учебного занятия)

Кол-во часов

Использование ИКТ

Использование проектной деятельности

Использование исследовательской деятельности

Основы комплексной безопасности.

22

1

Человек среда его обитания, безопасность человека.

5

2

Опасные ситуации техногенного характера.

6

3

2

3

Опасные ситуации природного характера.

2

1

4

Опасные ситуации социального характера.

3

5

ЧС природного и техногенного характера.

6

Основы здорового образа жизни.

5

6

Возрастные особенности развития человека и здоровый образ жизни.

3

2

7

Факторы, разрушающие здоровье.

2

1

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

8

8

Первая медицинская помощь и правила её оказания.

8

Всего часов

35

20% — уроков с использованием ИКТ;

10% — уроков с использованием проектной деятельности.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНА

Тематический блок, тема учебного занятия

Форма урока

Вид контроля, измерителя

Количество часов

Человек среда его обитания, безопасность человека.

5

Город как среда обитания.

Комбинированный.

Решение ситуационных задач

1

Жилище человека, особенности жизнеобеспечения жилища.

Комбинированный.

Фронтальный опрос

1

Особенности природных условий в городе.

Комбинированный.

Фронтальный опрос

1

Взаимоотношения людей, проживающих в городе, и безопасность.

Комбинированный.

Решение ситуационных задач

1

Основы безопасности жизнедеятельности человека.

Формирование и совершенствование ЗУН.

Фронтальный опрос

1

Опасные ситуации техногенного характера.

6

Дорожное движение, безопасность участников дорожного движения.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Фронтальный опрос

1

Пешеход. Безопасность пешехода.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Индивидуальный опрос, решение ситуационных задач

1

ИКТ

http://festival.1september.ru

http://www.km-school.ru/

Пассажир. Безопасность пассажира.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Индивидуальный опрос, решение ситуационных задач

1

ИКТ

http://festival.1september.ru

http://www.km-school.ru/

Водитель. Велосипедист-водитель транспортного средства.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Индивидуальный опрос, решение ситуационных задач

1

ИКТ

http://festival.1september.ru

http://www.km-school.ru/

Пожарная безопасность.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Фронтальный опрос,

Работа над мини проектом «Огонь ошибок не прощает!»

1

Безопасное поведение в бытовых ситуациях.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Фронтальный опрос,

Работа над мини проектом «Огонь ошибок не прощает!»

1

Опасные ситуации природного характера.

2

Метеоусловия и безопасность человека.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Фронтальный опрос

1

Безопасность на водоемах.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний

Фронтальный опрос

1

ИКТ

http://pro-obzh.okis.ru

Опасные ситуации социального характера.

3

Криминогенные ситуации и личная безопасность.

Урок изучения и первичного закрепления новых знаний



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст