рабочая программа 8 кл литература

Рабочая программа по литературе

8 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе следующих документов:

1) Программ общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы (Базовый уровень). Под редакцией В.Я.Коровиной. Допущено Министерством образования и науки РФ. 6-е издание, переработанное и дополненное. Москва «Просвещение», 2005

2) Государственного стандарта общего образования,

3) Федерального компонента образовательного стандарта по литературе,

4) Обязательного минимума содержания основных образовательных программ по литературе,

Цели.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

развитие эмоционального восприятия художественного текста, образного и аналитического мышления, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции; формирование начальных представлений о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественных произведений; развитие устной и письменной речи учащихся;

освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

овладение умениями чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы; выявления в произведениях конкретно-исторического и общечеловеческого содержания, грамотного использования русского литературного языка при создании собственных устных и письменных высказываний.

Изучение литературы в школе позволяет учащимся осознать литературу как величайшую духовно-эстетическую ценность; освоить идейно-эстетическое богатство родной литературы в ее лучших образцах и отдельных произведениях литературы народов России, познакомиться с шедеврами мировой классики; научиться анализировать и оценивать литературные произведения; получить представление о жизненном и творческом пути выдающихся писателей; развить и усовершенствовать коммуникативные навыки на основе осознания функций языка и художественной образности литературного текста.

В результате освоения содержания курса литературы учащийся получает возможность совершенствовать и расширить круг общих учебных умений, навыков и способов деятельности, овладение которыми является необходимым условием развития и социализации школьников.

К числу основных общих учебных умений, навыков и способов деятельности, формируемых на уроках литературы, относятся:

- использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа,

- определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов,

- самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера,

- поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно),

- умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в т.ч. от противного); объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута),

- выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.). Умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями,

- владение навыками редактирования текста, создания собственного текста (сочинения различных жанров),

- определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни. Умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды,

- осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

Главным при изучении предмета остается работа с художественным текстом, что закономерно является важнейшим приоритетом в преподавании литературы.

В 8 классе на первый план выходят задачи развития способности формулировать и аргументировано отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения. Совершенствуются умения анализа и интерпретации художественного текста, предполагающие установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Важной задачей литературного образования становится систематизация представлений о родах и жанрах литературы. Теория литературы включает в себя изучение литературных родов (эпос, лирика, драма) и жанров (роман, биография, житие, притча, проповедь, исповедь, новелла, стихотворение в прозе, послание, эпиграмма, ода, сонет, элегия, комедия, трагедия). Углубляются представления о понятиях, изученных ранее. Сочинения усложняются по объему и проблематике: сравнительная характеристика героев, сопоставление близких сюжетов в произведениях разных авторов. Ученики также могут создавать стилизации в жанре народной лирической песни, оды, эпиграммы и др.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:

- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;

- выразительное чтение художественного текста;

- различные виды пересказа (подробный, краткий, выборочный, с элементами комментария, с творческим заданием);

- ответы на вопросы, раскрывающие знание и понимание текста произведения;

- заучивание наизусть стихотворных и прозаических текстов;

- анализ и интерпретация произведения;

- составление планов и написание отзывов о произведениях;

- написание сочинений по литературным произведениям и на основе жизненных впечатлений;

- целенаправленный поиск информации на основе знания ее источников и умения работать с ними.

Список учебно-методической литературы

Базовый учебник

Методическое обеспечение

Дидактическое

обеспечение

Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2ч. /Авт.-сост. В.Я Коровина и др. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2004

Скрипкина В.А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 5-8 классы: Метод.пособие. – 2-е изд. – М.: Дрофа, 1998.

Ерёменко Н.И. Нестандартные уроки литературы. 8-9 классы. /Сост. Н.И.Ерёменко. – Волгоград: Учитель – АСТ, 2005.

Литература. 8 класс: поурочные планы по учебнику В.Я.Коровиной: в 2 ч. — /Авт.-сост. С.Б.Шадрина. – Волгоград: Учитель, 2008.

Ерёмина О.А. Поурочное планирование по литературе. 8 класс к учебнику-хрестоматии «Литература. 8 кл.: Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. /Авт.-сост. В.Я.Коровина и др. – М.: Просвещение, 2008»: Методическое пособие/ О.А.Ерёмина. – М.: Издательство «Экзамен», 2003.

Турьянская Б.И., Комисарова Е.В., Гороховская Л.Н., Виноградова Е.А. Литература в 8 классе. Урок за уроком. – 3-е изд., М.: «Торгово-издательский дом «Русское слово – РС», 2002.

Репин А.В. Литература. 8 класс. Проверочные работы. – Саратов: Лицей, 2007.

Савина Л.Н. Уроки литературы в 8 классе. Поурочные планы. – Волгоград: Учитель, 2003.

1)Тесты к школьному курсу: Литература. 8 класс: Справочное пособие. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.

2) Читаем, думаем, спорим…: Кн. Для са-мостоят. Работы учащихся по лит.: 8 кл./ Авт.-сост. Г.И.Беленький, О.М.Хренова. – М.: Просвещение: АО «Учеб. Лит.», 1995

3) Макарова Б.А. Дидактические материалы по литературе. 8 класс: к учебнику В.Я. Коровиной. «Литература. 8 класс»/ Б.А. Макарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 8-м классе

№/№ урока

Тема урока

Количество

часов

Дата

Информационно-технологическое оснащение урока

План

Факт

Раздел 1. Введение -1

1.

Введение. Русская литература и история.

1

Устное народное творчество — 2

2.

В мире русской народной песни. Отражение жизни народа в народной песне. Частушки как малый песенный жанр. Кубан. Сказки и другие жанры фольклора Кубани

1

Презентация

3.

Предания как исторический жанр русской народной прозы. «О Пугачёве», «О покорении Сибири Ермаком». Особенности содержания и формы народных преданий. Кубан. Легенды и предания Кубани

1

Презентация

Раздел 2. Из древнерусской литературы – 2

4.

Из «Жития Александра Невского». Бранные подвиги и духовный подвиг. Художественные особенности воинской повести и жития.

1

Аудиозапись, картины: Г.Семирадский «Александр Невский принимает папских легатов», В.Серов «Въезд Александра Невского в Псков после Ледового побоища»

5.

«Шемякин суд». Изображение действительных и вымышленных событий – новшество литературы XVII века. Сатира на судебные порядки.

1

Гравюры XIX века

Раздел 3. Из литературы XVIII века — 3

6.

Д.И.Фонвизин. Слово о писателе. «Недоросль» (сцены). Сатирическая направленность комедии.

1

Аудиозапись, портрет

7.

«Недоросль». Проблема воспитания истинного гражданина. Понятие о классицизме.

1

Аудиозапись, сюжетные картинки

8.

Анализ эпизода комедии Д. И. Фонвизина

« Недорсль». Особенности анализа эпизода драматического произведения.

1

Сюжетные картинки

Раздел 4. Из литературы XIX века – 33

9.

И.А.Крылов. Поэт и мудрец. «Лягушки, просящие царя». Критика «общественного договора» Ж.-Ж.Руссо. Мораль басни.

1

Аудиозапись, портрет

10.

«Обоз» Критика вмешательства Александра I в стратегию и тактику Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Мораль басни.

1

Аудиозапись, сюжетные картинки

11.

К.Ф.Рылеев. Автор дум и сатир. «Смерть Ермака». Историческая тема думы. Ермак Тимофеевич – главный герой думы.

1

Аудиозапись, портрет

12.

А.С.Пушкин. Кубан. Пушкин на Кубани «Туча», «К***», «19 октября». Основные темы и мотивы лирики.

1

Аудиозапись, портреты А.С.Пушкина разных художников

13.

Рассказ об отношении поэта к истории и исторической теме в литературе.

1

Картинки с изображением бытовых сцен XVIII-XIX веков

14.

«История Пугачёва» (отрывки). История пугачёвского восстания в художественном произведении и историческом труде писателя и историка.

1

Портрет Пугачёва

15.

«Капитанская дочка». Особенности композиции. Гуманизм и историзм Пушкина

1

Сюжетные картинки А.Бенуа, С.Герасимова, П.Соколова

16.

Гринёв – жизненный путь героя, формирование характера Швабрин – антигерой. Значение образа Савельича в романе.

1

Сюжетные картинки А.Бенуа, С.Герасимова, П.Соколова

17.

Маша Миронова – нравственная красота героини.

1

Сюжетные картинки А.Бенуа, С.Герасимова, П.Соколова

18.

Историческая правда и художественный вымысел в романе. Различие авторской позиции в «Капитанской дочке» и «Истории Пугачёва».

1

Сюжетные картинки А.Бенуа, С.Герасимова, П.Соколова, аудиозапись

19.

Фольклорные мотивы в романе.

Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

1

Сюжетные картинки А.Бенуа, С.Герасимова, П.Соколова, аудиозапись

20.

Сочинение по роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

1

21.

«Пиковая дама». Проблема «человек и судьба» в идейном содержании повести. Композиция повести. Система образов-персонажей

1

Сюжетные картинки

22.

М. Ю. Лермонтов. Краткий рассказ о писателе, отношение к историческим темам. Кубан. Лермонтов и Кавказ

1

Аудиозапись, портрет

23.

«Мцыри». Мцыри как романтический герой.

1

Сюжетные картинки И.Тоидзе

24.

Образ монастыря и образы природы, их роль в произведении. Романтически-условный романтизм.

1

Сюжетные картинки, аудиозапись

25.

Сочинение по поэме М.Ю.Лермонтова «Мцыри»

1

26.

Н.В.Гоголь. Краткий рассказ о писателе, его отношение к истории, исторической теме в художественном произведении.

1

Аудиозапись, портрет

27.

Н.В.Гоголь. «Ревизор». Комедия «со злостью и солью». История создания комедии.

1

Сюжетные картинки П.Боклевского, аудиозапись

28.

Разоблачение пороков чиновничества. Новизна финала, немой сцены, своеобразие действия пьесы.

1

Сюжетные картинки, аудиозапись

29.

Хлестаков и «миражная интрига». Хлестаковщина как нравственное явление.

1

Сюжетные картинки, аудиозапись

30.

Поворот русской драматургии к социальной теме.

Подготовка к домашнему сочинению.

1

Сюжетные картинки, аудиозапись

Домашнее сочинение «Роль эпизода в драматическом произведении» (на примере элементов сюжета и композиции комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»)

31.

Н,В, Гоголь. «Шинель». Образ «маленького человека» в литературе. Потеря Башмачкиным лица .

1

Сюжетные картинки по произведению, картины с изображением Петербурга.

32.

Петербург как символ вечного адского холода. Роль фантастики в художественном произведении.

1

Сюжетные картинки по произведению, картины с изображением Петербурга.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст