рабочая программа 1-4

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖДЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»

«Утверждаю»

Директор школы:

________________

Серова Г.П.

Приказ № ______ от

«__» __________ 2012г.

«Согласовано»

с заместителем директора по УВР ______________

___________________

Воронкова Н.В./

Рыбкина З.И.

«Рассмотрено»

на заседании кафедры

_________________

Симакова Е.В.

Протокол № ____ от

«__» ___________ 2012г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного предмета

«МУЗЫКА»

Ступень обучения: 1- 4

на 2012 – 2016 годы

Срок реализации программы: 4 года

Учитель музыки:

Минчева Людмила Николаевна

первая категория

Эксперт:

_____________________________

______________________________

______________________________

2012 – 2013 учебный год

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» для начальной школы общеобразовательных учреждений составлена в соответствии с основными положениями:

Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования по искусству.

Примерной программы начального общего образования по музыке.

Программы «Музыка. Начальные классы» — Е.Д. Критской, Г.П. Сергеевой, Т.С. Шмагиной. (Издательство «Просвещение», 2011).

Пояснительная записка

Музыка в начальной школе является одним из основных предметов, обеспечивающих освоение искусства как духовного наследия человечества. Опыт эмоционально — образного восприятия музыки, знания и умения, приобретенные при её изучении, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности станут фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечат введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Изучение музыки в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

Воспитание музыкальной культуры учащихся как неотъемлемой части духовной

культуры.

Развитие эмоционально-ценностного отношения к миру, явлениям жизни и искусства.

Формирование устойчивого интереса к искусству, художественным традициям своего народа и достижениям мировой культуры.

Освоение знаний о музыкальном искусстве.

Овладение практическими умениями и навыками художественно — творческой деятельности.

Задачи:

Воспитание интереса и любви к музыкальному искусству, художественного вкуса, чувства музыки как музыкальной грамотности, интереса к народным традициям, культурным ценностям родного края.

Развитие активного восприятия школьниками лучших образцов мировой музыкальной культуры прошлого и настоящего, накопление на его основе багажа музыкальных впечатлений, интонационно – образного словаря, первоначальных знаний о музыке.

Развитие желания и умения воплощать в творческом движении настроение, характер и процесс развития музыкального образа.

Поощрение желания детей передавать в рисунке настроение музыкального произведения.

Формирование опыта игры на музыкальных инструментах.

Обучение хоровому исполнительству.

Общая характеристика учебного процесса

Отличительная особенность программы и всего учебно – методического комплекса:

включение в контекст уроков музыки сведений из истории, литературы и изобразительного искусства.

Зрительный ряд выполняет функцию эмоционально – эстетического фона, усиливающего понимание детьми содержания музыкального произведения.

Урок музыки – урок искусства, нравственно-эстетической основой которого является художественно- педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребёнка « вечные темы» искусства: добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть, материнство, защита Отечества и другие, запечатление в художественных образах. Художественно – педагогическая идея позволяет учителю и ребёнку осмыслить музыку сквозь призму общечеловеческих ценностей.

Виды музыкальной деятельности на уроках музыки по данной программе разнообразны и направлены на реализацию принципов развивающего обучения.

Это хоровое и ансамблевое пение, пластическое и музыкально – ритмические движения, игра на музыкальных инструментах, инсценирование (разыгрывание) песен, сюжетов сказок, музыкальных пьес программного характера, освоение музыкальной грамоты как средства фиксации музыкальной речи.

Помимо этого дети учатся размышлять о музыке, импровизировать – (речевая, вокальная, ритмическая, пластическая импровизация), составлять домашнюю фонотеку, создавать рисованные мультфильмы, озвучивать их знакомой музыкой, писать небольшие литературные сочинения о музыке, музыкальных инструментах и музыкантах и др. В процессе обучения они рисуют на темы полюбившихся музыкальных произведений, выполняют эскизы костюмов и декораций к операм, балетам и музыкальным спектаклям, составляют художественные коллажи, поэтические дневники, программы концертов.

Основные виды учебной деятельности школьников:

Слушание музыки. Опыт эмоционально – образного восприятия музыки, различной по содержанию, характеру и средствам музыкальной выразительности. Обогащение музыкально — слуховых представлений об интонационной природе музыки во всём многообразии её видов и жанров.

Пение. Самовыражение ребёнка в пении. Воплощение музыкальных образов при разучивании и исполнении произведений. Освоение вокально – хоровых умений и навыков для передачи музыкально – исполнительского замысла, импровизации.

Инструментальное музицирование. Коллективное музицирование на элементарных музыкальных инструментах . Участие в исполнении музыкальных произведений. Опыт индивидуальной творческой деятельности (сочинение, импровизация).

Музыкально – пластическое движение. Общее представление о пластических средствах выразительности. Индивидуально – личностное выражение образного содержания музыки через пластику. Коллективные формы деятельности при создании музыкально – пластических композиций. Танцевальные импровизации.

Драматизация музыкальных произведений. Театральные формы музыкально –творческой деятельности. Музыкальные игры, инсценирование песен, танцев, игры – драматизации. Выражение образного содержания музыкальных произведений с помощью выразительности различных искусств.

Методы музыкального воспитания:

Художественное, нравственно – эстетическое познание музыки.

Интонационно – стилевое постижение музыки.

Эмоциональная драматургия.

Концентричность организации музыкального материала.

«Забегание вперёд» и возвращение к пройденному.

Создание «композиций» (в форме диалога, музыкальных ансамблей и др.).

Игры.

Художественный контекст (выход за пределы музыки).

Предпочтительными формами организации учебного процесса на уроке является групповая, коллективная работа с учащимися. В программе предусмотрены нетрадиционные формы проведения уроков: уроки – путешествия, уроки – игры, урок – экскурсия, уроки – концерты. Контроль знаний, умений и навыков (текущий, тематический, итоговый) на уроках музыки осуществляется в форме устного опроса, самостоятельной работы, тестирования. Промежуточная аттестация проводится в соответствии с требованиями к уровню подготовки учащихся 1 класса начальной школы в форме итоговых тестов в конце каждого раздела.

Структуру программы составляют разделы, в которых обозначены основные содержательные линии, указаны музыкальные произведения. Названия разделов являются выражением художественно – педагогической идеи блока уроков, четверти, года.

Место предмета в учебном плане:

В соответствии с учебным планом в 1 классе на учебный предмет «Музыка» отводится 33 часа (из расчета – 1 час в неделю).

В соответствии с учебным планом в 2 -4 классах на учебный предмет «Музыка» отводится 34 часа (из расчета – 1 час в неделю).

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета:

Развитие устойчивого интереса к музыкальным занятиям.

Побуждение эмоционального отклика на музыку разных жанров.

Развитие умений учащихся воспринимать музыкальные произведения с ярко

выраженным жизненным содержанием, определение их характера и настроения.

Формирование навыков выражения своего отношения к музыке в слове,

пластике, а так же – мимике.

Развитие певческих умений и навыков ( координации между слухом и голосом,

выработка унисона, кантилены, спокойного дыхания), выразительное исполнение

песен.

Развитие умений откликаться на музыку с помощью простейших движений и

пластического интонирования, драматизация пьес программного характера.

Формирование навыков элементарного музицирования на простейших

инструментах.

Освоение элементов музыкальной грамотности как средства осознания

музыкальной речи.

1 класс

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу первого класса учащиеся должны знать:

Какова роль музыки в повседневной жизни человека.

Основные понятия и музыкальные термины, виды музыкальной деятельности,

принципы развития музыки, формы музыкальных сочинений, виды театров,

жанры музыки.

Музыкальные произведения, называть их авторов.

К концу первого класса учащиеся должны уметь:

Эмоционально откликаться на музыку разных жанров.

Определять характер и настроение музыкальных произведений с ярко

выраженным жизненным содержанием.

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

Продемонстрировать понимание интонационно — образной природы

музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности

в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений разных видов искусства.

Выражать своё отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике.

К концу первого класса учащиеся должны владеть:

Певческими навыками, выразительным исполнением песен.

Навыками элементарного музицирования на простейших инструментах.

Элементами музыкальной грамоты.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД:

Ценностно – смысловая ориентация учащихся.

Действие смыслообразования.

Нравственно – этическое оценивание.

Коммуникативные УУД:

Умение выражать свои мысли.

Разрешение конфликтов. Постановка вопросов.

Управление поведением партнёра: контроль, коррекция.

Регулятивные УУД:

Целеполагание

Волевая саморегуляция.

Коррекция.

Оценка качества и уровня усвоения.

Общеучебные УУД:

Умение структурировать знания.

Смысловое чтение.

Знаково – символическое моделирование.

Выделение и формулирование учебной цели.

Планирование деятельности для достижения результата.

Логические Д:

Анализ объектов.

Синтез, как составление целого из частей.

Классификация объектов.

Доказательство.

Выдвижение гипотез и их обоснование.

Построение логической цепи рассуждения.

2 класс

Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу второго класса учащиеся должны знать:

Какова роль музыки в повседневной жизни человека.

Основные понятия и музыкальные термины, виды музыкальной деятельности,

принципы развития музыки, формы музыкальных сочинений, виды театров,

жанры музыки.

Музыкальные произведения, называть их авторов.

К концу второго класса учащиеся должны уметь:

Эмоционально откликаться на музыку разных жанров.

Определять характер и настроение музыкальных произведений с ярко

выраженным жизненным содержанием.

Определять виды музыки, сопоставлять музыкальные образы в звучании различных музыкальных инструментов, в том числе и современных электронных.

Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного (хорового, инструментального) воплощения различных художественных образов.

Продемонстрировать понимание интонационно- образной природы

музыкального искусства, взаимосвязи выразительности и изобразительности

в музыке, многозначности музыкальной речи в ситуации сравнения произведений

разных видов искусства.

Выражать своё отношение к музыке в слове, пластике, жесте, мимике.

К концу второго класса учащиеся должны владеть:

Певческими навыками, выразительным исполнением песен.

Навыками элементарного музицирования на простейших инструментах.

Навыками исполнения музыкальных произведений отдельных форм и жанров:

пение, драматизация, музыкально – пластическое движение, импровизация и др..

Элементами музыкальной грамоты.

Формирование универсальных учебных действий.

Личностные УУД

Ценностно – смысловая ориентация учащихся.

Действие смыслообразования.

Нравственно – этическое оценивание.

Коммуникативные УУД

Умение выражать свои мысли.

Разрешение конфликтов. Постановка вопросов.

Управление поведением партнёра: контроль, коррекция.

Регулятивные УУД

Целеполагание

Волевая саморегуляция.

Коррекция.

Оценка качества и уровня усвоения.

Общеучебные УУД

Умение структуировать знания.

Смысловое чтение.

Знаково – символическое моделирование.

Выделение и формулирование учебной цели.

Планирование деятельности для достижения результата.

Логические УУД

Анализ объектов.

Синтез, как составление целого из частей.

Классификация объектов.

Доказательство.

Выдвижение гипотез и их обоснование.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст