раб тетрадь

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Горно-Алтайский государственный университет»

Психолого-педагогический факультет

Кафедра социальной педагогики

РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ

ПО КУРСУ

«ОСНОВЫ ПРОФОРИЕНТОЛОГИИ»

ФИО студента ______________________________________________

Факультет __________________________________________________

Курс _______________________________________________________

Группа _____________________________________________________

Горно-Алтайск 2013

Тема 1. Основные направления развития системы профориентации

1. Дайте определения следующим понятиям:

Профессиональное просвещение___________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Профессиональное информирование________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Профессиональная пропаганда______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Профессиональная диагностика_____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Профессиональная консультация____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Профессиональный отбор (подбор)___________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Социально-профессиональная адаптация______________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Профессиональное трудоустройство__________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Профессиональное воспитание______________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Найдите в социально-педагогической и психолого-педагогической литературе определения профориентации, запишите источник, сравните их, подготовьте свои суждения по данному вопросу.

Профориентация_________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Профориентация__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Профориентация__________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы_________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Опишите практику организации профориентационной работы в современных развитых государствах (на выбор: Швеция, Япония, Германия, Норвегия, Великобритания, Италия, Америка). Результаты выполнения задания оформите в виде доклада.

Требования к докладу:

Титульная страница: название доклада, факультет, курс, группа, ФИО.

Содержание доклада (до 4 страниц).

Список используемой литературы.

Доклад оформляется в печатном варианте.

Тема 2. Профориентология как профессия

На основе анализа содержания основных видов деятельности профориентолога заполните таблицу:

Виды деятельности

Содержание деятельности

Профконсультирование

Психологическая профилактика

Психологическая помощь

Профдиагностика

Мониторинг профессионального развития

Психолого-педагогическое сопровождение

2. На основе анализа этического кодекса психолога приведите примеры возможных проблем в работе профориентолога:

1.___________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Заполните таблицу «Объекты и содержание деятельности профориентолога»:

Объекты деятельности

Содержание деятельности

1.

2.

3.

4.

5.

Тема 3. Возрастные особенности профессионального самоопределения

1. Дайте определения следующим понятиям:

Оптация_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Адаптант_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Интернал_________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Профессиональное развитие________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Профессиональное становление____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Профессионал____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Профессионализм_________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Профессионализация______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Квалификация____________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Профессиональная деформация______________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Профессиональная стагнация________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Заполните таблицу:

Этапы становления профессионала по Е.А. Климову

Профессиональное просвещение

Профессиональная диагностика

Профессиональная консультация

Профессиональный отбор

Профессиональная адаптация

Стадия оптации

Стадия адепта

Стадия адаптанта

Стадия интернала

Стадия мастера

Стадия авторитета

Стадия наставника

3. Заполните таблицу «Особенности кризисов профессионального становления» (по Н.С. Пряжникову):

Факторы, обусловившие кризис

Пути преодоления

Кризис учебно-профессиональной адаптации (от 14-16 до 16-17 лет)

Кризис профессионального обучения

Кризис профессиональных экспектаций

Кризис профессионального роста (23-25 лет)

Кризис профессиональной карьеры (30-35 лет)

Кризис социально-профессиональной самоактуализации (38-42 года)

Кризис угасания профессиональной деятельности (55-60 лет)

Кризис социально-психологической адекватности (65-70 лет)

В таблице представлены разные профессионально-возрастные группы. Опишите специфику профориентационной работы с каждой из категорий.

Профессионально-возрастная группа

Особенности ожиданий

Специфика профориентационной работы

Выпускники школ

Конкретный (окончательный) выбор профессии. Стремление к «философствованию» (как вариант ухода от решения конкретных задач).

Абитуриенты

Выбор факультета, кафедры, специальности.

Студенты

Уточнение специальности. Выбор темы курсовой или дипломной работы. Выбор научного руководителя. Выбор места производственной практики. Проблемы, связанные с кризисом профессионального обучения.

Выпускники профессиональных учебных заведений

Поиск места работы.

Работающие специалисты (период профессиональной адаптации)

Установление контактов с коллективом. Проблемы недостаточности опыта, незнания особенностей организации и т.п.

Специалисты, работающие в стабильных организациях

Перемещение по служебной лестнице (принятие решения о переходе на другой участок работы, на руководящую должность). Проблемы, связанные с нормативными кризисами профессионального становления: 30 лет – смена друзей (бывшей среды сокурсников на среду коллег по работе), 40 лет – оценка своей успешности.

Безработные

Срочное трудоустройство

Работники предпенсионного возраста

Отсрочка выхода на пенсию. Выбор занятия на пенсии. Стремление осмыслить свою жизнь.

Пенсионеры

Стремление поделиться опытом, рассказать о себе. Стремление осмыслить свою жизнь и найти сферы применения своей активности.