публичная лекция Миссия учителя

Упала с неба капля дождевая,Всего минуту, может, прожила.И, всё же, век короткий доживая,Она травинку напоить смогла,Да так, что та окрепла, осмелелаИ в рост пошлаКак люди ходят в путь.Вот так и мне суметь быЖизнью всей и деломПролиться каплей для кого-нибудь.

Великий Сократ говорил, что все профессии в мире от людей и только три от Бога- это педагог, врач и судья. Сегодня мы не будем говорить о судье и враче, а давайте, поговорим о самой мирной и земной профессии – профессии учителя. Что такое учитель, что он для общества? В чем миссия учителя, для чего он нужен и нужен ли вообще?

Мы живем 21веке и современному обществу необходимы личности, способные творчески мыслить, реализовывать приобретаемые знания, быть коммуникативными, контактными в любых социальных группах. Сегодня общество нуждается в людях, которые самостоятельно могут и умеют трудиться над развитием самого себя: своего интеллекта, своей культуры.

Во все времена основу цивилизации составляли такие человеческие ценности как нравственность, сострадание, порядочность, мудрость, доброта. Нельзя стать личностью без этих качеств. Прежде всего, необходимо научить ребенка простым человеческим чувствам: любви, доброте, отзывчивости, пониманию, состраданию, справедливости.

Миссию социализации ребенка возлагается на семью , социум, т.е. окружающих его людей, а самое главное на школу. И конкретно на учителя

А нужен ли сегодня учитель? Наш век стремительный и добыть знания и информацию человек вполне может самостоятельно .Компьютер поможет добыть информацию, книга дает пищу к размышлению, а что сегодня дает учитель? Учебники, образовательные программы и пособия — все они даже называются по-особому — самоучитель. Но может ли такой самоучитель любить, хвалить и поддерживать, оберегать и останавливать? Что даст ребенку «чистое знание» без примеси нравственного чувства? Что станет с цивилизованными людьми, забывшими свои культурные истоки?

Сегодня люди уже не могут управлять теми изменениями, которые сами внесли в этот мир. Все, в итоге, сводится к человеческим качествам, к преобразованию мышления, к той самой тайне создания человека человеком — к воспитанию и учению.

Учит и воспитывает учитель.

Учитель по большому счету, в ответе за жизнь на Земле. Учитель создает завтрашний образ, завтрашний лик нашей Планеты. И, может быть, земля станет безликой и серой, безобразной и безжизненной, а может быть, — зеленой, живой, сияющей. Значит, труд учителя в сегодняшней жизни должен восприниматься и оцениваться как миссия. Миссия — великий труд на благо человечества.

В народе говорят , что учитель отвечает перед Всевышним за свой труд. О человеке, выполняющем столь ответственную задачу, сказано, что он «трости надломленной не переломит и льна курящегося не угасит». Не сломать душу, не доломать уже треснувший мир ребенка а дать возможность подняться, поверить в свои силы- задача учителя Самое главное приобретение ребенка в школьные годы – чувство собственного достоинства. Это вера в себя, в свои силы, в свои возможности, свою успешность. А что значит почувствовать себя успешным? Это желание работать, это положительное отношение к людям, к самому себе и окружающим. Учитель всегда занимал в школе особую роль, он учит детей жить, выбрать правильную дорогу в этом сложном мире. Учитель своими жестами, взглядом, словами должен создать у детей внутреннюю позицию — «я помогу тебе», «я думаю о тебе», «я забочусь о тебе» Творить мир ребенка наполнять этот мир красками природы, верить в невидимое и быть уверенным в том, чего еще нет в новом благородном человеке — вот работа учителя

Чуткость духа недремлющего обязательно должна быть в учителе. Педагог сам должен ощущать себя частичкой мироздания творить новый дом имя, которому завтра как у великого пророка Востока Халила Джибрана,

Наши дети вовсе не наши дети,

Они сыновья и дочери извечной мечты бытия- воссоздать себя.

От нас, но не из нас они родом,

И хотя они с нами, но не мы их хозяева.

Мы можем подарить им любовь, но не мысли наши,

Ибо мысли они имеют свои.

Мы даем кров их телам, но не душам,

Ибо их души заселяют дом имя, которому- Завтра.

Мы можем попробовать уподобиться им,

Но даже не пытайтесь уподобить их себе,

Ибо жизнь не отступает назад и вчерашнего дня не ждет.

Есть определенная закономерность: если хочешь, чтобы ребенок был добрым, честным, ответственным — начни с самого себя. Если учитель заряжает своим умением общаться, уважительным отношением к людям, своей любовью, успешностью, творчеством – к этому будут стремиться и его ученики.

Мечта любой школы, любого ученика — умный, добрый, все понимающий и умеющий учитель. Стремиться надо именно к этому.

Учитель учит на каждом уроке. Читают ли дети рассказ из учебника о героическом прошлом нашего народа, работают ли с историческим документом или научной статьей по обществознанию, пишут ли эссе-размышление — идет сложная работа, где дети учатся размышлять, наблюдать, анализировать, сравнивать, оценивать свои достижения. Мое педагогическое кредо – это сотрудничество меня и моих учащихся. Я убеждена: знание мы должны «открывать» вместе, не я объясню, а мы вместе догадаемся, не я покажу, мы вместе сделаем, не я научу, а мы вместе достигнем.

Слова «учитель» и «ученик» образованы от одного корня. Смысл слова «учитель» от слова «учитывать». Учитывать то, что каждый ребенок неповторим, индивидуален, талантлив. Нужно только своевременно разглядеть искорку, направить, развить ее Это самое важное дело, которое должен делать учитель.

Учитель – это творец, он всегда открыт для нового знания, постоянно растет профессионально, получает удовлетворение и удовольствие от своего труда.

Что увековечивает учитель в своих учениках?

Чему и кому будут служить мысли и образы, созданные учителем? «Учитель прикасается к вечности», — эти слова Генри Адамса должны гореть в каждом учителе.

Учитель — это состояние души. Это образ жизни. Это философия и мировоззрение. Результат работы учителя, ее смысл – духовное рождение человека в истине, красоте, свободе и любви, создание и раскрытие человеческой души по образу и подобию Божьему.