проведение практических и лабораторных работ по русскому языку

Проведение лабораторных работ на уроках русского языка в 11-м классе

Язык является средством общения и воздействия,средством хранения и усвоения знаний. В связи с этим язык имеет особенный междисциплинарный статус среди других школьных предметов. При обучении русскому языку, в том числе и в старших классах, с методической точки зрения целесообразным является применение тех форм и методов работы, которые являются для учащихся знакомыми при изучении других предметов и направлены на формирование не только специальных, предметных, но и общеучебных умений и навыков. Одной из таких форм обучения является лабораторная работа.

Слово «лаборатория» происходит от латинского слова «labor» – труд, работа,трудность. Его смысл с далеких времен связан с применением умственных и физических усилий для разрешения возникших научных и жизненных задач.Лабораторные занятия, лабораторные работы –один из видов самостоятельной, практической работы и исследования учащихся в разных видах учебных заведений. Лабораторные занятия интегрируют теоретико-методологические знания и практические умения и навыки учащихся в едином процессе деятельности учебно-исследовательского характера.

Важно так ставить лабораторные задания, чтобы они вели учащихся к дальнейшей углубленной самостоятельной работе, активизировали их мыслительную деятельность, вооружали методами самостоятельной практической работы.

Самостоятельная работа способствует:

• углублению и расширению знаний;

• формированию интереса к познавательной деятельности;

• овладению приемами процесса познания;

• развитию познавательных способностей.

Использование лабораторных работ на уроках русского языка подчинено следующим целям обучения:

Формирование высокого уровня осознанной мотивации учения.

Обобщение, закрепление, углубление, систематизация ранее полученных знаний на основе повторения блоками.

Развитие навыков самостоятельной исследовательской работы.

Развитие и совершенствование способов умственной деятельности (сравнение, анализ, расчленение на части, классифицирование, выделение существенных свойств, выделение главного и др.) и общеучебных умений и навыков (актуализация изученного ранее, приведение примеров, последовательное изложение в письменной форме своих мыслей, работа с учебной и справочной литературой и др.).

При проведении лабораторных работ на уроках русского языка следует учитывать следующее:

Время выполнения лабораторной работы – 2 учебных часа.

Учебная и справочная литература должна находиться на каждой парте.

Количество анализируемых и исследуемых материалов должно соответствовать количеству учащихся в классе.

Каждая лабораторная работа оценивается учителем, и качество её выполнения фиксируется в матрице.

Возможная тематика лабораторных работ по русскому языку в 11 классе по учебнику под редакцией А. И. Власенкова и Л. М. Рыбченковой:

Особенности простого предложения.

Виды осложнения простого предложения.

Особенности публицистического стиля.

Особенности художественного стиля.

Виды тропов и стилистических фигур в художественном тексте.

Синтаксис и пунктуация сложного предложения.

Распределение заданий разных типов КИМов ЕГЭ разных лет по содержанию.

Рассмотрим содержание одной из предложенных лабораторных работ.

Лабораторная работа №6.

Тема: Синтаксис и пунктуация сложного предложения.

Цели урока:

Образовательные:

- проконтролировать степень усвоения следующих основных умений и навыков: опознавать по изученным признакам синтаксические единицы,группировать явления синтаксиса по заданным признакам, давать анализ и характеристику изученных признаков и явлений.

- обозначить межпредметные связи.

Развивающие:

- развивать способы умственной деятельности:сравнение, выделение главного, поиск примера,соответствующего условию;

- развивать самостоятельность мышления в учебной деятельности в ходе урока;

- развивать внимание и память.

Воспитательные:

- развивать эстетический вкус посредством восприятия художественного текста;

– воспитывать уважительное и бережное отношение к русскому языку;

- опираясь на решение воспитательных задач,формировать у учащихся общечеловеческое мировоззрение.

Оборудование:

Русская литература, ХХ век. Хрестоматия для 11 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч 1/Сост. А.В.Баранников и др.- М.: Просвещение.

План проведения лабораторной работы (по количеству учащихся).

Этапы работы:

1) Организационный.

Приветствие учителя, организующие работу класса распоряжения учителя. Объявление целей предстоящей работы. Мотивация.

2) Проверка домашнего задания.

Актуализация опорных знаний в форме фронтального опроса (грамматическая основа,сложное предложение, интонация, союзы, союзные слова, ССП, СПП, главная и придаточная части СПП,СПП с несколькими придаточными, БСП, сложные предложения с разными видами союзной и бессоюзной связи, авторская пунктуация, схема сложного предложения).

Схематический диктант (два ученика работают у доски, остальные – в рабочих тетрадях):

Однажды я находился в одном из тех прелестных уголков Петербургского университета, где студенты пьют чай, слегка подтрунивая над специальностью друг друга.

Я ждал известного египтолога, которому принёс в подарок абиссинский складень.

Мой складень имел посредственный успех: говорили о его антихудожественности, о европейском влиянии.

Гораздо больше интересовались тем моим путешествием, которое я совершил, и задавали много вопросов.

И как я не уверял, что львов надо искать неделями, что гиены трусливее зайцев, я видел, что мне почти не верят.

Мне предложили рассказать о путешествии в Академии наук, и я согласился.

Взаимопроверка, выставление оценок ученикам,работающим у доски.

3) Практическая часть лабораторной работы.

Цель – поиск предложений в текстах художественной литературы, соответствующих определённым требованиям и составление их схем,определить особенности употребления сложных предложений у предложенного автора в анализируемых текстах.

Работа выполняется по вариантам. В качестве анализируемых текстов используются стихотворения из хрестоматии по литературе.Например, для 1 варианта предлагаются стихотворения А. А. Ахматовой “Стихи о Петербурге”, “Я пришла к поэту в гости”,“Мужество”, “Творчество”, для 2 варианта –стихотворения А. А. Блока “На поле Куликовом”,“Русь”, для 3 варианта – стихотворения Б. Л.Пастернака “На ранних поездах”, “Зимняя ночь”,“Свидание”.

План проведения лабораторной работы:

1) Найти в предложенных художественных текстах:

а) ССП;

б) СПП;

в) БСП;

г) сложные предложения с различными видами связи.

2) Выписать сложные предложения и разобрать их по плану:

1. Выделить грамматическую основу.

2. Обозначить границы предложений скобками.

3. Задать вопрос, где это возможно.

4. Выделить союзы и союзные слова.

5. Составить схему предложения.

6. Отметить случаи авторской пунктуации.

3) Сделать вывод о количественном составе сложных предложений в анализируемых текстах и особенностях употребления сложных предложений у предложенного автора.

4) Подведение итогов урока.

5) Домашнее задание.

Составить связный текст из разных видов сложных предложений на тему “Необычное в обычном”.

Результаты лабораторной работы оформляются в виде матрицы:

Ф.И учащихся

Поиск сложного предложения

Определения вида сложного предложения

Определение границ простого предложения в составе сложного

Определение главной и придаточной части СПП

Постановка вопроса к придаточной части СПП

Выделение союзов и союзных слов

Различение союзов и союзных слов

Составление схемы предложения

Вывод

Оценка