программа вокального кружка Детство

Программа работы вокального кружка

«Детство»

Введение

Музыка, не упоминая ни о чем, может рассказать все. Происходит общение чувств – разговор сердец.

Именно это обстоятельство побудило к созданию программы «Мир вокального искусства». Очень хочется «окунуть» учащихся в прекрасный мир музыки, тот, в котором музыка открывает слово, делает его белее взволнованным, а слово придает музыке большую определенность.

Как важно сегодня воспитать молодежь на хороших образцах вокальной музыки, в которой мелодия и текст обогащают, углубляют друг друга, и песенный образ благодаря этому приобретает исключительное воздействие на нас. Не случайно песню называют вечным спутником человека. На протяжении всей нашей жизни она сопровождает нас, вдохновляет на труд, на подвиги, на любовь. Ей мы доверяем лучшие свои качества, с ней вместе грустим и радуемся, надеемся и мечтаем.

Но приходится сознавать, что зачастую ребята, не понимая истинного прекрасного, что дает нам музыка, увлекаются бессмысленными песнями, весьма далекими от хорошего вкуса, забывает об отечественных традициях вокала и возможностью голосового аппарата: петь, а не кричать или шептать песнями, превращая все в хаос звуков, режущих слух, разрушающих нервную систему. Пользы от такой музыки никакой – один вред.

Как помочь ребенку разобраться в огромном количестве вокальной музыки, как лучше познакомить с замечательными гражданскими, лирическими, комедийными песнями которые приятно и легко слушать и радостно и желанно исполнять?

Как показать младшему школьнику, что хорошая музыка возвышает человека, делает его чище и благороднее?

Этими проблемами и руководствовался автор при разработке данной программы.

Пояснительная записка

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит кружку вокального пения – на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.

Воспитание детей на вокальных традициях является одним из важных средств нравственного эстетического воспитания возрастающего поколения.

Песня, современная песня в лицее – школе – это эффективная форма работы с детьми различного возраста.

Занятия в кружке побуждает у ребят интерес к вокальному искусству, что дает возможность, основываясь на симпатии ребенка, развивать его музыкальную культуру.

Без должной вокально-хоровой подготовки невозможно оценить вокальную культуру, проникнуться любовью к вокальной и хоровой музыке.

В кружке вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят и индивидуально, и небольшими группами (12-15 человек), и каждый ребенок пробует свои силы как в ансамблевом пении, так и в сольном.

В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.

При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Ведущее место в этом процессе принадлежит сольному пению и пению в ансамбле.

Обучение вокалу происходит быстрее, если перерывы между уроками сокращены. Самый длительный перерыв, не более 3-х дней, так как вокальная память (мышечные ощущения) короткая.

В кружок вокального пения приглашаются дети как младшего школьного, так и старшего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие.

Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.

В программе кружка вокального пения индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и музыкальных данных.

Работа кружка направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении кружковцев готовятся для городских конкурсов сольного пения и для других мероприятий.

Программа включает в себя беседы, слушание музыки, тематические вечера, концерты.

Программа углубляет и расширяет занятия музыкой в школе, даёт возможность обогатить школьные мероприятия выступлением ансамблей, сольных исполнителей, а также планировать совместные проекты, сочетающие общеобразовательные задачи с задачами профессионально-исполнительского мастерства.

Новизна данной программы заключается в использовании в образовательном процессе комплекса игровых упражнений на развитие эмоционально-личностной сферы у детей и коррекцию психоэмоциональных состояний.

Актуальность данной программы заключается в развитии творческих способностей обучающихся и их творческого самовыражения.

Педагогическая целесообразность обусловлена необходимостью развития музыкального слуха, вокальных способностей, интереса к пению.

В программе предусматривается следующая последовательность и порядок изучения:

1 год – 2 часа в неделю, 72 часа в течение года, 18 часов на индивидуальную и концертную деятельность;

2 год – 3 часа в неделю, 108 часов в течение года, 24 часа на индивидуальную и концертную деятельность;

3 год — 3 часа в неделю, 108 часов в течение года, 30 часов на индивидуальную и концертную деятельность;

4 год — 4 часа в неделю, 144 часа в течение года, 32 часа на индивидуальную и концертную деятельность;

Программа рассчитана на обучение детей в возрасте от 7 до 14 лет.

Цель программы: развитие творческих способностей у обучающихся, вокальных и хореографических навыков, воспитание культурно развивающейся личности.

Задачи:

Образовательные:

обучить основам вокального искусства;

ознакомить с музыкальными жанрами и стилями

произведений российских и зарубежных авторов и исполнителей;

обучить восприятию и анализу музыки;

освоить музыкальные термины (унисон, ритм, темп, тембр и т.д.);

обучить технике дыхания, правильной артикуляции, звуковедению,

свободной слуховой ориентации в разных звуковых регистрах;

обучить правилам культуры поведения;

обучить правилам гигиены голоса;

обучить основам хореографии;

обучить технике безопасности.

Развивающие:

развивать музыкальные способности (звуковысотный слух, чувство

ритма, темпа и т.д.);

развивать память, внимание, мышление, воображение, фантазию,

творческую инициативу;

формировать навыки контакта с руководителем (точное реагирование на

жесты и др.);

формировать навыки правильной артикуляции;

развивать активизацию мимики и эмоционального отклика на музыку;

развивать умение осознанного отношения к дыханию;

развивать умение слушать других и находиться с ними в ансамбле;

развивать, умение певческой установки;

развивать координацию и выносливость;

развивать физические данные;

формировать эстетический вкус.

Воспитательные:

воспитывать коммуникативные качества у учащихся;

воспитывать волевые качества: активность, целеустремлённость,

упорство и настойчивость;

способствовать усвоению системы нравственно-этических норм;

обучать культуре общения.

Задачи данной программы опираются на принципы дидактики:

сознательности;

наглядности;

систематичности и последовательности;

прочности;

связи теории с практикой.

Контроль: творческие задания, опрос, сдача партий, концерты, творческие

встречи, участие в конкурсах и фестивалях.

В основе программы лежит системно-деятельностный подход.

Возрастные особенности младшего школьного возраста:

Ведущий вид деятельности – учебная деятельность. Дети этого возраста обладают образной памятью и наглядным мышлением, на занятиях им необходим образец. У детей этого возраста развито непроизвольное внимание, дети неусидчивы, быстро утомляются, поэтому занятие должно быть разнообразно. С большим увлечением они занимаются практической работой.

Для среднего и старшего школьного возраста характерен переход к рационально – логическому восприятию, для которого наиболее адекватными формами станут практические занятия, групповые занятия, конкурсы, драматизация и ролевые игры, общественные акции и проекты.

Предполагаемые результаты

Первый год обучения:

наличие интереса к вокальному искусству;

верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;

быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать

дирижерские жесты;

петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;

соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо,

ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их

на колени (при пении сидя);

исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до)

первой октавы — до второй октавы.

Второй год обучения:

наличие интереса к вокальному искусству; стремление к вокально-

творческому самовыражению (пение соло, ансамблем, участие в

импровизациях, участие в музыкально-драматических постановках);

владение некоторыми основами нотной грамоты, использование голосового

аппарата;

проявление навыков вокально-хоровой деятельности (вовремя начинать и

заканчивать пение, правильно вступать, умение петь по фразам, слушать

паузы, правильно выполнять музыкальные, вокальные ударения, четко и

ясно произносить слова — артикулировать при исполнении);

уметь двигаться под музыку, не бояться сцены, культура поведения на

сцене;

стремление передавать характер песни, умение исполнять легато, нон

легато, правильно распределять дыхание во фразе, уметь делать

кульминацию во фразе, совершенствовать свой голос;

умение исполнять более сложные длительности и ритмические рисунки

(ноты с точкой, пунктирный ритм), а также несложные элементы

двухголосия – подголоски.

Третий год обучения:

наличие повышенного интереса к вокальному искусству и вокальным

произведениям, вокально-творческое самовыражение (пение в ансамбле и

соло, участие в импровизациях, активность в музыкально- драматических

постановках);

увеличение сценических выступлений, движения под музыку, навыки

ритмической деятельности;

проявление навыков вокально-хоровой деятельности (некоторые элементы

двухголосия, фрагментарное пение в терцию, фрагментарное отдаление и

сближение голосов – принцип «веера», усложненные вокальные

произведения);

умение исполнять одноголосные произведения различной сложности с не

дублирующим вокальную партию аккомпанементом, пение а капелла в

унисон, правильное распределение дыхания в длинной фразе,

использование цепного дыхания;

усложнение репертуара, исполнение более сложных ритмических рисунков;

участие в конкурсах и концертах, умение чувствовать исполняемые

произведения, правильно двигаться под музыку и повышать сценическое

мастерство.

Четвертый год обучения:

проявление навыков вокально-хоровой деятельности (исполнение одно-

двухголосных произведений с аккомпанементом, умение исполнять более

сложные ритмические рисунки – синкопы, ломбардский ритм, остинатный

ритм;

умение исполнять и определять характерные черты музыкального образа в

связи с его принадлежностью к лирике, драме, эпосу;

участвовать в музыкальных постановках, импровизировать движения под

музыку, использовать элементарные навыки ритмики в исполнительском и

сценическом мастерстве, повышать сценическое мастерство, участвовать

активно в концертной и пропагандистской деятельности;

исполнять двухголосные произведения с использованием различных

консонирующих интервалов, умение вслушиваться в аккордовую партитуру

и слышать ее различные голоса;

услышать красоту своего голоса и увидеть исполнительское мастерство;

умение самостоятельно и осознанно высказывать собственные

предпочтения исполняемым произведениям различных стилей и жанров;

умение петь под фонограмму с различным аккомпанементом, умение

владеть своим голосом и дыханием в период мутации.

Учебно-тематический план

(1-й год обучения)

п/п

Тема занятия

Общее кол-во часов

Из них

теория

практика

1

Вводное занятие

1

1

Вокально-хоровая работа

2

Прослушивание голосов

2

2

3

Певческая установка дыхания

2

0,5

1,5

4

Распевание

6

1

5

5

Дирижерские жесты

2

1

1

6

Унисон

8

0,5

7,5

7

Вокальная позиция

3

1

2



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст