программа ритмика 4 класс

Пояснительная записка 4 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Ритмика» разработана на основе:

Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.

Учебного плана образовательного учреждения.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Музыкальное воспитание детей — одно из звеньев общей системы воспитания ребенка. Музыкальное искусство обращено к духовному миру ученика, поэтому его воспитательные возможности очень велики. Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

При этом все виды музыкальной деятельности направлены на осознание языка музыкального искусства и протекают как творческий процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность. Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию детей, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями.

Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».

Цель:

создать условия для формирования музыкальной культуры школьников, сочетающей в себе музыкальные способности, творческие качества, исполнительские умения, навыки эмоционального, осознанного восприятия музыки, для передачи положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в танцевальном искусстве.

Задачами курса являются:

1. Формировать музыкальную культуру учащихся.

2. Формировать музыкальный вкус.

3. Развивать представление о прекрасном.

4. Развивать эмоциональное познание объектов окружающей действительности.

5. Нормализовать многие психические процессы.

6. Развивать эмоциональную сферу учащихся.

7. Воспитать их музыкальный, эстетический вкус интерес и любовь к высокохудожественной музыке, желание слушать и двигаться под нее.

8. Развивать эмоциональную сферу ребёнка, умение выражать эмоции в мимике, творческое воображение и фантазию, музыкальность (развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание); музыкальный слух, чувство ритма.

9.Развивать двигательные качества и умения: ловкость, точность, координацию движений, гибкость и пластичность, воспитывать выносливость, развивать силу.

Формировать правильную осанку, красивую походку.

10. Развить умение ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

11.Формировать стремление к практическому использованию репертуара, знаний и умений, приобретенных учениками на уроке, в деятельности классного коллектива, в быту, на досуге.

12. Повышать уровень познавательной активности учащихся;

13. Формировать у учащихся ритмическое движения;

14. Формировать музыкальность, пластичность;

15. Формировать артистизм;

16. Исправлять недостатки в двигательной деятельности детей.

Основные направления коррекционной работы:

корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения

коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение

коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)

коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной)

коррекция и развитие зрительных восприятий

развитие слухового восприятия

коррекция и развитие тактильного восприятия

коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)

коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)

коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки), умение выражать свои чувства.

Планируемые результаты освоения курса «Ритмика»

Учащиеся 4-го класса должны уметь:

правильно и быстро находить нужный темп ходьбы, бега в соответствии с характером и построением музыкального отрывка;

различать двухчастную и трёхчастную формы в музыке;

отмечать в движении ритмический рисунок, акцент, слышать и самостоятельно менять движение в соответствии со сменой частей музыкальных фраз. Чётко организованно перестраиваться, быстро реагировать на приказ музыки, даже во время весёлой задорной пляски;

различать основные характерные движения некоторых народных танцев.

Основные виды организации учебного процесса.

Формы работы:

Урок, работа в группах, коллективная работа, урок – концерт, индивидуальная работа.

Методы обучения:

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;

- практический метод: его особенностью является то, что он носит повторительный или обобщающий характер;

- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;

- звуковая, комбинированная.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

- методы стимулирования мотивов старательности: убеждения средствами музыки, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

- устные или письменные методы контроля;

- фронтальные, групповые или индивидуальные;

- итоговые и текущие.

Используемые технологии:

«Обучение в сотрудничестве»

Разноуровневого и дифференцированного подхода

Здоровьесберегающие

Игровые

Личностно-ориентированные

Информационно-коммуникативные

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

- систематизация танцевальных движений,

-ритмико-гимнастические упражнения,

-игры под музыку,

-упражнения с детскими музыкальными инструментами,

-музыкально-ритмические движения.

Формы оценивания:

в начальной школе конкретными критериями количественной оценки (отметки) является:

знание ,общеразвивающих упражнений,упражнений на координацию движений;

упражнений на расслабление мышц, упражнений с детскими музыкальными инструментами;

упражнений на ориентировку в пространстве;

умение исполнять танцевальные движения в соответствии с музыкой

согласовывать движения рук с движением ног, туловища, головы;

передавать на музыкальных инструментах основной ритм знакомой песни и определять по заданному ритму мелодию знакомой песни

передавать настроение музыки и его изменение: в танцах, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

исполнять танцы.

Кроме этого при выставлении отметки рекомендуем учитывать умение учащихся использовать приобретенные ЗУНы в практической деятельности и в повседневной жизни для:

исполнения знакомых движений;

музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

передачи музыкальных впечатлений пластическими и изобразительными средствами.

Содержание тем учебного курса

Рабочая программа конкретизирует содержание тем по учебному предмету «Ритмика», дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа разделена по классам, что позволяет выстроить логику по направлениям в освоении предмета.

Упражнения на ориентировку в пространстве.

Ритмико-гимнастические упражнения

Упражнения с детскими музыкальными инструментами

Игры под музыку

Танцевальные упражнения . Танцы и пляски

Перестроение из колонны по одному в колонну по четыре. Построение в шахматном порядке. Перестроение из нескольких колонн в несколько кругов, сужение и расширение их. Перестроение из простых и концентрических кругов в звездочки и карусели. Ходьба по центру зала, умение намечать диагональные линии из угла в угол. Сохранение правильной дистанции во всех видах построений с использованием лент, обручей, скакалок. Упражнения с предметами, более сложные, чем в предыдущих классах.

Общеразвивающие упражнения. Круговые движения головы, наклоны вперед, назад, в стороны. Выбрасывание рук вперед, в стороны, вверх из положения руки к плечам. Круговые движения плеч, замедленные, с постоянным ускорением, с резким изменением темпа движений. Плавные, резкие, быстрые, медленные движения кистей рук. Повороты туловища, в положении стоя, сидя с передачей предметов. Круговые движения туловища с вытянутыми в стороны руками, за голову, на поясе. Всевозможные сочетания движений ног: выставление ног вперед, назад, в стороны, сгибание в коленном суставе, круговые движения, ходьба на внутренних краях стоп. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Разнообразные сочетания одновременных движений рук, ног, туловища, кистей. Выполнение упражнений под музыку с постепенным ускорением, с резкой сменой темпа движений. Поочередные хлопки над головой, на груди, перед собой, справа, слева, на голени. Самостоятельное составление несложных ритмических рисунков в сочетании хлопков и притопов, с предметами (погремушками, бубном, барабаном).

Упражнение на расслабление мышц. Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими расслабленными коленями и корпусом, висящими руками и опущенной головой («петрушка»). С позиции приседания на корточки с опущенной головой и руками постепенное поднимание головы, корпуса, рук по сторонам (имитация распускающегося цветка).

То же движение в обратном направлении (имитация увядающего цветка).

Упражнения:

«Петрушка», «Калинка», «Бульба», «Танцуем сидя».

Круговые движения кистью (пальцы сжаты в кулак). Противопоставление одного пальца остальным. Движения кистей и пальцев рук в разном темпе: медленном, среднем, быстром, с постепенным ускорением, с резким изменением темпа и плавности движений.

Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии знакомой песни.

Упражнения на самостоятельную передачу в движении ритмического рисунка, акцента, темповых и динамических изменений в музыке. Самостоятельная смена движения в соответствии со сменой частей, музыкальных фраз, малоконтрастных частей музыки. Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. Разучивание и придумывание новых вариантов игр, элементов танцевальных движений, их комбинирование. Составление несложных танцевальных композиций. Игры с пением, речевым сопровождением. Инсценирование музыкальных сказок, песен.

Игры:

«Репка», «Селезень», «Матрёшки».

Исполнение элементов плясок и танцев, разученных в 3 классе. Упражнения на различение элементов народных танцев. Шаг кадрили,

три простых шага и один скользящий, носок ноги вытянут. Пружинящий бег. Поскоки с продвижением назад (спиной). Быстрые мелкие шаги на всей ступне и на полупальцах. Разучивание народных танцев.

Танцы и пляски

Круговой галоп. Венгерская народная мелодия.

«Кадриль». Русская народная мелодия.

«Бульба». Белорусская народная мелодия.

«Узбекский танец». Музыка Р. Глиэра.

Грузинский танец «Лезгинка».

Программа рассчитана на

35 часов — 4 класc

Резервное время 1 час

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

№ урока по теме

Тема урока, практические работы, Лабораторные (демонстрация опытов). Экскурсии.

Дата

Коррекционная работа

Формируемые понятия ФП.

Контроль (проверочные и самостоятельные работы)

Словарь

4 класс

1 четверть

1

1.1

Круговой галоп. Венгерская народная мелодия.

Упражнения на координацию движений.

Развивать умения начинать движение под музыку, чувствовать музыкальные фразы, учить выполнять простейшие перестроения: в круг, врассыпную и др.

Развивать ориентировку в пространстве, учить двигаться в соответствии с игровыми образами, формировать тендерные ощущения.

Расширять представления детей об исторических событиях, народных героях. Развивать выразительность и координацию движений, артистичность, интерес к танцу

Уметь выполнять перестроения, усложненные различными видами ходьбы и исполнением танцевальных движений.

Вводный

Круговой галоп.

2

1.2

Кадриль. Русская народная мелодия.

Упражнение на расслабление мышц «Петрушка».

Уметь исполнять основные движения русского танца.

Текущий

Кадриль

3

1.3

Кадриль. Русская народная мелодия. Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии знакомой песни р.н.п. «Калинка».

Уметь исполнять основные движения русского танца.

Текущий

Кадриль

4

1.4

Кадриль. Русская народная мелодия. Игра с пением «Селезень».

Уметь выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами.

Текущий

Кадриль

5

1.5

Упражнения в передаче на музыкальных инструментах основного ритма знакомой песни и определении по заданному ритму мелодии знакомой песни р. н. п. «Калинка».

Инсценирование песни «Кузнечик».

Уметь выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами. Уметь отстукивать простой ритмический рисунок.

Текущий

6

1.6

Упражнения на координацию движений. «Бульба». Белорусская народная мелодия.

Уметь исполнять ритмические упражнения с: начало, и окончание движения вместе с музыкой

Текущий

7

1.7

Упражнения на формирование умения начинать движения после вступления мелодии. «Бульба». Белорусская народная мелодия.

Уметь исполнять ритмические упражнения с: начало, и окончание движения вместе с музыкой

Текущий

8

1.8

Пружинящий бег. Грузинский танец «Лезгинка».

Уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка.

Текущий

Пружинящий бег, лезгинка.

9

1.9

Закрепление танцевальных движений.

Уметь эмоционально и правильно исполнять несложные танцевальные композиции.

Итоговый

2 четверть



Страницы: 1 | 2 | Весь текст