программа ритмика 3 класс

Пояснительная записка 3 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Ритмика» разработана на основе:

Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.

Учебного плана образовательного учреждения.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Музыкальное воспитание детей — одно из звеньев общей системы воспитания ребенка. Музыкальное искусство обращено к духовному миру ученика, поэтому его воспитательные возможности очень велики. Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

При этом все виды музыкальной деятельности направлены на осознание языка музыкального искусства и протекают как творческий процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность. Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию детей, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями. Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».

Цель:

создать условия для формирования музыкальной культуры школьников, сочетающей в себе музыкальные способности, творческие качества, исполнительские умения, навыки эмоционального, осознанного восприятия музыки, для передачи положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в танцевальном искусстве.

Задачами курса являются:

1. Формировать музыкальную культуру учащихся.

2. Формировать музыкальный вкус.

3. Развивать представление о прекрасном.

4. Развивать эмоциональное познание объектов окружающей действительности.

5. Нормализовать многие психические процессы.

6. Развивать эмоциональную сферу учащихся.

7. Воспитать их музыкальный, эстетический вкус интерес и любовь к высокохудожественной музыке, желание слушать и двигаться под нее.

8. Развивать эмоциональную сферу ребёнка, умение выражать эмоции в мимике, творческое воображение и фантазию, музыкальность (развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание); музыкальный слух, чувство ритма.

9.Развивать двигательные качества и умения: ловкость, точность, координацию движений, гибкость и пластичность, воспитывать выносливость, развивать силу.

Формировать правильную осанку, красивую походку.

10. Развить умение ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

11.Формировать стремление к практическому использованию репертуара, знаний и умений, приобретенных учениками на уроке, в деятельности классного коллектива, в быту, на досуге.

12. Повышать уровень познавательной активности учащихся;

13. Формировать у учащихся ритмическое движения;

14. Формировать музыкальность, пластичность;

15. Формировать артистизм;

16. Исправлять недостатки в двигательной деятельности детей.

Основные направления коррекционной работы:

корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения

коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение

коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)

коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной)

коррекция и развитие зрительных восприятий

развитие слухового восприятия

коррекция и развитие тактильного восприятия

коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)

коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)

коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки), умение выражать свои чувства.

Планируемые результаты освоения курса «Ритмика»

Учащиеся 3-го класса должны уметь:

рассчитываться на первый., второй, третий для последующего построения в три колонны, шеренги;

соблюдать правильную дистанцию в колонне по три и в концентрических кругах;

самостоятельно выполнять требуемые перемены направления и темпа движений, руководствуясь музыкой;

ощущать смену частей музыкального произведения в двухчастной форме с малоконтрастными построениями;

передавать в игровых и плясовых движениях различные нюансы музыки: напевность, грациозность, энергичность, нежность, игривость и т. д.;

передавать хлопками ритмический рисунок мелодии;

повторять любой ритм, заданный учителем;

задавать самим ритм, одноклассникам и проверять правильность его исполнения (хлопками или притопами).

Основные виды организации учебного процесса.

Формы работы:

Урок, работа в группах, коллективная работа, урок – концерт, индивидуальная работа.

Методы обучения:

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;

- практический метод: его особенностью является то, что он носит повторительный или обобщающий характер;

- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;

- звуковая, комбинированная.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

- методы стимулирования мотивов старательности: убеждения средствами музыки, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

- устные или письменные методы контроля;

- фронтальные, групповые или индивидуальные;

- итоговые и текущие.

Используемые технологии:

«Обучение в сотрудничестве»

Разноуровневого и дифференцированного подхода

Здоровьесберегающие

Игровые

Личностно-ориентированные

Информационно-коммуникативные

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

- систематизация танцевальных движений,

-ритмико-гимнастические упражнения,

-игры под музыку,

-упражнения с детскими музыкальными инструментами,

-музыкально-ритмические движения.

Формы оценивания:

в начальной школе конкретными критериями количественной оценки (отметки) является:

Знание, общеразвивающих упражнений, упражнений на координацию движений;

упражнений на расслабление мышц, упражнений с детскими музыкальными инструментами;

упражнений на ориентировку в пространстве;

умение исполнять танцевальные движения в соответствии с музыкой

согласовывать движения рук с движением ног, туловища, головы;

передавать на музыкальных инструментах основной ритм знакомой песни и определять по заданному ритму мелодию знакомой песни

передавать настроение музыки и его изменение: в танцах, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

исполнять танцы.

Кроме этого при выставлении отметки рекомендуем учитывать умение учащихся использовать приобретенные ЗУНы в практической деятельности и в повседневной жизни для:

исполнения знакомых движений;

музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

передачи музыкальных впечатлений пластическими и изобразительными средствами.

Содержание тем учебного курса

Рабочая программа конкретизирует содержание тем по учебному предмету «Ритмика», дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа разделена по классам, что позволяет выстроить логику по направлениям в освоении предмета.

Упражнения на ориентировку в пространстве.

Ритмико-гимнастические упражнения

Упражнения с детскими музыкальными инструментами

Игры под музыку

Танцевальные упражнения . Танцы и пляски

Ходьба в соответствии с метрической пульсацией: чередование ходьбы с приседанием, со сгибанием коленей, на носках, широким и мелким шагом, на пятках, держа ровно спину. Построение в колонны по три. Перестроение из одного круга в два, три отдельных маленьких круга и концентрические круги путем отступления одной группы детей на шаг вперед, другой — на шаг назад. Перестроение из общего круга в кружочки по два, три, четыре человека и обратно в общий круг.

Общеразвивающие упражнения. Наклоны, повороты и круговые движения головы. Движения рук в разных направлениях: отведение рук в стороны и скрещивание их перед собой с обхватом плеч; разведение рук в стороны с напряжением (растягивание резинки). Повороты туловища в сочетании с наклонами; повороты туловища вперед, в стороны с движениями рук. Неторопливое приседание с напряженным разведением коленей в сторону, медленное возвращение в исходное положение. Поднимание на носках и полуприседание. Круговые движения ступни. Приседание с одновременным выставлением ноги вперед в сторону. Перелезание через сцепленные руки, через палку. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением (под барабан, бубен). Самостоятельное составление простых ритмических рисунков. Протопывание того, что учитель прохлопал, и наоборот.

Упражнения на расслабление мышц. Выпрямление рук в суставах и напряжение всех мышц от плеча до кончиков пальцев; не опуская рук, ослабить напряжение, давая плечам, кистям, пальцам слегка пассивно согнуться (руки как бы ложатся на мягкую подушку). Поднять руки вверх, вытянуть весь корпус — стойка на полупальцах, быстрым движением согнуться и сесть на корточки (большие и маленькие). Перенесение тяжести тела с ноги на ногу, из стороны в сторону.

Упражнения:

Упражнения с предметами. Упражнения на сложную координацию движений с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками). Упражнение с барабанными палочками.

Сгибание и разгибание кистей рук, встряхивание, повороты, сжимание пальцев в кулак и разжимание. Упражнение для кистей рук с барабанными палочками.

Исполнение различных ритмов на бубне, ложках, маракасах, бубенцах.

Передача в движениях частей музыкального произведения, чередование музыкальных фраз. Передача в движении динамического нарастания в музыке, сильной доли такта. Самостоятельное ускорение и замедление темпа разнообразных движений. Исполнение движений пружиннее, спокойнее, с размахом, применяя для этого известные элементы движений и танца. Упражнения в передаче игровых образов при инсценировке песен. Передача в движениях развернутого сюжета музыкального рассказа. Смена ролей в импровизации. Придумывание вариантов к играм и пляскам. Действия с воображаемыми предметами. Подвижные игры с пением и речевым сопровождением. Игры:

Игра «Если весело живётся», «Зимний хоровод».

Повторение элементов танца по программе 2 класса. Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег. Сильные поскоки, боковой галоп. Элементы русской пляски: приставные шаги с приседанием, полуприседание с выставлением ноги на пятку, присядка и полуприсядка на месте и с продвижением. Движения парами: боковой галоп, поскоки. Основные движения народных танцев.

Танцы и пляски

Дружные тройки. Полька. Музыка И. Штрауса.

Украинская пляска «Коло». Украинская народная мелодия.

Парная пляска. Чешская народная мелодия.

Танец с хлопками. Карельская народная мелодия.

Программа рассчитана на

35 часов- 3 класс

Резервное время – 1 час.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

№ урока по теме

Тема урока, практические работы, Лабораторные (демонстрация опытов). Экскурсии.

Дата

Коррекционная работа

Формируемые понятия ФП,

Закрепляемые понятия ЗП.

Контроль (проверочные и самостоятельные работы)

Словарь

3 класс

1 четверть

1

1.1

Перестроение из колонны. Шаг на носках, шаг польки. Широкий, высокий бег.

Развивать координацию движений, пластичность, воображение, умение выразить настроение музыки в движении.

Развивать навыки смены партнёра во время движения, коммуникативность при встрече с новым партнёром.

Учить детей проявлять заинтересованность движениями, выразительность мимики и пантомимики в знакомых плясках и композициях, способность к импровизации.

Уметь выполнять перестроения, усложненные различными видами ходьбы и исполнением танцевальных движений.

Вводный

Шаг польки.

2

1.2

Движения под музыку. Сильные поскоки, боковой галоп.

Уметь владеть основами хореографических упражнений.

Текущий

Сильные поскоки, боковой галоп.

3

1.3

Ходьба по центру

Танец «Круговой галоп»

Построение с использованием лент.

Уметь выполнять танцевальные движения.

Текущий

Круговой галоп.

4

1.4

Танец «Хоровод»

Упражнения с предметами.

Уметь владеть основами хореографических упражнений.

Текущий

Хоровод.

5

1.5

Ходьба по центру

Танец «Круговой галоп»

Построение с использованием лент.

Уметь владеть основами хореографических упражнений.

Текущий

6

1.6

Танец «Хоровод»

Упражнения с предметами.

Уметь выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами.

Текущий

Хоровод.

7

1.7

Ходьба по центру

Танец «Круговой галоп»

Построение с использованием лент.

.

Уметь правильно пройти в такт музыке, сохраняя красивую осанку, легкий шаг с носка.

Текущий

Круговой галоп.

8

1.8

Танец «Хоровод»

Упражнения с предметами.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст