программа ритмика 2 класс

Пояснительная записка 2 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Ритмика» разработана на основе:

Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.

Учебного плана образовательного учреждения.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Музыкальное воспитание детей — одно из звеньев общей системы воспитания ребенка. Музыкальное искусство обращено к духовному миру ученика, поэтому его воспитательные возможности очень велики. Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

При этом все виды музыкальной деятельности направлены на осознание языка музыкального искусства и протекают как творческий процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность. Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию детей, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями. Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».

Цель:

создать условия для формирования музыкальной культуры школьников, сочетающей в себе музыкальные способности, творческие качества, исполнительские умения, навыки эмоционального, осознанного восприятия музыки, для передачи положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в танцевальном искусстве.

Задачами курса являются:

1. Формировать музыкальную культуру учащихся.

2. Формировать музыкальный вкус.

3. Развивать представление о прекрасном.

4. Развивать эмоциональное познание объектов окружающей действительности.

5. Нормализовать многие психические процессы.

6. Развивать эмоциональную сферу учащихся.

7. Воспитать их музыкальный, эстетический вкус интерес и любовь к высокохудожественной музыке, желание слушать и двигаться под нее.

8. Развивать эмоциональную сферу ребёнка, умение выражать эмоции в мимике, творческое воображение и фантазию, музыкальность (развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание); музыкальный слух, чувство ритма.

9.Развивать двигательные качества и умения: ловкость, точность, координацию движений, гибкость и пластичность, воспитывать выносливость, развивать силу.

Формировать правильную осанку, красивую походку.

10. Развить умение ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

11.Формировать стремление к практическому использованию репертуара, знаний и умений, приобретенных учениками на уроке, в деятельности классного коллектива, в быту, на досуге.

12. Повышать уровень познавательной активности учащихся;

13. Формировать у учащихся ритмическое движения;

14. Формировать музыкальность, пластичность;

15. Формировать артистизм;

16. Исправлять недостатки в двигательной деятельности детей.

Основные направления коррекционной работы:

корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения

коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение

коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)

коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной)

коррекция и развитие зрительных восприятий

развитие слухового восприятия

коррекция и развитие тактильного восприятия

коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)

коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)

коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки), умение выражать свои чувства.

Планируемые результаты освоения курса «Ритмика»

Учащиеся 2-го класса должны уметь:

принимать правильное исходное положение в соответствии с содержанием и особенностями музыки и движения;

организованно строиться (быстро, точно);

сохранять правильную дистанцию в колонне парами;

самостоятельно определять нужное направление движения по словесной инструкции учителя, по звуковым и музыкальным сигналам;

соблюдать темп движений, обращая внимание на музыку, выполнять общеразвивающие упражнения в определённом ритме и темпе;

легко, естественно и непринуждённо выполнять все игровые и плясовые движения;

ощущать смену частей музыкального призведения в двухчастной форме с контрастными построениями.

Основные виды организации учебного процесса.

Формы работы:

Урок, работа в группах, коллективная работа, урок – концерт, индивидуальная работа.

Методы обучения:

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;

- практический метод: его особенностью является то, что он носит повторительный или обобщающий характер;

- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;

- звуковая, комбинированная.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

- методы стимулирования мотивов старательности: убеждения средствами музыки, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

- устные или письменные методы контроля;

- фронтальные, групповые или индивидуальные;

- итоговые и текущие.

Используемые технологии:

«Обучение в сотрудничестве»

Разноуровневого и дифференцированного подхода

Здоровьесберегающие

Игровые

Личностно-ориентированные

Информационно-коммуникативные

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

- систематизация танцевальных движений,

-ритмико-гимнастические упражнения,

-игры под музыку,

-упражнения с детскими музыкальными инструментами,

-музыкально-ритмические движения.

Формы оценивания:

в начальной школе конкретными критериями количественной оценки (отметки) является:

Знание, общеразвивающих упражнений, упражнений на координацию движений;

упражнений на расслабление мышц, упражнений с детскими музыкальными инструментами;

упражнений на ориентировку в пространстве;

умение исполнять танцевальные движения в соответствии с музыкой

согласовывать движения рук с движением ног, туловища, головы;

передавать на музыкальных инструментах основной ритм знакомой песни и определять по заданному ритму мелодию знакомой песни

передавать настроение музыки и его изменение: в танцах, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

исполнять танцы.

Кроме этого при выставлении отметки рекомендуем учитывать умение учащихся использовать приобретенные ЗУНы в практической деятельности и в повседневной жизни для:

исполнения знакомых движений;

музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

передачи музыкальных впечатлений пластическими и изобразительными средствами.

Содержание тем учебного курса

Рабочая программа конкретизирует содержание тем по учебному предмету «Ритмика», дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа разделена по классам, что позволяет выстроить логику по направлениям в освоении предмета.

Упражнения на ориентировку в пространстве.

Ритмико-гимнастические упражнения

Упражнения с детскими музыкальными инструментами

Игры под музыку

Танцевальные упражнения . Танцы и пляски

Совершенствование навыков ходьбы и бега. Ходьба вдоль стен с четкими поворотами в углах зала. Построения в шеренгу, колонну, цепочку, круг, пары. Построение в колонну по два. Перестроение из колонны парами в колонну по одному. Построение круга из шеренги и из движения врассыпную. Выполнение во время ходьбы и бега несложных заданий с предметами: обегать их, собирать, передавать друг другу, перекладывать с места на место.

Общеразвивающие упражнения. Разведение рук в стороны, раскачивание их перед собой, круговые движения, упражнения с лентами. Наклоны и повороты головы вперед, назад, в стороны, круговые движения. Наклоны туловища, сгибая и не сгибая колени. Наклоны и повороты туловища в сочетании с движениями рук вверх, в стороны, на затылок, на пояс. Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра). Опускание и поднимание предметов перед собой, сбоку без сгибания колен. Выставление правой и левой ноги поочередно вперед, назад, в стороны, в исходное положение. Резкое поднимание согнутых в колене ног, как при маршировке. Сгибание и разгибание ступни в положении стоя и сидя. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Движения правой руки вверх — вниз с одновременным движением левой руки от себя — к себе перед грудью (смена рук). Разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу: высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки и т. д.). Упражнения выполняются ритмично, под музыку. Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения. Выполнение движений в заданном темпе и после остановки музыки.

Упражнения на расслабление мышц. Свободное падение рук с исходного положения в стороны или перед собой. Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед. Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра). Выбрасывание то левой, то правой ноги вперед (как при игре в футбол).

Круговые движения кистью (напряженное и свободное). Одновременное сгибание в кулак пальцев одной руки и разгибание другой в медленном темпе с постепенным ускорением. Противопоставление первого пальца остальным, противопоставление пальцев одной руки пальцам другой одновременно и поочередно.

Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне, маракасах, бубенцах, ложках, одновременно и поочередно в разных вариациях.

Выполнение движений в соответствии с разнообразным характером музыки, динамикой (громко, умеренно, тихо), регистрами (высокий, средний, низкий). Упражнения на самостоятельное различение темповых, динамических и мелодических изменений в музыке и выражение их в движении. Передача в движении разницы в двухчастной музыке. Выразительное исполнение в свободных плясках знакомых движений. Выразительная и эмоциональная передача в движениях игровых образов и содержания песен. Самостоятельное создание музыкально-двигательного образа. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением и речевым сопровождением. Инсценирование доступных песен. Прохлопывание ритмического рисунка прозвучавшей мелодии.

Игры:

«В траве сидел кузнечик», «Репка», «Угадай-ка», «Вперёд четыре шага», «Ходим кругом».



Повторение элементов танца по программе для 1 класса. Тихая, настороженная ходьба, высокий шаг, мягкий, пружинящий шаг. Неторопливый танцевальный бег, стремительный бег. Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы. Прыжки с выбрасыванием ноги вперед. Элементы русской пляски: шаг с притопом на месте и с продвижением, шаг с поскоками, переменный шаг; руки свободно висят вдоль корпуса, скрещены на груди; подбоченившись одной рукой, другая с платочком поднята в сторону, вверх, слегка согнута в локте (для девочек).

Движения парами: бег, ходьба с приседанием, кружение с продвижением. Основные движения местных народных танцев.

Танцы и пляски

Зеркало. Русская народная мелодия «Ой, хмель, мой хмелек».

Парная пляска. Чешская народная мелодия.

Хлопки. Полька. Музыка Ю. Слонова.

Русская хороводная пляска. Русская народная мелодия «Выйду ль я на реченьку».

Основные требования к умениям учащихся

Программа рассчитана на

35 часов – 2 класc

Резервное время – 1 час.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

№ урока по теме

Тема урока, практические работы, Лабораторные (демонстрация опытов). Экскурсии.

Дата

Коррекционная работа

Формируемые понятия ФП,

Закрепляемые понятия ЗП.

Контроль (проверочные и самостоятельные работы)

Словарь

2 класс

1 четверть

1

1.1

Игра «Репка». Раскачивание рук поочередно и вместе вперед, назад, вправо, влево в положении стоя и наклонившись вперед.

Развивать музыкальность, способность к импровизации с атрибутами, заинтересовать новой композицией.

Развивать умение начинать и заканчивать движение вместе с музыкой, чувствовать изменение темпа, двигаться в соответствии с образом и характером музыки.

Развивать координацию движения рук и ног в процессе ходьбы, развивать ритмический слух (сильная доля), ловкость и точность движений.

Развивать умение ориентироваться «на себя» и «от себя», развивать, коммуникативность во взаимодействии друг с другом

Оценить музыкальность — способность к отражению в движении характера музыки и основных средств выразительности Эмоциональная сфера, проявление некоторых психологических особенностей ребёнка (скованность — общительность экстраверсия-интроверсия. Творческие проявления

Знакомить со сказочными героями, научить правильно передать их образы в движении, жестах под звучание музыки.

Развивать умение ориентироваться в пространстве, формирование красивой осанки, походки

Уметь выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами.

Вводный

2

1.2

Инсценировка песни «В траве сидел кузнечик». Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра).

Уметь выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами.

Текущий

Инсценировка

3

1.3

Танец «Полька». Встряхивание кистью (отбрасывание воды с пальцев, имитация движения листьев во время ветра).

Уметь владеть основами хореографических упражнений.

Текущий

Полька

4

1.4

Танец «Полька». Ускорение и замедление движений в соответствии с изменением темпа музыкального сопровождения.

Уметь владеть основами хореографических упражнений.

Текущий

Полька

5

1.5

Игра «Репка». Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне, маракасах, бубенцах, ложках, одновременно и поочередно в разных вариациях.

Уметь выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами.

Текущий

Ритм, бубен, бубенцы, маракасы.

6

1.6

Инсценировка песни «В траве сидел кузнечик». Прыжки с выбрасыванием ноги вперед.

Уметь выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами.

Текущий

7

1.7

Танец «Полька». Поскоки с ноги на ногу, легкие поскоки. Переменные притопы.

Уметь владеть основами хореографических упражнений.

Текущий

Полька, поскоки, притопы.

8

1.8

Игра «Репка». Исполнение несложных ритмических рисунков на бубне, маракасах, бубенцах, ложках, одновременно и поочередно в разных вариациях.

Уметь выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами.

Текущий

Ритм, бубен, бубенцы, маракасы.

9

1.9

Инсценировка песни «В траве сидел кузнечик», ходьба с приседанием, кружение с продвижением.

Уметь выразительно двигаться в соответствии с музыкальными образами.

Итоговый

Инсценировка.

2 четверть

10

2.1

Музыкальная игра «Угадай-ка»

(пантомима персонажей песен), шаг с притопом на месте и с продвижением.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст