программа ритика 1 класс

Пояснительная записка 1 класс

Рабочая программа по учебному предмету «Ритмика» разработана на основе:

Приказа Министерства образования Российской Федерации от 10. 04. 2002 года, № 29/ 20 65 – п «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии».

Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой.

Учебного плана образовательного учреждения.

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Музыкальное воспитание детей — одно из звеньев общей системы воспитания ребенка. Музыкальное искусство обращено к духовному миру ученика, поэтому его воспитательные возможности очень велики. Содержанием работы на уроках ритмики является музыкально-ритмическая деятельность детей. Они учатся слушать музыку, выполнять под музыку разнообразные движения, петь, танцевать, играть на простейших музыкальных инструментах.

При этом все виды музыкальной деятельности направлены на осознание языка музыкального искусства и протекают как творческий процесс, в ходе которого раскрываются индивидуальные возможности ребенка, проявляется его творческая активность. Специфические средства воздействия на учащихся, свойственные ритмике, способствуют общему развитию детей, исправлению недостатков физического развития, общей и речевой моторики, эмоционально-волевой сферы, воспитанию положительных качеств личности (дружелюбия, дисциплинированности, коллективизма), эстетическому воспитанию.

Программа построена по концентрическому принципу, а также с учётом преемственности планирования на весь курс обучения. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течении года, а далее дополнять их новыми сведениями. Программа по ритмике состоит из пяти разделов: «Упражнения на ориентировку в пространстве»; «Ритмико-гимнастические упражнения»; «Упражнения с детскими музыкальными инструментами»; «Игры под музыку»; «Танцевальные упражнения».

Цель:

создать условия для формирования музыкальной культуры школьников, сочетающей в себе музыкальные способности, творческие качества, исполнительские умения, навыки эмоционального, осознанного восприятия музыки, для передачи положительного духовного опыта поколений, сконцентрированного в танцевальном искусстве.

Задачами курса являются:

1. Формировать музыкальную культуру учащихся.

2. Формировать музыкальный вкус.

3. Развивать представление о прекрасном.

4. Развивать эмоциональное познание объектов окружающей действительности.

5. Нормализовать многие психические процессы.

6. Развивать эмоциональную сферу учащихся.

7. Воспитать их музыкальный, эстетический вкус интерес и любовь к высокохудожественной музыке, желание слушать и двигаться под нее.

8. Развивать эмоциональную сферу ребёнка, умение выражать эмоции в мимике, творческое воображение и фантазию, музыкальность (развитие способности воспринимать музыку, то есть чувствовать ее настроение и характер, понимать ее содержание); музыкальный слух, чувство ритма.

9.Развивать двигательные качества и умения: ловкость, точность, координацию движений, гибкость и пластичность, воспитывать выносливость, развивать силу.

Формировать правильную осанку, красивую походку.

10. Развить умение ориентироваться в пространстве; обогащение двигательного опыта разнообразными видами движений.

11.Формировать стремление к практическому использованию репертуара, знаний и умений, приобретенных учениками на уроке, в деятельности классного коллектива, в быту, на досуге.

12. Повышать уровень познавательной активности учащихся;

13. Формировать у учащихся ритмическое движения;

14. Формировать музыкальность, пластичность;

15. Формировать артистизм;

16. Исправлять недостатки в двигательной деятельности детей.

Основные направления коррекционной работы:

корригировать внимание (произвольное, непроизвольное, устойчивое, переключение внимания, увеличение объема внимания) путем выполнения

коррекция и развитие связной устной речи (регулирующая функция, планирующая функция, анализирующая функция, орфоэпически правильное произношение, пополнение и обогащение пассивного и активного словарного запаса, диалогическая и монологическая речь) через выполнение

коррекция и развитие связной письменной речи (при работе над деформированными текстами, сочинением, изложением, творческим диктантом)

коррекция и развитие памяти (кратковременной, долговременной)

коррекция и развитие зрительных восприятий

развитие слухового восприятия

коррекция и развитие тактильного восприятия

коррекция и развитие мелкой моторики кистей рук (формирование ручной умелости, развитие ритмичности, плавности движений, соразмерности движений)

коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления)

коррекция и развитие личностных качеств учащихся, эмоционально-волевой сферы (навыков самоконтроля, усидчивости и выдержки), умение выражать свои чувства.

Планируемые результаты освоения курса «Ритмика»

Учащиеся 1-го класса должны уметь:

готовиться к занятиям, строиться в колонну по одному, находить своё место в строю и входить в зал организованно под музыку, приветствовать учителя, занимать правильное исходное положение (стоять прямо, не опускать голову, без лишнего напряжения в коленях и плечах, не сутулиться), равняться в шеренге, в колонне; ходить свободным , естественным шагом, двигаться по залу в разных направлениях, не мешая друг другу;

ходить и бегать по кругу с сохранением правильных дистанций, не сужая круг и не сходя с его линии;

ритмично выполнять несложные движения руками и ногами;

соотносить темп движений с темпом музыкального произведения;

выполнять игровые и плясовые движения;

выполнять задания после показа и по словесной инструкции учителя;

начинать и заканчивать движения в соответствии со звучанием музыки.

Основные виды организации учебного процесса.

Формы работы:

Урок, работа в группах, коллективная работа, урок – концерт, индивидуальная работа.

Методы обучения:

1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:

- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;

- практический метод: его особенностью является то, что он носит повторительный или обобщающий характер;

- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;

- звуковая, комбинированная.

2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:

- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, учебные дискуссии, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;

- методы стимулирования мотивов старательности: убеждения средствами музыки, приучение, поощрение, требование.

3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:

- устные или письменные методы контроля;

- фронтальные, групповые или индивидуальные;

- итоговые и текущие.

Используемые технологии:

«Обучение в сотрудничестве»

Разноуровневого и дифференцированного подхода

Здоровьесберегающие

Игровые

Личностно-ориентированные

Информационно-коммуникативные

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

-систематизация танцевальных движений,

-ритмико-гимнастические упражнения,

-игры под музыку,

-упражнения с детскими музыкальными инструментами,

-музыкально-ритмические движения.

Формы оценивания:

в начальной школе конкретными критериями количественной оценки (отметки) является:

знание ,общеразвивающих упражнений, упражнений на координацию движений;

упражнений на расслабление мышц, упражнений с детскими музыкальными инструментами;

упражнений на ориентировку в пространстве;

умение исполнять танцевальные движения в соответствии с музыкой

согласовывать движения рук с движением ног, туловища, головы;

передавать на музыкальных инструментах основной ритм знакомой песни и определять по заданному ритму мелодию знакомой песни

передавать настроение музыки и его изменение: в танцах, музыкально-пластическом движении, игре на элементарных музыкальных инструментах;

исполнять танцы.

Кроме этого при выставлении отметки рекомендуем учитывать умение учащихся использовать приобретенные ЗУНы в практической деятельности и в повседневной жизни для:

исполнения знакомых движений;

музицирования на элементарных музыкальных инструментах;

передачи музыкальных впечатлений пластическими и изобразительными средствами.

Содержание тем учебного курса

Рабочая программа конкретизирует содержание тем по учебному предмету «Ритмика», дает распределение учебных часов по разделам курса, последовательность изучения тем и разделов учебного предмета с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся. Программа разделена по классам, что позволяет выстроить логику по направлениям в освоении предмета.

Упражнения на ориентировку в пространстве.

Ритмико-гимнастические упражнения

Упражнения с детскими музыкальными инструментами

Игры под музыку

Танцевальные упражнения . Танцы и пляски

Правильное исходное положение. Ходьба и бег: с высоким подниманием колен, с отбрасыванием прямой ноги вперед и оттягиванием носка. Перестроение в круг из шеренги, цепочки. Ориентировка в направлении движений вперед, назад, направо, налево, в круг, из круга. Выполнение простых движений с предметами во время ходьбы.

Общеразвивающие упражнения. Наклоны, выпрямление и повороты головы, круговые движения плечами («паровозики»). Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Наклоны и повороты туловища вправо, влево (класть и поднимать предметы перед собой и сбоку). Приседания с опорой и без опоры, с предметами (обруч, палка, флажки, мяч). Сгибание и разгибание ноги в подъеме, отведение стопы наружу и приведение ее внутрь, круговые движения стопой, выставление ноги на носок вперед и в стороны, вставание на полупальцы. Упражнения на выработку осанки.

Упражнения на координацию движений. Перекрестное поднимание и опускание рук (правая рука вверху, левая внизу). Одновременные движения правой руки вверх, левой — в сторону; правой руки — вперед, левой — вверх. Выставление левой ноги вперед, правой руки — перед собой; правой ноги — в сторону, левой руки — в сторону и т. Д. Изучение позиций рук: смена позиций рук отдельно каждой и обеими одновременно; провожать движение руки головой, взглядом.

Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков.

Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация отряхивания воды с пальцев); подняв плечи как можно выше, дать им свободно опуститься в нормальное положение. Свободное круговое движение рук. Перенесение тяжести тела с пяток на носки и обратно, с одной ноги на другую (маятник).

Упражнения: «Мельница» Т. Ломовой; «Игра с мячами», «Скакалки» А. Петрова; «Упражнения с флажками» Ф. Шуберта; «Поскоки» С. Затеплинского; «Поезд» Е. Тиличеевой. Повторять знакомые упражнения.

Движения кистей рук в разных направлениях. Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук. Отстукивание простых ритмических рисунков на бубне, ложках, бубенцах, маракасах двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них.

Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий). Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке (легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. Д.). Выполнение имитационных упражнений и игр, построенных на конкретных подражательных образах, хорошо знакомых детям (повадки зверей, птиц, движение транспорта, деятельность человека), в соответствии с определенным эмоциональным и динамическим характером музыки. Передача притопами, хлопками и другими движениями резких акцентов в музыке. Музыкальные игры с предметами. Игры с пением или речевым сопровождением.

Игры: «Ворон» (русская народная песня); «Кот и мыши» Т. Ломовой; «Летчики, следите за погодой!» М. Раухвергера; «Как на тоненький ледок…» (русская народная песня); «Кто скорее?» Л. Шварца; «На зарядку!» М. Старокадомского; «Каравай», «Теремок» (русские народные песни).



Знакомство с танцевальными движениями. Бодрый, спокойный, топающий шаг. Бег легкий, на полупальцах. Подпрыгивание на двух ногах. Прямой галоп. Маховые движения рук. Элементы русской пляски: простой хороводный шаг, шаг на всей ступне, подбоченившись двумя руками (для девочек — движение с платочком); притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Движения парами: бег, ходьба, кружение на месте. Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками.

Танцы и пляски:

Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то».

Стукалка. Украинская народная мелодия.

Подружились. Музыка Т. Вилькорейской.

Пляска с султанчиками. Украинская народная мелодия.

Пляска с притопами. Гопак. Украинская народная мелодия.

Программа рассчитана на

34 часа -1 класс

Резервное время – 1 час.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ урока

№ урока по теме

Тема урока, практические работы, Лабораторные (демонстрация опытов). Экскурсии.

Дата

Коррекционная работа

Формируемые понятия ФП

Контроль (проверочные и самостоятельные работы)

Словарь

1 класс

1 четверть

1

1.1

Движения кистей рук в разных направлениях. Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то».

Развивать координацию движений рук и ног в процессе ходьбы, быстроты реакции, умения сочетать движения с музыкой и словом.

Формировать навыки ходьбы, исполнять ритмические подскоки, развивать чувство ритма, координацию движений

Развивать мягкость и плавность движений рук; формирование навыка пружинить ногами, развивать музыкальный слух, выразительную пластику, воображение.

Уметь ориентироваться в пространстве класса.

Вводный

2

1.2

Выполнение ритмичных движений в соответствии с различным характером музыки, динамикой (громко, тихо), регистрами (высокий, низкий).

Уметь координировать движения в соответствии с характером музыки.

Текущий

3

1.3

Движения рук в разных направлениях без предметов и с предметами (флажки, погремушки, ленты). Пальчики и ручки. Русская народная мелодия «Ой, на горе-то».



Уметь координировать движения в соответствии с характером музыки.

Текущий

4

1.4

Поочередное и одновременное сжимание в кулак и разжимание пальцев рук с изменением темпа музыки. Противопоставление первого пальца остальным на каждый акцент в музыке. Отведение и приведение пальцев одной руки и обеих. Выделение пальцев рук. Игра «Ворон» (русская народная песня)

Уметь координировать движения в соответствии с характером музыки.

Текущий

5

1.5

Отстукивание, прохлопывание, протопывание простых ритмических рисунков «Стукалка». Украинская народная мелодия.

Уметь отстукивать простой ритмический рисунок.

Текущий

ритм

6

1.6

Притопы одной ногой и поочередно, выставление ноги с носка на пятку. Игра «Кот и мыши» Т. Ломовой.

Уметь исполнять ритмические упражнения с: начало, и окончание движения.

Текущий

притопы

7

1.7

Упражнение на расслабление мышц. Подняв руки в стороны и слегка наклонившись вперед, по сигналу учителя или акценту в музыке уронить руки вниз; быстрым, непрерывным движением предплечья свободно потрясти кистями (имитация потряхивания воды с пальцев). «Мельница» Т. Ломовой

.

Уметь координировать движения в соответствии с характером музыки.

Текущий

8

1.8

Хороводы в кругу, пляски с притопами, кружением, хлопками. «Теремок» (русские народные песни).

.

Уметь координировать движения в соответствии с характером музыки.

Текущий

хоровод

9

1.9

Изменение направления и формы ходьбы, бега, поскоков, танцевальных движений в соответствии с изменениями в музыке. Легкий, танцевальный бег сменяется стремительным, спортивным; легкое, игривое подпрыгивание — тяжелым, комичным и т. д.

Уметь исполнять ритмические упражнения с: начало, и окончание движения.

Итоговый

поскоки

2 четверть

10

2.1

Отстукивание простых ритмических рисунков на бубне, ложках, бубенцах, маракасах двумя палочками одновременно и каждой отдельно под счет учителя с проговариванием стихов, попевок и без них.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст