программа работы с родителями_51716

Программа «Работа с родителями»

Цели:

1.Гуманизация семейных отношений.

2. Укрепление психического здоровья учащихся.

3.Преодоление отчужденности детей от родителей.

4.Вовлечение родителей во внутришкольную жизнь.

Задачи:

1.Организовать родительский всеобуч.

2. Работать над созданием единого воспитательного пространства.

3.Вовлекать родителей в учебную, внеурочную деятельность и участие в управлении в школе.

Прогноз результатов работы:

1.Отсутствие отклонений в психическом здоровье учащихся.

2. Повышение учебной мотивации.

3.Отсутствие конфликтных ситуаций в системе « родители- учитель».

4.Повышение качества успеваемости.

5.Отсутствие правонарушений со стороны учащихся.

Сроки реализации программы: 2011-2012 г.г.

Перспективный план работы над программой.

1.Изучение социального состава семей школьников.

2.Изучение проблем воспитания в семье.

3.Посещение конфликтных и неблагополучных семей.

4.Изучение семейных традиций и пропаганда семейных праздников и часов семейного досуга.

5.Обучене родителей через родительский всеобуч, родительские собрания, конференции, консультации.

6.Вовлечение родителей в организацию досуга детей на каникулах, в проведение внеклассных мероприятий, конкурсов, праздников, соревнований.

7.Привлечение родителей к организации ремонта школьных помещений и укреплению материально-технической базы школы и класса.

8.Привлечение родителей в работу родительского комитета, общественного совета содействия семье и школе.

9. Поощрение активных родителей.

План работы на 2011-2012 учебный год.

мероприятия

сроки

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Родительский всеобуч.

Заседания родительского комитета.

Классные родительские собрания.

Собрания с родителями выпускных классов (9, 11 кл.)

Ремонт школьных помещений.

Составление социального паспорта школы

День матери .

Встреча с выпускниками..

Внеклассные мероприятия по классам.

1 раз в триместр

1 раз в триместр

1 раз в триместр

октябрь, апрель

июнь-август

сентябрь

ноябрь

февраль

по графику

Программа родительского всеобуча на 2011-2012 год

Важнейшим требованием развития общества к воспитанию подрастающего поколения в современной социокультурной ситуации является повышение роли семьи в воспитании и в снижении социальной напряжённости в обществе. Социокультурная обусловленность воспитания предполагает признание права родителей стать полноправными партнёрами педагогов в воспитании детей, права на специальные педагогические знания.

В современных социальных условиях, когда происходит интенсивное расслоение общества по имущественному признаку, когда родители отчуждены от своих детей и полностью поглощены социально-бытовыми проблемами, когда дети предоставлены самим себе и пресловутой улице и т.п., приобретает особую актуальность проблема приобщения родителей к формированию личности ребёнка.

Актуальность педагогического всеобуча обусловлена и особой ролью семьи в жизни человека и общества. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье происходит первичная социализация ребёнка, приобретаются навыки взаимодействия и общения с людьми, формируются образ «Я» и самооценка, самостоятельность и ответственность, а также многое другое, что закладывает фундамент полноценного развития личности. Через жизнедеятельность семьи реализуется связь природного и социального в человеке, обеспечивается переход индивида из биологического состояния к социальному, его становление как личности и индивидуальности. Семья представляет собой особый социокультурный институт, от которого во многом зависят стабильность и устойчивость существования общества, в котором происходит физическое и духовное воспроизводство человека. Педагогика подходит к семье как субъекту воспитательной деятельности и, следовательно, сосредоточена на роли семьи в формировании личности, на её воспитательном потенциале и образовательных потребностях, на содержании и формах взаимодействия семьи и школы в образовательном процессе. «Сколько-нибудь успешная воспитательная работа была бы совершенно немыслима, если бы не система педагогического просвещения, повышение педагогической культуры родителей», – утверждает В.А. Сухомлинский.

Ребенок только начинает самоутверждаться, требует к себе уважения, а мы, взрослые, становимся в позу: «Кто ты такой?». Ежедневные его сто тысяч «почему» раздражают нас. Любая его попытка привлечь к себе внимание обрывается строгим взглядом, замечанием. Забываем, что вопрос ребенка – это еще одна попытка понять мир, в котором он живет, и приоткрыть занавес мира взрослых, основанного на опыте, мудрости поколений.

Что стоит за неумением вашего ребенка или ученика прощать и забывать обиды, отсутствием понимания, сострадания, терпимости к человеку, отсутствием самоконтроля, навыков этикета и способности видеть себя со стороны в минуты гнева и обиды? Излишняя опека? Удовлетворение любого желания? Тепло, взаимопонимание, терпимость к любому поступку?

Как смириться с тем, что ваш образованный, ласковый, правдивый, не ведающий зла, считающий всех людей замечательными ребенок среди избалованных сверстников является чужим?

Дети – опора и наше утешение на склоне пути, в них источник семейного счастья, смысл жизни. Поэтому важно помочь нашим мальчикам и девочкам в самостоятельном преодолении глупостей и ошибок, не забывая об их потребностях, возможностях и способностях. Видеть мир глазами ребенка, наслаждаться его впечатлениями в осеннем лесу, зоопарке, цирке – чрезвычайно важное условие питания нашей и детской души.

В настоящее время семья в Российской Федерации, в том числе и в Саратовской области, переживает противоречивое и сложное состояние:

1. Во многом утрачены традиции семейного воспитания и его нравственные ценности.

2. Изменился статус семьи как воспитательного института (сокращается количество благополучных по составу и по степени воспитательного влияния семей; растут отчуждение, непонимание между родителями и детьми и т.п.).

3. Изменилось качество самой семьи (разрушены нравственные представления о браке и семье; утрачено понятие ответственности за сохранение брака; увеличивается процент детей, растущих в неполных семьях либо в семьях, где один из родителей родным не является и т.п.).

4. Наблюдаются тенденция к снижению рождаемости, непопулярность отцовства и материнства, негативный социально-психологический фон в семье.

5. Серьёзной проблемой является отчуждение семьи от образовательных учреждений, педагогов – от семьи (усиливается недоверие родителей к школе, имеют место неадекватное отношение родителей и детей к педагогам, неудовлетворённость качеством образования, невысок уровень психолого-педагогической культуры родителей и т.п.).

Таким образом, необходимость возвращения к педагогическому просвещению (обучению) родителей обусловлены рядом причин:

· потребностями современного общества, характерной особенностью которого является изменение социокультурной ситуации (необходимость обеспечения взаимодействий семьи и школы в процессе формирования ценностных ориентиров у подрастающего поколения);

· инновационным отечественным и зарубежным опытом обновления воспитания подрастающего поколения нового столетия;

· открытостью современного педагогического сообщества (родительского в том числе) обществу, прошлому опыту, инновациям.

Современная ситуация в сфере воспитания требует создания новой, более эффективной системы социально-педагогического сопровождения семьи, построения новых отношений между институтом семьи и образовательными учреждениями. Организация такого процесса требует глубокого осмысления сущности изменений, происходящих в обществе, согласования позиций, выработки концепции, принимаемой педагогическим и родительским сообществом. А для этого необходима соответствующая система условий, стимулирующая родителей к собственному педагогическому образованию, повышению педагогической культуры, связанной

· с запросами и потребностями развивающейся личности ребёнка (подростка);

· со спецификой процесса его личностного становления и профессионального самоопределения;

· с опорой на предшествующий опыт родителей и процесс их педагогического просвещения.

Проблема заключается в поиске путей вывода семьи на более продуктивный уровень социокультурно-педагогического партнёрства с образовательным учреждением.

Проблемное поле педагогического образования родителей представлено следующими блоками:

1. Здоровье учащихся, коррекция отклонений, пропаганда здорового образа жизни, повышение стрессоустойчивости личности.

2. Обновление системного психолого-педагогического сопровождения родителей учащихся образовательного учреждения в реализации ими воспитательной функции семьи.

3. Психолого-педагогическое сопровождение воспитанника в ситуации жизненного затруднения его семьи.

Принципы:

· первоочередного права родителей на воспитание детей (родители в первую очередь несут ответственность за развитие, здоровье и благополучие своих детей);

· достоверности информации (сообщаемая информация должна опираться на научные (медицинские, психологические, педагогические, физиологические, юридические и др.) факты);

· практикоориентированности информации (информация, рекомендованная родителям, должна быть практикоориентированной, доступной для использования в жизни);

· взаимного сотрудничества и взаимоуважения (доверительные взаимоотношения педагогов с родителями учащихся, а также конструктивный поиск решения возникающих проблем воспитания детей);

· развития (личности, системы отношений личности, процессов жизнедеятельности);

· гуманизации отношений и общения;

· системности воспитательных воздействий на ребёнка;

· преемственности семьи и школы в становлении социокультурного опыта ребёнка;

· сотрудничества по созданию Образа Человека.

Педагогическое (образовательное) сопровождение родителей в реализации воспитательной функции понимается нами как

- система, предоставляющая им ориентационное поле, в котором они осуществляют выбор оптимальных знаний и условий воспитания детей в семье;

- особый способ деятельности по оказанию педагогической помощи родителям в решении проблем воспитания детей в семье, в преодолении социокультурных и психолого-педагогических проблем, связанных с воспитанием детей;

- процесс совместного с родителями определения их целей, возможностей и путей достижения желаемых результатов в воспитании собственных детей.

Цель программы: обоснование научно-методического обеспечения педагогического образования родителей.

Объект проектирования: педагогическое образование родителей как целостная система.

Предмет проектирования: содержание, методы и формы педагогического сопровождения родителей.

Основные задачи проекта:

1. Разработать научно обоснованные подходы к определению путей обновления интегративной открытой развивающейся системы педагогического образования различных групп родителей.

2. Обосновать методологию сопровождения родителей в процессе их педагогического образования.

3. Разработать обоснованное содержание (информационное сопровождение) педагогического образования родителей, обеспечивающее формирование активной педагогической позиции родителей; повышение воспитательного потенциала семьи; вооружение родителей необходимыми для воспитания детей психолого-педагогическими знаниями и умениями, основами педагогической культуры; предупреждение наиболее распространённых ошибок родителей в воспитании детей; педагогическое самообразование родителей.

5. Разработать методические рекомендации (методическое сопровождение) по сопровождению родителей в процессе их педагогического образования.

6. Разработать общие формы (организационное сопровождение), приемлемые для предлагаемого содержания педагогического образования родителей.

Основными направлениями реализации предлагаемого проекта являются:

- Научное и программно-методическое обеспечение взаимодействия семьи и школы в процессе формирования личности ребёнка (подростка).

- Создание в образовательном учреждении системы педагогического образования родителей.

- Формирование основ семейного воспитания у дошкольника и школьника.

- Вовлечение родителей в совместную деятельность по духовному, нравственному, трудовому, физическому воспитанию детей.

ПСИХОЛОГИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА

Младший школьный возраст охватывает период жизни ребенка с 7 до 10-11 лет. Психическое и физическое развитие младшего школьника во многом зависит и от анатомо-физиологических особенностей детей, от того, как эти особенности учитываются взрослыми в процессе воспитания.

К 6-7 годам происходит структурное оформление всех слоев клеток в коре полушарий, мозг достигает 90% мозга взрослого человека, усиливается развитие лобных долей, совершенствуется аналитическая и синтетическая деятельность коры. Изменяется соотношение между процессами возбуждения и торможения (процесс торможения становится более устойчивым, чем у дошкольника). Таким образом, мозг ребенка способен к более сложной деятельности, чем у дошкольника. В восприятии и осмысливании семилетнему ребенку доступны выделение главных признаков предметов и явлений, отражение их существенных сторон; усвоение элементарных понятий.

Если внимательно присмотреться к работе ребенка, то нетрудно убедиться, что работает он, как правило, напряженно, порой совершая много лишних движений, напрягая не только мышцы рук, но и спины, шеи, даже языка, ног. В младшем школьном возрасте, по сравнению с дошкольным, происходит значительное укрепление скелетно-мышечной системы организма: формируется позвоночник (однако окостенение скелета еще не заканчивается), энергично крепнут мышцы и связки, растет их объем, увеличивается мышечная сила. Крупные мышцы развиваются раньше мелких, поэтому дети более способны к сравнительно сильным и размашистым движениям, нежели к выполнению мелких, требующих точности движений. Наблюдается большая подвижность детей, стремление к беганью, прыганью, лазанью. Наоборот, малая подвижность и вялость движений говорят о заболевании или слабом здоровье. Чувствуя изменения, произошедшие в их мускулатуре, прирост мышечной энергии, дети хотят работать вместе со взрослыми. Это положительное стремление важно использовать, не допуская чрезмерного переутомления детей.

Значение двигательных навыков для психического развития детей в этом возрасте трудно переоценить:

- во-первых, совершенное владение своим телом, развивающееся у детей на протяжении этого периода, наделяет их чувством «я могу» и позволяет оценить себя по достоинству, что важно для их психического здоровья;

- во-вторых, умение хорошо владеть своим телом способствует признанию со стороны сверстников: неуклюжих, с плохой координацией часто не принимают в групповые игры, занятия, и они могут продолжать чувствовать себя лишними еще долго после того, как их физическая неловкость сама собой исчезнет.

В младшем школьном возрасте ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника, происходит перестройка всей системы отношений ребенка с окружающими. Переход ребенка в школу, новый образ жизни оказывают существенное влияние на дальнейшее формирование его личности. Как бы хорошо ребенок ни был подготовлен к школе, он приобретает типичные черты школьника только после того, как начнет учиться в школе.

Возрастает напряжение в семейной системе: у ребенка – в связи с включением в новый институт и изменением требований, у родителей – в связи с тем, что «продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом всеобщего обозрения». Задача родителей – поддержать ребенка и помочь ему адаптироваться к новым социальным условиям, порождающим ряд трудностей и проблем:

1. Трудности, связанные с новым режимом дня. Наиболее значимы они для детей, не посещавших детские дошкольные учреждения, прежде всего, вследствие низкой произвольной регуляции поведения и организованности.

2. Трудности адаптации ребенка к классному коллективу.

3. Трудности, связанные с взаимоотношениями ребенка с учителем, истоки которых могут лежать в сфере детско-родительских отношений и быть обусловлены стилем семейного воспитания. Если ребенок привык в семье удовлетворять свои потребности через капризы, он, скорее всего, будет вести себя так же и в школе, где данный способ поведения оказывается неприемлемым.

4. Трудности, связанные с необходимостью принять новые требования со стороны родителей. Одной из распространенных проблем этого периода является школьная фобия у ребенка. Некоторым детям сложно привыкнуть к школьным требованиям, и они начинают бояться. Бояться отвечать у доски, быть наказанным, получить двойку и т.д.

В начальной школе у ребенка формируются основные элементы учебной деятельности, которая оказывает существенное влияние на его развитие. Включая овладение новыми знаниями, умениями решать разнообразные задачи, радость учебного сотрудничества со сверстниками, принятие авторитета учителя, учебная деятельность определяет важнейшие изменения, происходящие в развитии психики детей на данном возрастном этапе. В этот период развиваются формы мышления, обеспечивающие в дальнейшем усвоение системы научных знаний, складываются предпосылки самостоятельной ориентации в учении, повседневной жизни.

Многочисленные исследования показывают, что с развитием школьника изменяются и мотивы его учебной деятельности. Все большую роль наряду с познавательными мотивами начинают играть социальные мотивы, стремление к общению и совместной с другими деятельности.

Мотив влияет не только на учебную деятельность, но и на отношение ребенка к учителю, школе, окрашивая их в позитивные или негативные тона.

Например, если ребенок учится, чтобы избежать наказания со стороны авторитарных, требовательных родителей, учебная деятельность протекает напряженно, со срывами, окрашена негативными эмоциями, тревожностью. И наоборот, учение ради познания делает его легким, радостным, увлекательным.

Необходимо различать мотивы, порождаемые самой учебной деятельностью, связанные непосредственно с содержанием и процессом учения, и мотивы, лежащие за пределами учебной деятельности .

В основе мотивации, связанной с содержанием и процессом учебной деятельности, лежит познавательная потребность. Она рождается из более ранней детской потребности во внешних впечатлениях и потребности в активности, имеющихся у ребенка с первых дней жизни. Развитие познавательной потребности неодинаково у разных детей: у некоторых она выражена ярко и носит «теоретическое» направление, у других сильнее выражена практическая ориентация, у третьих она вообще очень слабая.

В рамках учебной деятельности складываются психологические новообразования, характеризующие наиболее значимые достижения в развитии младших школьников и являющиеся фундаментом, обеспечивающим развитие на следующем возрастном этапе. Это качественно новый уровень развития произвольной регуляции поведения и деятельности; рефлексия, анализ, внутренний план действий; развитие нового отношения к действительности; ориентация на группу сверстников. Однако значение учебной деятельности этим не исчерпывается: от ее характера и результативности непосредственно зависит развитие личности младшего школьника. Школьная успеваемость является важным критерием оценки ребенка как личности со стороны взрослых и сверстников. Статус отличника или неуспевающего отражается на самооценке ребенка, его самоуважении и самопринятии. Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные задания приводят к становлению чувства компетентности. Если же это чувство в учебной деятельности не формируется, у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности.

Отношение к себе как к ученику в значительной мере определяется семейными ценностями. У ребенка на первый план выходят те его качества, которые больше всего заботят родителей: поддержание престижа (разговоры дома вращаются вокруг вопроса «А кто еще в классе получил пятерку?»), послушание («Тебя сегодня не ругали?») и т.д. В самосознании маленького школьника смещаются акценты, когда родителей волнуют не учебные, а бытовые моменты его школьной жизни («В классе из окон не дует?», «Что вам давали на завтрак?») или вообще мало что волнует – школьная жизнь почти не обсуждается или обсуждается формально. Достаточно равнодушный вопрос: «Что было сегодня в школе?! – рано или поздно приведет к соответствующему ответу: «Нормально», «Ничего особенного». Примечательно, что ценности учения детей и их родителей полностью совпадают в первом классе и расходятся к четвертому классу.

В то же время, учебная деятельность, которую осуществляет младший школьник, – не единственная его деятельность. Вторая по значению роль принадлежит труду в двух характерных для этого возраста формах – в форме самообслуживания и в форме изготовления поделок. Главное психологическое достижение труда младшего школьника – это формирование и совершенствование у детей умения планировать предстоящую работу и находить пути и средства ее реализации, пробуждающие смекалку, сообразительность, креативность ребенка.

Учение не исключает также игры, которая хоть и утрачивает позиции ведущей деятельности, но занимает много места в жизни младших школьников. Это продолжающиеся сюжетно-ролевые игры, игры с правилами, игры-драматизации, компьютерные игры. Эти игры в младшем школьном возрасте дополняются дидактическими и соревновательными играми.

Важным в этот период оказывается организация родителями адекватной помощи школьнику. Чтобы облегчить первокласснику освоение позиции ученика, нужно

· с самого начала ввести в жизнь ребенка четкие правила, связанные со школой;

· не делать домашние задания за ребенка, а делать вместе с ним (особенно на первых порах);

· проявлять повышенный интерес к соблюдению школьных «Заповедей», собирать портфель, следить за формой и т.д.;

· не ревновать к учителю; не высказывать при ребенка опасений по поводу квалифицированности учителей и несовершенства школьных программ;

· внимательно относиться ко всем перипетиям школьной жизни, узнавать о взаимоотношениях с одноклассниками, школьные новости;

· обратить внимание на вопросы ребенку после посещения школы, ведь именно в свободном общении, ненароком родители передают ребенку свои мысли и опасения: «Тебя не обижают?», «Тебя сегодня не ругали?» и т.д.

В последнее время родители часто задают вопросы: «Действительно ли современные учебные программы вызывают перегрузку, или это миф для ленивых детей и ленивых родителей, которым не хочется дополнительно заниматься с ребенком?», «Нужно ли ребенка нагружать сверх учебной программы и чем?», «Как развивать ребенка, «не перегибая палку»?». Ответить однозначно на эти вопросы нельзя. Смотря, какой ребенок, смотря в какой школе, по какой программе и у какого учителя он учится. Решая вопрос о том, в какие дополнительные занятия включить своего ребенка, родителям следует внимательно, как можно более объективно, как бы со стороны, посмотреть на него и ответить на несколько вопросов:

· Как он переносит умственные и физические нагрузки? Какие занятия его утомляют, изматывают, а какие – воодушевляют и придают силы? Первые, если они необходимы, должны иметь минимальный объем, а вторые полезны в любых количествах (если, конечно, не потеснили основные учебные занятия). Дополнительные занятия не должны наносить вред здоровью ребенка.

· Что его интересует? Что он любит? Хорошо бы найти что-то близкое к его сегодняшним интересам или связать с ними занятия, которые Вам кажутся нужными.

· Каковы его способности? Можно развивать способности, уже проявившиеся, и на этом пути относительно быстро достичь определенного успеха. Но можно развивать те способности, которые с точки зрения родителей необходимы, но у ребенка отсутствуют хорошие задатки. В последнем случае путь будет более долгим и сложным, а удовлетворяющих успехов в конце его может вообще не быть. Но способности, если ребенок включен в соответствующую деятельность, все равно будут развиваться (особенно, если занятия привлекательны для ребенка, вызывают у него интерес).

· Если дополнительные занятия начались, как он относится к преподавателю, какие отношения у них сложились? Есть ли продвижение в освоении этого вида деятельности, или все совсем «не идет», и ребенка это огорчает или раздражает? Комфортно ли ему?

Кроме того, если ребенок уже начал чем-то заниматься дополнительно (все равно чем – иностранным языком, шахматами, рисованием, танцами и т.д.) и родители по какой-то причине хотят занятия прекратить, необходимо взвесить все «за» и «против». Младший школьный возраст – время, когда ребенок должен научиться делать то, что неинтересно, но необходимо. Именно в этом возрасте развивается произвольность (воля). В основном, это происходит в процессе школьного обучения, благодаря обязательным учебным занятиям. Но важную роль в развитии произвольности могут играть и дополнительные занятия. Любые занятия требуют усилий. Любая, самая любимая работа включает в себя моменты рутинные, нудные, скучные, и трудности, которые нужно преодолевать, и отдельные неудачи. В не очень интересной работе всех этих неприятностей много. Если родители «отменяют» занятия, которые были для ребенка трудными или не особенно интересными, у него может появиться надежда или уверенность в том, что трудности преодолевать необязательно, от любых неприятностей можно избавиться и ничего не делать. Очень важны здесь объяснения, которые получит ребенок.

Если у младшего школьника с успеваемостью все в порядке, он относительно быстро выполняет домашние задания и у него остается много свободного времени, родителям нужно проследить, чем он его заполняет. Впереди – подростковый возраст, с его особыми интересами и соблазнами. Если ребенок привык к пустому времяпрепровождению, если он не занимается ничем полезным, позже, когда он станет подростком, родители вряд ли смогут отправить его в секцию, студию или кружок, опасаясь сомнительных компаний. Начинать разумно загружать его свободное время нужно с дошкольного и младшего школьного возрастов.

Развитие отдельных психических процессов происходит на протяжении всего младшего школьного возраста. Среди наиболее важных особенностей развития познавательных процессов можно выделить следующие:

- ощущение, восприятие, представления и воображение у младшего школьника развиты гораздо лучше, чем мышление, которое, будучи наглядно-образным, еще очень зависимо от чувственной картины мира, то есть от восприятия;

- внимание и память направлены преимущественно на результат познания, а не на способ достижения этого результата, то есть ребенку гораздо легче запомнить, что именно он сделал (увидел, понял, услышал, узнал), чем воспроизвести в памяти или обратить внимание на то, как именно он это делал, в какой последовательности, по каким правилам, с использованием каких знаний;

- волевые процессы и произвольная регуляция у младшего школьника еще очень слабы и часто компенсируются эмоциями – отсюда проистекают его конфликты между желаниями и долженствованиями (так называемые конфликты «хочу – надо»). То есть, получается, что «на словах» дети все свои «надо» знают и всегда могут назвать, а когда дело доходит до конкретных действий – ориентируются на принцип удовольствия (надо делать уроки, но сажусь смотреть мультики – ведь это же приятнее!).

Младший школьный возраст – время становления таких нравственных чувств, как чувство товарищества, долга, любви к Отечеству, а также способности к сочувствии, сопереживанию.

Наблюдаются и изменения в эмоционально-волевой сфере. Общая ориентация эмоций младшего школьника связана с нарастанием осознанности, сдержанности, устойчивости чувств и действий.

Можно выделить следующие показатели нормы и отклонений в эмоциональной сфере младшего школьника:

Норма

Отклонения

1. Желание идти в школу и быть школьником.

2. Безусловно уважительное отношение к учителю.

3. Яркая эмоциональная окраска оценок.

4. Удовлетворение от овладения социальными способами деятельности, прежде всего учебной.

5. Наличие эмоционального смещения (может радоваться событиям недельной давности или ожидаемым в перспективе и легко переносить актуальные трудности.

6. Сочувствие и соучастие в жизни сверстников.

1. Отрицательное отношение к школе, полное отсутствие познавательной потребности.

2. Игнорирование оценок своей деятельности, доходящее до равнодушия.

3. Развитие психологической защиты, приводящее к полному игнорированию потенциально значимых оценок учителя и других учеников.

В 1 классе у детей отмечается сильная непроизвольность в эмоциональной жизни, которая обнаруживается в некоторых импульсивных реакциях ребенка (смех на уроке, нарушения дисциплины). Но уже ко II-III классу дети становятся более сдержанными в выражении своих эмоций и чувств, контролируют их и могут «сыграть» нужную эмоцию в случае необходимости.

В младшем школьном возрасте эмоциональная жизнь усложняется и дифференцируется – появляются сложные высшие чувства:

- нравственные (чувство долга, любовь к Родине, товарищество, гордость, ревность, сопереживание);

- интеллектуальные (любознательность, удивление, сомнение, интеллектуальное удовольствие, разочарование и т.п.);

- эстетические (чувство прекрасного, чувство красивого и безобразного, чувство гармонии;

- праксические чувства (при изготовлении поделок, на занятиях физкультурой или танцами).

Чувства в младшем школьном возрасте развиваются в тесной связи с волей: часто они одерживают верх над волевым поведением и сами становятся мотивом поведения.

Интеллектуальные переживания могут заставить ребенка часами заниматься решением учебных задач, но эта же деятельность будет подтормаживаться, если ребенок будет переживать чувства страха, неуверенности.

Волевое поведение в 1 классе во многом зависит от инструкций и контроля взрослых, но уже ко 2-3 классу направляется собственными потребностями, интересами и мотивами ребенка.

Однако, во-первых, ребенок обладает большой внушаемостью и может совершить какой-либо поступок просто «как все» или потому, что на этом настоял кто-то, имеющий для ребенка авторитет. Во-вторых, в этом возрасте еще сохраняются элементы непроизвольности в поведении и иногда ребенок не может устоять перед удовлетворением какого-либо своего желания.

Тем не менее, именно в этом возрасте могут быть сформированы такие волевые качества, как самостоятельность, настойчивость, выдержка, уверенность в своих силах, так как учебная деятельность, осваиваемая детьми, обладает для этого большими ресурсами.

В возрасте 7-11 лет ребенок, в целом, осознает, что представляет собой некую индивидуальность. Он знает, что обязан учиться и изменять себя в процессе обучения, усваивая коллективные знания и соответствуя системе социальных ожиданий в отношении его поведения и ценностных ориентаций. В то же время дети начинают понимать, что отличаются от других, и начинают переживать свою уникальность, свою «самость», стремясь утвердить себя среди взрослых и сверстников.

Новые требования школы, эмансипация от родителей способствуют развитию самооценки ребенка, основанной на представлениях о себе и оценках окружающих.

Первоклассники, характеризуя себя, используют прилагательные «хороший – плохой», «добрый – злой».

Третьеклассники демонстрируют более богатый и дифференцированный психологический словарь для описания как своего поведения, так и других людей, качеств характера.

Одним из центральных моментов характеристики самого себя становится школьная оценка успеваемости. При этом самооценка в одном виде деятельности может значительно отличаться от самооценки в других: например, в рисовании – может оценивать себя высоко, а в математике – недооценивать. Критерии оценки собственной успеваемости зависят от учителя.

В младшем школьном возрасте самосознание ребенка интенсивно развивается, наполняясь новыми ценностными ориентациями. Первое изменение касается имени и фамилии. Если дети дошкольного возраста чаще всего любят свои имя и фамилию, то младший школьник тонко улавливает то, как к его имени и фамилии относятся одноклассники. В процессе общения со сверстниками ребенок начинает ценить доброжелательное отношение к себе окружающих, выражаемое в том, как к нему обращаются, и сам учится разным формам обращения. Большое значение для ребенка этого возраста имеют также особенности лица и телесная экспрессия. Как и дошкольник, младший школьник упражняется в гримасничанье. Кроме лица внимание привлекает собственное тело.

У ребенка постепенно складывается образ своего тела и формируется двигательный стиль.

В 6-7 лет ребенок окончательно осознает необратимость половой принадлежности. Осознание свое половой роли предполагает понимание и того, как к этому относятся окружающие, насколько его пол соответствует их ожиданиям. В то же время, по данным психоаналитиков, младший школьный возраст считается относительно спокойным в плане выраженной фиксации на полоролевых отношениях. Вместе с тем, младшие школьники способны долго обсуждать, что такое «мужская» и что такое «женская работа», чем девочки отличаются от мальчиков, какие способы они используют, чтобы привлечь друг к другу внимание.

По мнению третьеклассников, чтобы понравиться девочке, мальчики ей надоедают; за ней гоняются; ставят подножку, чтобы упала; поднимают юбки; дергают за косы; портфель уволакивают; в пузо могут кулаком дать; дарят шоколадки, конфеты и жвачки; носят портфель; защищают. А чтобы понравиться мальчику, девочки кусаются и царапаются; ногами дерутся; говорят неприличные слова; крутятся на глазах; пишут записки «Вика+Коля=Любовь»; дают списывать; смотрят на него на уроке и вздыхают.

Несмотря на большое значение лица, тела, пола, главную роль в самоопределении младшего школьника играет учебная деятельность. Если потребность в самоутверждении не удовлетворяется, она может вылиться в капризы, уныние, зависть или в постоянное чувство соперничества. Неуспех в учебе ведет к падению самооценки детей и к снижению уровня притязаний.

Важным этапом в развитии личности является любовь к близким. Прежде всего в образ «Я» попадают мать и члены семьи. Любовь к родным вызывает переживание и понимание того, что беды и радости другого человека могут восприниматься как свои страдания и благополучие.

Итак, процесс осознания себя очень сложен для ребенка младшего школьного возраста и порождает множество переживаний. В первую очередь, это связано с пониманием отличия себя от других по физическим, половым, психологическим, социокультурным признакам и с формированием множества комплексов на этой основе.

ПСИХОЛОГИЯ ПОДРОСТКА

Подростковый возраст является трудной порой для ребёнка. Но и родители детей-подростков переживают в этот период стрессы, растерянность, беспокойство. В этот период важно понять, какие реакции и формы поведения являются нормальными для подростков и их родителей. Иногда родители воспринимают поступки своих детей как проблемные, тогда как на самом деле они являются нормальными для их возраста. Понять подростков, особенности данного возрастного периода может помочь знание о той особой нише развития, в которой они живут.

Впервые слово «подросток» появилось в литературе в 1904 году. Считалось, что данный период является промежуточной стадией между детством и взрослостью. Впервые заговорили о парадоксальности характера подростка. Разные учёные называли этот период периодом «бури и натиска», периодом «врастания в культуру» т.д. Одни считают, что кризис в подростковом возрасте – явление неизбежное и универсальное из-за его биологической предопределённости, связанной с половым созреванием, другие утверждают, что кризиса можно избежать, если взрослые будут «правильно себя вести».

Стремительные физиологические и эндокринные изменения, происходящие в этом возрасте, в первое время отодвинули в глазах учёных на второй план собственно психологические проблемы. Но изучение процесса социализации детей в разных культурах доказало, что особенности полового созревания, формирование сознания, наличие и острота проживания подросткового кризиса зависят, в первую очередь, от культурных традиций, особенностей воспитания и обучения детей, доминирующего стиля общения в семье. В ряде исследований было показано, что в большинстве примитивных культур существуют церемонии, которые «вводят» подростков во взрослую жизнь. Такие обряды называли инициацией. Формы обрядов были разными, но в каждом из них можно наблюдать общие черты: временная изоляция подростка от прежнего социального окружения, приобщение к тайным знаниям, получение нового имени, знаков отличия, имеющих символическое значение. По сути, инициация оформляла переход в новую статусную роль, показывая всем и самому ребёнку его новую социальную позицию. Именно этот внешний, видимый всеми переход снимал многие проблемы взросления, неопределённости положения подростка, вызывающие конфликты и трудности в формировании их самосознания.

Сложности, сопутствующие подростковому возрасту, во многом связаны с тем, что существенные психические изменения не сопровождаются внешними изменениями в статусе, материальном или социальном положении детей, а потому не всегда своевременно осознаются взрослыми. Особенности поведения подростков, их стремление к созданию собственной культуры (одежды, жаргона и т.д.), к более тесным контактам со сверстниками, а не со взрослыми, объясняются именно их положением – уже не дети, но ещё и не взрослые.

Взаимоотношения подростка с окружающим миром выстраиваются в двух направлениях: с одной стороны – ребёнок стремится освободиться от родительской опеки; с другой – он постепенно входит в группу сверстников, становящуюся каналом социализации и требующую установления отношений конкуренции и сотрудничества с партнёрами обоих полов.

Общение подростка со взрослыми насыщено проблемами. Родители и учителя в большинстве своем не умеют ни увидеть, ни тем более учесть в практике воспитания того интенсивного процесса взросления, который протекает на протяжении этого возраста, пытаясь сохранить «детские» формы контроля. Отношение к подростку как к ребенку со стороны значимого окружения не только тормозит развитие социальной зрелости в подростковом периоде, но и вступает в противоречие с представлениями самого подростка о собственной взрослости и его претензиями на новые права. Именно это противоречие является источником конфликтов и трудностей, которые возникают в отношениях подростка и взрослого.

Учитывая сложность периода и специфику отношений со взрослыми, в первую очередь – ограничение влияния родителей, необходимо особенно внимательно относиться к тому, какие формы приобретает общение со значимыми взрослыми в целом и с родителями в частности. Д. Фонтенел формулирует условия успешного общения взрослых с подростками следующим образом:

· Помните, что в переходном возрасте общение обычно сокращается и ребёнок становится менее склонен поверять свои мысли и чувства родителям. Это вполне нормальный процесс, который не должен вызывать у вас беспокойство и отрицательные реакции.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст