программа по созданию воспитательной системы класса

Программа

по созданию воспитательной системы класса

Воспитание толерантности «Жизнь в многоликом мире».

Классный руководитель-

Норсеева Валентина Георгиевна

МОУ СОШ № 22.

Чита

2009 год.

Пояснительная записка.

Современная жизнь с ее социально- экономическими реалиями требует новых подходов к образованию молодежи. Согласно “Закону об образовании”, образование- это целенаправленный процесс воспитания и обучения учащихся. Социальный фон воспитания детей в современной России продолжает оставаться неблагоприятным.

В области воспитания существует много проблем:

резко снизилась роль семьи в деле воспитания ребенка;

распространение злоупотреблением алкоголем, наркотическими средствами, среди детей и подростков, а так же рост числа связанных с этим преступлений, правонарушений и антиобщественных действий;

ослаблен педагогический потенциал учреждений культуры, средств массовой информации, литературы и искусства;

опыт реализации активной гражданской позиции остаются явно недостаточными.

Кроме этого в современном мире подавляющее большинство стран мира в силу исторических причин является поликультурными сообществами, где совместно проживают люди различных национальностей и культурных укладов. Движение экономической интеграции, глобализация и конфликты современного мира, усугубленные проблемами поисков средств достойного существования , усилили темп миграции, увеличили число переселенцев и беженцев, ищущих новое жилье и работу , в тех странах и регионах , которые ранее преимущественно были монокультурными. В ходе этих процессов сформировалась поликультурность. Школьные классы становятся центром культурного многообразия. В этих условиях главным требованием для поддержания здоровой атмосферы стало необходимо формировать взаимопонимания между людьми различных культур. Межкультурному взаимопониманию и мирному разрешению межнациональных конфликтов необходимо учить. Надо помочь школьникам выработать в себе понимание следующих принципов:

Разнообразие людей украшает и обогащает жизнь;

Мирное сосуществование народов способствует социально- экономическому процветанию территории;

Экстремизм разрушителен для его участников и для сообщества в целом;

Конфликт- нормальный процесс, который следует решать конструктивно;

Для нормального развития демократии очень важны социальная ответственность и способность каждого человека осмысленно применять общепринятые нормы толерантности при принятии личных и общественных решений.

Толерантность и культура мира- важнейшие ценности межэтнических отношений в условиях роста многонациональности, поликультурности сообщества. Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью. Она подразумевала терпимость к различиям среди людей, умение жить, не мешая другим, способность иметь права и свободы, не нарушая прав и свобод других.

В настоящее время молодое поколение воспитывается, в основном, жизненными реалиями. Наблюдается ниспровержение всеобщих человеческих ценностей, заложенных в основе мировых религий и культуры. Поэтому необходимо активизировать процесс поиска эффективных механизмов воспитания детей в духе толерантности, в том числе приятия чужой культуры и уважения прав других, непохожих на тебя людей.

В организации учебно- воспитательного процесса невозможно достичь высоких результатов без участия родителей,

Мною был изучен спрос родителей на образовательные и воспитательные услуги, который показал, что родителей волнует не только уровень обучения и физическое здоровье учащихся, но и степень адаптации детей в обществе, сформированность умения жить в коллективе, эмоционально-волевая сфера жизнедеятельности учащихся, нравственные ориентиры детей.

Учитывая проблемы воспитания, существующие в обществе, опираясь на государственную программу “Развития воспитания в Российской Федерации до 2010 года”,Закон РФ “Об образовании”,Федеральный закон “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации” и другие нормативные документы ,учитывая социальный запрос родителей, , проанализировав сильные и слабые стороны организации учебного и воспитательного процесса в классе я выбрала направление воспитания толерантности.

Методологическая основа: Методологическую основу деятельности по моделированию и построению воспитательной системы класса составляют:

Личностно- ориентированный подход(Балухин Д.А., Бондаревская Е.В., Газман О.С. и другие.)

научные положения концепции воспитательной системы “Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития” О.С.Газман.

новый методологический подход к определению сущности понятия здоровья и принципов ЗОЖ (А.Г.Щедриной , Л.Г. Апанасенко, Р.И. Айзмана и др.)

Программа воспитания толерантности О.А.Севериной.

опыт работ школ России по воспитанию толерантности.

Участниками воспитательного процесса являются:

1.Администрация:

Директор школы- Родионов А.А.-“Заслуженный учитель РФ”

Зам директора по учебно- воспитательной работе-Боронина Т.Ф “Отличник народного образования”,

Замдиректора по учебно-воспитательной работе начальных классов-Десятник Г.С.-“Заслуженный учитель РФ”

Замдиректора по воспитательной работе-Норсеева В.Г.

2.учителя

Квалификационная категория

высшая

первая

вторая

Количество педагогов

6(14%)

18(43%)

18(43%)

имеют звания:

·“Заслуженный учитель РФ”-2;

·“Отличник народного образования”-4;

·Награждены Почетной грамотой Министерства образования России-2;

·Благодарность Министерства образования РФ-1;

·“Заслуженный работник образования Чит.области”-4.

Распределение кадрового состава по стажу работы:

Пенсионеры

10 педагогов

24%

Стаж работы до 10

1педагог

2%

Стаж работы от 10 до 20 л.

8 педагогов

19%

Стаж работы от 20 до 30 л.

19 педагогов

45%

Стаж работы более 30 лет

12 педагогов

29%

3.Сотрудники:

библиотекарь,

логопед,

социальный педагог,

вожатая, финалистка конкурса “Вожатый года 2007”

секретарь,

стоматолог,

технический персонал.

4.родители

их распределение по социальному составу и образовательному уровню мы видим на схемах

1.30% родителей являются выпускниками школы;

2.неполные семьи-32,7%

3.неблагополучные семьи-1,2%.

·5.преподаватели дополнительного образования:

-тренера спортивных секций- 10;

-руководители кружков-12.

Портрет выпускника.

владеть навыками учебного труда(уметь работать по индивидуальному плану, анализировать, осуществлять самоконтроль, давать самооценку своей учебной деятельности);

уметь работать с книгой, словарями , справочной литературой;

владеть культурой устной и письменной речи;

ответственно относиться к своему здоровью и здоровью окружающих людей;

уметь общаться с окружающими;

бережно относиться к природе;

уважать, беречь и почитать устои семьи;

быть патриотом своей страны.

Перспективы жизнедеятельности классного сообщества:

создание новых и сохранение сложившихся традиций класса;

внесение вклада в обустройство класса, школьного здания и прилегающих к нему территорий;

повышение статуса класса.

активное участие в общешкольных, городских мероприятиях.

Основные принципы организации воспитания:

Целостность педагогического процесса- единство, взаимосвязь, интеграция урочной и внеурочной форм работы;

системность и преемственность- взаимозависимость содержания и форм воспитания учащихся начального, среднего и старшего звена;

принцип сотрудничества. Взаимодействие всех участников воспитательного процесса, организация сотрудничества на основе взаимопонимания и взаимопомощи;

ориентация на общечеловеческие ценности и опора на региональные, национальные и местные традиции;

принцип индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания учащихся;

принцип демократизма;

принцип творчества и успеха;

принцип доверия и поддержки;

принцип толерантности.

В основу планирования и построения воспитательной работы класса положена концепция “Педагогической поддержки ребенка и процесса его развития”, разработанная О.С. Газманом и его целевые программы. Таким образом вся работа в классе строится по следующим программам:

“Здоровье”

“Общение”

“Учение”

“Досуг”

“Образ жизни”

“Экология и краеведение”

Программа

цель

мероприятия

Вторая ступень- 5-9 классы формирование способности к саморегуляции

“здоровье”

осуществление самоконтроля физического развития и подготовленности;

ответственности за свое здоровье;

умение подобрать вид спорта для самостоятельных занятий;

культура потребления медицинских услуг;

отрицательного отношения к вредным привычкам;

положительного отношения к спорту.

беседы;;

встречи со специалистами

конкурсы;

спортивные праздники и соревнования;

дни здоровья;

участие в городских первенствах

вовлечение учащихся в занятие спортом и т.д.

“Учение”

Индивидуальные способности учащихся;

творческую потребность в учении;

культуру восприятия, воспроизведения и передачи информации;

потребности в совершенствовании своих знаний и умений.

выявление уровня учебных успехов учащихся;

предметные недели ;

научно-практические конференции;

интеллектуальный марафон;

интегрированные занятия и т.д.

“Общение”

чувства уважения к жизни;

толерантного отношения к людям;

чувства уважения к семье, почитание ее традиций;

этические. психологические, эстетические, правовые правила общения.

беседы;

встречи с интересными людьми;

месячники правового, патриотического воспитания;

уроки мужества;

ктд;

социальные проекты.

“Досуг”

умения организации КТД;

индивидуальные качества учащихся;

творческий потенциал.

вовлечение школьников в работу кружков ;

организация экскурсий;

посещений культурно-просветительских учреждений;

организация конкурсов, праздников, фестивалей;

КТД.

“Образ жизни”

усвоение основных ценностей общественной жизни.

уважительное отношение к атрибутам государственной власти.

чувства долга по отношению к обществу.

интерес к профессиональной деятельности.

правильное отношение к социальным семейным ролям отца и матери, сына и дочери, внука и внучки.

знакомство с документами школы;

с законодательством страны;

изучение своих традиций и традиций других народов;

занятия по формированию толерантного поведения;

защита проектов;

устные журналы;

встречи с инспекторами ПДН;

круглые столы и т.д.

“Экологии и краеведения”

положительное отношение к природе, понятия о необходимости ее защиты;

патриотических чувств к своей стране ,к своему краю;

чувство гордости за свою школу, уважительное отношение к ее традициям.

вовлечение детей в поисковую работу;

праздники “День птиц”, “День земли”;

декады естественных наук;

защита проектов;

презентация поискового материала.

В качестве системообразующей определены следующие виды деятельности:



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст