программа по литературному краеведению

УТВЕРЖДАЮ

Директор МАОУ «Гимназия № 8»

________________З.А.Выголова

«_____»____________________2013г.

Рабочая программа по

Литературному краеведению

в 5-а классе

2013-2014 учебный год

Преподаватель русского языка

и литературы

высшей квалификационной категории

Ибрагимова Елена Викторовна

Рассмотрено на НМС

«_____»___________2013г.

Руководитель НМС___________

Пояснительная записка

Краеведение в широком смысле слова означает совокупность научных знаний (исторических, культурных, географических и т.д.) о каком-либо крае, области, городе, деревне, селе.

Краеведение — это сегодня одна из важнейших и актуальных проблем в современной общеобразовательной школе. Учителя истории, географии, литературы должны давать знания учащимся с опорой на местный материал. Конечная цель этой многогранной работы — вырастить человека, влюбленного в свою «малую» родину. Любовь к Родине, стремление служить своему народу, своей стране, чувство национальной гордости не возникают у людей сами по себе. С самого раннего возраста необходимо целенаправленное воздействие на человека. При этом надо помнить, что любовь к Родине начинается с ощущения родного края, земли, где родился и рос.

Очень много нужных и полезных сведений дают уроки по природоведению, русскому языку и, конечно, литературному чтению. «Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужие мысли, не зная языка, на котором она выражена. Ни поэзия, ни литература не существуют сами по себе, они вырастают на родной почве и могут быть поняты только в связи со своей родной страной», — эти слова Д.С.Лихачева близки каждому учителю стремящемуся через литературу приобщить учащихся к истории и культуре родного края, вырастить их патриотами.

Литературное краеведение располагает богатейшими возможностями для формирования сознания учеников. Оно, прежде всего, призвано воспитывать патриотические чувства, вызвать у ребят живой интерес к жизни родного края. Литература помогает познать край, а край, в свою очередь,- познать литературу и тех, кто создает ее: ведь именно в крае, где жил и творил писатель в первую очередь отлагаются многие документы и свидетельства, которые способствуют уяснению тех или иных сторон биографии, его творчества. Приобщение к духовно-культурным ценностям малой родины, оформление патриотического отношения к отчизне самым тесным образом связано с открытием литературы родного края.

Наш край всегда был богат талантливыми творцами прекрасных фольклорных произведений — былин, исторических песен, преданий, легенд, сказок, частушек.

Систематические занятия с воспитанниками по ознакомлению с родным краем, его культурой способствуют воспитанию у детей любви и уважения к отчему краю, формированию чувства кровного родства с его прошлым и настоящим, В наши дни, когда после многих лет духовного застоя остро ощущается необходимость возрождения национальной культуры, отечественных корней,освоение творческого наследия знаменитых земляков представляется делом существенно важным.

Учебный материал данной программы подобран в соответствии с возрастом воспитанников и с задачами формирования личности на разных ступенях её развития. Программа предлагает познакомиться с богатым наследием местного фольклора, знакомство не только с писателями, нашими земляками, но и с теми литераторами, чья творческая деятельность была связана с городом Пермь и Пермским краем.

Данная программа литературного краеведения носит и прикладной характер, так как предполагает различные поездки, экскурсии, связанные с поиском материала, расширением представления учащихся о том, или ином писателе.

Актуальность программы заключается в том, что как показывает практика, школьники среднего звена уже имеют сформированную готовность к обучению, нуждаются в новых обширных источниках знаний, в учебную программу вводятся новые предметы. Организация дополнительной развивающей среды (литературное краеведение), сочетающая продуктивные виды деятельности, неформальную обстановку, помогает детям найти свою сферу интересов. Школьники, не столь успешные в учебной деятельности, получают возможность раскрыться и обрести новый статус в коллективе . Через книгу, рассказывающую о родном крае, будет воспитываться жажда познания, интерес к поискам нового, будет развиваться творческая мысль, воспитываться активный читатель – книголюб. Умелое сочетание форм классной и внешкольной работы увлекут учащихся, принесут в их жизнь радость приобщения к культуре «малой» родины.

Цель:

Воспитание творческой, социально активной личности, обладающей способностью и стремлением к познанию и сохранению культурного наследия.





Итогом работы станет составление литературной карты Перми и Пермского края. Составление карты проводится следующим образом: на схематическую карту данной местности наносятся, помимо районных центров и других самых крупных населенных пунктов, и такие, которые связаны с жизнью и деятельностью писателей, художников, композиторов и других деятелей культуры. Около названий населенных пунктов помещаются их портреты (в овале размером 2 х 2,5 см или 3 х 4 см, в зависимости от размера карты). Рядом с названиями проставляются номера. На полях карты или на специальной витрине по этим номерам, расположенным по порядку, даются пояснения, с каким деятелем культуры связан данный пункт. Для оживления карты прямо на ней рисуются одним тоном популярные силуэты памятных мест края (дом, ворота, памятник и т.д.). Разноцветными пунктирными линиями наносятся на карту литературные маршруты по родным местам.

Походы и экспедиции — наиболее популярные и любимые школьниками формы литературно-краеведческой работы. Они делятся на следующие виды: фольклорные, биографические, по литературным местам, археографические (поиски и собирание старинных книг, древних памятников письменности). Походы и экспедиции обогащают ребят навыками самостоятельной деятельности, углубляют и расширяют их знания, полученные ранее. Собранные и обработанные учащимися материалы оказывают большую помощь всей школе в учебной и внеклассной работе по литературе.

Литературно-творческая деятельность учащихся в походе и экспедиции имеет различные формы: книга похода (общий походный дневник); личные дневники и записные книжки участников похода; письма; корреспонденции в печать, на радио и др.

Ведение общего дневника. На широких полях каждой страницы записываются все основные факты походной жизни, включая дежурства, меню походной кухни,

Ожидаемые результаты обучения и способы их проверки:

Результатами деятельности является выполнение целей и задач. Таким итогом является оформление литературно-краеведческой выставки или создание кабинета литературного краеведения. Собранные материалы могут послужить основой для создания литературно-художественной карты родного края. Программа рассчитана на 34 часа (1час в неделю)

Календарно-тематический план

Тема занятия

Количество часов

Литературоведческое понятие

1

1

Введение. Богатство устного народного творчества и литературы Прикамья.

1

Фольклор

2

2,3

Сказки наших бабушек. Любимая сказка, рассказанная бабушкой. Виды сказок.

Поэтика сказок: волшебное и реальное, развитие основного конфликта, своеобразие героев, построение, язык.

2

4,5

Легенды и предания.

Чтение и анализ легенд и преданий по выбору.

2

Легенда, предание

66

Звериный стиль Прикамья (Экскурсия в библиотеку Чехова)

1

4

7-8

П.П.Бажов . Жизнь и творчество. Сборник «Малахитовая шкатулка». Чтение и анализ сказов по выбору.

Их жанровое своеобразие.

2

89-10

Сказы народов Урала, повествующие о народах, населявших и населяющих наш родной край.

2

1

11-12

Д.Н. Мамин-Сибиряк. Жизнь и творчество. «Алёнушкины сказки» Фольклорное и авторское в сказке.

2

Литературная сказка

113-14

П.П.Ершов. Жизнь и творчество. «Конёк — Горбунок» Чтение и анализ сказки.

Истинная народность сказки

1

115-16

Сказки уральских писателей 20 века. Чтение и анализ сказок.

2

117

Викторина «Знаешь ли ты сказки Прикамья»

1

118

Сочиняем сказку о Пермской Земле

1

19

Красота и богатство родной природы. Необходимость бережного отношения к природе.

1

Пейзаж

20-21

Пермские поэты о природе родного края

Чтение и анализ стихотворений о природе.

Понятие о жанре пейзажной лирики.

2

Лирический герой

22

История литературного объединения «Тропа».

1

23-24

Ф.С.Востриков. Слово о поэте. Индивидуальность, душевность и особенная лиричность стихотворений

2

Тропы. Олицетворение

25-26

Уральские поэты о Великой Отечественной войне. Патриотизм поэтов — земляков.

2

27-28

Современные уральские поэты. Обзор творчества с чтением и обсуждением стихотворений и отрывков. Традиции и новаторство.

2

29

Итоговое занятие по теме «Поэты земли Пермской»

1

30.-31

Ими гордится Пермская Земля

2

32

Экскурсия в библиотеку Чехова

1

33-34

Встречи с пермскими писателями

2