программа по литературе

УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ «Куровская СОШ №1»

_________________Т. П. Дронова

«____»_____________________2013 г.

Рабочая программа по литературе

для 7 класса

Учитель Ивашкина И.В.

Программа рассмотрена на заседании кафедры_________________________

Протокол № __ от «___» ___________ 2012 г.

Руководитель_______________________ (_____________________________)

подпись расшифровка

2012 год

Пояснительная записка.

Цели и задачи изучения предмета формулируются в виде совокупности приоритетных ценностей и качеств личности, проявляющихся в широком социальном контексте.

Главная цель школьного литературного образования – воспитание и развитие свободной, талантливой личности. Литература сегодня и как факт существования духовно-нравственной жизни общества, и как школьный предмет остается, может быть, единственной нравственной опорой, чистым источником, питающим духовную жизнь людей. Но нравственные ценности не переходят из книг в душу читателя автоматически – нравственное чувство развивается, нравственные убеждения формируются, и особенно интенсивно в детском и юношеском возрасте. Значит, именно в школе мы должны пробудить, а затем и сформировать у детей интерес и любовь к чтению, развить способность к восприятию красоты, емкости художественного слова, его нравственного потенциала.

Задачи изучения истории в основной школе:

- овладение учащимися знаниями об основных этапах развития литературного общества .

- воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству

- развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего.

- формирование у школьников умений применять литературные знания для осмысления сущности общественных явлений нашего времени в общении с другими людьми в современном литературном обществе.

Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные таблицы, выступления на семинарах и конференциях, реферативные работы и сообщения учащихся.

Формы итоговой аттестации: контрольная работа.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

К концу учебного года учащиеся должны знать:

- Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.

-Жизнь, творчество, М.Ю. Лермонтова. «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

- Творчество А.К. Толстого. «Василий Шибанов».

- творчество Н.В. Гоголя. «Тарас Бульба»

-Жизнь и творчество Александра Сергеевича Пушкина. «Полтава».

- Детство и юность. Н.С. Лескова. «Человек на часах».

-Поэзию И.С. Никитина

- Творчество И.С. Тургенева. «Бирюк»

- Творчество М.Е. Салтыкова-Щедрина. «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил».

- Приёмы сказочного повествования. Условность, заострённая сатирическая форма повествования. Гротеск.

- Творчество А.П. Чехова

- Поэзию Ф.И. Тютчева, А.А. Фета, Я.П. Полонского

-Творчество Л.Н. Толстого «Детство», «Отрочество».

- Ф.М. Достоевский. Сведения о жизни писателя. «Мальчики».

- Максим Горький. Сведения о жизни писателя. «Детство».

- Художественное время и пространство в музыке, живописи, поэзии.

- Ж.Б. Мольер. Сведения о жизни комедиографа. «Мещанин во дворянстве»

- И.А. Крылов – драматург.

- В.А. Рождественский. «Над книгой».

- А. Де Сент-Экзюпери. Сведения о жизни писателя. «Маленький принц».

Содержание программы.

№ п/п

Название раздела

Количество часов

1

ВВЕДЕНИЕ

(1час)

2

МИНУВШЕЕ ПРОХОДИТ ПРЕДО МНОЮ…

(19 часов)

3

ХУДОЖНИК – ГОЛОС СВОЕЙ ЭПОХИ

(14 часов)

4

ЗАПЕЧАТЛЁННЫЕ МГНОВЕНИЯ

(6 часов)

5

ЧЕЛОВЕК В ДВИЖЕНИИ ВРЕМЕНИ

(17 часов)

6

СОДРУЖЕСТВО ИСКУССТВ

(1 час)

7

ПЕРЕКЛИЧКА ЭПОХ

(9 часов)

8

ФАНТАСТИКА. ТЕМА БУДУЩЕГО

(4 часа)

Календарно-тематическое планирование.

(3 часа в неделю – всего 105 часов)

№ п/п

№ урока

Тема

Контроль

ЗУН

Дата проведения

Корректирование

1

1

ВВЕДЕНИЕ.

Художественное время и художественное пространство в литературе. Роды и виды (жанры) литературы.

2

2.1

МИНУВШЕЕ ПРОХОДИТ ПРЕДО МНОЮ …М.Ю. Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта.

3

2.3

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Картины быта XVI века, их значение для понимания характеров и пафоса поэмы.

4

2.4

Смысл столкновения Калашникова с Кирибеевичем и Иваном Грозным. Сила и целостность характера Калашникова.

5

2.5

Сочинение по изученному произведению М.Ю. Лермонтова. «Поэма Лермонтова и УНТ». «Оценка персонажей поэмы с позиции народа».

Сочинение по изученному произведению М.Ю. Лермонтова. «Поэма Лермонтова и УНТ». «Оценка персонажей поэмы с позиции народа».

6

5.6

А.К. Толстой. «Василий Шибанов». Три героя баллады.

7

2.7

Н.В. Гоголь. Интерес писателя к прошлому Родины. Гоголь о Задорожной Сечи.

8

2.8

«Тарас Бульба» Патриотический пафос повести. Боевое товарищество Запорожской Сечи, её нравы и обычаи.

9

2.9

Черты характера Тараса Бульбы, обусловленные его героическим и жестоким временем. Остап и Андрей. Трагедия Тараса Бульбы.

10

2.10

Взволнованность, эмоциональность, приподнятость повествования, гиперболизация, картины степи, выражение в них чувств писателя.

11

2.11

Повесть Гоголя и устное народное творчество. Понятие о литературном характере.

12

2.12

А.С. Пушкин. Прошлое Родины, тема Петра I в творчестве поэта.

13

2.13

«Полтава». Историческая основа поэмы, роль художественного вымысла. Поэма как жанр. Метафора.

14

2.14

Картины Полтавской битвы. Сопоставление полководцев Петра I и Карла XII. Роль Мазепы. Утверждение правого дела, осуждение коварства и предательства.

15

2.15

Сочинение. «Исторический и личный конфликт в поэме». «Картины украинской природы в поэме». «Совершенство языка и стиха».

16

2.16

Н.С. Лесков. Сведения о жизни писателя.

17

2.17

«Человек на часах». Роль происшествия в раскрытии характеров и жизненной позиции персонажей.

18

2.18

Проблема чувства и долга. Разговорный характер повествования. Анализ эпизода.

19

2.19

И.С. Никитин. Анализ стихотворения «Русь».

20

2.20

Контрольная работа по разделу II. «Писатели о прошлом нашей Родины».

Контрольная работа по разделу II. «Писатели о прошлом нашей Родины».

21

3.1

ХУДОЖНИК – ГОЛОС СВОЕЙ ЭПОХИ И.С. Тургенев. Факты биографии писателя, связанные с «Записками охотника».

22

3.2

«Бирюк». Роль конфликта в раскрытии характеров персонажей. Значение художественных деталей, роль рассказчика в повествовании.

23

3.3

Сложность и противоречивость натуры Бирюка, обстоятельства жизни, повлиявшие на его характер.

24

3.4

Стихотворения в прозе. Анализ стихотворения «Русский язык», «Два богача».

25

3.5

Устное сочинение. И.С. Тургенев о своём времени.

Устное сочинение. И.С. Тургенев о своём времени.

26

3.6

М.Е. Салтыков-Щедрин. Сведения о жизни писателя.

27

28

3.7

«Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил». Противопоставление невежества и паразитизма генералов трудолюбию, находчивости и сметливости мужика. Осуждение его рабской покорности.

29

3.8

Приёмы сказочного повествования. Условность, заострённая сатирическая форма повествования. Гротеск.

30

3.9

Сочинение по поэме «Мороз, Красный нос».

Сочинение по поэме «Мороз, Красный нос».

31

3.10

А.П. Чехов. Умение Чехова видеть в обыденном смешное и грустное.

32

3.11

«Хамелеон». Осмеяние самодурства и угодничества в рассказе. Значение диалога и художественной детали в раскрытии характеров Очумелова и Хрюкина.

33

3.12

Особенности композиции. Смысл названия рассказа.

34

35

3.13

«На мельнице». «Тоска». Внешний юмор и глубокий трагизм рассказов.

36

3.14

Контрольная работа по разделу III. «Писатели-классики о своём времени».

Контрольная работа по разделу III. «Писатели-классики о своём времени».

37

4.1

ЗАПЕЧАТЛЁННЫЕ МГНОВЕНИЯ Ф.И. Тютчев. Жизнь и творчество.

38



Страницы: 1 | 2 | Весь текст