программа по гражданско-патриотическому воспитанию

Паспорт программы

Название программы

Программа «Гражданско-правовое воспитание учащихся 1 – 11 классов коррекционной школы VIII вида»

Авторский коллектив

Кислицына М.В. – воспитатель, Перцева О.А. – воспитатель, Бердюгина Н.В. – воспитатель, Колесникова Л.В. – зам.директора по ВР.

Заказчик

«Каргапольская коррекционная школа-интернат VIII вида»

Срок реализации программы

постоянно

Краткое изложение идеи программы

Создание условий для активной, содержательной, системной деятельности коллектива воспитателей, учащихся, родителей школы по становлению и личностному развитию учащихся в процессе формирования активной жизненной позиции и чувства ответственности за свой личный выбор и за будущее России.

Данная программа является лишь часью внеклассной работы воспитателя. Программа включает в себя как различные подходы в воспитании, так и элементы собственной воспитательной системы воспитателя.

Целью программы является поддержка развития системы всеобщего, комплексного и непрерывного патриотического воспитания, образования и просвещения школьников на основе сохранения и приумножения культурного наследия школы и района, возрождения традиционных нравственных ценностей. Создание и развитие в школе единой системы формирования патриотических чувств; сохранение, развитие и эффективное использование потенциала школы гражданско-правовой направленности. Корректировка поведения через формирование гражданских ценностей (уважение к закону и права других людей; уважение мнения других людей, идей, образов жизни, религий.)

В качестве основных задач выступают:

- создание условий для формирования духовно-богатого, социально-активного гражданина;

- знакомство с правами человека как эталоном цивилизованных отношений между людьми;

-развитие у учащихся социальной активности, желание участвовать в преобразованиях окружающей жизни;

- формирование чувства ответственности за свои действия; знание своих обязанностей;

- формирование здорового образа жизни, невосприимчивости к негативным привычкам, ведущим к правонарушениям и преступлениям;

- снижение уровня правонарушений и вредных привычек школьников средствами патриотического воспитания;

Пояснительная записка

к направлениям внеурочной деятельности по гражданско – правовому воспитанию.

I. Гражданско- патриотическое воспитание — один из приоритетов воспитательной работы Центра образования. Патриотизм — одна из базовых составляющих личности, гражданина, выражающаяся в чувстве любви, гордости, признания своему Отечеству, его истории и культуре, традициям, в осознании гражданского долга перед ним, в готовности к защите его интересов. формированию у учащихся чувства готовности к выполнению своего гражданского долга и конституционных обязанностей.

Гражданин и патриот начинается в школе: прежде чем стать гражданином и патриотом Родины, школьник должен научиться быть гражданином и патриотом своей школы, знать ее историю, активно участвовать во всех делах и акциях школы.

Память — важнейшая составляющая патриотического воспитания , она отражает связь поколений, их преемственность, желание узнать историю своего района, города, Родины, ее боевые и трудовые достижения и гордость этими достижениями, уважение к старшему поколению как носителю традиций народа. Память определяет заботливое отношение к ветеранам, уважительное отношение к памяти погибших в боях за Родину.

В целях ознакомления школьников с основными правами и свободами граждан, а также с основными законодательными документами, воспитательная работа спланирована на основе изучения Всеобщей Декларации Прав человека, Конвенции ООН, Конвенции о правах ребенка, а также основ права и граждановедения.

Данную программу следует рассматривать как шаг по пути решения проблемы в воспитании гражданина.

Основной целью программы является предоставление всех возможностей школы для воспитания гражданина – патриота своей страны, определения комплекса условий, обеспечивающих эффективность гражданско – патриотического воспитания в школе.

II. Основные принципы, используемые в ходе реализации программы.

К числу определяющих принципов, которые являются важным условием реализации целей и задач гражданско-патриотического воспитания относятся признание высокой социальной значимости гражданственности, патриотизм.

Гражданско-патриотическое воспитание обладает высоким уровнем комплексности, то есть охватывает своим воздействием все возрастные категории учащихся, все стороны жизни и взаимодействия личности с окружающим миром.

Среди основополагающих принципов гражданско-патриотическое воспитания выделяются:

научность, гуманизм, демократизм;

приоритетность исторического, культурного наследия России, ее духовных ценностей и традиций;

системность, преемственность и непрерывность в развитии учащихся, с учетом особенностей ее различных категорий;

многообразие форм, методов и средств, используемых в целях обеспечения эффективности воспитания;

его направленность на развитие возможностей, способностей и качеств каждой личности на основе индивидуального подхода;

тесная и непрерывная связь с другими видами воспитания.

Реализация этих принципов осуществляется по следующим направлениям:

III. Основные направления программы:

Социальное

Цели:

воспитание сознательного отношения к учебе;

воспитание и развитие потребности в здоровом образе жизни, через формирование активной социальной позиции;

формирование у подростков представлений по этике и психологии семейной жизни.

Содержание:

организация и проведение конкурсов, смотров знаний, интеллектуальных марафонов, игр;

организация совместных коллективных творческих дел;

организация и проведение благотворительных акций;

создание “Отряда Милосердия”;

организация работы с родителями.

Политическое

Цели:

воспитание правовой культуры;

знакомство с правовыми нормами и процедурами;

выработка правовой культуры;

развитие отрицательного отношения к правонарушениям и преступлениям.

Содержание:

изучение символики Росси, края, города, школы;

оформление уголка символики;

проведение мероприятий и акций, посвященных памятным и знаменательным датам российского, краевого и городского значения;

изучение родного края и страны, через организацию походов, экскурсий (музеи города и школьный музей), заочных путешествий;

сбор исторических материалов, фактов для экспозиции школьного музея;

совершенствование системы классного и школьного соуправления;

организация встреч с выпускниками школы, ветеранами воин, передовиками производства;

организация шефства над ветеранами ВОВ и приравненным к ним категориям населения;

создание кружка “Ты и закон”

Экономическое

Цели:

воспитание экономической культуры мышления у учащихся;

формирование у школьников адекватных представлений о сути экономических явлений и процессов.

Содержание:

организация и проведение интеллектуальных марафонов, игр;

оформление выставок;

участие детей в общественно полезном труде;

организация профориентационной работы с учащимися.

Нравственное

Цели:

воспитание любви к Родине;

воспитание чувства прекрасного;

воспитание уважения к российским традициям (в том числе религиозных);

формирование общечеловеческих ценностей.

Содержание:

соблюдение кодекса взаимоотношений всех участников образовательного процесса;

изучение культуры, российских традиций (в том числе религиозных), истории России;

участие в праздниках, мероприятиях, театрализованных представлениях, конкурсах;

ознакомление учащихся с общечеловеческими ценностями, с социальными нормами поведения;

знакомство с различными видами искусств;

изучение истории России, символики, геральдики;

проведение культурно-массовых спортивных мероприятий;

оформление стендов: “Тропа успеха”, “Наши герои ”;

организация различных выставок;

организация культурных мероприятий для творческой самореализации.

Реализация программы проходит в три этапа:

1 этап.– изучение и анализ состояния гражданско-патриотического воспитания в школе, уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, отбор критериев оценки уровня гражданско-патриотического сознания у школьников, разработка нормативно-правовой базы, связанной с реализацией программы гражданско-патриотического воспитания.

2 этап. – разработка комплексной стратегии, направленной на формирование гражданской позиции и воспитания патриотических чувств. Отбор методов, методик по программе, внедрение современных технологий.

3 этап.– оценка эффективности мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитания.

Требования к уровню реализации программы.

К концу изучения программы учащиеся должны:

знать:

название страны, государственных символов России, правовых документов (конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка, Всеобщая декларация прав человека, конституция РФ), свои права и обязанности, правила и нормы поведения и общения;

понимать:

назначение правовых документов, свою роль в обществе, правила социального общежития и правовой культуры, значение терминов – герб, гражданин, достоинство, закон, здоровый образ жизни, конвенция, конституция, право на личную неприкосновенность, наказание, обязанность, ответственность, потребность, права, право на жизнь, право на имя и гражданство, право на образование, преступление, равноправие граждан, ребенок, семья, триколор;

применять:

закон, правила в конкретной практической ситуации; придерживается жизненной позиции, принятой в обществе; анализирует ситуации, делает положительную и отрицательную оценку поступкам, фактам, ситуациям; изменяет жизненную позицию в соответствии с нормами и правилами, принятыми в обществе; соблюдает дисциплину; проявляет любознательность, терпимость к участникам общения, активно предлагает и принимает помощь от других участников общения.

IV. Рекомендуемые формы работы:

Чтение и обсуждение историй и житейских ситуаций.

Написание рассказов, основанных на личном опыте или наблюдениях детей.

Рисование плакатов в поддержку или защиту кого-либо.

Придумывание или написание конца истории.

Встречи с работниками КДН, суда, прокуратуры, райотдела милиции.

Организация проведения тематических бесед.

Рисование ситуации «Друзья», «Драка», «Один дома» и т.д.

Анонимный рассказ о случае из своей жизни и обсуждение его в группе.

Сюжетно-ролевые игры.

Тренинг общения.

Разговор при свечах и другие.



V. Ожидаемый результат.

качественный рост воспитанности детей;

снижение количества правонарушений;

снижение числа случаев самовольных уходов;

снижение случаев побегов;

отрицательное отношение к наркотикам, таксикомании, алкоголю, табакокурению, сквернословию;

осознание не только своих прав, но и обязанностей.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Ключевые мероприятия и традиции по военно-патриотическому воспитанию

Акция «Ветеран живет рядом».

Вахта Памяти.

Игра «Зарница».

Встречи с ветеранами.

Встречи с участниками современных воин.

Экскурсии в школьный, районный музей (по тематическим экспозициям).

Единые классные часы.

Возложение цветов к Памятным местам.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Содержание деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию

Изучение истории России, патриотических фракций, символики, геральдики.

Изучение символики округа, города, школы.

Изучение традиций, истории России.

Работа школьного музея.

Организация встреч с ветеранами и участниками воин.

Шефская помощь ветеранам.

Изучение основ государства и права.

Изучение края и страны, через организацию походов, экскурсий.

Основное тематическое содержание Программы по гражданско- патриотическому воспитанию.

На протяжении учебного года в каждом классе 1 раз в месяц проводится 1 беседа, а в конце – итоговое занятие.

1 класс

Раздел: Отношения ребенка с миром.

Моя родословная.

Моя малая родина.

Страна, в которой мы живем.

Кого называют гражданином.

Помощь окружающим людям.

Понятие «сильного» человека, помогающего «слабому». Виды помощи.

Оказание услуг постороннему.

Помощь мальчика девочке, товарищам.

Помощь родителю, воспитателю, няне.

Итоговое занятие: «Мы — помощники»

2 класс

Раздел: Настоящий гражданин – культурный человек.

Права ребенка.

Культура обращения с вещами и предметами. Должны ли быть у ребенка «его» вещи.

Культура режима и распорядка дня.

Культура поведения в общественных местах.

Культурный человек – законопослушный человек.

Что такое Закон. Зачем нужно его соблюдать.

Что такое «правонарушение».

Почему людей наказывают за совершение неблаговидных поступков, правонарушений.

Кто отвечает перед Законом за проступки несовершеннолетних.

Итоговое занятие: Твое поведение в ситуациях: «один на улице», «в драке», «животному плохо», «группа детей в столовой», «звонок другу».

3 класс

Раздел: Будь приятен окружающим людям.

Уважение человека к человеку – обязанность гражданина?

Уважение к собеседнику.

Уважение к человеку во время трапезы.

Формы проявления уважения: к прохожему, пассажиру, зрителю, продавцу, нянечкам, родителям, педагогам.

Отношение к ошибкам и оплошностям другого человека.

Правда и ложь. Хороршо ли обманывать друг друга и взрослых?

Дисциплина и порядок.

Что, значит, относится к людям по братски.

Всегда ли Вы, отстаивая свои права, мнение, уважаете достоинства других?

Итоговое занятие: Дисциплина в детском коллективе.

— разговор по душам

— «Свечка»

4 класс

Раздел: Человек, государство, общество.

Как называется главный Закон государства.

Понятие о гербе страны.

Символы России: гимн, герб, флаг.

Президент – глава государства.

Что такое «общество».

Должно ли государство защищать права своего гражданина.

Что такое «выборы».

Поведение человека в государственном учереждении.

Уход за памятниками – добрая память о людях.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст