программа МКОУ СКОШ VIII вида 9 Профилактика суицидального поведения обучающихся с ог

Паспорт

комплексной программы МКОУ СКОШ VIII вида № 9

«Профилактика суицидального поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

на 2012 /2015 гг.

Наименование Программы

«Профилактика суицидального поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Разработчик

Программы

Скорикова Л.А., зам. по УВР,

Мартынова Н.Е., социальный педагог

Цель Программы

Организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков; сохранение и укрепление психического здоровья школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи Программы

Выявлять школьников, находящихся в состоянии социально-психологической дезадаптации и оказывать им экстренную социально-психологическую, педагогическую помощь.

Изучать особенности психолого-педагогического статуса воспитанников «группы риска» с целью установления проблем в личностной, эмоционально-волевой сфере и конструктивного их решения.

Организовать социально-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска» и их семьи.

Формировать у школьников с ограниченными возможностями здоровья эмоционально-ценностного отношения к себе, другим людям и к миру в целом.

Вырабатывать у воспитанников навыки контроля и самоконтроля в отношении неадаптивных социально-психологических установок.

Осуществлять сетевое взаимодействие с ОПДН, КДНиЗП и городской ПМПК по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.

Основание для разработки Программы

Закон РФ «Об образовании».

Конвенция ООН о правах ребёнка;

Федеральный закон от 24.06.99 N 120-ФЗ (ред. от 03.12.2011) «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;

Письмо Минобразования РФ от 29 мая 2003 г. № 03-51-102ин/22-03 «О мерах по усилению профилактики суицида детей и подростков».

Сроки реализации Программы

2112 /2015 гг.

Ожидаемые конечные результаты Программы

В результате реализации Программы ожидается:

Совершенствование работы по профилактике кризисных состояний и суицидального поведения среди обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, в том числе детей и подростков «группы риска».

Внедрение в образовательно-воспитательный процесс новых технологий по профилактике, диагностике суицидального поведения и коррекции кризисных состояний воспитанников.

Повышение уровня социально-психологической адаптации у обучающихся (на 10%).

Снижение количества школьников с девиантным поведением (на 10%).

Снижение количества педагогически запущенных несовершеннолетних и неблагополучных семей, состоящих на учете в КДНиЗП и в школе (на 5%).

Снижение уровня тревожности у обучающихся (на 15%).

Повышение уровня самооценки (на 15%).

Оптимизация детско-родительских взаимоотношений.

Механизм реализации Программы

Программа реализуется через комплекс мероприятий, направленный на профилактику суицидального поведения и кризисную поддержку школьников с ограниченными возможностями здоровья на основе планирования при едином взаимодействии всех участников и заинтересованных лиц.

Контроль за исполнением Программы

Контроль за исполнением Программы осуществляет администрация ОУ через:

мониторинг реализации программных мероприятий;

отчет об исполнении Программы – периодичность 1 раз в полугодие

Содержание Программы

«Мир, вероятно, спасти уже не удастся,

но отдельного человека всегда можно»

Иосиф Бродский.

Введение.

Суицид – это глобальная и трагическая проблема для мирового сообщества. По всей Земле после решения покончить с собой умирает больше людей, чем в результате войн и насильственных убийств, вместе взятых.

Проблема суицида привлекает внимание психологов, социологов, психиатров многих стран мира. По данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), общее количество смертей от суицида сейчас приближается к миллиону в год. Тенденции таковы, что к 2020 году число самоубийств, по всей видимости, возрастет в полтора раза.

Наметившийся в последние годы в Российской Федерации рост психических расстройств и связанных с этим последствий в виде увеличения депрессивных состояний, алкоголизма, наркомании, а также суицидов и т.п.

заставляют задуматься о мерах не только по лечению этих явлений, но и об их эффективной профилактике.

Кемеровская область не является исключением, кроме того, в связи с целым рядом особенностей региона вышеуказанные тенденции в Кузбассе имеют более выраженный характер. В частности, это касается значительного роста завершенных суицидов, превышающего общероссийский более чем в 1,5 раза. При этом нужно иметь в виду, что рост суицидов среди здорового контингента населения есть серьезный показатель нарастания кризисных состояний в обществе, так как на один завершенный случай суицида приходится 10 попыток, а среди молодежи этот показатель равен 100.

Распространенность завершенных суицидов в Кузбассе значительно превышает таковые и по Западносибирскому региону. Начиная с 2000 года эти показатели не опускаются ниже 46 случаев на 100 тысяч населения. Среди лиц, совершивших завершенные суициды, подростки и молодые люди до 20 лет составили 6,1%. Таким образом, приведенные данные свидетельствуют о том, что Кемеровская область является регионом с повышенным суицидальным риском. Следует отметить, что неблагоприятным является тот факт, что в Кузбассе наиболее высокие показатели завершенных самоубийств отмечаются в группах лиц молодого возраста.

Особое внимание в этой ситуации следует обратить на проведение профилактических мероприятий в образовательных учреждений по предупреждению суицидальных действий детей и подростков.

Ведь именно школьники являются наиболее уязвимыми к стрессовым ситуациям в силу неустойчивости своей психики, отсутствия эмоциональной поддержки со стороны взрослых. И порой их протест, вплоть до суицидальных действий – это всего лишь способ обратить на себя внимание, которого в большинстве случаев им не хватает. По данным статистики Генпрокуратуры, в 10% случаев суицидальное поведение несовершеннолетних имеет цель покончить с собой, а в 90% – подросток пытается привлечь к себе внимание.

В связи с этим особое значение приобретает формирование, сохранение и укрепление психического здоровья воспитанников – одно из приоритетных направлений в работе нашего учреждения, в реализации которого важное место отводится профилактической работе по выявлению и предупреждению кризисных состояний обучающихся и коррекции неадаптивных установок, приводящих к их развитию.

Комплексная программа «Профилактика суицидального поведения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» представляет собой методологический модуль, успешное взаимодействие структурных элементов и направлений которого обеспечивает достижение требуемого результата.

Данная Программа направлена на повышение социальной адаптированности школьника, активное приспособление его к социальной среде, включающее в себя как успешное функционирование в ней, так и перспективу на психологическое здоровье.

Основная идея и исходное теоретическое положение Программы заключается в понимании глубокого единства и гармоничной взаимосвязи социально личностного и психологического развития воспитанника. Это позволяет не останавливаться на социально личностном развитии, а идти дальше:

видеть за социальным здоровьем обучающегося – его психологическое здоровье;

использовать потенциал самого воспитанника для осознания им ценности жизни и здоровья, необходимости выработки и закрепления социальных навыков и умений, способствующих устойчивой адаптации в социуме.

Основные принципы Программы:

принцип ценности личности, заключающийся в самоценности ребенка;

принцип уникальности личности, состоящий в признании его индивидуальности;

принцип приоритета личностного развития, когда обучение выступает не как самоцель, а как средство развития личности каждого ребенка;

принцип аксиологического подхода – человек является высшей ценностью, а основа его жизнедеятельности – освоение общечеловеческих ценностей, где здоровье выступает основной категорией;

принцип последовательности работы с каждым воспитанником с учетом его предыдущей социально образовательной ситуации и возможной последующей;

принцип комплексности – согласованного взаимодействия специалистов школы в организации сопровождения;

принцип дифференцированного подхода к организации мероприятий.

Цель Программы: организация профилактической работы по предупреждению суицидальных действий среди подростков; сохранение и укрепление психического здоровья школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи Программы:

Выявлять школьников, находящихся в состоянии социально-психологической дезадаптации и оказывать им экстренную социально-психологическую, педагогическую помощь.

Изучать особенности психолого-педагогического статуса воспитанников «группы риска» с целью установления проблем в личностной, эмоционально-волевой сфере и конструктивного их решения.

Организовать социально-психолого-педагогическое сопровождение обучающихся «группы риска» и их семьи.

Формировать у школьников с ограниченными возможностями здоровья эмоционально-ценностного отношения к себе, другим людям и к миру в целом.

Вырабатывать у воспитанников навыки контроля и самоконтроля в отношении неадаптивных социально-психологических установок.

Осуществлять сетевое взаимодействие с ОПДН, КДНиЗП и городской ПМПК по вопросам профилактики суицидального поведения несовершеннолетних.

Основные направления реализации Программы.

Психолого-педагогическое сопровождение социально дезадаптированных школьников с ограниченными возможностями здоровья.

Цель: Создание социально-психологических условий, благоприятных для максимально успешной адаптации каждого воспитанника в социуме, изменение дезадаптивных и деструктивных форм поведения на социально приемлемые.

Формирование культуры психологического здоровья у всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Цель: повышение валеологической компетенции у всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

Работа с семьей, находящейся в социально опасном положении.

Цель: оказание социально-психологической помощи неблагополучным (проблемным) семьям и семьям «группы риска» по преодолению социальной дезадаптации несовершеннолетних.

Координация и межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций города.

Цель: установление сетевых взаимоотношений с заинтересованными субъектами по вопросам профилактики суицидального поведения детей и подростков.

Система мероприятий по реализации Программы.

Цели и задачи Программы реализуются системой мероприятий по каждому направлению, взаимодействие которых позволит воспитанникам более успешно войти в мир социальных связей и облегчит их интеграцию в общество.

Психолого-педагогическое сопровождение социально дезадаптированных школьников с ограниченными возможностями здоровья:

– создание комфортной психологической атмосферы в школе;

– выявление социально дезадаптированных воспитанников с повышенным фактором девиантности и проведение углубленного психологического обследования их личностной, эмоционально-волевой сферы;

– коррекционная работа с личностью несовершеннолетнего в кризисный и посткризисный период;

– проведение развивающих занятий, направленных на формирование у обучающихся жизненно важных навыков и умений: позитивного отношения к себе и окружающим, уверенного поведения, саморегуляции психоэмоционального состояния в стрессовых ситуациях, самоконтроля и самокоррекции в отношении неадаптивных психологических установок;

– просветительская работа по формированию ценностно-смысловой сферы школьников.

Формирование культуры психологического здоровья у всех субъектов воспитательно-образовательного процесса:

– осуществление подготовки педагогов по вопросам профилактики суицидального поведения и сохранения и укрепления психологического здоровья школьников с учетом существующих требований и специфики данного направления через организацию постоянно действующего семинара;

– повышение уровня информированности обучающихся о способах сохранения и укрепления своего психологического здоровья, о здоровом образе жизни посредством познавательных, коррекционно-развивающих, тренинговых занятий и проектной деятельности;

– проведение социокультурных и спортивно-массовых мероприятий внутри школы и привлечение к ним дезадаптированных воспитанников;

– занятия внеурочной деятельности по программам социальной направленности;

Работа с семьей, находящейся в социально опасном положении:

– обучение родителей использованию ресурсов семьи и ее окружения для восстановления системы детско-родительских отношений;

– консультирование родителей по вопросам поддержки детей и подростков и преодолению социальной дезадаптации у них.

Координация и межведомственное взаимодействие со специалистами различных учреждений и организаций города:

– осуществление сотрудничества со службами психолого-педагогического сопровождения несовершеннолетних по профилактике суицидального поведения детей и подростков.

План мероприятий по реализации программы.

№ п/п

Направления и содержание работы

Сроки

Ответственные

Психолого-педагогическое сопровождение социально дезадаптированных школьников с ограниченными возможностями здоровья.

1.1

Создание комфортной психологической атмосферы в школе и классах.

постоянно

администрация,

кл. рук,

воспитатели

1.2.

Выявление социально дезадаптированных воспитанников с повышенным фактором девиантности и проведение углубленного психологического обследования их личностной, эмоционально-волевой сферы.

постоянно

педагог-психолог, социальный педагог

1.3

Коррекционная работа с личностью несовершеннолетнего в кризисный и посткризисный период: индивидуальные занятия, консультирование.

постоянно

педагог-психолог, социальный педагог

1.4

Проведение развивающих занятий, направленных на формирование у обучающихся жизненно важных навыков и умений (по программам): групповые занятия, занятия с элементами тренинга.

постоянно

педагог-психолог, социальный педагог

1.5

Просветительская работа по формированию ценностно-смысловой сферы школьников: беседы, классные часы, лекции.

постоянно

педагог-психолог, социальный педагог,

кл. рук,

воспитатели

1.6

Консультирование обучающихся, в том числе и по запросу.

постоянно

педагог-психолог

1.7

Разрешение кризисных ситуаций.

постоянно

педагог-психолог, социальный педагог

Формирование культуры психологического здоровья у всех субъектов воспитательно-образовательного процесса.

2.1

Для педагогов:

2.1

Практико-ориентированный семинар для педагогов «Суицидальное поведение школьников: факторы риска и меры по его предупреждению».

1 раз в четверть

педагог-психолог, зам. по ВР

2.2

Для обучающихся:

2.2.1

Психологические классные часы

(цель: формирование позитивной Я-концепции; ознакомление со способами управления своим эмоциональным состоянием, конструктивными способами разрешения конфликтов):

«Я – уникальная и неповторимая личность» (5-6 кл.);

«Поверь в себя» (7-9 кл.);

«Управляй собой» (5-9 кл.);

«Стресс в жизни человека и способы борьбы с ним (5-9 кл.);

«Учимся разрешать конфликты» (5-6 кл.);

«Подросток и конфликты» (7-9 кл.);

«Жизнь без конфликта» (7-9 кл.)

по плану

педагог-психолог

2.2.2

Классные часы на правовые темы

(цель: формирование правовой культуры, представлений об юридических нормах):

«Путешествие в мир Правовой культуры» (1-9 кл.);

«Мои права и обязанности» (1-5 кл.,);

«Юридическая ответственность несовершеннолетних» (5-9 кл.).

по плану

социальный педагог

2.2.3

Правовой лекторий (5-9 кл, цель: профилактика правонарушений среди несовершеннолетних).

в течение года

социальный педагог

2.2.4

Классные часы нравственной тематики (1-9 кл., цель: формирование нравственной культуры, морально-этических норм, здорового образа жизни)

«Вредные и полезные привычки»;

«Умей сказать нет!»;

«Опасные и безопасные ситуации»;

Азбука безопасного поведения»;

«Нет алкоголю, наркомании и табакокурению»;

«Жестокость и сочувствие»;

«Мораль и нравственность – знак равенства»;

«К чему стремятся люди?»;

«Добро и зло».

по плану

кл. рук,



Страницы: 1 | 2 | Весь текст