программа химического кружка

Пояснительная записка.

Программа кружка “Занимательная химия” рассчитана на учащихся 8-9 классов.

Подбор заданий проводится с учётом возможности, в соответствии с уровнем подготовки и, конечно, с учётом желаний. В случае выполнения группового задания даётся возможность спланировать ход эксперимента с чётким распределением обязанностей для каждого члена группы. Программа кружка включает: знакомство с приёмами лабораторной техники, с организацией химического производства, изучение веществ и материалов, и их применение.

Целью занятий кружка является формирование у учащихся глубокого и устойчивого интереса к миру веществ и химических превращений, приобретение необходимых практических умений и навыков по лабораторной технике. Занятия в кружке тесно связаны с общеобразовательным курсом и способствуют расширению и углублению знаний, получаемых на уроках химии, развивают и укрепляют навыки экспериментирования.

В реализации программы данного кружка сочетаются беседы преподавателя и выступления кружковцев, проведение викторин, чтение рефератов с проведением эксперимента.

Члены кружка могут практически использовать свои знания в школе на уроках химии и в быту.

Тематика занятий

Ознакомление с кабинетом химии, изучение правил техники безопасности.

Хранение материалов, реактивов в химической лаборатории. Химическая посуда. ТБ во время работы с пробирками, колбами, химическими стаканами и др.

Нагревательные приборы (спиртовка, плитка, водяная баня), пользование ими. Нагревание и прокаливание.

Основные приемы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.

Растворы.

Лабораторные способы получения неорганических веществ.

Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».

Занимательные опыты по теме: «Химия в природе».

Химия и человек.

Химия и медицина.

Профориентация.

Химия в быту.

Общий смотр знаний. Заключительная игра «Что? Где? Когда?»

Основные цели кружка:

Формирование ученического актива, расширение и углубление знаний учащихся, развитие познавательных интересов и способностей, формирование и закрепление полученных умений и навыков при демонстрации и проведении лабораторных и практических работ; формирование информационной культуры

Основные методы:

Проведение химических опытов, чтение химической научно – популярной литературы, подготовка рефератов, выполнение экспериментальных работ, творческая работа по конструированию и моделированию.

Основные формы:

Лекции, беседы, дискуссии, лабораторные работы, викторины, игры.

Ожидаемые результаты

На занятиях учащиеся дополнят свои знания по химии, повысят свой уровень теоретической и экспериментальной подготовки, научатся выполнять несложные химические опыты, пользоваться химической посудой, реактивами, нагревательными приборами, соблюдать правила техники безопасности при проведении химического эксперимента. Кроме того, кружковые занятия призваны пробудить у учащихся интерес к химической науки, стимулировать дальнейшее изучение химии. Химические знания, сформированные на занятиях кружка, информационная культура учащихся, могут быть использованы ими для раскрытия различных проявлений связи химии с жизнью.

Тематическое и поурочное планирование

Тема занятия

Кол-во часов

Дата

проведения

1

Вводное занятие. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности.

1

2

Знакомство с лабораторным оборудованием.

1

3

Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории.

1

4

Нагревательные приборы и пользование ими. Нагревание и прокаливание.

1

5

Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами. Лабораторные способы получения неорганических веществ.

1

6

Подготовка к неделе химии. Игра «Счастливый случай».

1

7

Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту.

1

8

Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас».

1

9

Химия в природе.

1

10

Химия и человек.

1

11

Конкурсно-игровое занятие. Проведение дидактических игр:

кто внимательнее

кто быстрее и лучше

узнай вещество

узнай явление

1

12

Химия в быту.

1

13

Съедобная химия

1

14

Химия и медицина.

1

15

Профориентационная лекция.

1

16

Общий смотр знаний.

1

17

Итоговое занятие. Игра “Что? Где? Когда?”

1

Программа



Вводное занятие. Ознакомление с кабинетом химии и изучение правил техники безопасности. Выборы совета кружка, знакомства кружковцев с их обязанностями и оборудованием рабочего места. Правила безопасной работы в кабинете химии, изучение правил техники безопасности и оказания первой помощи, использование противопожарных средств защиты.[14] Игра по технике безопасности. [4] ,[13]

2. Знакомство с лабораторным оборудованием. Ознакомление учащихся с классификацией и требованиями, предъявляемыми к хранению лабораторного оборудования, изучение технических средств обучения, предметов лабораторного оборудования. Техника демонстрации опытов (на примерах одного — двух занимательных опытов).[9], [13]

Практическая работа. Ознакомление с техникой выполнения общих практических операций наливание жидкостей, перемешивание и растворение твердых веществ в воде.

3. Хранение материалов и реактивов в химической лаборатории. Знакомство с различными видами классификаций химических реактивов и правилами хранения их в лаборатории [8], [13], [14]

Практическая работа. Составление таблиц, отражающих классификацию веществ, изготовление этикеток неорганических веществ, составление списка реактивов, несовместимых для хранения.[14]

Экскурсия в химическую лабораторию.

4. Нагревательные приборы и пользование ими. Знакомство с правилами пользования нагревательных приборов: плитки, спиртовки, водяной бани. Нагревание и прокаливание. [13].

Практическая работа. Использование нагревательных приборов. Изготовление спиртовки из подручного материала.

5. Основные приемы работы с твердыми, жидкими, газообразными веществами.

Лабораторные способы получения неорганических веществ.

Практическая работа. Опыты, иллюстрирующие основные приёмы работы с твердыми, жидкими и газообразными веществами.

Практическая работа. Получение неорганических веществ в химической лаборатории.



Наглядные пособия, схемы, таблицы, плакаты.

6. Подготовка к неделе химии. Игра «Счастливый случай».

Подготовка учащихся к проведению декады естественных наук. Изготовление плакатов с пословицами, поговорками, афоризмами, выпуск стенгазет с занимательными фактами.[1] ,[6]

Игра «Счастливый случай»

7. Приготовление растворов в химической лаборатории и в быту. Ознакомление учащихся с процессом растворения веществ. Насыщенные и пересыщенные растворы. Приготовление растворов и использование их в жизни.

Практическая работа. Приготовление растворов веществ с определённой концентрацией растворённого вещества. Получение насыщенных и пересыщенных растворов, составление и использование графиков растворимости.[11]

8. Занимательные опыты по теме: «Химические реакции вокруг нас». Показ демонстрационных опытов.

Вулкан” на столе, [5]

“Зелёный огонь”, [5]

“Вода-катализатор”, [5]

«Звездный дождь» [4]

Разноцветное пламя [4]

Вода зажигает бумагу [4]

9. Химия в природе. Сообщения учащимися о природных явлениях, сопровождающимися химическими процессами. Проведение занимательных опытов по теме «Химия в природе».

Демонстрация опытов:

Химические водоросли [5]

Тёмно-серая змея. [5]

Оригинальное яйцо [6]

Минеральный «хамелеон» [4]

10. Химия и человек. Чтение докладов и рефератов.

— Ваше питание и здоровье [9]

— Химические реакции внутри нас [3]

11. Конкурсно-игровое занятие. Проведение дидактических игр

Проведение конкурсов и дидактических игр:

кто внимательнее [1]

кто быстрее и лучше

узнай вещество

узнай явление [1]

12. Химия в быту. Ознакомление учащихся с видами бытовых химикатов. Разновидности моющих средств. Использование химических материалов для ремонта квартир.

Практическая работа. Выведение пятен ржавчины, чернил, жира.[2]

Наглядные средства: плакаты, таблицы, образцы моющих средств.

Съедобная химия.

Где в продуктах питания искать белки, жиры? Распознавание белков. Значение и применение белков. Белки растительного и животного происхождения. Химический эксперимент «Окрашивание раствора сульфата меди(II) в белке куриного яйца», «Сворачивание белка куриного яйца при нагревании» (демонстрационный), «Сворачивание белков молока при добавлении лимонной кислоты – приготовление творога» (ученический).

14. Химия и медицина. Формирование информационной культуры учащихся. Составление и чтение докладов и рефератов.

Устный журнал на тему химия и медицина.[1]

Занятие по профориентации.

16. Общий смотр знаний.

Подведение итогов и анализ работы кружка за год. Отчет членов кружка, демонстрация изготовленных членами кружка наглядных пособий, простейших приборов, конкурсных газет, выращенных кристаллов, рефератов и т.д.

17. Игра “Что? Где? Когда?”

Проведение заключительной игры. Игра «Что? Где? Когда?»

 

Литература

Внеклассная работа по химии/ Сост. М.Г. Гольдфельд.- М.: Просвещение 1976.

Войтович В.А. Химия в быту. – М.: Знание 1980.

Гроссе Э., Вайсмантель Х. Химия для любознательных. – Л. Химия , 1978.

Урок окочен – занятия продолжаются: Внеклассная работа по химии./Сост. Э.Г. Золотников, Л.В. Махова, Т.А. Веселова — М.: Просвещение 1992.

В.Н.Алексинский Занимательные опыты по химии (2-е издание, исправленное) — М.: Просвещение 1995.



Г.И. Штремплер Химия на досуге — М.: Просвещение 1993.

А.Х. Гусаков А.А. Лазаренко Учителю химии о внеклассной работе – М.:Просвещение 1978.

И.Н. Чертиков П.Н. Жуков Химический Эксперимент. – М.: Просвещение 1988.

Леенсон И.А. Занимательная химия. – М.: РОСМЭН, 1999.

Воскресенский П.И., Неймарк А.М. Основы химического анализа .-М.: Просвещение, 1972.

Хомченко Г.П., Севастьянова К.И. Практические работы по неорганической химии. –М.: Просвещение 1976.

Балаев И.И. Домашний эксперимент по химии.-М.: Просвещение 1977.

Грабецкий А.А., Назаров Т.С. Кабинет химии. – М. Просвещение, 1983.