программа индивидуального развития

МБОУ «Куанпамашская основная общеобразовательная школа»

Новоторъяльского района Республики Марий Эл

Программа

индивидуального развития

ученицы 8 класса

Чемодановой Ольги

«УСПЕШНЫЙ ЧИТАТЕЛЬ»

Составила:

Подрезова Алевтина Геннадьевна

классный руководитель 8 класса

д.Куанпамаш 2011 г.

Пояснительная записка

От того, какие книги читает ребенок, во многом зависит, каким человеком он станет. Чтение развивает и формирует нравственные качества личности, духовный мир школьника. С.Я.Маршак писал: «Литературе так же нужны талантливые читатели, как и писатели. Именно на них рассчитывает автор, когда напрягает свои душевные силы». Значение книги в жизни человека огромно. В связи с изменением социально-экономической ситуации в стране современному обществу нужен человек, умеющий добывать самостоятельно новые знания, применять их в разнообразной деятельности. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что, научившись читать в начальной школе, к седьмому-восьмому классу читают все хуже и хуже. Замедленность чтения, отсутствие интереса к чтению приводят к тому, что процесс интеллектуальной деятельности тоже замедляются. Ребята плохо прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия,о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны, неинтересны.

На одном из педагогических советов выступила школьный библиотекарь Блинова В.Ю. и объявила результаты проверки по читаемости учеников в школьной библиотеке. Результаты меня, как классного руководителя, очень встревожили. По итогам мой класс-самый «нечитающий» класс. Необходима была целенаправленная работа по развитию интереса к чтению и формированию читательской самостоятельности. Ребёнка можно заставить читать настоящую литературу, апеллируя к чувству долга и ответственности, но передо мной встала проблема: как разнообразить свою деятельность, как правильно подойти к проблеме чтения помощью каких технологий сделать так, чтобы этот процесс был интересен сам по себе.

В связи с этим я разработала индивидуальную программу развития «Успешный читатель». Участница программы – Чемоданова Ольга. Она учится хорошо, старается принимать участие во внеклассных мероприятиях школьного уровня. У Ольги есть потенциал для участия в конкурсах и районного уровня, но читает она мало, и это не способствует дальнейшему творческому развитию. Я считаю,что нужно еще целенаправленно развивать ученицу, чтобы выйти и на районный уровень. Такого результата я решила добиться с помощью чтения.

Цель программы:

Развить творческий потенциал через формирование читательского интереса и читательской самостоятельности.

Задачи программы:

1)создание условий, в которых формируется интерес к чтению;

2)способствовать пониманию родителями необходимости развивать, сохранять и подкреплять интерес к чтению;

3)отслеживать достижения в развитии интеллектуальных и творческих способностей.

Сроки реализации:

Программа рассчитана на 2 года:

1)8 класс — 2011-2012 учебный год;

2)9 класс — 2012 -2013 учебный год;

Участник программы:

Чемоданова Ольга- ученица 8 класса МБОУ «Куанпамашская ООШ» Новоторъяльского района Республики Марий Эл

Автор программы:

Подрезова Алевтина Геннадьевна- классный руководитель 8 класса МБОУ «Куанпамашская ООШ» Новоторъяльского района района Республики Марий Эл

Специалисты, привлеченные к реализации программы:

1)Иванова А.Г., заместитель директора по УВР МБОУ «Куанпамашская ООШ»;

2)Блинова В.Ю., библиотекарь МБОУ «Куанпамашская ООШ».

Сроки реализации программы:

1)диагностический этап — сентябрь — декабрь 2011 г.;

2)развивающий этап — январь 2012 — февраль 2013 г.;

3)обобщающий этап — март 2013-май 2013 г.

Ожидаемые результаты:

1)повышение читательской активности;

2)формирование читательского предпочтения;

3)повышение познавательной активности и расширение общего кругозора.

Риски в процессе реализации программы:

1)утомляемость ученика;

2)ухудшение здоровья;

3)излишняя напряженность.

Стратегия устранения рисков:

1)индивидуальная работа с учеником: научить оценивать свои успехи и недостатки, повысить свою самооценку;

2)работа с учителями-предметниками;

3)использование здоровьесберегающих технологий, укрепление здоровья.

Механизм реализации программы.

Диагностический этап.

Цель — выявление индивидуальных особенностей и интересов к чтению.

Использованные методы и результаты исследования:

1)Анкетирование ребенка (см. Приложение 1.)

Результаты анкетирования показали, что Ольга недостаточно времени уделяет чтению. Книгу воспринимает не как источник знаний, а как хороший подарок. В основном читает книги, предусмотренные школьной программой. На момент анкетирования не могла вспомнить, какую книгу читала недавно. Нет любимых писателей, могла назвать тех, которые есть в учебнике литературы. Читает от случая к случаю, когда задают в школе. Библиотеку посещает по мере необходимости. Прочитанные книги ни с кем не обсуждает, просто — не с кем.

2)Анкетирование родителей (см. Приложение 2)

Результаты анкетирования родителей показали, что и они не являются примером для своего ребенка в чтении. Также не считают себя активным читателем. Книги дарили, но это было в начальных классах. Какие книги предпочитает их дочь они не смогли ответить, хотя убеждают в необходимости чтения книг. Но снова прочитанные книги в семье не обсуждаются.

3)Анализ техники чтения (см. Приложение 3)

Анализ техники чтения показал — скорость чтения в норме.

4)Анализ посещений школьной библиотеки .

Для этого был исследован читательский формуляр.

Таблица 1. Посещение школьной библиотеки.

Класс

Число книг

норма

фактически

6

20

15

7

20

19

Из таблицы 1 видно, что Диана школьную библиотеку посещает, но меньше чем хотелось бы. Сельскую библиотеку не посещает.

Таблица 2. Предпочитаемые книги.

№п/п

Виды книг

Количество

6 класс

7 класс

1

Рассказы о детях

-

-

2

Рассказы о животных

-

-

3

Сказки

4

4

4

Приключения

3

5

5

Фантастика

3

4

6

Энциклопедии

-

-

7

Стихи

-

-

8

Детские журналы

5

6

9

Г азеты

-

-

Из таблицы 2 видно, что Диана предпочитает читать сказки, приключения, фантастику и детские журналы. Хотя позитивная динамика наблюдается.

Развивающий этап.

Цель: реализация индивидуальной программы развития ребёнка на основе проведённых мероприятий.

Ребёнка можно заставить читать настоящую литературу, апеллируя к чувству долга ответственности, но передо мной встала проблема: как разнообразить свою деятельность, как правильно подойти к проблеме чтения, с помощью каких технологий сделать так, чтобы этот процесс стал для ученицы интересен сам по себе.

Необходимо создать условия, в которых формируется интерес к чтению вообще и к конкретным книгам через выявление актуального, важного, значимого.

Программа индивидуального развития заключалась в реализации 6 направлений:

1 направление: «Талантливый читатель»

Таблица 4. Развивающая программа

п/п

Название мероприятий

Форма

Роль

участника

Ответственный

1

«Письмо моему ученику»

беседа за круглым столом

участник

беседы

Подрезова А.Г.

2

«Читательские

конференции»

беседа за круглым столом

участник

беседы

Блинова В.Ю.

3

«Моя любимая книга»

беседа за круглым столом

участник

беседы

Блинова В.Ю.

4

«Экскурсии»

-в школьную библиотеку -в районную библиотеку

посещение

посещение

посещение

участник

экскурсий

Блинова В.Ю. Подрезова А.Г.

2 направление: «Знаток класса»

п/п

Название мероприятий

Форма

Роль

участника

Ответственный

Конкурсы:

1

-на знатока русской поэзии

викторина,

конкурс

участник

Подрезова А.Г.

2

-самого внимательного читателя

викторина,

конкурс

участник

Блинова В.Ю.

3

-знатока программных произведений

викторина,

конкурс

участник

Подрезова А.Г.

4

-знатока исторической литературы

викторина,

конкурс

участник

Иванова А.Г.

3 направление: «От маленького писателя к большому читателю»

п/п

Название мероприятий

Форма

Роль

участника

Ответственный

1

Конкурсные сочинения на разную тематику школьного уровня



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст