программа элективного курса по риторике 9 класс

Пояснительная записка

к рабочей программе по предпрофильному курсу «Основы риторики»

Каждый человек заинтересован в том, чтобы уметь говорить правильно и хорошо, так как это дает возможность устанавливать и поддерживать добрые отношения с другими людьми: в семье, в школе, на работе, в общественной жизни, помогает добиться успеха в самых разнообразных сферах. Само по себе бессильное, слово становится мощным инструментом, если оно сказано умело, искренне и вовремя. Наверное, нет таких профессий, где искусное владение словом не пригодилось бы. Но в некоторых сферах человеческой деятельности оно становится просто необходимым, является обязательным условием эффективной работы. А чтобы произнести публичную речь, мало знать, что сказать, надо представлять себе особенности ораторской речи, учитывать множество факторов, влияющих на оратора и на слушателей, владеть техникой говорения. В последние годы наблюдается растущее пренебрежение соблюдением культуры речи в практике общения людей, как на бытовом, так и в письменной и устной речи официальных лиц, а также и в деятельности средств массовой информации.

Программа по основам риторики для учащихся 9-х классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования, с использованием существующих программ Т.А Ладыженской, Т.В.Матвеевой, С.Ф.Ивановой. Названные программы используют учебный материал по предметной дисциплине «Риторика». В рамках компетентностного подхода разработана программа, ориентированная на применение методов, приёмов и способов искусства риторики в практической жизни и деятельности учащихся. Этим подходом обоснована актуальность разработанной программы и её практическая направленность.

Предлагаемый курс риторики рассчитан на 18 учебных часов, 1 час в неделю из вариативной части Базисного учебного плана МКОУХМР СОШ с. Селиярово с углубленным изучением отдельных предметов на 2013-2014 учебный год.

Риторика, как никакой другой предмет, стимулирует речь учащихся, развивает их коммуникативные и мыслительные способности. К сожалению, в школах этот курс нередко преподается факультативно, фрагментарно, либо опускается вовсе, но сегодня становится ясно, что без риторики преподавание других школьных дисциплин на современном уровне просто немыслимо. Знакомство с риторическими конструкциями и риторическими приемами позволяет оказывать влияние не только на формирование коммуникативной компетенции, но и на повышение интеллектуально уровня каждого учащегося.

Ораторское искусство требуется везде. Вся наша жизнь связана с общением – так устроено человеческое общество. Поэтому наибольших успехов в личной жизни, учебе, на работе, в бизнесе и политике достигает тот, кто умеет хорошо говорить. Мы понимаем, что такой оратор на голову выше остальных.

Элективный курс «Основы риторики» — это тренинг личностного роста, раскрывающий внутренний потенциал каждого ученика.

Цели данного курса:

помочь учащимся лучше использовать свои скрытые возможности при помощи совершенствования речи

приобрести такие знания и навыки, как: уверенность в себе во время любого общения: при публичных выступлениях, на экзаменах, собеседованиях и т.д.

развивать умение говорить долго и непрерывно на любую тему, умение точно выражать мысли и выстраивать их в четкой последовательности.

Основные задачи курса:

совершенствовать умения учащихся выражать собственные мысли своими словами, учитывая уважительное отношение друг к другу;

умение общаться, ориентироваться в ситуации общения, четко и ясно формулировать (вслух или про себя) свое коммуникативное намерение;

красноречие сочетать с развитием памяти, внимания, умением выражать собственное мнение, владеть телом, мимикой, жестами;

базироваться на знаниях, приобретенных обучающимися на уроках русского языка, развития речи, литературы, истории, музыки; окружающего мира;

применять новые образовательные технологии

На занятиях элективного курса предполагается использование таких принципов обучения:

- Доброжелательная и непринужденная обстановка на занятиях, которая позволит учащимся быстро раскрепоститься и лучше раскрыть свои возможность для дальнейшего роста.

- Упор на практику, нельзя совершенствовать речь на одних лекциях и голой теории. Научиться говорить, можно только говоря, поэтому курс в основном состоит из практики, которая включает в себя речевые упражнения, ролевые игры, дискуссии, выступления. Это эффективный речевой тренинг.

- Обратная связь.

Важным является использование материалов выступления видных политиков государства по телевидению и в средствах массовой информации. Это позволяет формировать модель социального поведения и актуализировать внимание на современной жизни общества, придавая системе образования открытый характер.Также на курсе предполагается применение видеосъемки. Увидеть собственное выступление со стороны многого стоит: замечаешь множество нюансов своей речи, о которых раньше не подозревал, делаешь полезные выводы и быстро растешь.

Риторика учит анализировать различные обстоятельства общения: учитывать, с кем говорит человек, для чего, где, когда и как — адекватному речевому поведению. Анализируя примеры успешного и неуспешного общения, создавая свои собственные высказывания при решении риторических задач, оценивая свою и чужую речь, люди развивают умения адаптироваться к изменяющимся условиям жизни, рефлексировать по поводу своего речевого поведения.

Ни для кого не секрет, что в последнее время происходит снижение уровня речевой культуры. Например, мы слышим неправильные ударения в речи дикторов, грубые слова в речи участников теле- и радиопередач, наблюдаем некорректное речевое поведение в самых различных сферах общения. Риторика во многом воспитывает неприятие этих отрицательных явлений и тем самым способствует повышению речевой культуры (а значит, и культуры вообще). Ведь культура, по мнению Ю.М. Лотмана, это то, как мы общаемся. Не случайно во всем мире при модернизации образования в центре оказываются вопросы коммуникативной компетенции. От коммуникативных умений во многом зависят и личные успехи, и успехи общества в целом.

Хотелось бы подчеркнуть, что риторика не вписывается в существующий лингвистический курс русского языка, не может быть его элементом, так как риторика отличается своими задачами, содержанием и структурой, а также специфическими методами и приемами преподавания.

Как показывает многолетний опыт, коммуникативные умения формируются только в результате целенаправленной работы, основанной на специальных методах и приемах. Эта работа может быть реализована только в рамках особого учебного предмета со своим содержанием, логикой изложения и технологией.

Программа составлена с учетом знаний и умений обучающихся 9 класса и направлена на развитие следующих компетентностей:

1. Социальные компетентности, связанные со способностью учащихся брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений.

2. Межкультурные компетентности, которые позволят понять различия в людях, уважать друг друга, жить с людьми других культур, языков, религий.

3. Компетентности, определяющие владение устным и письменным общением.

4. Компетентности, связанные с возникновением и развитием общества информатизации — владение новыми технологиями.

5. Способность и желание учиться всю жизнь.

Следовательно, реализация данной программы может стать не только технологией познания, но и технологией общения, диалога по мысли, поскольку даёт возможность ученику выразиться в слове и понять другого, а значит, осознать себя самоценной, уникальной личностью и признать других такими же уникальными людьми.

Для успешного овладения курса, учащимся не обойтись без углубленного изучения истории, филологических предметов, без знакомства с трудами известных учёных и мастеров устного слова, без серьёзной языковой работы над собой. Знания и умения в работе с компьютером помогут обучающимся находить необходимую информацию при подготовке публичных выступлений, презентаций, в подборе материалов для проектной деятельности.

Многие вопросы будут решены в практической плоскости, где учащиеся получат наставления и рекомендации по подготовке и произнесению речей, ориентир в широком потоке литературы, посвященной проблемам ораторской речи.

Для реализации данной программы следует использовать следующие формы организации:

- групповая работа с текстами, публичные выступления, индивидуальные речемыслительные тренинги, защита проектных идей, собственных гипотез, имитационные, ролевые, творческие, ситуативные игры, имитирующие правила поведения в различных сферах общения людей..

Темы данной программы носят проблемный характер и предполагают использование различных приёмов обучения:

игровых, проектных,

информационно-коммуникативных технологий;

технологии критического мышления.

Современная риторика, в центре которой общающийся человек, объединила в неразрывное целое разные знания о человеке из теории коммуникации, психологии общения, лингвистики, этики, социологии, логики, семиотики и т.д. Таким образом, риторика учит общению на новом витке развития общества, в условиях открытости информационного пространства, колоссальных возможностей информационных технологий.

Межпредметные связи: логопедия, этикет, литература, история.

В процессе изучения курса обучающиеся приобретают знания:

об основных положениях науки о красноречии, видных риторах истории и современности;

о требованиях к речи и правилах ее изобретения;

о речевой ситуации и влиянии на аудиторию;

о речевом этикете.

Содержание программы предпрофильного курса «Основы риторики»

I Раздел: Предмет риторики. Введение (2 часа)

Риторика как наука об убеждении. Формы и методы речевого воздействия на аудиторию. Природа ораторского искусства, его разновидности

Риторика как наука об убеждении. Формы и методы речевого воздействия на аудиторию Образ оратора и предмет речи. Психологический контакт с аудиторией, реакция на ее поведение

II Раздел: Исторические традиции риторики (2 часа):

Риторика как искусство красноречия, ее зарождение в Древней Греции, Риме. «Риторика» Аристотеля – первая классическая работа в данной области знания. Римская риторика цицероновского времени

III Раздел: Построение ораторской речи (3 часа)

Докоммуникативная фаза ораторской речи (подготовительный

этап)

Правильное дыхание. Искусство управления аудиторией. Эмоциональность и юмор. Правила речевого этикета. Виды общения.

Расширение диапазона звучания голоса.

Ритор и аудитория. Основные методы обращения с людьми (по Д.Карнеги). Внешний облик оратора (внешность, манеры, поза, жесты). Голос (звучность, тембр, высота, темп). Произношение и артикуляция. Язык (грамматическая правильность, точность, уместность, экономичность, оригинальность).

Подготовленная и неподготовленная устная речь.

Учимся отвечать.

Развитие самоконтроля.

IV Раздел: Композиция речи (4 часа)

План устного выступления: вступление, основная часть, заключение.

Способы развития общих положений речи: объявление, сравнение, противопоставление.

Иллюстрация (развернутый вопрос), статистика, ссылка, повторение.

Проблемный вопрос.

Произнесение речи по приготовленному плану-конспекту. Практика.

V Раздел: Виды ораторской речи (6 часов)

Спонтанная и подготовленная речь. Информирующие и убеждающие речи.

Публичный монолог и диалог.

Доклад, инструкция, лекция

Отчет о работе. Способы доказательства.

Спор, дискуссия, беседа. Вежливое возражение. Тезисы и аргументы.

Основные принципы ведения полемики. Логические опровержения взглядов оппонентов

VI. Итоги года. Контрольная работа (1 час)

Или «Турнир ораторов» (произнесение речей).

Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения программы по риторике учащиеся должны знать и уметь:

знать пути развития риторики в Древней Греции, Риме, России;

определять замысел речи-абзаца;

выделять тезис в небольших текстах;

анализировать, экспертировать;

изобретать собственные тексты в жанре сообщения, послания, размышления;

находить в тексте украшения речи, тропы (метафору, гиперболу, эпитеты, сравнения, символы) и риторические фигуры (риторический вопрос, риторическое восклицание и др.);

выступать с короткими сообщениями по собственному плану; составлять план и конспект лекции;

задавать вопросы различных типов;

участвовать в дискуссиях, диспутах, спорах с соблюдением логических и этико-психологических законов и правил, последовательно и доказательно отстаивать собственные убеждения;

высказывать своё независимое мнение относительно того или иного события, поступка, происшествия, факта и т.д.;

имитировать научные споры, разрешать конфликтные ситуации;

участвовать в проектной деятельности.

Учебно-тематический план

9 класс

№ п/п

Тема раздела

Количество часов

1.

Предмет риторики. Введение

2

2.

Исторические традиции риторики

2

3.

Построение ораторской речи

3

4.

Композиция речи

4

5.

Виды ораторской речи

6

6.

Итоги полугодия. Контрольная работа Или «Турнир ораторов» (произнесение речей).

1

Итого

18

Календарно-тематическое планирование по предпрофильному курсу: «Основы риторики»

№ п/п

дата

Тема раздела.

Тема урока

Кол-во часов

Примечание

Всего

Практика

Предмет риторики. Введение (2 часа)

1

Риторика как наука об убеждении. Формы и методы речевого воздействия на аудиторию. Природа ораторского искусства, его разновидности

1

Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения

Риторический анализ, поисковый метод

2

Образ оратора и предмет речи.

Психологический контакт с аудиторией, реакция на ее поведение

1

1

Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения

Риторический анализ, поисковый метод.

Риторические задачи, видео фильм «Ораторы прошлого».

Исторические традиции риторики (2 часа)

3

Риторика как искусство красноречия, ее зарождение в Древней Греции, Риме. «Риторика» Аристотеля – первая классическая работа в данной области знания. Римская риторика цицероновского времени

1

Риторический анализ

Презентация «Риторика Древней Греции, работа в группах – «мозговой штурм».

4

Образцы русского ораторского искусства 18 – начала 19 вв.

Образцы русского ораторского искусства современности.

1

Видеоматериалы, аналитическая работа, метод критического мышления

Построение ораторской речи (3 часа)

5

Докоммуникативная фаза ораторской речи (подготовительный

этап)

Правильное дыхание. Искусство управления аудиторией. Эмоциональность и юмор. Правила речевого этикета. Виды общения.

Расширение диапазона звучания голоса.

1

Дыхательная гимнастика. Упражнение со свечой

6

Ритор и аудитория. Основные методы обращения с людьми (по Д.Карнеги). Внешний облик оратора (внешность, манеры, поза, жесты). Голос (звучность, тембр, высота, темп). Произношение и артикуляция. Язык (грамматическая правильность, точность, уместность, экономичность, оригинальность).

1

Речевой тренинг, работа с аудиозаписью речей учащихся.

7

Подготовленная и неподготовленная устная речь.

Учимся отвечать.

Развитие самоконтроля.

1

Ролевая игра. Поисковый метод работы, произнесение речи с последующим самоанализом

Работа с текстами из литературных произведений.

Композиция речи (4 часа)

8

План устного выступления: вступление, основная часть, заключение.

Способы развития общих положений речи: объявление, сравнение, противопоставление.

1

Дыхательная гимнастика, артикуляционные упражнения

Риторические задачи, упражнения в технике речи.

9





Иллюстрация (развернутый вопрос), статистика, ссылка, повторение.

1

Риторический анализ, упражнения в технике речи

10

Проблемный вопрос.

1

Решение проблемного вопроса через проектную деятельность.

11

Произнесение речи по приготовленному плану-конспекту. Практика.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст