профилактика правонарушений среди несовершеннолетних средствами физкультуры и спорта

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VIII вида «Надежда»

Выступление на семинаре – практикуме для заместителей директоров по воспитательной работе: «Система работы педагогического коллектива по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних».

Тема: «Профилактика правонарушений среди несовершеннолетних средствами физкультуры и спорта»

Подготовлено учителем физкультуры

Шишовой Л.М.

г. Коломна

30.01.2013

Одно их важных мест в системе профилактики правонарушений, педагогической и социальной запущенности, трудновоспитуемости принадлежит физкультуре и спорту. Использование средств и методов физического воспитания в работе с детьми группы риска обусловлено тем, что в структуре их интересов и потребностей занятия физическими упражнениями занимают одно из ведущих мест, а 80 % подростков отдают им предпочтения.

Физкультурная работа с такими детьми рассматривается с трех основных позиций:

-во – первых, как средство оздоровления;

-во – вторых, как способ организации досуга и отвлечения подростков от улицы;

-в – третьих, как средство коррекции физического и психоэмоционального состояния.

Методика физического воспитания в работе с детьми группы риска характеризуется следующими особенностями:

-важным этапом профилактической работы следует считать вовлечение учащихся в спортивную деятельность, при этом необходимо учитывать мотивы прихода в секцию; отрицательные наклонности; положительные качества, на которые следует опираться в воспитательной работе;

-учебный процесс характеризуется длительностью (1 год, 2 года и т. д.), непрерывностью (круглогодично), систематичностью (3 – 4 раза в неделю);

-занятия следует проводить в удобное для учащихся время;

-учебно – тренировочный процесс имеет оздоровительно – профилактическую направленность;

-средства и методы воспитания адекватны личностным особенностям занимающихся, отвечать их интересам и потребностям;

-подбор средств, методов и педагогических приемов способствует формированию интереса к систематическим занятиям физическими упражнениями, снижению уровня тревожности, агрессивности, повышению мотивационных установок, самооценки личности;

-в качестве физического воспитания используются упражнения аэробной направленности, умеренной интенсивности, исключая элементы единоборств;

-усложнение упражнений, увеличение нагрузки осуществляется постепенно, по мере формирования интереса к занятиям физическими упражнениями;

-учебный материал понятен и доступен занимающимся, подобран с учетом возможностей умственно отсталых детей, но осваивать его они должны не легко, а с определенным усилием, в противном случае процесс обучения теряет свою привлекательность;

-начиная с первого занятия предъявляются одинаковые требования ко всем занимающимся по правила техники безопасности на занятиях по разным видам спорта, поведения в зале, на спортивной площадке, а применение физкультурных требования зависти от психофизических и психоэмоциональных возможностей учащихся;

-своевременно и педагогически правильно применять методы принуждения, поощрения;

-тестирование физического и психоэмоционального состояния проводится дважды: в начале и в конце учебного года.

Правильное выполнение всех вышеперечисленных пунктов данной методики приучает подростков к дисциплине, правилам поведения, прививает умение общаться и находиться в коллективе, тем самым отучает их от негативного влияния улицы.

Воспитательная работа всей нашей школы по формированию гармонично развитой личности на основе личностно – ориентированного подхода к обучению и воспитанию учащихся с учетом их интересов способностей и уровня физической подготовленности является основой образовательного процесса, способствует профилактике правонарушений, асоциального поведения и формированию ЗОЖ.



В школе разработана и успешно функционирует система поощрения за достижения во внеурочной деятельности. По итогам участия в общешкольных, городских и областных спортивных мероприятиях учащиеся получают благодарность, грамоты за подписью директора школы. С информационной целью в школе постоянно функционирует стенд, где наглядно представлены фрагменты соревнований, фото детей, достигших определенных успехов в спорте. Массовая информация способствует повышению самооценки детей, формирует желание возможных достижений у других, более слабых учеников.

Дети группы риска, как правило считают, что они могут многое, но столкнувшись с ежедневными тренировками, начинают понимать, что спортивные достижения легко не даются – они требуют много сил и времени. Мы стареемся заинтересовать таких детей различными индивидуальными упражнениями, стремясь сформировать у них стойкое желание заниматься выбранным ими видом спорта, поощряем за любые позитивные достижения.

Как только в начале учебного года утверждается план работы школы на данный учебный год, педагогом – организатором по спортивно – массовой работе составляется план занятости спортивного зала.

Вся спортивная работа в нашем учреждении проводится согласно плана физкультурно – оздоровительных и спортивно – массовых мероприятий, утвержденном администрацией школы на педагогическом совете в августе 2012 года. В данный план включены следующие разделы:

-физкультурно – оздоровительные мероприятия;

-профилактическая деятельность;

-санитарно – просветительная деятельность;

-работа с родителями.



Наиболее ярким разделом является физкультурно – оздоровительная деятельность. Это различные спортивные мероприятия в режиме учебного дня. Дети охотно принимают участие в них. Это и Дни здоровья, и первенства школы по разным видам спорта, и товарищеские встречи с учащимися других учебных заведений, и областные соревнования.

Профилактический вид деятельности заключается в различных видах инструктажа по технике безопасности, проведение тематических классных часов по ЗОЖ, витаминизации учащихся с целью профилактики различных заболеваний. Данный вид работы проводится совместно с медработником школы.

Санитарно – просветительная деятельность – это выпуск различных газет о здоровом образе жизни, об истории разных видов спорта.

Работа с родителями включает в себя консультации по физическому развитию ребенка, выступления учителей физкультуры на родительских собраниях, участие родителей в спортивных мероприятиях в школе. Особенно охотно принимают участие в спортивных праздниках родители учащихся младших и средних классов, что также является одним из видов работы по профилактике правонарушений учащихся, начиная с младшего школьного возраста.



В нашей школе функционирует два спортивных кружка. Это «Бадминтон» руководитель Багизаева Роза Басыровна и «Спортивные игры» руководитель Шишова Лилия Михайловна. Для кружка «Бадминтон», предложенная Управлением Образования программа по данному виду спорта, адаптирована педагогом для учащихся нашей школы. Программа для кружка «Спортивные игры» составлена для двух видов спорта (легкая атлетика и настольный теннис).

Педагог – организатор поддерживает тесную связь с классными руководителями детей группы риска, которые постоянно отслеживают посещение детьми учебных занятий. Это довольно сложная работа, требующая от педагога большого педагогического мастерства, времени и усилий, но надо отдать должное всему педагогическому составу школы – все дети группы риска находятся под постоянным контролем со стороны всех педагогов, классных руководителей. Если ребенок, отнесенный к группе риска, постоянно посещает учебные занятия, то и учителям физкультуры легче привлечь его к занятиям в спортивном объединении школы. И такой ученик, показывающий определенный результаты и постоянно занимающийся в спортивном кружке в школе, уже начинает задаваться определенной целью занятий и в других спортивных секциях вне школы.

Согласно Выготскому, умственно отсталые дети не могут самостоятельно и правильно выбрать для себя нужное направление деятельности, они не способны делать выводы и обобщения. Поэтому при создании ситуации успеха на занятиях физкультурой и спортом, при непосредственном направлении педагога, у такого ученика формируется заинтересованность в дополнительных занятиях физкультурой и спортом, что опять же является профилактикой отклоняющегося и асоциального поведения учащихся, отвлечением их от улицы, меняет их окружение.