профессиональный проект Психологические предпосылки пути и методы исправления певческой

Профессиональный проект

Федоровой Галины Владимировны,

Учителя музыки

МОУ «Мордвесская СОШ им. В.Ф. Романова»

Психологические предпосылки, пути и методы исправления интонации у неверно интонирующих детей

Веневский район 2011 г

СОДЕРЖАНИЕ

1.

Краткая аннотация проекта………………………………………….

3

2.

Актуальность проекта………………………………………………..

4

3.

Цели и задачи проекта……………………………………………..

5

4.

Содержание проекта………………………………………………..

6

5.

Ресурсное обеспечение……………………………………………..

11

6.

План реализации проекта…………………………………………..

12

7.

Прогнозируемые результаты ……………………

16

8.

Промежуточные результаты реализации проекта……………….

17

9.

Библиография……………………………………………………….

18

10.

Приложения………………………………………………………….

19

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА

В проекте излагаются причины и теоретические основы процесса исправления неверной интонации и методики обучения комплексу навыков, необходимых для развития этого умения. Помимо этого проект содержит методические рекомендации по организации практических занятий с обучающимися и рациональному составлению репертуара для пения.

ЦЕЛЕВАЯ АУДИТОРИЯ

Адресованный в первую очередь учителям музыки, проект носит универсальный характер и поэтому может быть частично использован музыкальными руководителями дошкольных учереждений, педагогами дополнительного образования, руководителями вокальных и хоровых кружков Домов Культуры, может быть использован в работе эстетических классов и подготовительных отделений ДМШ.

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА

  Одна из наиважнейших проблем музыкального воспитания – научить детей петь. Актуальность проблемы состоит в том, потому что через песенную деятельность происходит приобщение ребенка к музыкальной культуре. В пении успешно формируется весь комплекс музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, ладовое чувство, музыкально-слуховые представления, чувство ритма. Пение это одно из самых доступных и близких видов исполнительской деятельности. Пение оказывает большое влияние на физическое развитие детей: способствует развитию и укреплению легких; развивает координацию голоса и слуха, улучшает детскую речь; влияет на общее состояние организма ребенка; вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. По мнению врачей, пение является лучшей формой дыхательной гимнастики. Воспитание слуха и голоса сказывается на формировании речи. Но самое важное, пожалуй, это то, что пение является наиболее доступной и демократичной формой исполнительства и активно вовлекает поющих в творческий процесс. Но на практике очень часто возникает проблема плохой интонации у детей, особенно у детей дошкольного и младшего школьного возраста. «Гудошники», или неверно интонирующие дети бывают практически в каждом школьном коллективе. Кроме того, что эти дети не могут полностью реализовать свои творческие возможности в вокальном исполнении, существующая разница в музыкальном развитии создает большие трудности в организации учебного процесса. Нечистое пение даже нескольких учеников отрицательно сказывается на общем звучании, вредит хорошо поющим детям, расстраивая их музыкальный слух. Но зачастую именно такие дети являются самыми активными исполнителями, имеющими огромное желание петь. Опыт лучших детских вокалистов и хоровиков доказывает, что неверная интонация у младших школьников не приговор, с ней можно и нужно бороться. И ни в коем случае нельзя отказывать таким детям в приеме в хоровые т вокальные коллективы.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА

Цель проекта – выработать рекомендации по рациональной организации занятий по исправлению интонации, исходя из потребностей практики обучения в общеобразовательной школе.

Достижение поставленной цели предполагает решение ряда задач:

1. Определение методических и теоретических подходов к процессу …

2. Изучение и описание структуры процесса …

3. Определение увлекательных и дозированных форм подачи материала, позволяющих разделить сложную для обучающегося задачу на ряд простых и заведомо выполнимых задач.

6. Определение эффективных методов проведения учебных занятий

7. Внедрение основных положений проекта в учебный процесс

8. Внедрение новой формы контроля за продвижением обучающихся.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЕКТА

Пение — является умением, которое на высшей ступени своего развития способно становиться искусством активного ознакомления с музыкой.

Вопрос о возможности музыкального развития фальшиво поющих детей издавна волнует педагогов-музыкантов.

Привлекал к себе внимание такой, например, факт, когда ребенок безошибочно называет сыгранные знакомые песни, замечает внесенные учителем изменения в их мелодию или ритм, играет мелодию песни на музыкальном инструменте, подобрав её самостоятельно, то есть “по слуху”, а спеть её верно не может. Такие “странные” случаи встречаются и среди профессиональных музыкантов, когда люди, безусловно обладающие прекрасным музыкальным слухом, не могут чисто спеть ту или другую мелодию. Выдающиеся музыкальные педагоги, такие как О.Апраксина, Е. Тиличеева, Н. Лещинская, Г .Струве, Д. Огороднов предлагают различные пути и формы работы с неверно интонирующими детьми.

Певческая интонация — предмет нескончаемых забот, долгого, напряжённого труда учителей пения и хормейстеров.

Интонация (от лат.intono — запеваю) — звуковое воплощение музыкальной мысли. Употребляется для обозначения интервала в мелодии. Под интонацией понимают музыкально и акустически правильное воспроизведение высоты и характера звуков.Способность воспринимать, узнавать и воспроизводить звуки разной высоты, то есть чувствовать чистоту интонации, строя называется интонационным слухом. Таким образом, чистота интонирования — это умение слышать и оценивать собственное пение и пение окружающих, а также понимать вокальную организованность хорового звучания.

Говоря о развитии слуха певца следует обратить внимание на наличие или отсутствие у него вокального слуха. По определению В.Морозова: « Вокальный слух — это прежде всего не только слух, а сложное музыкально вокальное чувство, основанное на взаимодействии слуховых, мышечных, а может быть, и ещё некоторых других видов чувствительности ». Следовательно, слух и звукоизвлечение неразрывно связаны между собой. Для интонации координация слуха и голоса имеет решающее значение.

Исходя из этого, в процессе интонирования можно выделить несколько этапов:

предварительное слуховое представление заданного внешнего звука

поступление сигнала к воспроизведению звука

контроль реального звучания

при необходимости, исправление высоты взятого звука.

Это значит, что перед началом пения исполнитель должен услышать некий интонационный эталон ( звук инструмента, голос педагога ), затем его нужно сначала перевести во внутренний слух и точно повторить его « про себя ». При недостаточно развитом слухе повторяемый в уме звук окажется нечётким. Важную роль в воспроизведении точной высоты заданного звука играет способность к представлению. Представление — это след восприятия, чувственное отражение действительности, то есть « образ » предметов и явлений, которые в данный момент не воспринимаем.

После того, как во внутреннем слухе образовалось очень чёткое звуковысотное представление, даже правильно функционирующий вокальный аппарат может не сразу точно воспроизвести заданный звук.

Итак, для достижения чистой интонации необходимо взаимодействие трёх элементов: заданного внешнего звука, внутреннего слухового “императива”, вызывающего точную соответствующую фонацию. И обратная связь, контролирующая соответствие воспринятого слухового результата внутреннему слуховому “императиву”.Важно выровнять музыкальное представление высоты данного тона и только потом его воспроизвести.

Анализ процесса пения неверно интонирующих детей позволяет предположить, что первые два этапа у большинства детей проходят правильно, а третий и четвертый этапы вызывают затруднения. Каковы же основные причины неверной интонации у детей? Это:

Отсутствие координации между слухом и голосом;

Перенос разговорной манеры в пение;

Стеснительность, вялость, апатичность;

Чрезмерное напряжение лица, артикуляционного аппарата, крикливость;

Отклонение от нормы в голосовом или слуховом аппаратах;

Отсутствие опыта пения в коллективе;.

Устранение этих причин рассматривается мной как предпосылки к успешному интонированию.

Для формирования и развития умения правильного интонирования, необходима регулярная и систематическая работа. Только в этом случае будут закрепляться, усложняться и совершенствоваться все необходимые навыки.

Я считаю, что в условиях групповых занятий организация такой системы вполне доступная и выполнимая задача, при условии рационального распределения времени.

Процесс работы над чистотой интонации целесообразно делить на 3 этапа:

диагностический,

тренировочно-развивающий

контрольный.





На первом этапе проводится диагностика, которая предполагает определение особенностей внимания, восприятия, музыкального мышления, воображения, качества создания музыкального образа произведения, способность к антиципации, предвосхищению. Углубленная диагностика предполагает изучение особенностей свойств нервной системы и некоторые свойства личности обучающегося.

На втором тренировочно-развивающем этапе предполагается работа по вырабатыванию правильных певческих навыков, в том числе и чистоты интонирования, которая ведется с учетом полученной информации о способностях обучающегося.

Коллективный характер обучения пению в школе больших групп учащихся с разными музыкальными способностями, специфические приёмы обучения хоровому пению, особенности организации обучения детей в общеобразовательной школе привели к необходимости разработки специальных методических приёмов для обеспечения эффективности воспитания вокально-хоровых навыков в системе урочных занятий.

Последовательное применение учителем определенных приемов, рассчитанных на устранение недостатков в пении (голосообразовании) у ребенка, приводит к формированию устойчивых навыков в пенииПосле того, как ребенок уяснил себе, что дало ему возможность выполнить певческое задание верно, он это делает и без помощи учителя. Добытое умение верно интонировать закрепляется затем на систематизированных вокально-ладовых упражнениях и специальном дидактическом песенном материале в общей работе с детьми в классе.

Третий этап – контрольный, предполагает определение уровня овладения вокально-хоровыми навыками и может проводиться в форме промежуточной диагностики, мониторинга произошедших изменений.

Следует подчеркнуть, что на разных ступенях музыкального образования система обучения будет трансформироваться.Однако тем общим, что объединяет все звенья обучения, обеспечивает преемственность и служит стержнем данного проекта, — является принцип развиваю щего характера, нацеленный на совершенствование всего музыкально-интеллектуального потенциала исполнителя.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Современное оснащение кабинета является основным ресурсом для применения на уроке и во внеурочной деятельности информационно-коммуникативных средств обучения, призванных создать условия для освоения детьми навыков самостоятельной познавательной деятельности.

Создана репертуарная подборка детских песен и распевок для работы над интонацией.

Подборка игр-загадок, ребусов, кроссвордов

Наличие фортепиано, музыкального центра, наличие разнообразных информационных источников: специальная литература, справочники, энциклопедии, словари, печатные издания СМИ, широкое использование иллюстративных материалов, способствуют успешной реализации профессионального проекта.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

2010-2011 учебный год – диагностико-прогностический этап;

2011-2012 учебный год – организационный этап;

2012-2014 учебный год – практический этап;

2014-2015 учебный год – обобщающий этап.

Виды деятельности

Форма предъявления

Исполнитель

Диагностико-прогностический этап, 2010-2011 учебный год

1.

Анализ современных концепций и методик по обучению пению детей

Методическое сообщение

Федорова Г.В.

2.

Анкетирование обучающихся

Аналитическая справка по результатам анкетирования

Федорова Г.В.

4.

Консультации

Определение структуры проекта, определение основных мероприятий в его реализации

Бабурина О.В.,

Федорова Г.В.

5.

Написание теоретической части проекта

Проект

Федорова Г.В.

Организационный этап – 2011-2012 учебный год

1.

Определение и формирование условий, необходимых для успешной реализации проекта

Круглый стол

Администрация МОУ «Мордвесская СОШ»

Изучение

Изучение психологических и физиологических основ пения у младших школьников, изучение опыта детских вокальных педагогов.

Методическое сообщение

Федорова Г.В.

2

Создание банка данных педагогических технологий по развитию вокально-хоровых навыков у детей.

Методические рекомендации

Федорова Г.В.

5.

Обмен опытом с педагогами с использованием сети Интернет

Общение с педагогами на мини-сайте

http://nsportal.ru/,

http://forum.in-ku.com/

Федорова Г.В.

6.

Размещение статей с промежуточными результатами на сайтах профессиональных сообществ.

Статьи на сайтах « Социальная сеть работников образования», «Про школу.ру»

.Федорова Г.В.

Практический этап –2012-2014 учебный год

1.

Психологическое сопровождение проекта: отслеживание динамики развития вокально-хоровых навыкоа

Метод наблюдения,

Сравнительный анализ

Федорова Г.В.

2.

Промежуточный контроль.Диагностическое прослушивание, заполнения диагностических карт, фиксация личностных результатов .

Прослушивание детей. Фиксация результатов в диагностических картах

Федорова Г.В.

3.

Корректировка программы на основе промежуточных результатов

Методические рекомендации

Федорова Г.В.

4.

Внедрение в учебный процесс новых методов, приемов

Поурочное планирование,

ФедороваГ.В.

Привлечение к апробации методических рекомендаций учителей музыки Веневского РМО

Выступление на заседании методического объединения

Федорова Г.В.

4. Обобщающий этап – 2014-2015 учебный год

Фиксирование промежуточными результатами реализации проекта

1.

Анализ и оформление результатов реализации проекта

Аналитические справки

Федорова Г.В.

2.

Анализ и оформление результатов реализации проекта

Опубликованные статьи

Федорова Г.В.

3.

Публикации статей с обобщением опыта, участие в научно-практических конференциях

Публикации на интернет-сайтах

Федорова Г.В.

4.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст