проект Речь и культура

Технология сотрудничества – основа гуманизации и демократизации учебного процесса

В своей практике современная школа может использовать множество вариантов учебно-воспитательного процесса. И каждый учитель привносит в педагогический процесс что-то своё, индивидуальное, наработанное в течение многих лет, а также что-то новое, позволяющее добиваться высоких результатов в обучении и воспитании. Поэтому выбранная мною технология сотрудничества как нельзя лучше помогает реализовывать равенство и партнёрство в моих отношениях с учениками.

Вместе с ребятами мы вырабатываем цели, содержание, даем оценки выполненной работе, т.е. постоянно находимся в состоянии сотрудничества, сотворчества. Сотрудничество в отношениях «ученик-учитель» продолжается и во внеурочной деятельности, а также в отношениях с родителями, семьёй и односельчанами.

Работая в педагогике сотрудничества, я отдаю предпочтение дидактическому активизирующему и развивающему комплексу. Почему в технологии сотрудничества я придерживаюсь этого направления?

Во-первых, содержание обучения в нём рассматривается как средство развития личности и её коммуникативных способностей(это задача обучения русскому языку).

Во-вторых, обучение ведётся прежде всего при помощи обобщённых знаний, формирования умений, навыков и способов мышления.

В-третьих, идёт объединение, интеграция школьных дисциплин.

В-четвёртых, появляется возможность вариативности и дифференциации обучения.

В-пятых, используется положительная стимуляция ученья.

Какими принципами следует руководствоваться при выборе таких целей?

Принцип выбора (ученик выбирает уровень освоения учебной программы);

Принцип субъективности (учитель организует процесс обучения таким образом, чтобы изучение учебного материала происходило путем актуализации и обогащения уже имеющегося у учеников опыта);

Принцип доверия и поддержки(работа в команде);

Принцип творчества и успеха.

Подлинное проявление индивидуальности ребенка связано с его участием в творческой деятельности, поэтому новые пед.технологии должны максимально привлекать учащихся к самостоятельной творческой работе.

Сегодня существует много способов организовывать творческую работу учеников, направленную на их самосовершенствование и саморазвитие. Самым эффективным, по-моему, является метод проектов.

. Одним из методов современного преподавания русского языка является создание мультимедийных проектов, сочетающих в себе как глубокий анализ текста, так и использование средств сети Интернет и новейших информационных технологий.Методика проектной работы предполагает коллективную групповую работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, в результате чего образовательный процесс демократизируется, увеличивается ответственность каждого участника за свою часть работы. Таким образом, решается коммуникативная педагогическая задача: учащиеся не только выполняют совместную работу, но учатся деловому творческому общению. Главная цель проектной деятельности — разрешение проблемной ситуации, в которую вовлекаются учащиеся. Работая над проектом, учащиеся имеют максимальную возможность для самореализации. Проблемная ситуация создаётся с таким расчётом, что при её решении необходимо применение различных способностей учащихся: аналитических, художественных, музыкальных, артистических, коммуникативных, которые при традиционном процессе обучения остаются невостребованными, и талантливого ребёнка можно попросту “не заметить”. Обязательная задача педагога при работе над проектом — дать возможность каждому участнику ощутить собственную значимость и необходимость в выполнении общего дела.Особенно эффективным является использование мультимедийных проектов вместе с интерактивными технологиями.Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь, помогают каждому человеку максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в учебе и работе, сделать мир вокруг себя ярче. Решая проблему информатизации школы нельзя забывать об основных инструментах работы преподавателя и ученика: доска, мел, ручка, тетрадь — сегодня эти традиционные инструменты предстают в новом исполнении как электронная SMART-доска. Педагогические возможности электронной доски как средства обучения по ряду показателей намного превосходят возможности традиционных средств реализации учебного процесса. В нашей школе появилась возможность соединить в себе легкость и удобство традиционных инструментов с перспективными инновационными технологиями с приобретением SMART-доски и мультимедийного проектора для оборудования кабинета, в котором учителя могут проводить интерактивные уроки. Для меня как педагога, преподающего русский язык и литературу учащимся, доска стала своеобразным «волшебником», который смог сделать  гуманитарные предметы для «негуманитариев» увлекательными, запоминающимися и эффективными.«Плюсов», на мой взгляд, у такой доски гораздо больше, чем минусов. Электронная доска SMART помогает детям преодолеть страх и стеснение у доски, легко вовлекает их в учебный процесс. В классе не остаётся равнодушных. За счет большой наглядности использование интерактивной доски позволяет привлечь внимание детей к процессу обучения, повышает мотивацию. Наглядное управление программами, быстрые заметки, корректировка рукой на доске, запись в файл, который можно использовать как раздаточный материал и который учащиеся могут взять домой для самостоятельной работы, – позволяют сделать процесс обучения на уроке более эффективным.Возможность записи в файл позволяет также при отсутствии ученика на уроке по болезни изучить материал дома, и этим достигается эффект присутствия ученика на уроке. Электронная доска позволяет учителю и обучающимся во время объяснения вносить маркером дополнения, пояснения и сохранять или не сохранять записи прямо в слайде. Использование же программы Notebook расширяет возможности подготовки презентаций к урокам.Интерактивная доска позволяет ускорить темп урока и вовлечь в него весь класс. Наглядность электронной интерактивной доски — это ценный способ сосредоточить и удерживать внимание учащихся. Наглядность учебы особенно ценна для работы с непоседливыми детьми, она целиком увлекает их. Все ученики класса уделяют больше внимания объяснениям преподавателя, доска достаточно велика, чтобы видели ее все.На каждый урок я создаю документ средствами программы Notebook, где записываю тему урока, определения, задания для выполнения в классе, домашнее задание и многое другое (все заготовки для урока). Также на доске во время урока заполняем таблицы, находим ошибки, делаем заметки и многое другое. Это сокращает время на уроке для записи этих материалов на обычной доске, а также эта заготовка останется сохраненной на следующий год. В нее по желанию можно внести изменения и корректировку для конкретного класса. Такие заготовки позволят сократить время подготовки к уроку, и сделать урок более наглядным и понятным.Однако следует заметить и то, что использование интерактивной доски требует серьезной длительной подготовки, навыков работы с компьютером и, безусловно, большего времени для подготовки учителя к уроку. Но в данном случае потраченные усилия и время обязательно приведут к желаемому результату.

Соединив все, пришла к выводу, что проект помогает завершить большую тему, идущую на протяжении целого учебного интервала (иногда и двух четвертей), и проектом можно начать и новую тему, которая будет на следующих уроках. Я решила поделиться своим опытом и рассказать, как проводила работу над проектом «Говорите по-русски правильно!»

Общие подходы к структурированию проекта:





1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.2. Далее необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).6. Защита проектов, оппонирование.7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты оценки.

Расскажу, как я работала над проектом. В старших классах на уроках русского языка остаётся много вопросов, на которые ответить не хватает времени. «Как это сказать по-русски?», «Почему большая часть неологизмов являются заимствованными словами?», «Что такое молодёжный сленг и жаргонизмы?», «Как говорить по-русски правильно?» вопрос мы берем как основополагающий. Таким образом, тему и основной вопрос проекта подсказывают сами дети, т.к. тема проекта – это всегда то, что интересно ребятам.

Русский язык я преподаю в 7 и 10 классах, поэтому и участники проекта –ребята из этих классов(с возрастной группой определились).

Далее для себя формулируем дидактические цели: формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, навыков самостоятельной работы с большими объемами информации, умений увидеть проблему и наметить пути ее решения, формирование критического мышления, навыков работы в группах.

Ставим методические задачи: научить пользоваться Microsoft PowerPoint и Publisher для оформления результатов (информатика), научить кратко излагать свои мысли устно и письменно (русский язык, литература), познакомить с творчеством И.С.Тургенева, К.И.Чуковского, совершенствовать умения анализировать текст художественного произведения и текст научно-популярного стиля.

Ученики самостоятельно формулируют проблемы (темы) индивидуальных исследований в рамках заявленного проекта. Проводим «мозговой штурм», используя метод наводящих вопросов. Время проведения: после уроков, 10 минут.

И вот какие темы были сформулированы: «Тотальный диктант», « Смысла, отдельного от поэтики не существует», «Бестолковый словарь русского языка» и т.д. Ученики каждого класса выбирают свои темы, формируются группы по интересам.

Дальше выдвигаем гипотезы решения проблем, их формулируются учащиеся (каждая группа выдвигает свои гипотезы). Гипотезы возникают как возможные варианты решения проблем. Затем в ходе исследований они подвергаются проверке. Например, есть проблема исследования «Сколько учеников нашей школы могут отлично справиться с диктантом?», гипотезой может служить следующее размышление: «Давайте проведем общешкольный диктант ”. Или проблема исследования “Смысла, отдельного от поэтики не существует?”, гипотезой было следующее суждение: “Наблюдение над поэтикой стихотворения И.С.Тургенева «Русский язык ”. Тема исследования “Бестолковый словарь ”, гипотеза – “Какие жаргонизмы и с какой целью используют ученики нашей школы ”. Время проведения: после уроков, 20 минут.

Придумываем творческое название проекта, исходя из обсуждения тем индивидуальных исследований. На выбор названия влияет не только учебный предмет, но и возраст участников проекта. Вот, что у нас получилось: «Говорите по-русски правильно!» Время проведения: после урока,10 минут.

Обсуждаем план работы учащихся индивидуально или в группе. Ученики продумывают пути проведения своих исследований: анкетирование, практические работы по творчеству И.С.Тургенева, создание презентаций, сбор информации в Интернете, библиотеке, подбор портретов писателя, иллюстраций к произведениям, работа со словарями, а также обработка собранных сведений, и то, как будут оформлены результаты исследования.

Далее говорим со школьниками о возможных источниках информации, вопросах защиты авторских прав.

Как найти источники информации по теме исследования? В школьной библиотеке, в Интернете или мультимедийной энциклопедии? Например, книги (какие?), интервью (с кем?), опросы (кого?), веб-сайты (какие?), мультимедиаиздания (какие?), (где взять и как соблюсти авторские права?). Цель: задать направление поиска информации. При обсуждении информационных источников необходимо особо остановиться на достоверности источников информации. Время проведения: консультации во внеурочное время.

Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе. Планирование этапов самостоятельной работы, например, по теме “Бестолковый словарь русского языка ”:

Анкетирование разных возрастных групп. (Ответственный Маслов Павел , помогает –Батрова Настя)

Анализ результатов. (Отв.-Батрова Настя )

Составление презентации на тему. (Отв. Маслов Павел, Батрова Настя.)

Время проведения: консультации после урока, т.к. нужно поработать с каждой группой.

Самостоятельная работа групп. Над проектом мы работали месяц. Роль учителя – консультирование, помощь, направление деятельности учащихся в методически нужное русло.

Результат одной работы можно посмотреть в Приложении. Заключительный этап: защита полученных результатов и выводов. Проводили мы её на научно-практической конференции.

Каждой группе на представление полученных результатов представляется до 4 минут. Далее – ответы на вопросы присутствующих. Разрабатываются критерии оценки (обычно используем пятибалльную систему, т.к. она привычнее детям): оценочные листы получают все ученики. Ученики не только оценивают, но и отвечают на вопросы, предлагая свои варианты будущих проектов, ставя следующие проблемные вопросы. Вот примерная таблица.

Критерии оценивания проектов учащихся. Анкета.

Оценки. Ответы.

1. Оцените презентацию:

интересный материал

красивое оформление

логичность подачи материала

подача презентации

 

2. Оцените устные выступления учащихся:

четкая, понятная речь

правильная подача материала

выразительность, эмоциональность

 

3. Оцените публикацию:

дизайн

подборка статей

 

4. Понравилась ли такая форма работы

 

5. Предложите для проекта тему, которая вас бы заинтересовала:

 

6. Твои вопросы по проекту:

 

7. Подведи итог твоей оценки

 

Группы оценивают работу каждого участника. Учитель оценивает работу групп в целом. Результативность каждого выступает здесь как фундамент для новых исследований по темам проекта.

Можно и воспользоваться меньшим количеством вопросов (зависит от уровня подготовленности класса), например:

перечислить три наиболее сильные стороны представленной презентации;

перечислить два момента, требующих доработки;

вести свои предложения по усовершенствованию проекта (если есть такие)

сделать итоговый вывод и выставить общий балл за выступление.

А конечным итогом работы над проектом стало приобщение всех жителей села к культуре русского языка. Для этого мы отправились в общественные места села, где раздавали всем желающим буклеты и объясняли, как важно сегодня хорошо говорить по-русски.

Литература

Борисенко Н.А. Как мы работали над проектом./ / Литература в школе.- 2002.-2.

Педагогические советы.-вып.10. Повышение качества образовательного процесса в школе/авт.-сост. Т.Н.Картошкина.- Волгоград:Учитель,2009

Романичева Е.С. «Смысла, отдельного от поэтики не существует». / / Литература в школе.- 2007.-12.