проект О чем рассказал лес

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей «Тополёк»

Проект

«О чем рассказал лес»

Средняя группа (4-5 лет)

Воспитатели:

Шаякбарова Любовь Николаевна

г. Советский 2012

Пояснительная записка.

Первый этап – выбор темы

Каждая из времен года детская память запечатлевает как картинку: осенний листопад, новогодняя елка, первой ручей, проталина, молодая зелень листвы…

Вместе эти картинки создают устойчивое представление о месте, где мы осознаем себя, то есть о нашей Родине.

На экскурсиях в парк, на прогулках обращая внимание детей на красоту нашей природы, заметила, что дети с большим интересом знакомятся с окружающей средой, но практически не замечают деревьев, кустарников, не обращают внимания на поломанные ветки.

Это и определило тему проекта «О чем рассказал лес».

Целепологание:

Углубить знания детей о лесе и о его обитателях, воспитать желание беречь и охранять родную природу.

Для того, чтобы заинтересовать детей этой проблемой, я однажды предложила для рассмотрения шишки сосны, кедра, ели. Обратила внимание, что название у их общее, но все шишки разные. Дети с увлечением стали находить сходства и различия во внешнем виде, семенах и пришли к выводу, что все шишки с разных деревьев. Стали интересоваться, для чего нужны семена, есть ли они у других деревьев. Увидев заинтересованность детей, я пришла к реализации проекта «О чем рассказал лес»

Задачи:

Расширить и углубить знания о лесе, о его обитателях, развить любознательность, культуру поведения в природе.

Научить детей устанавливать и понимать причинно — следственные связи природных явлений.

Дать знания детям по экокультуре нашего края.

Второй этап: разработка проекта.

Составить совместный перспективный план проекта на месяц;

Подобрать художественную и методическую литературу;

Приготовить иллюстрации с изображениями, флоры и фауны наших лесов;

Подобрать загадки о насекомых, стихи о деревьях.

Вовлечь родителей в участие в проекте, вызвать желание оказать помощь в создании фотовыставки « Наш край», в изготовлении поделок из природного материала, дидактических игр по теме.

Третий этап: выполнение проекта.

Перспективный план.

Работа с родителями. (Прилагается)

Консультации для педагогов

«Поведение детей в природе»,

Консультация для родителей и педагогов:

«Значение словесных экологических игр в детском саду»

Четвертый этап: презентация проекта.

Выставка поделок

фотоэкспозиция.

Проект выполняется с детьми средней группы (4-5 лет) при участии родителей. Проект краткосрочный (1 месяц).

Работа с родителями:

Консультации для родителей:

«В лес вместе с ребенком»

«В союзе с природой»

Изготовление фотовыставки о природе.

Изготовление поделок из природного материала

Консультация для педагогов и родителей

«Значение словесных экологических игр в детском саду»

В жизни детей дошкольного возраста игра является ведущей деятельностью. Игра- это эмоциональная деятельность: играющий ребенок находится в хорошем расположении духа, активен и доброжелателен.

Словесные игры могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание, не требуют каких-либо условий, оснащения, Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые имеют уже достаточно широкий круг представлений о природе и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышление: гибкость и динамичность представлений, умение привлекать и использовать имеющиеся знания, умение сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам, развивают внимание, быстроту реакции.

Такого рода игры требуют от ребенка умений воссоздать образ предмета в его пространственном выражении. Отсюда в процессе игры формируется и развивается ориентировка ребенка в пространстве, умения различать и устанавливать величину и пропорции предмета, пространственные отношения. Игра способствует накоплению практически действенной ориентировки в пространстве: четкая ориентировка в пространственных отношениях входит в содержание конструктивных умений, которые формируются в игре.

Детям нравятся игры, в которых они могут с помощью движений изобразить крону дерева, порыв ветра. Такие игры возможны только после неоднократных наблюдений и апробаций различных движений. После экскурсии в лес, можно изображать лесных зверей, растительность (высокое дерево, широкий куст, маленький цветочек); если были на лугу, то передать полет бабочек, стрекоз, жучков и др.

Для детей эти игры интересны тем, что они имеют возможность упражняться в умении выделять характерные признаки предмета, называть их словами, воспитывают внимание. Имеется целый ряд сборников, из которых воспитатель может выбрать игры с природным содержанием, с нужной на данное время дидактической задачей.

Экологические игры позволяют сместить акцент с усвоения дошкольниками готовых знаний на самостоятельный поиск решений предложенных игровых задач, что способствует умственному воспитанию. Использование в играх естественных природных объектов, их изображений создает положительный эмоциональный фон для формирования эстетических чувств детей. Соотнесение детьми своих действий в природном окружении с этическими эталонами, представленными в игровых заданиях, способствует нравственному воспитанию. Осознание себя как части природы, ценностное отношение к себе, равно как и к другим живым организмам, содействует физическому развитию. Усваивая цвета, их оттенки, форму предметов, манипулируя игрушками и другим игровым оборудованием, приобретая определенный чувственный опыт, дети начинают понимать красоту окружающего мира.

Данные игры могут проводиться как предварительно перед обобщающим занятием, так и в качестве самостоятельных тренингов.

Стихотворения о деревьях:

И.Токмакова Осинка

Изготовление дидактических игр на тему дерево

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру,

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

Дайте осинке

Пальто и ботинки –

Надо согреться

Бедной осинке.

Дуб

О чем рассказывает тебе лес

Дуб дождя и ветра

Вовсе не боится.

Кто сказал, что дубу

Страшно простудиться?

Ведь до поздней осени

Он стоит зелёный.

Значит, дуб выносливый,

Значит, закалённый.

Сосны

О чем рассказал мне лес

Сосны до неба хотят дорасти,

Небо ветвями хотят подмести,

Чтобы в течение года

Ясной стояла погода.

Ели

О чем рассказал лес

Ели на опушке -

До небес макушки -

Слушают, молчат,

Смотрят на внучат.

А внучата — ёлочки,

Тонкие иголочки -

У лесных ворот

Водят хоровод.

Рябина

О чем рассказал лес

Красненькую ягодку

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую,

А она как хина!

То ли эта ягодка

Просто не дозрела,

То ль рябина хитрая

Подшутить хотела?

Пословицы и поговорки о лесе:

Изготовление дидактических игр на тему дерево

И лес шумит дружней, когда деревьев много.

Даже дуб в одиночестве засыхает, а в лесу живёт века.

Возле леса жить – голодному не быть.

Что в лесу родится – дома пригодится.

Лес богат, не как наш брат.

В лесу живём, по-лесному и поём.

Каково в лесу кликнется, таково и аукнется.

Из-за леса стоячего не видно леса лежачего.|

Поле видит, а лес слышит.

В лесу и сковорода звонка.

Грибов ищут – по лесу рыщут.

Лесная трава сочнее степной.

Ветер не подует – лес не зашумит.

Над лесом дождь дважды идёт.

Лес да цветы – земное царство, воздух в лесу – лучшее лекарство.

Лес и вода – родные брат и сестра.

Лес весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимою согревает.

Лес зимой – второй тулуп.

Больше леса – больше снега, больше снега – больше хлеба.

В сильный ветер в лесу тихо, а на поле лихо.

Загадки о лесе:

О чем рассказывает тебе лес

На горе шумит, а под горой молчит. (Лес)

Зимой — с седой бородой, летом новая вырастает. Осенью отпадает. (Лес)

Весной — в цветном платьице, зимой - в белом сарафане. (Лиственный лес)

И летом весело, и осенью сытно, и зимой тепло. (Дерево)

Весной веселит, летом холодит, осенью питает, зимой согревает. (Дерево)

Падают с ветки золотые лепестки. (Листья)

Осенью кружатся, на землю ложатся, с земли не встают и тут изгнивают. (Листья)

Сидит — зеленеет, летит — пожелтеет, падёт — чернеет. (Лист)

Пан Панович упал в колодец, воды не смутил и сам не потонул. (Лист)

Зелена, а не луг, белена, а не снег, кудрява, а не человек. (Берёза)

Зимой и летом одним цветом. (Ель, сосна)

Что цветет без цвета? (Сосна)

Платье потерялось, пуговицы остались. (Черёмуха)

Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина)

В лесу на поляне стоит кудрявый Ваня в зелёном кафтане; богач не велик, а орешками наделит.(Орешник)

Красненько, кругленько, листочки продолговатеньки. (Рябина)

Мягок, а не пух,зелен, а не трава. (Мох)

Какую траву и слепой знает? (Крапива)

Что не сеяно родится? (Трава)

Дидактические игры:

«Что было бы, если из леса исчезли…»

Воспитатель предлагает убрать из леса насекомых:- Что бы произошло с остальными жителями? А если бы исчезли птицы? А если бы пропали ягоды? А если бы не было грибов? А если бы ушли из леса зайцы?

Оказывается, не случайно лес собрал своих обитателей вместе. Все лесные растения и животные связаны друг с другом. Они друг без друга не смогут обходиться.

Дидактическая игра «Узнаю деревце»Взрослый предлагает малышам назвать деревья, о которых он спрашивает. Какое дерево имеет белую кору и желтеет одним из первых? (Берёзка) Листочки какого дерева напоминают гусиную лапку? (Клена)Какое дерево сравнивают с казаком, богатырем? (Дуб)С какого дерева пчелы собирают летом мед? (С липы)Какое дерево имеет вместо листочков иголки? (Ель, сосна)

Дидактическая игра «Сравни»Педагог побуждает детей завершить начатые предложения, использовав для этого сравнительные обороты.Например:Листья у калины осенью как … (Золото, солнышко)Калиновые ягодки блестящие, как … (Бусы, драгоценные камни)Калина хороша, как … (Красивая девушка, красавица, царевна)В о с п и т а т е л ь. Молодцы. Полюбуемся прекрасной калиной. Как мы назовем калину ласково, нежно? (Калинонька)Калину издавна считают символом нашего родного украинского края. Ее красными гроздьями украшают караваи, которые подают дорогим гостям, калину мастерицы вышивают на праздничных украинских рушниках.

Дидактическая игра «Какой лист? »

Задачи: совершенствовать знания различать листья трёх деревьев, учить образовывать прилагательные, развивать устную речь, внимание, память.

Ход игры: дети сидят по кругу и передают друг другу корзинку. По очереди достают листок, говорят, с какого он дерева и образуют прилагательное. Например: это лист с берёзы- берёзовый лист.

Дидактическая игра «С какого дерева лист? »

Задачи: совершенствовать умение дифференцировать, деревья по их стволам и листьям, развивать внимание, наблюдательность, память, воображение.

Атрибуты: нарисованные на отдельных листах стволы трёх разных деревьев, осенние листья этих деревьев.

Ход игры: листья россыпью лежат вокруг рисунков стволов деревьев. Дети должны разложить листья на своё дерево.

Подвижные игры:

Подвижная игра «Листопад»

Задачи: совершенствовать умение выполнять движения по тексту стихотворения, развивать память, внимание, закреплять знания о приметах осени.

Ход игры: дети держат в руке свой листочек и встают в круг. По ходу чтения стихотворения машут листьями и в конце кидают их вверх, имитируя листопад.

***

Дует, дует ветер,

Дует, задувает,

Жёлтые листочки

С дерева срывает.

***

Листья солнцем наливались.

Листья солнцем пропитались.

Налились, отяжелел

И по ветру полетели.

***

Падают, падают листья,  

В нашем саду листопад…  

Желтые, красные листья 

По ветру вьются, летят.  

Подвижная игра «Осенний букет»

Задачи: совершенствовать умение дифференцировать листья разных деревьев, развивать наблюдательность, внимание.

Ход игры: дети стоят по кругу, в центре — листья. Под музыку дети движутся по кругу. Музыка прекращается, каждый ребёнок выбирает себе листок. Дети с листьями одного дерева составляют осенний букет, проговаривая с какого дерева листья. Далее дети кладут листья в круг, и игра начинается заново

Подвижная игра «Найди пару»

Задачи: учить составлять пары листьев по одному признаку, указанному взрослым, закреплять знания о форме, цвете и размере, развивать слуховое и зрительное восприятие.

Ход игры: дети стоят по кругу, в центре — листья (их количество по количеству детей и подобраны листья так, чтобы можно было составить пары листьев). Дети идут по кругу со словами: «Раз, два, три — лист скорей бери! » Каждый берёт листок. Воспитатель говорит: «Найдите себе пару — листочек такого же цвета. » (Другие задания: составь пару — листья с одного дерева, или листья, отличающиеся размером: большой и маленький, или листья одного размера с одного дерева.)

Консультация для родителей



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст