проект Хлеб всему голова

Проект по познавательно-исследовательской деятельности

Цикл непосредственно образовательной деятельности по теме «Откуда хлеб пришел»

Руководитель проекта: воспитатель МБДОУ «Шарканский детский сад № 3» Татьяна Васильевна Вахрушева

Название проекта: «Откуда хлеб пришел».

Вид проекта: познавательно-исследовательский, коллективный, длительный.

Участники: дети 2-ой младшей группы, воспитатели, родители.

Срок реализации: декабрь, май, июнь, июль, август, сентябрь.

Механизм реализации разработки:

1.Индивидуальная работа с родителями воспитанников на тему «Проектная деятельность».

2.Индивидуальные детские проекты, составленные совместно с родителями воспитанников «Как хлеб появился на столе».

3.Непосредственная образовательная деятельность (Познание) тема: « Хлеб — всему голова».

4.« Музей хлеба» — сбор экспонатов для выставки совместно с родителями.

5.Экспериментальная деятельность по выпечке удмуртского национального блюда

«Крендель с маком».

6.Посев пшеницы, наблюдение за последовательностью ритма роста.

Проблема: Небрежное отношение к хлебу, недостаточное представление в силу своего опыта о пользе хлебобулочных изделий в рационе питания человека, знакомство с новым словом «комбайн», которое заинтересовало мальчиков во время дидактической игры

« Транспорт».

Практическая значимость: Воспитание бережного отношения к хлебу

Цель: Знакомство детей с тем, как хлеб попадает на наш стол, как его выращивают.

Задачи:

Воспитательные:

-воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к хлебу.

Развивающие:

-развивать творчество и фантазию, мышление и любознательность, наблюдательность и воображение;

-обогащать словарь детей и высказывать собственное мнение;

- расширять представления детей о видах хлебобулочных изделий.

Обучающие:

- обогащать представления детей о значимости и ценности хлеба — формировать систему представлений детей о приготовлении хлеба посредством продуктивной деятельности «Мы — пекари», дать детям представления о том, как выращивают хлеб, (от зернышка в поле до каравая на столе):

- донести до сознания, что хлеб – это итог работы многих людей посредством экскурсии в «Музей хлеба», который оформлен при помощи родителей в группе (ОО «Познание»),

— просмотр слайдовых презентаций, фрагмента мультфильма « Колосок» (ОО «Познание»);

Актуальность проекта:

Наш народ хлебосолен. Хлеб это символ благополучия, достатка.

Хлеб на столе — это богатство в доме.

Как научить детей уважать хлеб?

Предлагаемый проект рассчитан на дошкольный возраст. Вместе с ребятами второй младшей группы мы решили выяснить, где растет хлеб, проследить весь путь хлеба: от зернышка до нашего стола, увидеть разнообразие хлебобулочной продукции. Основным методом является исследовательская работа, в ходе которой дети сами проводят исследование, с помощью взрослого обрабатывают результаты и представляют их в виде, фотографий, презентаций. Осуществляя проект, участники учатся пользоваться различными источниками и способами получения информации. В ходе работы над проектом формируются коммуникативные навыки, умение работать в команде.

 Вопросы:

Основополагающий:

Почему человек может обойтись без многого, а без хлеба нет?

Вопросы проблемные:

Как люди выращивают хлеб?

Почему люди с большим уважением относятся к хлебу?

Проблемы (темы) совместного исследования: 

- Значение хлеба.

- Как солнце, вода и тепло помогают зернышку превратиться в сильный колосок?

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Конспект непосредственной образовательной деятельности (Познание)

Тема: «Хлеб — всему голова».

( вторая младшая группа)

Цель:

Дать представление детям о том, что хлеб – основной продукт питания человека.

Задачи:

Воспитывать бережное отношение к хлебу.

Учить сравнивать, анализировать, делать выводы, обобщения.

Обогащать словарный запас, развивать связную речь.

Предварительная работа:

Совместно с родителями собрать экспонаты для « Музея хлеба»,

оформить выставку — музей в группе.

Чтение литературных произведений о хлебе: стихи, загадки, поговорки и пословицы.

« Колобок», « Колосок», « Мужик и медведь».

Оборудование:

ноутбук для просмотра презентации и отрывка из мультфильма « Колосок» (украинская сказка), сказочный персонаж Петушок,

экспонаты из « Музея хлеба», колосок, увеличительная лупа.

Интеграция образовательных областей:

«Познание»; «Коммуникация»; «Социализация»; «Чтение художественной литературы».

Часть

Содержание работы

Методы и способы

Вводная

Основная

Заключительная

1. Ладушки, ладушки,

Испекли оладушки.

На окно поставили,

Остывать оставили.

Остынут поедим,

И воробушкам дадим.

2. Воспитатель. Ребятки, что вы ели сегодня на завтрак? (Ответы детей)

А вчера? (Ответы детей)

А что было на обед? (Ответы детей)

Меню все время меняется, а какой продукт постоянно на столе и утром и вечером? (Ответы детей)

Правильно, каждый день у нас на столе и в детском саду, и дома хлеб.

3.Воспитатель. Ребятки, приглашаю вас сегодня совершить путешествие по нашему «Музею хлеба».

Кто из вас бывал в музее? Чтобы войти в музей, нам нужны билеты. У вас есть билеты?

Дети. Нет.



Воспитатель. Нашим билетиком будут вежливые слова.

4. Дети садятся на стульчики и говорят вежливые слова.

5. Посмотрите, пожалуйста, это музейные экспонаты. Что вы видите? (Ответы детей)

Экспонаты в музее помогут узнать много нового об этом продукте питания.

Колосок как будто дом,

Много комнат в доме том.

В каждой комнате — зерно,

Спелой зрелостью полно.

6.Рассматривание колосьев пшеницы через лупы.

Воспитатель. Возьмите из тарелочки зерно и положите себе на ладонь. Какое оно по размеру? Какого цвета? Какой формы? Давайте определим твердое или мягкое? Тяжело ли держать в ладошке?

(Ответы детей)

Действительно, мы рассмотрели с вами зерно пшеницы. Оно желтого цвета, форма его овальная. На ощупь зерно гладкое и твердое, а по весу легкое.

7. Появление сказочного персонажа:

Петушок. Здравствуйте, ребята! Я Петушок – золотой гребешок, гулял здесь рядом и решил к вам зайти посмотреть « Музей хлеба». Вы все знаете, что я очень люблю зернышки.

Воспитатель. Здравствуй, Петушок, мы рады тебя видеть. А ты знаешь

какой хлеб пекут из пшеничной муки?

( Пшеничный, белый.) А из ржаной? ( Ржаной, черный.)

8. Дети и Петушок с закрытыми глазами пробуют кусочки хлеба, определяя по вкусу. (ржаной или пшеничный)

Воспитатель: Молодцы, хорошо знаете вкус и белого пшеничного хлеба, и черного ржаного.

9.Петушок. Ребята, а вы хотите узнать, как я пеку хлеб?

Вернулся Петушок с мельницы, опять зовет мышат:

- Сюда, Круть, сюда Верть! Я муку принес.

Прибежали мышата, смотрят, не нахвалятся:

- Ай, да Петушок! Ай да молодец! Теперь нужно тесто замесить да пироги испечь.

-Только не я!- запищал Круть.

-Только не я!- запищал Верть.

Подумал, подумал Петушок и говорит:

-Видно придется мне.

Замесил он тесто, натаскал дров, затопил печку. А как печь истопилась, посадил в нее пироги. Испеклись пироги, петушок их вынул, выложил на стол.

10. Петушок. Давайте поиграем в игру «Какой он – хлеб?» Давайте с вами подумаем и подберем много слов, каким бывает хлеб? ( Аппетитный, Вкусный, свежий, ароматный, душистый, мягкий.)

Воспитатель. Хлеб бывает разный но, он обязательно вкусный и полезный.

Из зерен злаков люди научились не только выпекать вкусный и ароматный хлеб, но и готовить множество других блюд.

11. Дети перечисляют известные им блюда, при приготовлении которых используются крупы и мука.



12. Воспитатель. Ребята, а кто знает, откуда к нам хлеб пришел? Вот об этом нам расскажет Данил Вахрушев. (При помощи схемы составления рассказа о хлебе, ребенок подготовлен заранее). В подготовке и поборе материала участвовали родители. Рассказ Данила сопровождается презентацией. Показом иллюстраций через ноутбук и рассказом.

« Весной, когда снег растает, на поля выходят трактора, которые пашут землю, чтобы она стала рыхлая, мягкая. Затем зернышки хлеба сажают в землю. Специальными машинами — сеялками зерно сеют в землю. При теплом солнышке и летних дождях вырастают колоски. В колосках зерно не одно, а много. Зерна собирает, комбайн и машины отвозят его на мельницу. Там их перемалывают в муку. В дальнейшем муку развозят по магазинам. Хозяйка из муки, воды, соли, дрожжей, сахара и яиц размешивают тесто. Когда тесто готово его кладут в форму и выпекают в печи. Получается вкусный ароматный хлеб.

13.Воспитатель. К сожалению, иногда можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом.

Люди, которые знают, как трудно растить хлеб, понимают его истинную цену и поэтому берегут его. Взял кусок хлеба — съешь его, не хочешь, есть – не бери. « Хлеба к обеду в меру бери, он — драгоценность, им не сори».

Хлеб — самое главное богатство нашей Родины. Недаром в народе говорят: « Хлеб – Всему голова». Воспитатель: Вспомните, в каких сказках упоминается хлеб, зерно или продукты из муки?

(« Колосок», « Мужик и медведь», « Колобок».)

14.Петушок. Я очень надеюсь, ребята, все то, что узнали о хлебе, как дорого он достался, каким нелегким трудом выращивается, заставит вас по новому относится к нему Как вы думаете, из какой муки испекла бабушка колобок румяный? (Дети высказывают предположения). Хлеб — главный продукт питания, он ежедневно должен быть на столе человека, ведь « без хлеба нет обеда».

15. Петушок угощает детей караваем, а дети его — зерном.

1.Пальчиковая игра- гимнастика «Ладушки»

2.Вводная беседа

3.Приглашение в путешествие

4. Словесная игра « Назови вежливое слово»

5.Рассматривание экспонатов с использованием художественного слова

6.Экспериментальная деятельность

7.Сюрпризный момент

Появление персонажа Петушка

8.Дидактическая игра

«Угадай на вкус»

9.Просмотр фрагмента мультфильма «Колосок» (видеоматериал приложение 1)



10. Словесная игра

«Какой он – хлеб?»

11. Игра «Кто назовет больше блюд?».

12.Слайдовая презентация рассказа воспитанника о хлебе (Приложение 2)

13. Беседа о бережном отношении к хлебу

14.Рефлексия

15.Угощение

Заключение.

Хлеб – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.

Проект «Хлеб — всему голова» знакомит детей с процессом выращивания хлеба, формирует первоначальные представления о содержании труда людей, участвующих в его изготовлении. Мероприятия, включенные в проект, помогут воспитать в детях бережное отношение к хлебу, уважение к человеческому труду, понимание того, что труд каждого делает нашу жизнь и страну богаче.