предупреждение школьной дезадаптации

Работа педагога – психолога с родителями и педагогами по предупреждению школьной дезадаптации у учащихся начальной ступени обучения.

Педагоги рассматривают понятие «готовность к школьному обучению», как «мотивационную готовность» — внутреннее стремление к приобретению знаний.

В школу приходят дети читающие, считающие, но не умеющие наблюдать, сравнивать, замечать происходящие изменения.

Отнюдь не случайно человеческое дитя имеет такой длинный период детства. Период становления ребёнка рассчитан на годы, и каждый из этих лет нужно «подробно прожить», использовать в соответствии с природной программой.

Не случайно учёными установлен возраст поступления в школу 6,5 – 7 лет. Именно в этом возрасте мозг созрел, готов к получению, осмыслению знаний.

Бывает так, что в школу приходят «не доигравшие» дети. Родители считают их готовыми к обучению, но это не всегда оправданно.

Учёными за последние десятилетия вскрыты достаточно большие способности детей дошкольного возраста. Дети индиго. В результате этого наблюдается стремление к более «углублённому» образованию детей дошкольного возраста, нагружая ребёнка во многом не нужным ему багажом,преждевременные знания, добытые невероятным трудом, становятся не так уж и нужны.(пример)

Поступление ребёнка в школу всё чаше называют не иначе, как «психотравмирующей ситуацией», причём как для самого ребёнка, так и для его семьи. Для большей части детей начало обучения в школестановится стрессовой ситуацией, так как ведет к кардинальным изменениям в жизни ребенка. Школа предъявляет новые требования к психической деятельности: длительно концентрировать внимание, способность к смысловому запоминанию, умение руководить эмоциями, желаниями и интересами, подчинять их школьным дисциплинарным требованиям.

В 1 классе ребёнок осваивает новую социальную роль ученика, новый вид деятельности – учебную

Психологами доказано, что обычные дети в младших классах школы вполне способны, усваивают и более сложный материал, чем тот, который дается по действующей программе обучения. В основу разработки Стандарта положена целевая установка, предусматривающая переход от «догоняющей» к «опережающей» модели развития российского образования. Однако для того, чтобы умело использовать имеющиеся у ребенка резервы, необходимо решить предварительно важную задачу: как можно быстрее адаптировать детей к работе в школе и дома, научить их учиться.

Процесс адаптации ребенка к школе так же можно разделить на несколько этапов.

Первый этап – ориентировочный, организм тратит все, что есть, а иногда и “долг берет” Эта “физиологическая буря” длится достаточно долго (2–3 недели).

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные варианты реакций на эти воздействия. На втором этапе эта буря начинает затихать.5-6 недель

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм, вернее, каждая из его систем, должен отреагировать своим напряжением, своей работой. 5-9 недель

3. Факторы, обуславливающие высокий уровень адаптации

- Правильные методы воспитания в семье

- Отсутствие конфликтной ситуации из-за алкоголизма в семье

- Отсутствие конфликтной ситуации в семье

— Положительный стиль отношения к детям учителя первого класса

— Готовность к обучению в школе

- Адекватное осознание своего положения в группе сверстников

4. Не у всех детей этот период происходит безболезненно.Дети, испытывающие трудности в выполнении школьных требований, составляют так называемую «группу риска» возникновения школьной дезадаптации..В первое время поведение и самочувствие детей большей частью меняется в худшую сторону. Это замечают и учителя, и родители. Некоторые малыши становятся беспокойными, вялыми, сонливыми, плаксивыми, раздражительными, жалуются, что “болит головка, плохо едят, с трудом засыпают. Все это пока объяснимо: ведь происходит приспособление ребенка.

5. Дезадаптация в 1 классе — это не школьное явление. Как правило, это дошкольнаядезадаптация и дезадаптация родителей.

При поступлении в школу в силу различных причин родители сознательно или неосознанно искажают информацию, передаваемую как медицинскому учреждению (в лице врача), так и школе . Родители называют лишь самые безобидные проявления нарушений состояния здоровья ребенка. Это мешает реабилитации детей, не смотря на усилия педагогов, психолога и т.д.

Факторы, обуславливающие низкий уровень адаптации

-неправильные методы воспитания в семье;

- функциональная неготовность к обучению в школе;

- неадекватное осознание своего положения в группе сверстников — конфликтная ситуация из-за алкоголизма;

- отрицательный статус ребенка до поступления в первый класс; конфликтная ситуация в семье;

6. А) Отчетливые изменения в период поступления ребенка в школу проявляются в поведении.

Одной из острых проблем выступает проблема сдерживания двигательной активности,низкое усвоение школьных норм поведения.На уроках эти дети невнимательны, часто не слушают объяснения учителя, отвлекаются на посторонние занятия и разговоры, если же они сосредотачиваются на задании, то выполняют его правильно. На перемене происходит разрядка напряжения: они бегают, кричат, мешают другим ребятам. Все это постепенно приводит к их изоляции, все чаще в поведении проявляются вспышки гнева, злости по отношению к одноклассникам.

Б) В последнее время появляется все больше детей, которые уже в 1 классе не справляются с программой обучения. В ряде случаев ребенку необходима индивидуальная коррекционная программа.

В) Некоторая часть первоклассников испытывает трудности, прежде всего в налаживании взаимоотношений с учителем, одноклассникам. В выражении их лиц виден эмоциональный дискомфорт: печаль, тревога, напряженность типичны для них.

7. Последствия дезадаптации.

Дети смиряются с ролью неудачников, неуспевающих и даже нелюбимых, что препятствует их дальнейшему развитию и увеличению риска возникновения психических расстройств ( неврозы –невроз страха, неврастения – заранее считает, что не справится с трудностями, истерия – до определённого момента потакали требованиям ребёнка, а затем по каким – то причинам ввели ограничения, последствие неврозов – тик, заикание, энурез, страхи и т.д.)

8.Родителей должно насторожить, если ребёнок..

- ребенок неохотно идет в школу и очень рад любой возможности не ходить туда;

- часто возвращается из школы подавленным, расстроенным;

- часто плачет без очевидной причины;

- практически никогда не упоминает никого из одноклассников;

- очень мало говорит о школьной жизни;

- ребенок одинок: его никто не приглашает в гости или гулять, на дни рождения, и он никого не хочет позвать к себе.

Родителей должно насторожить, если в то время, когда ребёнок в школе возникают эмоции..

- беспокойства

- страха за ребёнка

- волнение

9. Готовность к школе понятие, которое в последнее время претерпело сильное изменение.

Перед психологом, проводящим диагностику, стоит не только задача выявить у ребёнка какое-либо нарушение, но главное проанализировать характер этого нарушения в сопоставлении с нормой и построить на этой основе прогноз преодоления этого затруднения, чтобы приподнять данного ребёнка на более высокий уровень.

Важно учитывать, что полученные данные в случае низкого результата не могут быть абсолютно достоверными: ребёнок мог растеряться в новой обстановке, быть чем-то расстроен. В индивидуальной беседе результаты уточняются, задавая ряд дополнительных вопросов.

При нежёсткой процедуре обследования постепенно складывается достаточно живой индивидуальный образ ребёнка.

Задача родителей совместно с классными руководителями, психологом помочь как можно быстрее адаптировать ребёнка к школе. Поддерживать внутреннюю мотивацию ребёнка к обучению, развивать личностные качества личности.

Автор: Каталина Надежда