правовое воспитание

Детство есть великая пора жизни, когда кладётся основание всему будущему нравственному человеку.   (Н.В. Шелгунов)

Трудно не согласиться с этим утверждением, потому что именно в детстве закладываются основы патриотизма, гражданственности, уважения к своей истории, к социальным нормам и к обществу в целом.

Важный вклад в гражданско-правовое воспитание вносят школьные курсы истории и обществознания. Источником воспитания являются боевые и трудовые традиции народов России и других стран. Изучение истории связано не только с работой сознания, но

и его эмоциональной сферой.

На уроках истории и обществознания формируются понятия добра и зла, высокой ценности нравственности, обращение сознания школьников к высоким идеалам, самостоятельные представления о благородстве и уважении к России.

Целями правового воспитания являются:

1.Развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убеждённости в необходимости соблюдения норм права; на осознании себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы.

2.Воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважение к правам и свободам другого человека, правопорядку.

3.Освоение знаний об основных принципах, нормах, институтах права, возможностях правовой системы России.

4.Овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности с целью реализации и защиты прав и законных интересов личности.

5.Формирование способности и готовности к самостоятельному принятию правовых решений, сознательному и ответственному действию в сфере правовых отношений.

Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.



На своих уроках я часто использую игровые методики и технологии, обеспечивающие расширение позитивного социокультурного опыта школьников.



В механизме обеспечения прав человека значительную роль отвожу категории субъективных прав. Субъективные права могут трактоваться как мера возможного поведения. Формируя у  учащихся представления об   узаконенном понимании этой меры, я использую форму имитационной деловой игры. В 6 классе- уроки на тему:



«Моя малая Родина», « Дела человека красят» (добро и зло), «Права и обязанности»,

« Древняя Русь». В 9 кл. « Мой взгляд ».В 10 кл. « Предпосылки правового государства» и др.

Провожу уроки-практикумы, уроки -дискуссии, которые способствуют формированию практических навыков правового поведения в реальной жизни.

 

Практическая направленность гражданского воспитания предлагает, что недостаточно иметь  юридическую информацию, – важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека. В процессе работы  школьники должны освоить предметные (специальные умения) и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод.

Современная история России показывает, что только активная гражданская позиция является необходимым условием становления полноценного гражданского общества и демократического правового государства. В связи с этим всё большее значение приобретает уровень политической культуры. Культуре демократии нужно учить с детства. Гражданское общество начинается с воспитания гражданина. Часто после окончания школы обнаруживается  полная правовая безграмотность подростков. И, хотя школьники в силу своих возрастных ограничений и других объективных причин не могут  быть включены в реальные политические процессы, они оказывают на них определённое воздействие, воспитывают в них конкретные жизненные установки и устремления. Задача общества и государства заключается в том, чтобы сформировать и закрепить необходимые навыки правовой и демократической культуры молодого поколения.