право 2 курс

14. КОНТРОЛЬНЫЕ ПОЛЕТЫ (ОБЛЕТЫ)

Облеты выполняются в целях проверки годности ВС после ремонта и замены двигателей и оборудования, РТС схем снижения и заходов на посадку на аэродроме (все локаторы, пеленгаторы, радиостанции регулярно облетываются для устранения девиации).

ВС, прошедшие ремонт, испытываются на заводах.При приеме их представителями авиапредприятия опробываются в полете (облетываются) ЭВС этих предприятий.

В зависимости от программы контрольного полета в задание на полет могут быть включены работники НИИ, АТБ и другие специалисты.

14. УТП И ИМИТАЦИЯ ПОЛЕТА ПО ПРИБОРАМ

Запрещается выполнять учебные полеты на ВС не оборудованном системой спаренного двойного управления.

Запрещается выполнять имитацию полета по приборам без соблюдения следующих условий:

ВС должно быть оборудовано системой спаренного управления;

на ВС должны отсутствовать пассажиры.

При выполнении УТП на борту ВС могут находится не более двух тренируемых ЭВС или четверо пилотов. А при выполнении полета с выключением двигателя не более одного ЭВС.

15. ПОЛЕТЫ В ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ И ОСОБЫЕ СЛУЧАИ В ПОЛЕТЕ

К особым условиям и особым случаям в полете относятся ситуации:

полеты в горной местности;

полеты по ПВП над безориентирной местностью, пустыней и над водной поверхностью;

полеты в полярных районах северного и южного полушария;

полеты в сложной орнитологической обстановке;

повышенная электрическая активность атмосферы;

сильная болтанка;

грозовая деятельность;

пыльная буря;

попадание в зону ОМЯ, не предусмотренное РЛЭ;

попадание в метео условия, к которым ЭВС не готов;

потеря радиосвязи;

потеря ориентировки;

незаконное вмешательство на борту ВС;

ранение или внезапное ухудшение здоровья члена ЭВС или пассажира;

вынужденная посадка вне аэродрома;

отказ РЛС ОВД на аэродроме посадки.

К опасным для полета метео явлениям относятся:

На аэродроме вылета и посадки: гроза, град, сильная болтанка, сильный сдвиг ветра, гололед, сильное обледенение, смерч, ураган, сильная пыльная буря, вулканический пепел или осадки в виде дождя ухудшающие метео видимость до величины менее 800 м.

По маршруту полета: гроза, град, сильное обледенение, болтанка, вулканический пепел.

15.1. ПОЛЕТЫ В ЗОНЕ ПОВЫШЕННОЙ ЭЛЕКТРИЧЕСКОЙ АКТИВНОСТИ АТМОСФЕРЫ

При появлении признаков сильной электризации выключается одна из УКВ радиостанций, если это возможно и ночью включается освещение кабины ЭВС.

Признаками сильной электризации ВС являются:

шум и треск в наушниках;

беспорядочные колебания стрелок радиокомпасов;

свечение на остеклении кабины ВС и концах крыльев в темное время суток.

Изменение высоты полета в зонах повышенной электризации выполняется с повышением вертикальной и уменьшением поступательной скорости полета в соответствии с РЛЭ.После выхода из слоя облаков до входа в другой слой выполняется горизонтальная площадка в течении 5-10 сек.

В случае поражения ВС разрядом атмосферного электричества ЭВС необходимо:

доложить органу ОВД о факте, метео условиях, месте и высоте поражения ВС разрядом;

контролировать параметры работы двигателей;

проверить работу электро- и пилотажно-навигационного оборудования;

осмотреть ВС в целях обнаружения повреждений и действовать в соответствии с РЛЭ.

15.2. ПОЛЕТЫ В УСЛОВИЯХ ОБЛЕДЕНЕНИЯ

Полеты в условиях обледенения с неисправной или не включенной ПОС (противообледенительной системой) запрещаются.

При обнаружении обледенения в полете КВС обязан доложить органу ОВД об интенсивности обледенения, принятых мерах и высоте полета.

Если обледенение угрожает БП, КВС обязан принять меры для выхода из опасной зоны с докладом органу ОВД, который обязан с учетом воздушной обстановки обеспечить ЭВС необходимые условия полета.

Полеты пилотируемых аэростатов в условиях обледенения запрещаются. При появлении признаков обледенения ЭВС обязан выполнить посадку с подбором площадки.

15.3. ПОЛЕТЫ В УСЛОВИЯХ ГРОЗОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И СИЛЬНЫХ ЛИВНЕВЫХ ОСАДКОВ

При подходе ВС к зоне грозовой деятельности и сильных ливневых осадков КВС обязан оценить возможность продолжения полета и принять решение на обход опасной зоны, согласовав свои действия с органом ОВД.ЭВС запрещается преднамеренный вход в кучево-дождевую, мощно-кучевую облачность и сильные ливневые осадки.

Полеты по ППП в опасной зоне без наличия БРЛС или при отсутствии наземного РЛК запрещены.

При обнаружении в полете кучево-дождевых и мощно-кучевых облаков по БРЛС разрешается обходить их на удалении не менее 15 км от ближайшей границы отметки облака (засветки) на экране БРЛС.Пересечение фронтальной облачности с отдельными грозовыми очагами производится в том месте, где расстояние между границами отметок облаков (засветок) не экране БРЛС не менее 50 км.

Полеты над кучево-дождевыми и мощно-кучевыми облаками производятся на высоте, обеспечивающей пролет ВС над верхним краем облаков с превышением не менее 500 м.

Полеты под кучево-дождевыми и мощно-кучевыми облаками выполняются при крайней необходимости днем по ПВП без входа в зону ливневых осадков (200 х 200, 200 х 600).

При невозможности обойти опасную зону КВС по согласованию с органом ОВД следует на запасной аэродром.

Полеты пилотируемых аэростатов и СЛА (сверхлегких летательных аппаратов) в условиях грозовой деятельности и ливневых осадков запрещены.

Cb

200

200

200

600

15 км

(БРЛС)

ПВП

горная местность

равнинная, равнинно-холмистая местность

500 м

10 км

50 км

Рис.1

15.4. ПОЛЕТЫ В УСЛОВИЯХ ТУРБУЛЕНТНОСТИ

В случае попадания в сильную болтанку, КВС обязан доложить органу ОВД и принять меры к выходу из зоны болтанки, а при невозможности – произвести посадку на запасном аэродроме.

При попадании ВС в зону турбулентности, угрожающей БП, ЭВС имеет право изменить высоту полета. В этом случае КВС, не изменяя высоты полета, отворачивает ВС вправо на 300 от ВТ и, пройдя 30 км от оси ВТ, выводит его на прежний курс с изменением высоты, а в экстренных случаях снижение выполняется немедленно с момента отворота с последующим докладом органу ОВД.

Вертикальные вихри (смерчи), обнаруживаемые визуально необходимо обходить на безопасном удалении, исключающем попадание ВС в них. Проходить над смерчами запрещается.

Полеты пилотируемых аэростатов и СЛА в зоне сильной турбулентности запрещаются. При возникновении болтанки ЭВС аэростата и СЛА обязан произвести посадку на ближайшую пригодную площадку или аэродром.

15.5. ПОЛЕТЫ В УСЛОВИЯХ ПЫЛЬНОЙ БУРИ

При встрече с пыльной бурей КВС обязан доложить органу ОВД, обойти ее или пройти над ней.

В случае попадания в пыльную бурю КВС при полете по ПВП обязан перейти на ППП или выйти из пыльной бури, доложив условия полета органу ОВД.

Полеты на малых и предельно малых высотах через зону пыльной бури запрещаются.

Посадка в условиях пыльной бури запрещена. Командиру вертолета разрешено производить посадку на площадку, подобранную с воздуха вне зоны пыльной бури.

Полеты пилотируемых аэростатов и СЛА в условиях пыльной бури запрещены.

15.6. ПОЛЕТЫ В УСЛОВИЯХ ГОРНОЙ МЕСТНОСТИ

При пересечении горного хребта КВС обязан учитывать наличие восходящих и нисходящих воздушных потоков.

Выполнение полета по ПВП в ущельях и горных долинах разрешается при условии, что наличие препятствий не потребует от ЭВС выполнения маневра с большими значениями крена и тангажа, а также увеличения тяги двигателя до номинального (максимального значения).

Если после взлета невозможно выполнить набор безопасной высоты до установленного рубежа, набор высоты производится над аэродромом по установленной схеме (рис.2).

Рис.2

При ППП снижение ВС ниже нижнего безопасного эшелона разрешается выполнять только после пролета установленного рубежа начала снижения при знании ЭВС точного места нахождения.

При отсутствии непрерывного РЛК или неустойчивой работе БРЛС или неустойчивой двухсторонней радиосвязи снижение ВС ниже нижнего эшелона с последующим заходом на посадку по установленной схеме разрешено выполнять только после выхода ВС на РТС аэродрома и определения его места нахождения (т.е. ВС сначала выводится на РНТ аэродрома) (рис.3).

Рис.3

15.7. ПОЛЕТЫ НАД БЕЗОРИЕНТИРНОЙ МЕСТНОСТЬЮ И ПУСТЫНЕЙ

ЭВС должен учитывать особенности физико-географических, навигационных и метео условий.

ЭВС обязан знать расположение характерных ориентиров высохших озер и русел рек, пригодных для вынужденной посадки.

15.8. ПОЛЕТЫ НАД ВОДНОЙ ПОВЕРХНОСТЬЮ

При полетах над акваторией морей и крупных водоемов ЭВС обязан знать береговую черту, расположение и режим работы свето и радиомаяков, порядок использования бортовых РТС, правила вынужденной посадки ВС на воду и правила использования спасательных плав. средств.

На аэродромах, где посадка ВС производится со стороны моря или взлет выполняется в сторону моря выделяются поисково-спасательные силы на время полетов.

Висение вертолета над водной поверхностью выполняется на высоте не менее 1d НВ.

Полеты пилотируемых аэростатов над водной поверхностью выполняются при наличии катера сопровождения или обеспечения ЭВС спасательными плав. средствами.

Полеты ВС в охранных зонах ниже 2000 м над береговыми лежбищами морского зверя запрещены.

15.9. ПОЛЕТЫ В ПОЛЯРНЫХ РАЙОНАХ

ЭВС обязан знать порядок использования РТС, учитывать частые изменения метео условий, неустойчивость работы магнитных компасов, особенности работы средств связи и дальность их действия.

К полетам допускается специально подготовленный ЭВС на ВС, оснащенном спец. оборудованием.

КВС, независимо от запроса органа ОВД, обязан каждые 30 мин. сообщать свое местонахождение.

При выполнении авиационных работ на дрейфующих или припаянных льдах полеты ВС выполняются только в паре.

Для временных аэродромов и площадок направление ВПП указывается от истинного меридиана.

Подбор площадок с воздуха для посадки на дрейфующие или припаянные льды выполняется днем при метео условиях: видимость – не менее 10 км, Ннго – не менее 300 м, наличие прямого солнечного освещения.

15.10. ПОЛЕТЫ ВС В УСЛОВИЯХ СЛОЖНОЙ ОРНИТОЛОГИЧЕСКОЙ ОБСТАНОВКИ

Перед взлетом КВС обязан учитывать информацию органа ОВД об орнитологической обстановке в РА и по маршруту.

При взлете, при ухудшении орнитологической обстановки, ЭВС обязан включить фары.

В случае обнаружения на траектории полета ВС птиц, ЭВС должен обходить их стороной или пролетать над ними.

При подходе к аэродрому посадки, после получения информации от органа ОВД о сложной орнитологической обстановке или при визуальном обнаружении птиц, ЭВС необходимо повысить осмотрительность, включить фары, повысить контроль за параметрами двигателя, при необходимости уйти на второй круг.

15.11. ПОЛЕТЫ НА МАЛЫХ И ПРЕДЕЛЬНО МАЛЫХ ВЫСОТАХ

Выполняются по ПВП и ППП.

При ПВП в случае попадания в СМУ необходимо перейти на ППП с докладом органу ОВД и занятием безопасной высоты.

При наборе высоты с предельно малой до эшелона полета перевод давления на стандартное осуществляется на высоте перехода РА или РЦ.

15.12. ПРАВИЛА ПОЛЕТОВ ВС ПРИ ВОЗНИКНОВЕНИИ УГРОЗЫ БП, ВКЛЮЧАЯ АНВ

ЭВС, терпящий бедствие, имеет право пользоваться любыми имеющимися в его распоряжении средствами для привлечения внимания, извещения о своем местонахождении и привлечения помощи. Сигналы и сообщения о бедствии передает КВС.

В случае, когда продолжение полета не обеспечивает безопасности ЭВС и пассажиров, КВС имеет право принимать решения для выполнения вынужденной посадки или покидания ВС при наличии индивидуальных средств спасения.

КВС оставляет ВС последним, если не определен иной порядок по РЛЭ.

В ВП РФ все ВС обеспечиваются аварийным оповещением.

ЭВС при АНВ обязан любыми способами уведомить орган ОВД, а если ВС оборудовано ВРЛ, то установить код ответчика «7500 НП» (который отображается в формуляре сопровождения).

При получении от ЭВС сигнала бедствия или «ССО» все органы ОВД обязаны принять меры по оказанию помощи ЭВС.

15.13. ПОПАДАНИЕ ВС В МЕТЕО УСЛОВИЯ, К ПОЛЕТАМ В КОТОРЫХ ЭВС НЕ ПОДГОТОВЛЕН

При попадании в СМУ ЭВС обязан доложить об этом органу ОВД и принять меры по выходу из них.

Если при снижении на посадочной прямой ЭВС не установил визуальный контакт с наземными ориентирами или положение ВС относительно заданной траектории полета не обеспечивает безопасной посадки, КВС по достижении ВПР обязан прекратить снижение и перевести ВС в режим набора высоты.

Если к моменту прибытия ВС погода в РА оказалась ниже минимума, а запас топлива или состояние ВС не обеспечивает безопасного полета до запасного аэродрома, диспетчер обязан обеспечить посадку ВС, а решение на посадку должен принять КВС.

15.14. ПОТЕРЯ ОРИЕНТИРОВКИ

Ориентировка считается полностью потерянной, если в результате принятых мер не определено местонахождение ВС и временно потерянной, если в результате принятых мер местонахождение ВС определено.

КВС обязан:

включить сигнал бедствия «7700 БД»;

передать по радио сигнал «Полюс» (для ВС гос. авиации);

доложить органу ОВД об остатке топлива и условиях полета;

с разрешения органа ОВД занять наивыгоднейшую высоту для обнаружения ВС наземными РТС;

если восстановить ориентировку не удалось, не допуская полной выработки топлива и до наступления темноты, произвести посадку на площадку, выбранную с воздуха;

Запрещается снижение ниже безопасной высоты.

При полетах в близи гос. границы КВС должен взять курс от гос. границы в глубь территории РФ. Запрещается выполнять маневры для восстановления ориентировки в приграничной полосе.

Для вывода ВС на аэродром посадки можно использовать самолет-лидер.

ЭВС пилотируемого аэростата при невозможности восстановления ориентировки в течении часа обязан произвести посадку у ближайшего населенного пункта.

15.15. ВЫНУЖДЕННАЯ ПОСАДКА ВНЕ АЭРОДРОМА

В случае крайней необходимости КВС имеет право принять решение о выполнении вынужденной посадки вне аэродрома с обязательным докладом органу ОВД о предполагаемом месте и времени посадки.

КВС руководит действиями лиц, находящихся на борту ВС, до передачи полномочий представителю ПСС.

Вылет с места вынужденной посадки после устранения неисправности на ВС осуществляется с разрешения органа ЕСОрВД, а при отсутствии связи и в случаях не терпящих отлагательств – по решению КВС.

Вынужденная посадка гидросамолета на море производится как можно ближе к берегу или кораблю.

15.16. ОТКАЗ СИСТЕМ ВС, ПРИВОДЯЩИЙ К НЕОБХОДИМОСТИ ИЗМЕНЕНИЯ ПЛАНА ПОЛЕТА, ВКЛЮЧАЯ ВЫНУЖДЕННУЮ ПОСАДКУ

При отказе систем ВС, КВС обязан:

При полетах по ПВП – произвести посадку на ближайшем аэродроме или вне аэродрома.

При полетах по ППП – перейти на ПВП, а если нет уверенности в безопасности такого перехода, но имеется техническая возможность продолжения полета, необходимо следовать в район, где возможен переход на ПВП и следовать указаниям органа ОВД.

15.17. ОТКАЗ БОРТОВЫХ ИЛИ НАЗЕМНЫХ СИСТЕМ РАДИОСВЯЗИ

Радиосвязь считается потерянной, если в течении пяти минут при использовании всех имеющихся каналов радиосвязи на неоднократные вызовы по каждому из них ЭВС или орган ОВД не отвечает.

При потере радиосвязи КВС обязан включить сигнал бедствия и использовать все имеющиеся средства принять меры по восстановлению связи с органом ОВД, включая через другое ВС. При необходимости можно использовать аварийную частоту 121,5 МГц.

При потере радиосвязи КВС обязан продолжить передачу установленных докладов о своем местонахождении, действиях и условиях полета.

При потере радиосвязи сразу после взлета, КВС должен выполнить заход по установленной схеме и произвести посадку на аэродроме вылета.

В случае, когда произвести посадку на аэродроме вылета после взлета невозможно (по метео условиям или количеству топлива), КВС имеет право:

Следовать на аэродром назначения в соответствии с условиями, выданными органом ОВД.

Следовать на запасной аэродром на эшелоне заданном органом ОВД или на ближайшем нижнем эшелоне, но не ниже нижнего безопасного эшелона.

При потере радиосвязи на этапе набора высоты до заданного эшелона, КВС имеет право произвести посадку на аэродроме вылета по установленной схеме снижения, а при невозможности посадки – следовать на аэродром назначения или запасной.

При потере радиосвязи на этапе снижения, КВС обязан занять, установленный ранее органом ОВД эшелон и выполнить полет на аэродром посадки на этом эшелоне с последующим заходом на посадку.

При невозможности произвести посадку на аэродроме назначения, КВС имеет право принять решение о следовании на запасной аэродром на нижнем безопасном эшелоне или на специально установленных для полетов без радиосвязи эшелонах в зависимости от направления полета:

140 эшелон (4250 в метрах), 150 (4550): Ан-24, 26, 28;

240 (7300), 250 (7600): Ту-154…, Боинги и т.п.



В случае, если радиосвязь была потеряна при выполнении полета на высоте ниже нижнего эшелона, полет выполняется по установленной ранее органом ОВД высоте (на подписанной, назначенной высоте). Возврат на аэродром вылета необходимо выполнять по тому же маршруту, по которому выполнялся полет до потери связи.

Полет пилотируемого аэростата при неустойчивой радиосвязи в течении одного часа и невозможности ее восстановления должен быть завершен с выполнением посадки на выбранную площадку.

15.18. ОТКАЗ СРЕДСТВ РЛК В Р-НЕ ОВД И НА АЭРОДРОМЕ ПОСАДКИ

При получении сообщения от органа ОВД об отказе РЛК в р-не ОВД, КВС должен:



при полете по ППП – продолжить полет, соблюдая заданную высоту и скорость;

при полете по ПВП – усилить осмотрительность;

следить за воздушной обстановкой по радиообмену ЭВС и органов ОВД.

При отказе средств РТО посадки на аэродроме и невозможности визуальной посадки по метео условиям, КВС обязан уйти на второй круг и следовать на запасной аэродром.

15.19. ВНЕЗАПНОЕ УХУДШЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ИЛИ РАНЕНИЕ (ЭВС ИЛИ ПАССАЖИРОВ)

КВС обязан организовать оказание медицинской помощи и принять решение о продолжении или прекращении полета.

16. ПРАВИЛА ДЕЙСТВИЯ ВС-ПЕРЕХВАТЧИКА И ВС-НАРУШИТЕЛЯ

К ВС-нарушителям относятся ВС, допустившие нарушение порядка ИВП РФ в соответствии с ФП ИВП (к нарушениям порядка ИВП относится).

При нарушении порядка ИВП командиру ВС-нарушителя необходимо:

немедленно выполнить указания ВС-перехватчика;

оповестить о перехвате орган ОВД;

попытаться установить радиосвязь с перехватчиком или органом ВВС и ПВО, осуществляющим управление перехватом, передачей общего вызова на частоте 121,5 МГц. Если связь установить не удалось – дублировать свой вызов на частоте 243 МГц, сообщая номер борта или позывной, а также место и характер полета.

если ВС оборудовано бортовым ответчиком ВРЛ, то при отсутствии других указаний органа ОВД установить на ответчике код «7700 БД» (сигнал бедствия).

Если невозможно установить связь с перехватчиком на общепонятном языке, необходимо предпринять попытку передать информацию и подтвердить принятие указаний путем использования следующих типовых фраз на английском языке:

Вас понял, выполняю – Wilco

Выполнить не могу – Can not



Страницы: 1 | 2 | Весь текст