права ребенка

Классный час о правах и обязанностях ребенка «Лучше знать, чем догадываться»

Цель: познакомить учащихся с основными правами ребёнка, провозглашёнными Конвенцией ООН, и способами их реализации

Задачи:

Познакомить учащихся с основными положениями Конвенции;

способствовать осознанию ответственности за свои права;

формировать положительное отношение к правам других.

Содержание.

- Сегодня мы будем говорить о нашем обществе, в котором мы живем. Как называется наше общество? (россияне)

- Давайте вспомним, как называется основной документ нашего государства? (конституция)

- В обществе всех людей на Земле можно выделить часть общества, в которую не входят наши гости, я, ваши родители. Назовите это общество.(общество детей)

Обязанности и права, ты должен знатьКак дважды – два.В наш, бурный, XXI век, культурный,Здравый человек осмыслить долженДля чего он на Земле живёт давно.Давай представим, ты растёшь…Учиться лет с шести пойдёшьОкончишь, скажем, ты Лицей,Перед тобою сто путейИ право чем тебе заняться,Ты сможешь выбрать постараться.                    С ребятами спорили мы много раз,                    Ведь есть же закон в поддержку для нас.

Учитель. Как защитить свои вам права?

Да, способов много: взаимопомощь, самозащита, переговоры, обращение к учителям… примеров здесь много можно привести, но …

– Как вы думаете, а от кого надо защищать детей? (Ответы детей.)

– Из истории человечества известно, что ребёнок всегда был бесправен. Есть даже предположение, что само слово ребёнок произошло от слова раб. Знаем мы и о спартанской системе воспитания. Не лучше обстояло дело и на Руси, где дети считались собственностью родителей и зачастую до седых волос не могли ослушаться воли родителя.

А теперь некоторые цифры нашего времени:

Покинутые своими семьями, около 100 миллионов детей существуют лишь за счет изнурительной работы, воровства, нищенства;

120 миллионов детей в возрасте от 6 до 11 лет лишены возможности посещать школу;

ежегодно около3,5 миллиона детей умирают от болезней, которые поддаются лечению.

У общества, которое не заботится о достойной жизни своих детей, не может быть полноценного будущего.

20 ноября 1989 года Организация Объединённых Наций приняла Конвенцию о правах ребёнка. А в 1990 году наша страна ратифицировала, т.е. признала необходимым выполнение Конвенции на территории России.

Конвенция – это международный договор (соглашение), содержащий перечень прав.

Сегодня мы с вами познакомимся с основными правами ребёнка, которые согласно Конвенции ООН должны обеспечить все государства-участники Конвенции.

Но, кажется, первое, что приходит вам в голову, – это вопрос: “А я-то здесь причём?”. Не так ли? Тогда позвольте задать вам вопрос. Как вы думаете, до скольких лет, согласно Конвенции ООН, человек считается ребёнком?

(На доске пишется 4 варианта ответов: до 14 лет; до 16 лет; до 18 лет; до 21 года.)

Как видите, голоса разделились. В соответствии с первой статьёй Конвенции ООН ребёнком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста.

Так что все вы ещё дети и в соответствии с Конвенцией ООН имеете право на особую заботу и помощь со стороны вашего государства.

Попробуем разобраться, какие же права вы имеете.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ: Приложение 1

СЛАЙД 1. Документ, в котором определены права и обязанности детей, называется «Конвенция о правах ребенка»

СЛАЙД 2. КОН-ВЕН-ЦИ-Я, конвенция о правах ребенка.

- Кто запомнил, когда был принят этот документ? (на слайде – принят в 1989 г.)

- Правительство нашей страны тоже подписало этот документ. Вас тогда еще не было на свете, но государства многих стран думают и о будущих поколениях. Конвенция – это документ, который должны исполнять все, кто его подписал.

СЛАЙД 3. Фотография детей разных национальностей.

- В Конвенции речь идет о том, чтобы у всех детей на Земле были одинаковые права.

Конвенция – это большой документ, содержащий около 50 статей. Мы сегодня поговорим об основных положениях.

СЛАЙД 4. Ребенок – это любой человек до исполнения ему 18 лет.

СЛАЙД 5. Каждый ребенок имеет право на имя, фамилию, гражданство.

А вы имеете имя и фамилию? Значит, вы пользуетесь этим правом.

СЛАЙД 6. Любой ребенок имеет право:

на жизнь со своими родителями;

на уровень жизни, необходимый для его умственного, физического и духовного развития.

СЛАЙД 7. Ребенок имеет право на здравоохранение.

СЛАЙД 8. Каждый ребенок имеет право на бесплатное образование.

СЛАЙД 9. Любой ребенок имеет право на досуг, игры и участие в культурной жизни.

- Вы пользуетесь этим правом?

СЛАЙД 10. Ребенок имеет право на защиту от работы, которая угрожает его здоровью, образованию и безопасности. В нашей стране не разрешается принимать на работу до 15-летнего возраста.

СЛАЙД 11. Государство защищает ребенка от всех форм жестокого обращения со стороны родителей и других лиц.

СЛАЙД 12. Родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Они обязаны заботиться о здоровье, физическом, психическом, духовном и нравственном развитии детей.

СЛАЙД 13. Ребенок имеет право свободно выражать свои взгляды, мнения, получать и передавать информацию.

- Вот несколько основных положений. Кто из вас запомнил название документа?

СЛАЙД 14. Конвенция о правах ребенка.

- Говорить о соблюдении или нарушении прав ребенка мы с вами можем не только на примерах из нашей жизни. Давайте вспомним художественное произведение, с которым мы недавно познакомились. Это рассказ А.П.Чехова «Ванька». У вас на партах лежат листочки с отрывком из этого произведения. Прочитайте и подчеркните строчки, в которых говорится о нарушении прав ребенка, если бы Ванька жил в наше время.

Самостоятельная работа

Отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька»

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. …он достал из хозяйского шкафа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. ..

«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал их него ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе велела мне почистить селёдку и ей ной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьёт меня чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятёнок их ний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божескую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности…»

Обсуждение. Какие права были нарушены?

(жестокое обращение, недостаточный уровень жизни для развития, плохое питание)

Давайте посмотрим эпизод из нашей с вами жизни. Сценку подготовили наши ребята.

Семья: бабушка вяжет, мама готовит, папа смотрит телевизор. Забегает сын Петя.

Сын:

— Мам, так кушать хочется! Скорей дай поесть. (Садится за стол, начинает есть)

Мать:

— С грязными руками за стол?! Помой руки!

Сын:

— Это насилие над личностью!

Бабушка:

— Петенька, сходи в аптеку за лекарством, что-то давление поднялось.

Сын:

— Бабуль, не имеешь права эксплуатировать ребёнка. (Встаёт из-за стола.) Спасибо, я так наелся.

Мать:

— Помой посуду, сынок.

Сын:

— Не имеешь права использовать детский труд, мамочка (садится, смотрит телевизор).

Отец:

— Выключай телевизор и садись за уроки, иначе я тебя отлуплю!

Сын:

— Это проявление жестокости, папа. Мы сегодня с Конвенцией о правах ребёнка знакомились!

- Скажите, прав ли сын в этой семье?

- Согласны ли вы с тем, что были нарушены его права?

Найдите ошибки в поведении членов семьи.

Надеюсь, что вы владеете всеми правами, и никто вас ни в чём не притесняет. Находясь в школе, хочется ещё раз напомнить вам о вашем праве на получение образования. Вот что об этом нам говорит “Закон о правах ребёнка РФ”:

Каждый ребенок имеет право на получение бесплатного образования, в том числе на родном языке, выбор учебного заведения. Государство поощряет развитие таланта и повышение образования.

А это значит, что все мы с вами, реализовав своё право на получение бесплатного образования, должны стать благоразумными членами общества, способными сделать это общество ещё более гуманным и счастливым.

Но, зная права, не надо забывать и об обязанностях. Как вы думаете, каковы ваши обязанности?

( ответы детей)

У каждого человека есть не только права, но и обязанности.

соблюдать правила личной гигиены;

помогать старшим;

добросовестно учиться.

Обязанности ребенка: Ребенок обязан соблюдать законы государства, заботиться о родителях, уважать права и интересы других граждан, традиции и культурные ценности народа, других наций и народностей, овладевать знаниями и готовиться к самостоятельной трудовой деятельности, бережно относиться к окружающей среде, всем видам собственности.

– Ребята, сегодня мы познакомились лишь с некоторыми статьями Конвенции ООН о правах ребёнка и “Закона о правах ребёнка РФ”. – Детям и подросткам зачастую хочется быстрее стать взрослыми, уйти от опеки старших, от поучений типа: “я лучше знаю, что нужно, ведь я старше тебя”. Возникают конфликты между детьми и взрослыми. Здесь уже не взрослые нарушают права детей, а дети претендуют на роль взрослых

ВЫВОД:

Наше государство провозглашает равными перед законом всех людей. Человек может использовать свои права, но и не должен нарушать права других людей. И у детей, и у взрослых есть человеческие права и обязанности, разница лишь в том, что взрослые больше знают и умеют и несут больше ответственности. Пользуясь этим, взрослые часто нарушают законные права детей, Но и дети в силу собственного незнания и неумения зачастую требуют предоставить себе такие права, которые могут принести вред им самим и окружающим.

Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения любого конфликта.

Конвенция о правах ребёнка призвана защищать детей от произвола взрослых.

«Анкета для учащихся»

1. Что такое право?

2. Какие права есть у тебя?

3. Достаточно ли прав у детей? (да, нет, не знаю)

4. Какую роль играют права в жизни человека?

(очень большую, не очень большую, маленькую, никакой, не знаю)

5. Можешь ли ты добиться, чтобы твои права уважали? (да, нет, не всегда, не знаю)

6. Какие черты характера помогают человеку добиваться уважения своих прав?

7. Как защищаются права ребёнка в нашей стране? (хорошо, плохо, никак, не знаю)

8. Какие права ты считаешь самыми важными для человека?

9. Кто больше всего нуждается в защите своих прав?

10. Что бы ты мог (ла) сделать для защиты прав других людей или своих?

11. Какие права ты включил(а) бы в школьную конституцию, если бы её составляли?

12. Как ты считаешь, в каком возрасте надо говорить детям о правах ребёнка?

Малая конституция класса, или Кодекс чести

Ученик имеет право:

- на откровенное выражение своего мнения относительно жизни класса и

школы, не унижая при этом чьё-либо достоинство;

- открытую оценку своих знаний по каждому предмету в соответствии со своими знаниями и умениями;

- отдых в перерывах между уроками;

- помощь учителей в овладении знаниями;

- уважение своей личной жизни и достоинства;

- участие во внеклассных и внешкольных делах;

- поощрение за успехи в учёбе и общественной деятельности;

- участие в планировании жизни классного коллектива;

- охрану труда и здоровья во время учебно-воспитательного процесса.

Ученик обязан:

- уважать взгляды, свободу и достоинство окружающих его людей: сверстников и взрослых;

- достойно вести себя в классе, школе и за её пределами;

- овладевать знаниями и практическими навыками;

- участвовать в общественно-полезном труде;

- беречь имущество класса, исправлять причинённый вред;

- ходить в форме и быть опрятным;

- дежурить в классе, школе, столовой;

- ответственно относиться к выполнению поручений классного руководителя и актива класса;

- приходить в школу своевременно, не опаздывая на зарядку;

- заботиться о здоровье и безопасности собственной жизни и своих товарищей;

- своевременно заполнять дневник и выставлять оценки по предметам;

- аккуратно пользоваться библиотечным фондом школы;

- заполнять ежемесячно своё портфолио.



Права ребёнка

Игра-путешествие

Цель: В игровой форме познакомить учащихся с Конвенцией о правах ребенка; способствовать формированию у учащихся стремления понять этот документ.

Оборудование:

-текст Конвенции о правах ребенка;

-декорации и костюмы для инсценировок;

-рисунки с изображением сказочных героев;

-портрет А.А.Суворова;

-выставка литературы.

Подготовка к игре: класс делится на команды по 5-6 человек; команды придумывают название и девиз, которые должны соответствовать теме игры. Избирается жюри.

Ход игры

Ребята! Сегодня вы узнаете о том, какие права имеет ребенок, где они записаны, как ими пользоваться, и что делать, если с вами случиться беда. Мы с вами отправимся в путешествие по маршруту «Права ребенка», впереди нас ждут сказочные станции на каждой из них вас ждут задания с которыми нужно справиться.

Станция 1. «Право на жизнь»

Ведущий: В конвенции о правах ребенка записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек-ребенок – тоже имеет право на жизнь. Но так думали не всегда. Было в древности такое государство — Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми, выносливыми. И в этом государстве каждого новорожденного мальчика осматривали и решали: если крепкий, здоровый – пусть живет. А если родился слабым, больным – бросить его вниз со скалы.

- Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты? Объясните свою точку зрения. (ответы учащихся).

Ведущий: Слабый человек, если будет хорошо питаться и заниматься спортом, может стать очень сильным. Больных необходимо лечить, слабым — помогать. Например, русский полководец А.В.Суворов (демонстрируется портрет) родился слабым, больным ребенком. Но у него была сильная воля: он занимался физкультурой, закалялся и победил свои хвори. Из него вырос умный человек, талантливый военачальник. В военных походах он переносил все тяготы наравне с солдатами. Под руководством А.В.Суворова русская армия не проиграла ни одного сражения.

А сейчас посмотрите сценку и вспомните название сказки и ее автора.

Инсценировка «Сказки о мертвой царевне и семи богатырях»

Царица: Свет, мой зеркальце, скажи, да всю правду доложи: я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?

Зеркальце: Ты прекрасна, спору нет, но царевна всех милее, всех румяней и белее.

Царица: Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Признавайся, я всех краше. Обойди все царство наше, хоть весь мир: мне равной нет. Так ли?

Зеркало: А царевна все ж милее, все ж румяней и белее.

Царица: Эй, чернавка! Веди царевну в глушь лесную и, связав ее живую под сосной там оставь, на съедение волкам!

Ведущий: Вот чернавка в лес пощла и в такую даль свела, что царевна догадалась и взмолилась…

Царевна: Жизнь моя! В чем, скажи, виновна я? Не губи меня, девица! А как буду я царица, я пожалую тебя.

Ведущий: Та в душе ее любя, не убила, не связала; отпустила и сказала…

Чернавка: Не кручинься. Бог с тобой, ну а я пошла домой.

Ведущий: Вспомнили название сказки? А кто ее автор? Чем закончилась сказка? Погибла царевна?

Несмотря на все злодеяния царицы царевна осталась жива. Помогли ей в этом семь богатырей, Царевич Елисей и сказочные силы. В наше время о сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, милиционеры и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишать ребенка жизни. Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав ребенка и законах России, и все обязаны соблюдать это право.

Давайте с вами попытаемся в рисунках передать содержание Конвенции.

-Как можно в рисунке изобразить право на жизнь? Что вы представляете, когда слышите слово «жизнь»? (оценивание рисунков детей и ответов)

 

Станция 2. «Право ребенка на защиту государства от всех форм физического, нравственного, психологического насилия, грубого отношения или эксплуатации»

 

Вбегают два разбойника.

1-й разбойник: Кажется, это здесь, Боб, много детей, которых мы похитим.

2-й разбойник: Верно, Джон, это здесь.

1-й разбойник: Ух, сколько денег мы заработаем на этих ребятишках. Всю оставшуюся жизнь буду одни бананы и шоколад есть, красота!

2-й разбойник: Слушай, Боб, а кто нам заплатит больше за них: Баба-Яга, Бармалей, Змей Горыныч или злая мачеха?

1 разбойник: Джон, все они хорошо заплатят звонкой монетой. Разбогатеем мы с тобой.

Ведущий: Ребята, вы только послушайте, что эти разбойники задумали! Давайте разрушим их козни! Они хитрые – могут вас силой похитить, а могут и уговаривать, сладости предлагать, а могут и хитростью заманить: попросят пойти с ними кому-нибудь помочь.

-Что вам нужно делать, как вы думаете?

Итак, на угощения, предлагаемые незнакомым человеком, лучше не смотреть. Если вас пытаются увести силой, то кричите во все горло «Помогите, я не знаю этого человека». А похитителями могут быть не только страшные разбойники, но и милые женщины. Так, что ведите себя осторожно с незнакомыми людьми.

(разбойники подходят к детям, зовут с собой)

Разбойники: Ах, вы наши хорошие и пригожие! Какие чудесные ребятки! Пойдемте с нами, у нас целый магазин сладостей!

Дети: нет.

Разбойники: Вот вы какие! А мы вас силой возьмем, вон у нас какие пистолеты!

Дети: Помогите, мы не знаем этих людей!

Разбойники: Тише, тише! Чего шум подняли? Не нужны вы нам, мы других детей найдем. 

Ведущий: Стойте, разбойники! Не избежать вам наказания за ваше злодейство!

Разбойники: Мы хорошие, мы ничего не сделали!

Ведущий: Как это ничего не сделали? Вы же пытались похитить детей. Этим вы нарушили их права. В Конвенции о правах ребенка записано, что государство защищает ребенка от всех форм физического насилия. А разбойников надо сдать в милицию, пусть суд решит какое наказание к ним применить. Итак, подведем итог. В Конвенции о правах ребенка записано, что никто не имеет права издеваться над детьми, никто не имеет права похищать их, никто не должен заставлять детей выполнять непосильную работу. Ребята, подумайте и скажите, что вы станете делать, если кто-либо будет вас мучить и заставлять выполнять непосильную работу? Самое верное средство, если такое происходит у вас дома, рассказать все взрослому которому вы доверяете, попросить помощи.

Станция 3. «Право на защиту от разлучения с родителями»

 

Ведущий: Ребята, давайте вспомним сказки, где герои были разлучены насильно с родными.

Дети: «Гуси-лебеди», «Маша и медведь», «Снежная королева».

Ведущий: Ребята, кто помог героям наших сказок вернуться домой? Кто поможет вам, если случиться беда? (ответы детей)

Ведущий: Итак, подведем итог. Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями без серьезных на то оснований. Эти и другие права занесены в Конвенцию о правах ребенка.

С детьми порой обращаются несправедливо, жестоко. Поэтому, чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен один из главных документов, регулирующий права и свободы ребенка – «Конвенция о правах ребенка» (1989г), где были записаны основные права детей. Скажите, кого мы называем ребенком?

1959г.- Декларация прав ребенка.

Завершение игры

Приложение:

Конвенция (соглашение)

организации объединенных наций о правах ребенка

-Дети имеют право жить в своей семье или с теми, кто лучше всего заботиться о них.

-Дети имеют право на достаточное питание и чистую воду.

-Дети имеют право на здравоохранение.

-Дети имеют право разговаривать на своем языке, исповедовать свою религию и пользоваться своей культурой.

-Дети имеют право на безопасное существование.

-Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы.

-Дети имеют право на защиту от жестокости, пренебрежительности и несправедливого обращения.

-Дети имеют право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях.

-Дети имеют право свободно выражать свое мнение и встречаться со своими сверстниками.