практические по истории

Темы семинарских занятий

Тема 1. Крещение Руси и его последствия

Язычество Древней Руси.

Принятие христианства древнерусским государством.

Последствия крещения Руси.

Прежде, чем говорить о крещении Руси, необходимо сказать о верованиях древних русских до принятия христианства. Для этого нужно ответить на следующие вопросы. Что собой представляло язычество? Чему поклонялись древние русские? В чем проявлялся культ сил природы, предков, добрых и злых духов? Чем характеризовался быт дохристианского времени? Способствовало ли язычество объединению людей разных племен? Покажите их стремление к более широкому познанию мира, к объединению.

Когда стало проникать в восточнославянские земли христианство? Вспомните легенду об Андрее Первозванном; расскажите о принятии христианства дружинниками князя Игоря; о варяжских купцах, ходивших в Царьград, и вынужденных принимать христианскую веру; о княгине Ольге, первой принявшей крещение.

Раскройте предпосылки крещения Руси. Кто и когда крестил Русь? Какие с этим связаны легенды? Какую ветвь христианства приняла Русь и почему? Что дало принятие христианства русскому народу: какие изменения произошли в семейных отношениях, междинастических связях, в развитии культуры, литературы, письменности и т.д. Как менялось отношение к княжеской власти, к изгоям и рабам? Что унаследовала Русь от Византии?

Литература

Агапкина Т. Праздники большие и малые //Родина. 1994, № 5, 6, 7, 8, 11; 1995, № 9; 1996, № 3, 4; 1997, № 1, 2.

Аничков Е.В. Язычество и Древняя Русь. — М., 2003.

Арапов Д.Ю., Васильев М.А. Язычество восточных славян накануне крещения Руси: религиозно – мифологическое взаимодействие с иранским миром. Языческая реформа князя Владимира // Вопросы истории. 2001, № 1.

Бычков А., Черносвитов П. Исус Ярилович Терноглав, или Русь языческая //Родина. 1999, № 7.

Бычков А.А. Энциклопедия языческих богов: Мифы древних славян. — М., 2001.

Как была крещена Русь. 2-е изд. — М., 1990.

Лихачев Д.С. Крещение Руси и государство Русь //Новый мир. 1988. № 6.

Мировые цивилизации и Древняя Русь /Сост. Е.В. Чеберяк, А.М. Ивкова. — Владивосток, 1997.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории.- СПб., 2002.

Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. Изд. 2-е, испр. — М., 2002.

Семенова М. Быт и верования древних славян. — СПб., 2001.

Табов Й. Когда крестилась Киевская Русь? — СПб., 2003.

Тема 2. Социально-политические изменения в русских землях в ХIII-XV вв.

Распад Киевской Руси с конца Х1 века.

Развитие западных, юго-западных и северо-западных земель: русские земли в составе Литовского княжества; Новгородская республика.

Влияние монголо-татар на цивилизационный выбор Руси.

Государство Киевская Русь начинает распадаться с конца ХI в. Наблюдались ли аналогичные процессы в европейских раннесредневековых государствах? Назовите причины раздробленности Киевской Руси. В этой связи следует вспомнить о развитии феодализма с присущим ему натуральным типом ведения хозяйства, порядке наследования престола и борьбе за него, о роли рабства, набегах на торговые пути и др.

Что происходило с Русью в период феодальной раздробленности? Расскажите о развитии земель, отошедших к Литовскому княжеству. Какие основные характеристики, присущие им в составе Киевской Руси, сохраняли эти земли на протяжении длительного времени?

В северо-западной Руси сложилось государство с особой формой правления: Новгородская феодальная республика. Что этому способствовало? Дайте характеристику государственного устройства Новгорода. Какую роль играли там вече, князь, посадник, церковь? До какого времени существовала Новгородская республика?

В 1237 г. в русских пределах появились монголо – татары. Проблема монголо-татарского влияния всегда волновала русское общество. Здесь можно выделить две крайние позиции, суть которых сводится к следующему:

Монголо-татарское иго принесло разорение, но существенно не повлияло и не могло повлиять на жизнь, быт, нравы и государственность русских людей.

Монголо – татары оказали большое влияние на общественную и социальную организацию русских, на формирование и развитие Московского государства.

Необходимо привести доказательства той и другой позиции. Какие земли оказались под игом монголо-татар? Сторонники и первой, и второй точек зрения не отрицают разрушительных последствий монголо – татарского ига в области культуры, связей с Западом, в развитии ремесел и сельского хозяйства Руси. Приведите этому примеры. Безусловно, все это задержало развитие Русского государства.

Но можно ли говорить, по мнению ученых, придерживающихся первой точки зрения, о существенном влиянии монголо-татар на культуру, просвещение, архитектуру, живопись, юридическое право, управление, духовную основу русских людей? Почему?

С другой стороны, существуют факты, свидетельствующие о зависимости Руси от Золотой Орды. Речь идет о дани, ярлыке на княжение, унижении князей, их убийствах. Раскройте, каким образом иго деформировало русскую государственность, саму природу государственной власти. Следует рассказать о фискальных делах, деспотии власти, отношениях подданства, государственной бюрократии, новых формах политического общения, «китайских казнях» и т.д. Остановитесь на точке зрения евразийцев. Есть ли основания считать, что в период монголо-татарского нашествия северо-восточная Русь стала составной частью Золотой Орды?

Литература

А было ли иго? («Круглый стол») //Родина. 1997. № 3-4.

Вернадский Г. Что дали России монголы? //Родина. 1997. № 3-4.

Гальперин Ч. Вымышленное родство //Родина. 2003, № 11.

Горский А. Здесь конец нашему рабству //Родина. 2003, № 11.

Думин С.В. Другая Русь (Великое княжество Литовское и Русское) //История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-начала ХХ вв. — М., 1991.

Ивакин Г. Южная Русь и Батыево нашествие //Родина. 2002, № 11-12.

История Золотой Орды: Сб. материалов /Сост. В.Г. Вовина, А.А. Кожанов, Т.В. Никулина. — СПб., 2003.

Коваленко В. Распад // Родина. 1999. № 8.

Кузьмин А. С каждой деревни по полтине //Родина. 2003, № 11.

Кучкин В.А. Русь под игом: как это было? — М., 1991.

Макаров Н. Русь. Век XIII-й //Родина. 2003, № 11.

Мировые цивилизации и Древняя Русь. Учебное пособие. /Сост. Е.В. Чеберяк, А.М. Ивкова. — Владивосток, 1997.

Носовский Г., Фоменко А. Что такое Монголия и татаро-монгольское нашествие? Казаки и Золотая Орда //Родина. 1997. № 6.

Олейников Д. Глобальный розыгрыш //Родина. 1997. № 6.

Платонов С. Лекции по русской истории. — СПб., 2002.

По М. Выбор пути //Родина. 2003, № 11.

Пресняков А. На пути к единодержавию //Родина. 2003, № 11.

Рязановский В.А. К вопросу о влиянии монгольской культуры и монгольского права на русскую культуру и право //Вопросы истории. 1993. № 7.

Селезнев Ю. Ответный удар //Родина. 2003, № 11.

Флоря Б. Точка распада // Родина. 2003, № 11.

Хрусталев Д.Г. Русь: От нашествия до ига: 30-40 гг. XIII в. — СПб., 2004.

Широкорад А.Б. Русь и Орда.- М., 2004.

Тема 3. Избрание Романовых на царство. Необходимость перемен.

Смутное время 1598-1613 гг. Краткий исторический обзор.

Земский Собор 1613 г. Избрание на русский престол Михаила Романова.

Характеристика правления Михаила Романова. Вывод страны из Смуты.

Царь Алексей Михайлович Романов. Восстановление государственности. Церковная реформа.

После смерти в 1598 г. царя Федора Иоанновича прервалась линия личной власти, и страна стала скатываться в пучину гражданской войны, которая получила название «смутного времени». Покажите, что Смута была временем социальной катастрофы.

К концу 1612 г. русский престол оказался пустым. Расскажите о созыве Земского Собора, призванного избрать нового царя, о кандидатурах на русский престол. Как проходили выборы царя? Почему в итоге остановились на Михаиле Романове?

Что вы знаете о Романовых? Откуда пошел их род? В каких родственных связях были Романовы с последним царем династии Рюриковичей Федором Иоанновичем? Что случилось с Романовыми после смерти царя Федора? В какой ситуации оказалась семья Романовых накануне избрания Михаила на царство? Как восприняли Михаил и его мать известие об избрании на царство?

Расскажите о политике, которую проводили Михаил и его окружение: отношение к должностным лицам, к ратным людям, изменения в уплате податей, развитии торговли, промышленности, национальной и внешней политики. Удалось ли Михаилу вывести страну из Смуты?

Алексей Романов – сын Михаила. Покажите, что время царя Алексея было переходным между эпохой его отца Михаила и сына Петра I. В чем особенность этого времени? В период правления Алексея появляются первые реформаторы, кто они? Какова была роль Алексея в реформаторском движении?

Отметьте, что самодержавие было восстановлено при царе Алексее. Раскройте суть Соборного Уложения 1649 г. и его значение. Каким образом в нем закреплялась самодержавная власть царя? Какой титул принял Алексей в 1654 г.? Какое название закрепилось за страной? Какие изменения в государственном управлении произошли в период правления Алексея? Почему снижается роль Земского Собора и Боярской думы?

Русская православная церковь проявляла особое упорство в противостоянии изменениям. Претензии на главенство церковной организации над государственной составляли угрозу царской власти, ее неограниченности. Кто был инициатором церковной реформы? Каковы были причины проведения реформы? В чем была суть нововведений? Приведите примеры расправы с теми, кто не хотел подчиняться нововведениям (протопоп Аввакум, боярыня Морозова, княгиня Урусова). К чему привела реформа Никона? Что произошло с русским православным обществом в результате церковной реформы XVII в.?

В чем суть решений церковного Собора 1666-1667 гг.? Отметьте, что именно изменения в духовной сфере открыли дорогу для деятельности Петра I.

Литература

Андреев И. «Нетихий Тишайший» // Родина. 1998. № 9.

Андреев И. Алексей Михайлович. — М., 2003.

История династии Романовых. — М., 1991.

Ключевский В.О. Русская история: в 5 т. — М., 2001.

Кобрин В.Б. Смутное время – утраченные возможности //История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России IX-начала ХХ вв. М., 1991.

Коваленко Г. Печальная выгода Смутных времен // Родина. 1999. № 4.

Козляков В. Михаил Федорович. — М., 2004.

Костомаров Н.Н. Смутное время Московского государства. — М., 1994.

Морозова Л. Михаил Федорович // Вопросы истории. 1992. № 1.

Морозова Л. Смута начала XVII века глазами современников/ Отв. ред. А.А. Преображенский. — М., 2000.

Поздеева И.В. Первые Романовы и царистская идея (ХVII век) //Вопросы истории. 1996. № 1.

Пресняков А.Б. Российские самодержцы. — М., 1991.

Свак Д. Московия: Очерки истории Московского государства второй половины XV – конца XVII в. — М., 2000.

Сорокин Ю.А. Алексей Михайлович //Вопросы истории. 1992. № 4-5.

Старообрядчество в России. XVII-XX вв.: Вып. 3 / Отв. Ред., сост. Е.М. Юхименко. — М., 2004.

Терещук А.В. История России. — СПб., 2001. Лекция 4: Россия в XVII веке.

Усенко О. Семнадцать самозванцев у русского трона //Родина. 2004, № 5.

Щапов А.П. Испытание Смутой //Родина. 1990. № 2.

Тема 4. Екатерина II Великая, и ее время.

Личность Екатерины II, ее воспитание, образование, восхождение

на престол.

Либеральные проекты Екатерины II.

Реформы последней четверти ХVIII в.

Оценка деятельности Екатерины II Великой.

Кем была будущая Екатерина II до приезда в Россию? Расскажите об ее воспитании, образовании. Каким образом она попала в Россию? Кто стал ее мужем, был ли этот брак счастливым? Что ожидало Екатерину при дворе Елизаветы Петровны? Раскройте разносторонность интересов, увлечений Екатерины. Каковы были особенности ее характера? Каким образом осуществилась ее тайная мечта стать российской императрицей?

Условно деятельность Екатерины II можно разделить на два этапа. Говоря о либеральных проектах, раскройте содержание «Наказа», составленного Екатериной, и деятельность Уложенной комиссии 1767 г.

На втором этапе царствования Екатерины II были осуществлены реформы, которые расширяли и укрепляли западный уклад: развитие мануфактур, реформы административного устройства, реорганизация и отделение суда от администрации, уменьшение влияния церкви на жизнь общества, расширение демократических основ управления у государственных крестьян. Раскройте содержание «Жалованных грамот» дворянству и городам. Что было сделано Екатериной II в социальной сфере, в области образования, воспитания? Почему период правления Екатерины Великой – это эпоха «просвещенного абсолютизма»?

Фактами и цифрами подтвердите успехи правления Екатерины II во внутренней и внешней политике. Однозначна ли оценка эпохи правления Екатерины Великой? Почему?

Литература

Анисимов Е. Женщины на Российском престоле. — М., 1998.

Брикнер А.Г. История Екатерины Второй. В 2-х тт. — М., 1996.

Всемирная история: Эпоха просвещения /А.Н. Бадак, И.Е. Войнич, Н.М. Волчек и др. — М., 2000.

Гусляров Е. Екатерина II в жизни: Систематизированный свод воспоминаний современников, доеументов эпохи, версий историков. — М., 2004.

Елесеева О. Переворот для императрицы // Родина. 2000, № 12.

Екатерина II. О величии России. — М., 2003.

Каменский А.Б. Екатерина II //Вопросы истории. 1989. № 3.

Каменский А.Б. Сословная политика Екатерины II //Вопросы истории. 1995. № 3.

Ключевский В.О. Исторические портреты. — М., 1990.

Мадариага И., де. Россия в эпоху Екатерины Великой /Пер. с англ. — М., 2002.

Оболенский Г. Век Екатерины Великой: Время героев и героических дел. — М., 2001.

Павленко Н.И. Екатерина Великая. Изд. 3. — М., 2003.

Платонов С.Ф. Полный курс лекций по русской истории. — СПб., 2002.

Рахматуллин М.А. Непоколебимая Екатерина //Отечественная история. 1996, № 6; 1997, № 1.

Середа Н.В. Реформа управления Екатерины Второй: источниковедческое исследование. — М., 2004.

Терещук А.В. История России. — СПб., 2001. Лекция 5: XVIII век в русской истории.

Тема 5. Александр II и его реформы

Личность императора Александра II, его воспитание, образование, черты характера.

Характеристика состояния государства после смерти Николая I. Первые шаги Александра II после занятия престола.

Подготовка и суть реформы отмены крепостного права.

Военная, судебная реформы. Реформа местного самоуправления и др.

Расскажите о воспитании и образовании Александра II, о чертах его характера. Влияние императора Николая I, В.А. Жуковского и других воспитателей и учителей на формирование характера и взглядов Александра II. Какое влияние на Александра II оказали смерть сына, раздвоение личной жизни? Как закончилась жизнь Александра II?

Как было воспринято в Российском обществе вступление Александра II на престол? В каком состоянии досталось ему государство? Какие первые преобразовательные шаги предпринял Александр, вступив на престол?

Подробно расскажите о сущности реформы отмены крепостного права. Как происходило личное освобождение крестьян? Каким образом к крестьянам отходили земельные наделы? Были ли установлены правительством какие-либо нормы? Как осуществлялся выкуп земельного участка? Что такое «отрезки»? Кто такие «временно обязанные» крестьяне? Как происходило устройство крестьян, вышедших из крепостной зависимости?

Расскажите, когда начались военная, судебная, земская, городская и др. реформы, в чем была их суть. Последний период правления Александра – отход от реформ, усиление административной власти. В чем это проявилось?

Литература

Герасименко Г.А. Земское самоуправление в России. — М., 1990.

Долбилов М.Д. Александр II и отмена крепостного права //Вопросы истории. 1998, № 10.

Заичкин И.А., Почкаев И.Н. Русская история от Екатерины Великой до Александра II. — М., 1994.

Захарова Л.Г. Александр II //Вопросы истории. 1992, № 6-7.

Захарова Л.Г. Великие реформы в России: 1858-1874. — М., 1992.

Захарова Л.Г. Александр II //Российские самодержцы (1801-1917). — М., 1993.

Иванова Т. Уготовили бомбы страшные… //Родина. 1997, № 9.

История России в XIX веке. Эпоха реформ. — М., 2001.

История России XIX — начала XX века: Учебник /Под ред. В.А. Федорова. –3-е изд., перераб. — М., 2004.

Ковальченко И.Д. Консерватизм, либерализм и радикализм в России в период подготовки крестьянской реформы 1861 г. //Отечественная история. 1994, № 2.

Ляшенко Л. Александр II, или История трех одиночеств. Изд. 3. — М., 2004.

Платонов С.Ф. Лекции по русской истории. — СПб., 2002.

Римский С.В. Церковная реформа Александра II //Вопросы истории. 1996. № 4.

Семанов С. Александр II: История Царя – Освободителя, его отца и его сына. — М., 2003.

Судьбы реформ и реформаторов в России: Учеб пособие /Под общ. ред. Р.Г. Пихои, П.Т. Тимофеева. — М., 1999.

Терещук А.В. История России. — СПб., 2001. Лекция 9: Россия во второй половине XIX века.

Троицкий Н.А. Россия в XIX веке. Курс лекций. — М., 1999.

Труайя А. Александр II. /Пер. с фр. — М., 2004.

Тема 6. Политические партии в России в начале ХХ века.

Данный семинар проводится в форме брифинга. Брифинг (англ. Briefing), (буквально – инструктаж) – краткое совещание представителей печати, телевидения, радио, на котором излагается позиция правительства по определенному вопросу, дается информация о ходе международных переговоров, взглядах сторон и т.д.

На данном брифинге будет изложена позиция представителей основных политических партий России в начале ХХ в., игравших весомую роль на политической арене России.

Для организации брифинга учебная группа делится на подгруппы: 1) члены РСДРП: большевики и меньшевики; 2) правые социалисты-революционеры (эсеры) и левые социалисты-революционеры (левые эсеры); 3) конституционные демократы (кадеты); 4) Союз 17 октября (октябристы); 5) Союз русского народа (монархисты – черносотенцы).

Роль журналистов может играть как преподаватель, так и студенты. Они задают вопросы представителям партий по различным проблемам.

Представители политических партий должны владеть исчерпывающей информацией о своей партии, быть готовыми ответить на любой вопрос. Незнание материала не освобождает от ответа. Необходимо путем рассуждения, сопоставления попытаться дать свой ответ.

Примерный круг вопросов:

РСДРП: большевики и меньшевики — партия революционного лагеря. Предшественники РСДРП: первые рабочие союзы, группа «Освобождение труда» и первые марксистские группы в России. Образование РСДРП, ее численность, социальный состав. Характеристика программы РСДРП: конституционные требования, требования в интересах рабочего класса и крестьянства, национальный вопрос. Причины раскола на большевиков и меньшевиков, их принципиальные расхождения. Краткие политические портреты лидеров. В.И. Ленин, Ю.О. Мартов. Большевики и меньшевики в период революции 1905-1907 гг. Взгляды большевиков и меньшевиков на будущее государственное устройство России. Их отношение к Государственной думе, к первой мировой войне. Большевики и меньшевики после Февральской революции. Октябрьское вооруженное восстание, отношение к нему меньшевиков. Меньшевики после октября 1917 г., их отношение к гражданской войне, НЭПу. Уход с политической арены.

Литература:

Волкогонов Д. Ленин. Политический портрет. Кн.1, 2. — М., 1994.

Галили З. Меньшевики и вопрос о коалиционном правительстве: позиция «революционных оборонцев» и её политические последствия //Отечественная история. 1993, № 6.

Гусляров Е. Ленин в жизни: Систематизированный свод воспоминаний современников, документов эпохи, версий историков. — М., 2004.

Костиков В. След от шляпы Ю.О. ( о Мартове) //Огонек. 1990, № 10.

Меньшевистские и эсеровские листовки 1917-1918 гг. //Отечественная история. 1993, № 1.

Миллер В.И. По горячим следам (Меньшевики об октябрьской революции) //Кентавр. 1994, № 2.

Новые документы о финансовых субсидиях большевикам в 1917 году //Отечественная история. 1993, № 2.

Никитин В. Ленин и Мартов: несостоявшийся диалог о новой экономической политике //Диалог. 1991, № 10.

Образ Ленина в массовом сознании //Отечественная история. 1994. № 2.

Поцелуев В. Ленин. — М., 2003.

Рабинович А. Революция 1917 года в Петрограде: Большевики приходят к власти /Пер. с англ. Изд. 2, испр., доп.- М., 2003.

Савельев П.Ю. Л. Мартов в советской исторической литературе //Отечественная история. 1993, № 1.

Саидкасимов С.С. Национальный вопрос в программах политических партий России //Кентавр. 1992, № 1-2.

Симонов Н. Большевики и меньшевики //Неделя. 1990, № 21.

Тютюкин С.В. Современная отечественная историография РСДРП //Отечественная история. 1998, № 6.

Тютюкин С.В. Меньшевизм: страницы истории. — М., 2002.



Чиковани А.Ю. Партия большевиков в буржуазно-демократической революции. 1905-1907 гг. Лекция к курсу. — М., 1990.

Шатров М., Логинов В. О Ленине: правда против неправды //Диалог. 1990, № 6.

Юлий Мартов. Из писем 1917 года //Свободная мысль. 1991, № 16.

Партия правых социалистов-революционеров — партия революционного лагеря. История возникновения партии эсеров, ее предшественники. Численность, социальный состав, политические лидеры партии. В.М. Чернов. Особенность программы партии эсеров, ее характеристика. Анализ аграрной части программы, суть социализации земли. Тактика эсеров. Партия эсеров в период революции 1905-1907 гг., первой мировой войны, Февральской революции 1917 г. Эсеры во Временном правительстве. Деятельность партии эсеров после октября 1917 г. Ликвидация партии социалистов-революционеров.

Партия левых социалистов-революционеров. Создание партии левых эсеров, ее программа и тактика. М.А. Спиридонова. Отношение левых эсеров к большевикам. Уход партии левых эсеров с политической арены.

Литература

Алексеева Г.Д., Маныхин А.В. Партия социалистов-революционеров после Октября 1917 г. //Вопросы истории. 1992. № 6-7.

Безбрежьев А.В. Мария Александровна Спиридонова //Вопросы истории. 1990. № 9.

Бурин С. «Стреляли…стреляли…стреляли…» //Знамя. 1991. № 9.

Еремин А.И. Так начиналась партия эсеров //Вопросы истории. 1996. № 1.

Коновалова О.В. Чернов В.М. и аграрная программа партии социалистов-революционеров //Отечественная история. 2002, № 2.

Левые эсеры: сорванный урок //Литературная газета. 1990. № 4, 18 июля.

Литвин А. «В борьбе обретёшь ты право свое!» //Наука и жизнь.1991. № 3

Литвин А.Л., Овруцкий Л.М. Левые эсеры: программа и тактика. Казань. 1992.

Овруцкий Л., Разгон А. Пасынки революии //Родина. 1990. № 3.

Разгон А., Овруцкий Л. В борьбе обретешь ты право свое! //Наука и жизнь. 1991. № 4.

«Она могла умереть…» (М.А. Спиридонова в тюремной психиатрической больнице) //Кентавр. 1994. № 1.

Открытое письмо Марии Александровны Спиридоновой Центральному Комитету партии большевиков //Родина. 1990. № 5.

Россия на рубеже веков: исторические портреты. М., 1991.

Флейшман Л., Хьюз Р., Раевская-Хьюз О. Горький и дело эсеров //Дружба народов. 1990. № 12.

Юрьев Н. Последние страницы истории партии социалистов-революционеров // Отечественная история. 2001. № 6.

Партия Конституционных демократов (Народной свободы) и партия «Союз 17 октября» — партии буржуазно-либерального лагеря. Предшественники либерально-буржуазных партий. Социальный состав партий, их численность. Характеристика программ: государственное устройство, общедемократические требования, аграрный, национальный, рабочий вопросы. П.Н. Милюков. А.И. Гучков. Отношение данных партий к монархии, к Государственной Думе, тактика партий в Думе. Отношение кадетов и октябристов к первой мировой войне. Их деятельность во Временном правительстве. Кадеты после Октября 1917 г.

Литература

Александр Иванович Гучков рассказывает…//Вопросы истории.1991, № 7-8.

Брейар С. Портрет Милюкова //Отечественная история. 1993, № 3.



Галай Ш. Конституционалисты-демократы и их критики //Вопросы истории. 1991, № 12.

Думова Н.Г. Либерал в России: трагедия несовместимости. Исторический портрет П.Н. Милюкова. Ч.I. — М., 1993.

Думова Н. Кончилось ваше время. М., 1990.

Карнишин В.Ю. О Гучкове //Вопросы истории. 1994, № 1.

Кирьянов Ю.И. Правые партии в России. 1911 – 1917. — М., 2001.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст