практические ИОЛ 2 курс

Тема 5. «Обыкновенная история» И. А. Гончарова

Значение салона Майковых в творческом развитии Гончарова. Роль А. С. Пушкина в становлении писательской эстетики.

Особенности осмысления и изображения русской жизни в романе. Художественный принцип «ретардации» и его функции в романе. Конфликт двух жизненных позиции; полемика двух мировоззрений. Сюжет как отражение этапов развития конфликта Адуевых.

А. Адуев: герой-романтик. Столкновение с реальностью и егорезультаты. Драма утраченного энтузиазма. Александр Адуев иЛенский: притяжение и отталкивание. Смысл образа ЕлизаветыАлександровны.

Проблема идеала писателя в романе. Синтез дворянской ибуржуазной культур и его проявление; синтез мечты и реальности – духовного и сугубо материального.

Мастерство Гончарова-романиста: юмористическое и лирическое и их функции; специфика диалога; портрет; художественная деталь; текст и подтекст.

«Обыкновенная история» как часть трилогии. Гончаров и В. Г. Белинский о романе.

Литература

Гончаров И. А. Лучше поздно, чем никогда: Критические заметки // Гончаров И А. Полн. собр. соч.: В 8 т. М., 1980. Т. 8.

– Белинский В. Г. Взгляд на русскую литературу 1848 года (любое издание).

– Гончаров в русской критике. М.. 1958.

Мельник, В. «Обыкновенная история» в ракурсе религиозной концепции И. А, Гончарова. URL: http://www.portal-slovo.ru/philology/39008.php?PRINT=Y

Недзвецкий В. И. А. Гончаров // Развитие реализма в русской литера-туре: В 3 т. М.. 1973. Т. 2. Кн. 1. С. 67–77.

– Мельник В. И. Этический идеал II. Д. Гончарова. Киев, 1991.

– Недзвецкий В. Д. И. А. Гончаров – романист и художник, М.: МГУ, 1992.

Художественные тексты:

Гончаров И. А. Обыкновенная история (любое издание).

Тема 6. Две концепции любви в лирике Ф. И. Тютчева и Н. А. Некрасова (Денисьевский и Панаевский циклы)

Лирический цикл как специфическое жанровое образование;определение; доминирующие признаки; теория жанра.

Цикл Ф. И. Тютчева:

а) особенности лирического героя: драматическое осознание двойственности положения; концепция любви как страсти и «поединка рокового»;

б)лирическая героиня: самоотверженность в чувстве к возлюбленному;противоречивость натуры; попытка противостоять враждебно настроенному окружению; «поединок неравных», приводящий к «самосожжению», трагический пафос и его основа;

в)стиль произведений: экспрессивно-драматическое «повествование»; элементы романтической поэтики; формы внутреннего монолога; особенности метафорики; глаголы и их функции.

3. Цикл Н. А. Некрасова;

а)поэтизация «прозы любви»; характеристика психологическихпереживаний; причина драматического ощущения любви;

б)особенности лирической героини: деятельность, активность,самостоятельность; любовь как «поединок равных»;

в)исповедальиость и «драматургичность» стихов; близость цикла к прозаическому произведению; форма лирического рассказа.

4. Общее и индивидуальное в двух любовных циклах.

Литература:

Дарвин М Н. Русский лирический цикл. Красноярск, 1988. С. 3–45.

– Бухаркин П. Е. Любовно трагедийный цикл в поэзии Тютчева // Русская литература. 1977. № 2.

– Орлов О. Поэзия Тютчева. М., 1981.

– Скатов Н. Н. II. А. Некрасов и русская литература. М., 1971.

Скатов Н. Некрасов: Современники и продолжатели. 2-е изд. М, 1987.

– Гинзбург Л. О лирике. Л., 1974.

– Непомнящий И. Об онегинских мотивах в денисьевском цикле Ф. И. Тютчева // Вопросы литературы. 1997. № 5.

Художественные тексты:

Тютчев Ф. И. О, как убийственно мы любим; Предопределение; Не говори: меня он, как и прежде, любит; О, не тревожь меня укором справедливым; Чему молилась ты с любовью; Последняя любовь; Она сидела на полу; Весь день она лежала в забытьи; Есть и в моем страдальческом застое… (любое издание).



Некрасов Н. А. Да, наша жизнь текла мятежно…; Если мучимый страстью мятежной; Я не люблю иронии твоей; Тяжелый крест достался ей па долю; Мы с тобой бестолковые люди; Зачем насмешливо ревнуешь; Прости (любое издание).

Тема 7. Творчество А. И. Герцена.

Композиция романа биографий «Кто виноват?» как один из принципов «натуральной» школы.

Судьба Бельтова и его место в ряду героев русской литературы. Противоречия в характере героя. Споры о нем в русской критике. Функция любовного треугольника в романе.

Характер авторской иронии в тексте. Смысл заглавия романа.

История создания «Былого и дум».

Широкий охват действительности в «Былом и думах». Герцен о русских передовых людях 40-х гг, о славянстве и его исторических судьбах, о русской национальной культуре, о будущем России.

Жанровое своеобразие книги: сочетание воспоминаний и исповеди с активной публицистичностью, художественных зарисовок с философской проблематикой.

Литература:

Гинзбург, Л. Я. О психологической прозе. Мемуары. Гл. 3. – URL: http://www.velib.com/book. или Любое издание.

– Паперно, И. Советский опыт: автобиографическое письмо и историческое сознание: Гинзбург, Герцен, Гегель // НЛО. 2004. № 68.

– Путинцев, В. А. И. Герцен и его «Былое и думы» – URL http://www.gercen.net.ru/

Пруцков Н. И., Гинзбург Л. Я. Герцен и проблемы романа // История русского романа. В 2 т. М.; Л., 1962. Т. 1.

– Зеньковский В. В. А. И. Герцен // Василий Зеньковский. История русской философии. М., 2001. С. 264 – 290.



Дополнительная литература:

– Паперно, И. Введение в самосочинение: autofiction. Интимность и история: семейная драма Герцена в сознании русской интеллигенции // НЛО. 2010. № 103.

– Кантор В. К. Революция или эволюция? А. И. Герцен: Россия и Запад, революция и литература // Русская классика, или Бытие России. М., 2005. С. 349 – 389.

Художественные тексты:

Герцен А. И. Кто виноват? Былое и думы. Ч. 4. гл. 25, 26, 27, 28, 29, 30 (Любое издание).

Тема 8. Роман Ф. М. Достоевского «Братья Карамазовы»

«Братья Карамазовы» как итоговое произведение. Философская проблематика и жанрово-композиционная структура романа. Систематизация героев с точки зрения их нравственно-этической позиции.

Отражение в рамках семьи Карамазовых судьбы России и всего человечества. Понятие «карамазовщина», ее социальный, национальный и общечеловеческий аспекты.

Образ Дмитрия Карамазова. Проблема нравственно-религиозного возрождения человека – кардинальная в романе. Страсти русского человека. Женские образы в романе.

Духовные противоречия Ивана: отрицание им христианского понимания мира и мечты о безрелигиозном Вавилоне, использующем массовую потребность веры. Трагедия мысли и совести. «Двойники» Ивана – Смердяков и черт, их функции в романе.

Русский праведник и путь к нравственной и социальной гармонии. Образы старца Зосимы и Алеши Карамазова.

Два судебных процесса в романе и суд над Россией.

Образы детей в романе и значение финала («Речь у камня»).

Литература:

– Белкин А. «Братья Карамазовы»: Социально-философская проблематика // Творчество Достоевского. М., 1959.

Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского (любое издание). Гл 5, разделы 1, 4.

– Горький М. 4. О «карамазовщине»; Еще о «карамазовщине» //Ф. М. Достоевский в русской критике. М, 1956.

–Розанов В. В. Легенда о великом инквизиторе ф. М. Достоевского. Опыт критического комментария // Мысли о литературе. М., 1989. С. 41–157.

– Фридлендер Г. М. Реализм Достоевского. М., 1964. Гл. 8.

– Чирков Н. М. О стиле Достоевского. М., 1967. Гл. 11.

Щенников Г. К. Роман Ф. М, Достоевского «Братья Карамазовы» как явление национального самосознания. Челябинск, 1996.



– Фридлендер Г. М., Кийко Е. И., Ветловская В. Е. и др. Примечания к роману «Братья Карамазовы» // Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: В 30 тт. Т. 15. Л., 1976. С. 399–604.