практическая работа психология

Задания для практической работы

по дисциплине

«Общая и профессиональная психология»

Раздел 1. Тема 1.1

1. Составьте структуру современной психологической науки, используя литературные источники.

2. Опишите взаимосвязь между психологией и

А) естественными науками

Б) социологией

В) педагогикой

Г) техническими науками.

3. Подберите две методики на изучение психического (познавательного) процесса – ощущение. Проведите их, сделайте интерпретацию.

4. Подберите две методики на изучение психического (познавательного) процесса – восприятие. Проведите их, сделайте интерпретацию.

5. Объясните: почему у других заметить ошибку легче, чем у себя? Почему ошибки рекомендуется исправлять красным карандашом.

6. Расплывающееся на бумаге чернильное пятно обычно воспринимается как целостный предмет (птица, какое-то животное). Какая важная особенность человеческого восприятия в этом проявляется?

7. Какие основные требования с точки зрения психологии восприятия следует предъявлять к демонстрации наглядного материала? Какое значение для восприятия имеет словесное указание?

8. Объясните следующий факт: почему, когда человек впервые идет по незнакомой местности, самостоятельно разыскивая дорогу, он без труда найдет ее вторично; если же он идет вместе со спутником, которому дорога хорошо известна, человеку трудно будет самостоятельно проделать этот путь в следующий раз?

9. Подберите две методики на изучение психического (познавательного) процесса – внимание. Проведите их, сделайте интерпретацию.

10. Составьте краткий конспект по данному тексту.

Развитие – это прогрессивное изменение чего-либо, ведущее к его улучшению. Этот же смысл содержится в слове «развитие», когда имеют в виду улучшение внимания человека под воздействием каких-либо факторов. Здесь развитие означает совершенствование внимания по всем или по отдельным его свойствам, в частности, повышение его устойчивости, концентрации, переключаемости, расширение объема внимания.

Под развитием внимания также понимают переход от более простых к более сложным видам внимания. Развитием будет переход от непроизвольного к произвольному вниманию, так как произвольное внимание работает лучше, чем непроизвольное.





Если раньше человек в основном пользовался непосредственным вниманием, а сейчас обращается к опосредствованному вниманию, то это также будет развитием внимания. Наконец, если раньше у человека средний объем внимания был, например, только 3 единицы, а сейчас стал равным 5 единицам, то соответствующий процесс мы также вправе понимать и трактовать как развитие внимания. Развитие внимания по разным направлениям может идти параллельно, включая одновременное совершенствование всех видов внимания, и может относиться только к отдельным его видам.

Каковы основные направления развития внимания человека. Развитие внимания может идти естественным путем, когда по мере накопления жизненного опыта и взросления внимание человека постепенно улучшается. Это происходит у всех здоровых людей в детстве, от рождения до окончания школы. Развитие внимания может происходить и целенаправленно, когда предпринимаются сознательные, продуманные действия, ориентированные на улучшение внимания человека.

Эти два процесса – естественное и искусственное развитие внимания – имеют много общего и немало различного. Естественное развитие внимания идет постепенно, по мере созревания мозга, накопления опыта, и является сравнительно медленно протекающим процессом. Искусственное развитие внимания, напротив, представляет собой ускоренный процесс и связано с выполнением специальных упражнений, рассчитанных на развитие того или иного свойства или вида внимания. Естественный процесс развития внимания приводит его к устойчивым изменениям. Те же изменения, которые происходят при искусственном развитии внимания человека, поначалу являются, как правило, недостаточно устойчивыми, и их необходимо закреплять в последующем жизненном опыте человека.

11. Подберите две методики на изучение психического (познавательного) процесса – памяти. Проведите их, сделайте интерпретацию.

12. Многие люди для лучшего запоминания прибегают к кратким записям. Почему такой прием способствует лучшему запоминанию материала?

13. Подберите две методики на изучение психического (познавательного) процесса – мышление. Проведите их, сделайте интерпретацию.

14. Перечислите основные этапы решения мыслительных задач и укажите психологические условия, необходимые для их решения.

15. Подберите две методики на изучение психического (познавательного) процесса – воображение. Проведите их, сделайте интерпретацию.

16. Охарактеризуйте и проанализируйте методические приемы, которые наиболее способствуют развитию воображения.