поурочное планирование

6 «А»

03.09

Урок № 1

Тема:

Кубань – перекресток цивилизаций

Цель:

Познакомить учащихся с историей малой родины, являющейся частичкой всеобщей и российской истории

Задачи:

Формирование целостного и в тоже время территориально-дефференцированного представления о населении Кубани в древности; возникновении новых общностей в результате взаимодействия и слияния местных и пришлых народов.

Диагностика развития общих учебных умений и навыков: работа с учебником, картой, справочным материалом и т.п.

Формирование интереса и мотивации обучения, уважительного отношения и сопричастности к истории своей малой родины.

Оборудование:

Мультимедиа /презентация «Кубань – перекресток цивилизаций»/

Ход урока

Организационный момент

инициация: знакомство с классом; требования к учащимся;

вхождение в тему: постановка целей и задач урока;

формирование ожиданий учеников

Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу

Беседа с классом.

Что представляет собой кубановедение как наука?

Вспомните наиболее интересные и важные исторические факты, события из курса: «Кубановедение: археология, мифология, культура» в 5 классе.

Как вы понимаете утверждение выдающегося исследователя Кубани Ф. А. Щербины: «В знании истории родного края сила и величие народа»?

Изучение нового материала

Интерактивная беседа /рассказ с использованием презентации/

Учитель. Чтобы полнее представить весь колорит народностей, населявших наш край на протяжении многих веков, обратимся к истории его возникновения, к его истокам.

Конечно, основу современного Краснодарского края, включающего в себя более 120 национальностей, составляют русские, но более 2-х столетий назад, кубанский край заселили черноморские казаки, бывшие запорожцы, выходцы с Украины, и донские линейные казаки — потомки беглых русских крестьян. А ещё раньше, как и в последующие годы, здесь оседали «служилые» русские солдаты, женившиеся на дочерях и сестрах кунаков-горцев, армян, греков, на пленённых турчанках. А тысячу лет назад тут стояли древние русские поселения Тмутараканского княжества, и чуткий музыкальный слух ещё и теперь может уловить тяжеловесный, тмутараканский камень, древнерусский речевой оборот…

В шестом классе нам всем вместе предстоит пройти долгим историческим путем наших предков, охватывающий значительный промежуток времени, познакомиться с историей, культурой, образом жизни кочевых и осёдлых племён Прикубанья в раннем железном веке. Определить роль великой древнегреческой колонизации в этнополитическом и культурном сближении народов Кубани, взаимовлияния и взаимопроникновения греческой, меото-сарматской, скифской культур.

Чтобы путешествие по данному курсу было познавательным и интересным на каждом уроке вашим помощником станет учебник.

Проработка содержания темы

1. Знакомство с учебником.

Задание: выяснить фамилии авторов, название учебника, оглавление (сделать акцент на заключение).

Игра «Навигатор»:



- обратить внимание школьников на одного из авторов учебника, кубанского историковеда Бориса Алексеевича Трехбратова (просмотр фрагмента видеофильма «История Кубани – обращение Б.А. Трехбратова к учащимся).

- организовать работу с текстом «Введения» (ученикам предлагается прочитать стр. 5-6 учебника).

2. Работа с терминами, датами и понятиями.

Используя хронологическую таблицу, словарь учебника (вопросы и задания учитель корректирует самостоятельно в ходе изучения содержания и структуры учебника. Особый акцент сделать на терминах: национальность и народность).

Народность. Одна из форм этнических общностей людей, объединённая происхождением, имеющая единый язык, территорию и культуру.

Национальность.

Устойчивая общность людей, исторически складывающаяся из различных племён и народностей в процессе формирования общности их территории, литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера.

Знакомство с атласом «История Кубани».

Информация для учителя (памятка для работы с атласом и исторической картой):

- при работе с исторической картой предложить учащимся опираться на знания по картографии, приобретенные на уроках природоведения в начальной школе; чтение карты с помощью легенды, составление по карте характеристики исторических объектов;

4. Закрепление изученного материала



Задание № 1

Решить тест

Оценить утверждения и поставить в соответствующем квадрате значок «+» или «-»:

Кубань – многонациональный край:

ВЕРНО НЕВЕРНО

Племена Прикубанья в раннем железном веке вели оседлый образ жизни:

ВЕРНО НЕВЕРНО

Огромную роль в культурном сближении народов Кубани в V в до н. э. сыграла греческая колонизация:

ВЕРНО НЕВЕРНО

Задание № 2

Ответить на вопросы.

- Какая наука изучает историческое прошлое людей по предметам быта? ___________(археология)

- Назовите эпохи истории первобытности?____________________________________ (каменный, бронзовый и железный века)

- Перечислить племена и народности, проживавшие на территории Кубани в древности____________________(скифы, сарматы, меоты, греки).

Задание № 3

Выполнить Синквейн

Из предложенного набора выбрать слова, характеризующие понятие 1. КУБАНЬ на сегодняшнем учебном занятии:

2 Широкая, многонациональная, историческая, богатая, степная.

3.Кормит, процветает, воспитывает, оберегает, обогащает.

4. Житница России. Перекрёсток цивилизаций.

5. Родина. Отчизна.

КУБАНЬ

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________



________________________________________________________________

Материал для учителя. Порядок написания синквейна:

Первая строка — одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна.

Вторая строка — два прилагательных, характеризующих данное предложение.

Третья срока — три глагола, показывающие действие понятия.

Четвёртая строка — короткое предложение, в котором автор высказывает своё отношение.

Пятая строка — одно слово, обычно существительное, через которое человек выражает свои чувства, ассоциации связанные с данным понятием.

Рефлексия/саморефлексия учащихся (заполнить таблицу)

Понравилось

Не понравилось

Было интересно, хотелось бы ещё

5. Домашнее задание

Творческое задание:

Рисунок «Любимый уголок родного края»

Открытка «С днем рождения, мой край родной»

Сообщение «Мой край в цифрах и датах»