пояснительная записка к рабочей программе по обществознанию 7 класс

Пояснительная записка

Задачи, стоящие перед современной школой по формированию мировоззренческой, ценностно-смысловой сферы обучающихся,  личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации, формированию собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений, делают особенно актуальным повышение качества историко-обществоведческого образования учащихся, формирование и осуществление программы его совершенствования.

В целях обеспечения правового поля в образовательной политике Липецкой области преподавание предметов «История» и «Обществознание» в общеобразовательных учреждениях Липецкой области в 2013/2014 учебном году должно осуществляться в соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ, с ФГОС, а также с нормативными документами управления образования и науки Липецкой области.

Рабочая программа, составленная и реализуется на основе следующих нормативных документов:

Федеральный уровень

Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 г., регистрационный номер 19993;

Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для общеобразовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом МО РФ от 09 марта 2004 г. № 1312;

Приказ МО РФ «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;

Приказ МОиН РФ «О внесении изменений в Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089″ от 10 ноября 2011 г. № 2643;

Приказ МОиН РФ «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом МО РФ от 5 марта 2004 г. № 1089» от 24 января 2012 г. № 39;

Методические письма МОиН РФ «О преподавании учебного предмета «История» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования», «О преподавании учебного предмета «Обществознание» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования», «О преподавании учебного предмета «Право» в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования» 2005 г.;

Письмо МОиН РФ «О примерных программах по учебным предметам Федерального Базисного учебного плана» от 07 июля 2005 г. № 03-1263;

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год» от 19 декабря 2012 г. № 1067;

Письмо МОиН РФ и департамента государственной политики в образовании «Об использовании учебников и учебных пособий в образовательном процессе» от 10 февраля 2011 г. № 03-105;

Письмо МОиН РФ «Об использовании учебников в образовательном процессе» от 08 декабря 2011 г. № МД-1634/03;

Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования (история, обществознание, право) (приказ МО РФ от 05 марта 2004 г. № 1089);

Письмо МОиН РФ и департамента государственной политики в образовании «О методических рекомендациях по реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения» от 4 марта 2010 г. № 03-413;

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» от 17 декабря 2010 г. № 1897;

Приказ МОиН РФ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» от 17 мая 2012 г. № 413.

Региональный уровень

Письмо УОиН Липецкой области «О примерном положении о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) образовательного учреждения, реализующего образовательные программы общего образования» от 26.10.2009 г. № 3499;

Инструктивно-методическое письмо УОиН Липецкой области «О преподавании курсов истории России и всеобщей истории, ведении учителем учетно-планирующей документации» от 15.07.2011 г. № 2713;

Приказ УОиН Липецкой области «О базисных учебных планах для образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы общего образования, на 2013/2014 учебный год» от 16.05.2013 г. № 451;

Инструктивное письмо УОиН Липецкой области «О примерном учебном плане образовательных учреждений Липецкой области, реализующих программы ФГОС начального общего образования, ФГОС основного общего образования на 2013/2014 учебный год» от 16.05.2013 г. № СК-1542

Рабочая программа по обществознанию в 7 классе составлена в соответствии с Федеральным Государственным Стандартом 2004 года, на основе Примерной программы по обществознанию основного (общего) образования и авторских программ под редакцией: Е. С. Королькова, Н.Г. Суворова



Цель обучения: формирование интереса и положительной мотивации школьников к изучению предметов гуманитарного цикла, а также способствовать реализации возможностей и интересов учащихся.



В процессе учебы будут решаться следующие задачи:

· Познакомить учащихся с понятием «права человека», «Всеобщая декларация прав человека», «Организация Объединенных наций».

· Почувствовать себя частью общества и его будущим.

· Научит выявлять отличительные черты характера.

· Использовать сильные стороны своего характера в своей деятельности.

· Понять, что они не одни, что вокруг них есть люди, которые тоже хотят уважительного отношения к себе.

· Привить любовь к Родине.

· Дать знания о здоровом взаимоотношении между людьми.

В рабочей программе в соответствии с требованиями программы запланированы следующие виды контроля:

1. Тесты,

2. Игры -викторины.

Цель: повышение общекультурного уровня учащихся

Требования к уровню подготовки учащихся. В результате изучения курса обществознания учащиеся должны:

знать:

Основные понятия и термины;

Основные этапы развития человечества и его мировоззрения;

Историю и причины создания Всеобщей декларации прав человека

Основные черты всех сфер жизни общества;

Характер взаимоотношения между людьми;

Права и свободы человека и гражданина;

уметь:

применять полученные знания для решения задач познавательного и практического характера;

· получать социальную информацию из разнообразных источников;

· ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом, находить ответы на вопросы.

иметь представление:

о социальной, политической, духовной сферы жизни общества

Всего — 34 часа; в неделю — 1 час;

Плановых контрольных работ – 1

Тестов – 6

Самостоятельных работ – 4

Содержание программы учебного предмета

Вводный урок (1ч).

Раздел I. Как правила человека и гражданина связаны с государством 11 час.

Межличностные отношения. Чувства — основа межличностных отношений. Симпатия. Стереотип. Антипатия. Виды межличностных отношений. Знакомство. Приятельские отношения. Товарищество. Дружба. Стили межличностных отношений. Официальные отношения. Личные отношения.



Ты и твои товарищи. Понятие группа. Виды групп. Группы, которые мы выбираем. Кто может быть лидером. Групповые нормы. Поощрения и наказания. Санкция. С какой группой тебе по пути.

Понятие общение. Цели общения. Средства общения. Речевое общение. Неречевое общение. Особенности общения со сверстниками, старшими и младшими. Роль слова в общении.

Почему нужно быть терпимым. Понятие межличностный конфликт. Этапы развития конфликта. Варианты поведения в конфликте. Сотрудничество. Компромисс. Приспособление. Избегание. Инцидент. Разрешение конфликта.

Основные понятия: гуманизм, толерантность, межличностные отношения, дружба, симпатия, антипатия.

Раздел II. Что представляют сегодня права взрослых и детей.8 час.

Что значит жить по правилам. Социальные нормы, привычки, обычаи, ритуалы, традиции, этикет, манеры. Оценка поведения людей с точки зрения социальных норм. Значение социальных норм в процессе общественных отношений. Социальная ответственность. Соблюдение и нарушение установленных правил. Правила этикета и хорошие манеры.

Права и обязанности граждан. Роль права в жизни общества и государства. Гражданские и политические права. Права ребёнка и их защита.

Раздел III. Почему не бывает прав без обязанностей. 8 час.

Почему важно соблюдать законы. Свобода и ответственность. Конституция РФ. Механизмы реализации и защиты прав и свобод человека и гражданина.

Защита Отечества. Патриотизм и гражданственность. Государство. Отечество.

Что такое дисциплина? Дисциплина общеобязательная и специальная.

.Правомерное поведение. Виды нормативно-правовых актов. Система законодательства. Признаки и виды правонарушений. Юридическая ответственность. Особенности правого статуса несовершеннолетних. Презумпция невиновности.

Кто стоит на страже закона. Правоохранительные органы РФ. Суд. Прокуратура. Нотариус. Полиция. Взаимодействие правоохранительных органов и граждан.

Основные понятия: права, обязанности, закон, порядок, норма, долг, дисциплина, наказание.

Раздел IV. Что зависит лично от вас. 6 час.

Воздействие человека на природу. Экология. Производящее хозяйство. Творчество. Исчерпываемые богатства. Неисчерпываемые богатства. Загрязнение атмосферы. Естественное загрязнение. Загрязнение атмосферы человеком. Загрязнение воды и почвы. Биосфера.

Охранять природу – значит охранять жизнь. Ответственное отношение к природе. Браконьер. Последствия безответственности Экологическая мораль. Господство над природой. Сотрудничество с природой

Закон на страже природы. Охрана природы. Правила охраны природы, установленные государством. Биосферные заповедники. Государственный контроль. Государственные инспекторы. Участие граждан в защите природы.

УМК

Учебник: Е. С. Королькова, Н.Г. Суворова «Обществознание»: Учебник для 7 класса – Москва

ООО Академкнига, 2012.

Дополнительная литература: В.В.Бурякова, О.В.Кишенкова, С.И.Козленко. О преподавании обществознания в 2005/2006 учебном году. М.: МИОО, 2005;

В.В.Бурякова, Л.Ф.Иванова, О.В.Кишенкова, С.И.Козленко. Преподавание обществознания в 2004/2005 учебном году. Методическое пособие. М.: МИОО, 2004;

Л.Н.Боголюбов. Материалы для подготовки и проведения итоговой аттестации выпускников основной школы по обществознанию. М.: «Просвещение», 2002;

Т.И.Тюляева. Настольная книга учителя обществознания. М.: АСТ; Астрель, 2003;

Е.Е.Вяземский, Т.И.Тюляева. Справочник преподавателя общественных дисциплин. М.: ЦГО, 2001; Е.С.Королькова, Н.Г.Суворова. Граждановедение. Введение в обществознание. 7 класс. Методическое пособие. М.: «Новый учебник», 2003.