планирование ОБЖ

Муниципальное среднее общеобразовательное учреждение гимназия

г. Вятские Поляны Кировской области. Ул. Гагарина, д 17, т. 6-29-29

Рассмотрено МО

_______________

Принято НМС

_______________

Утверждаю

директор гимназии ____ Благодатских Т.Н.

Приказ №_____от ______20___

Рабочая программа

по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

для 5-9классов

Автор-составитель:

Кучин А.Н.

преподаватель-организатор ОБЖ,

высшая квалификационная категория

г. Вятские Поляны

2011-2012

Пояснительная записка

Разработанная рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» предназначена для обеспечения базового уровня подготовки учащихся в гимназии г. Вятские Поляны с учетом перспектив развития содержания образования в области безопасности жизнедеятельности (стандарты второго поколения) и соответствует Государственному стандарту общего образования (обязательному минимуму содержания образования и федеральному компоненту государственного стандарта основного и среднего (полного) общего образования).

В данной рабочей программе реализованы требования федеральных законов: «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Об охране окружающей среды», «О безопасности дорожного движения», «О пожарной безопасности», «О гражданской обороне», «Об обороне», «О воинской обязанности и военной службе», и постановлений Правительства Российской Федерации от 16 января 1995 года № 43 «О федеральной целевой программе «Создание и развитие Российской системы предупреждения и действий в чрезвычайных ситуациях» и от 24 июля 1995 года К9 738 «О порядке подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций». Программа составлена с учетом региональных требований и рекомендаций.

Рабочая программа учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности» (календарно-тематическое планирование) для учащихся 5-11 классов разработана на основании примерной программы среднего (полного) общего образования и в соответствии с учебниками «Основы безопасности жизнедеятельности» (М.И. Фролов, Е.Н. Литвинов, А.М. Смирнов; под ред. Ю.Л. Воробьева. М.: АСТ: Астрель, 2009).

Для отбора элементов содержания и формулирования требований к уровню подготовки выпускников было соотнесено содержание учебного материала рабочей программы с Госстандартом и Примерной программой, определены необходимый информационный материал и требования к подготовке в отношении проверяемых видов деятельности. Дополнительно в рабочую программу для изучения включён материал программы подготовки обучающихся по ПДД с учётом региональных требований (Методические рекомендации по преподаванию курса «Основы безопасности жизнедеятельности» во 2-11 классах: КИПКиПРО, 2009 год) и материал программ по Краеведению и ОСП (5 класс) с учетом учебного плана гимназии на 2010-2011 учебный год.

В рабочей программе требования к результатам обучения конкретизированы и приведены измерители достижения требований к уровню подготовки.

Рабочая программа предполагает возможность реализации актуальных в настоящее время компетентностного, личностно ориентированного, деятельного подходов в обучении и здоровьесберегающей технологии.

5 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана в соответствии с федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе программы по ОБЖ под общей редакцией А.Т. Смирнова; М: Просвещение 2009.

Учебный материал в 5 классах изучается на общеобразовательном уровне.

Изучение осуществляется по учебнику: М.П.Фролов, Е.Н. Литвинов, А.Т. Смирнов ОБЖ 5 класс «Новая редакция» М:АСТ 2009.

Цели изучения предмета:

освоение знаний о здоровом образе жизни; опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;

развитие качеств личности, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;

воспитание чувства ответственности за личную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;

овладение умениями предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.

Требования к уровню подготовки учащегося.

В результате изучения предмета ОБЖ учащийся 5 класса

должен знать:

правила безопасного поведения при следовании железнодорожным, водным, воздушным транспортом, обязанности пассажира;

основные правила поведения на воде, при купании, при отдыхе у воды, при катании на лодке; способы и средства спасания утопающих; основные спасательные средства;

оказывать первую медицинскую помощь при ожогах, ушибах, кровотечениях;

потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

вести себя в криминогенных ситуациях и в местах большого скопления людей;

должен уметь:

предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства;

действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очага возгорания;

соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

деятельность учащегося:

проявление бдительности, безопасного поведения при угрозе террористического акта;

обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи;

обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами бытовой химии в повседневной жизни;

соблюдение мер предосторожности и правил поведения в общественном транспорте.

О содержании курса 5 классов.

Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы.

1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных обстоятельствах

1.1.Город как источник опасностиОсобенности города как среды обитания человека. Наличие зон повышенной опасности. Нарушение экологического равновесия, связанного с деятельностью человека. Государственные и муниципальные системы обеспечения безопасности их задачи и возможности. Обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи. Предвидеть опасность, при необходимости избегать ее, по возможности действовать.

1.2.Чрезвычайные ситуации в жилищеСовременное жилище, конструкция, особенности его жизнеобеспечения. Особенности горения синтетических материалов. Возможные причины затопления жилища. Действовать при возможных ситуациях аварийного характера в жилищах. Правила поведения при пожаре. Эвакуация из многоэтажных зданий. Пользование средствами пожаротушения. Правила поведения при затоплении. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Последствия пожаров. Меры пожарной безопасности в доме (квартире) при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня, во время проведения новогодних и праздничных мероприятий. Соблюдение мер пожарной безопасности в школе. Правила безопасного поведения человека при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале).Система обеспечения безопасности города (населенного пункта) (милиция, пожарная охрана, скорая помощь, служба спасения, коммунальная и другие службы), правила их вызова. Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища. Опасные вещества и средства бытовой химии, соблюдение мер безопасности при их использовании.

1.3.Чрезвычайные ситуации в транспортеСовременный транспорт – зона повышенной опасности. Краткая характеристика видов транспорта – общественного, железнодорожного, водного, авиационного. Опасности, подстерегающие пассажира при посадке и высадке из транспорта, в процессе передвижения и в аварийных ситуациях. Основные правила безопасности поведения при пользовании транспортными средствами. Правила поведения участников дорожного движения. ДТП, причины их возникновения и возможные последствия. Правила поведения в аварийных ситуациях. Железнодорожный транспорт. Обеспечение безопасности пассажиров. Возможные ЧС, правила поведения при их возникновении. Водный транспорт. Меры по обеспечению безопасности пассажиров. Коллективные и индивидуальные спасательные средства. Авиационный транспорт. Обеспечение безопасности при полетах самолетов. Правила безопасного поведения пассажира в различных опасных ситуациях.

1.4.Чрезвычайные ситуации криминогенного характераКриминогенные ситуации в городе, причины их возникновения. Меры личной безопасности при общении с незнакомыми людьми. Общие правила безопасного поведения дома для профилактики криминогенных ситуаций (безопасность у телефона, нападение в лифте, в подъезде дома и др.).Обеспечение личной безопасности на улице. Знание своего города и его особенностей. Умение предвидеть события и избегать опасных ситуаций. Умение выбрать безопасный маршрут движения по городу, знание безопасных зон в городе (места расположения отделений милиций, постов ГИБДД и др.). Умение соблюдать правила безопасности в общественном месте и в толпе. Взрывное устройство на улице.

1.5.Чрезвычайные ситуации, связанные с нарушением экологического равновесия в местах проживанияЗагрязнение воздуха, воды и почвы в местах проживания, возможные их причины. Недоброкачественность продуктов питания и возможные опасности для здоровья. Порядок выполнения основных мероприятий по обеспечению безопасности человека при нарушении экологического равновесия в местах проживания. Уметь определять факторы неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека, социальной среды на развитие и здоровье человека.

2. Основы медицинских знаний и охраны здоровья детей.

2.1 ПМП при ожогах и кровотеченияхВопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи. Оказание первой медицинской помощи при разных видах кровотечений, перевязки. Первая медицинская помощь при термических и химических ожогах, отравлении.

Содержание изучаемого курса

Раздел

Тема

Кол-во часов

Знания

Умения

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях

Город как источник опасности

4

Особенности города как среды обитания человека. Наличие зон повышенной опасности. Нарушение экологического равновесия, связанного с деятельностью человека. Государственные и муниципальные системы обеспечения безопасности их задачи и возможности.

Обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи. Предвидеть опасность, при необходимости избегать ее, по возможности действовать.

ЧС аварийного характера в жилище

11

Современное жилище, конструкция, особенности его жизнеобеспечения. Возможные причины возникновения пожаров. Особенности горения синтетических материалов. Возможные причины затопления жилища.

Действовать при возможных ситуациях аварийного характера в жилищах. Правила поведения при пожаре. Эвакуация из многоэтажных зданий. Пользование средствами пожаротушения. Правила поведения при затоплении.

ЧС на транспорте

9

Характеристика современного видов транспорта. Правила дорожного движения. Опасности подстерегающие пассажиров. ДТП, причины их возникновения, последствия.

Применять основные правила безопасности поведения при пользовании транспортными средствами. Применять правила поведения в аварийных ситуациях. ПМП пострадавшим.

ЧС криминогенного характера

3

Общая криминогенная ситуация в городе, районе, наиболее характерные случаи ее проявления. Основные способы защиты жилища от проникновения посторонних. Зоны повышенной криминогенной опасности.

Применять основные способы защиты жилища от проникновения посторонних. Правила поведения детей дома в различных криминогенных ситуациях. Самооборона и ее пределы. Юридическая защита прав личности.

ЧС, связанная с нарушением экологического равновесия в местах проживания

2

Загрязнение воздуха, воды и почвы в местах проживания, возможные их причины. Недоброкачественность продуктов питания и возможные опасности для здоровья.

Порядок выполнения основных мероприятий по обеспечению безопасности человека при нарушении экологического равновесия в местах проживания. Уметь определять факторы неблагоприятной окружающей среды на здоровье человека, социальной среды на развитие и здоровье человека.

Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей

Правила оказания ПМП при кровотечениях и ожогах

4

Вопросы личной гигиены и оказания первой медицинской помощи.

Оказание первой медицинской помощи при кровотечении, виды перевязок помощь при термических и химических ожогах, при отравлении.

Оказывать первую медицинскую помощь при кровотечениях, накладывать повязки.

Оказывать первую медицинскую помощь при ожогах и отравлении.

Всего часов

33

34, резервный урок

Календарно – тематический план

Название раздела, темы урока

Элементы содержания изучаемого материала в соответствии с ФКГОСО

Количество часов

Средства обучения. Информационное сопровождение

Дата

Изучение материала

Практичес-кая часть

план

факт

план

корр.

план

корр.

1

Безопасность и защита человека в ЧС.

1

Город как источник опасности

4

1.09 – 22.09

1.1

Опасные и чрезвычайные ситуации

Особенности города как среды обитания человека. Наличие зон повышенной опасности. Нарушение экологического равновесия, связанного с деятельностью человека. Государственные и муниципальные системы обеспечения безопасности их задачи и возможности. Обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи. Предвидеть опасность, при необходимости избегать ее, по возможности действовать.

Презентация:

Опасные и ЧС

1.2

Главные правила ОБЖ

1.3

Как научиться выявлять и предвидеть опасности. Классификация ОС и ЧС

1.4

Город как источник опасности

Фильм ПБП в городе

2

ЧС аварийного характера в жилище

11

29.09 –22.12

2.1

Системы обеспечения безопасности. Сигналы оповещения.

Современное жилище, конструкция, особенности его жизнеобеспечения. Особенности горения синтетических материалов. Возможные причины затопления жилища. Действовать при возможных ситуациях аварийного характера в жилищах. Правила поведения при пожаре. Эвакуация из многоэтажных зданий. Пользование средствами пожаротушения. Правила поведения при затоплении. Причины возникновения пожаров в жилых и общественных зданиях. Последствия пожаров. Меры пожарной безопасности в доме (квартире) при эксплуатации электробытовых и газовых приборов, отопительных печей, применении источников открытого огня, во время проведения новогодних и праздничных мероприятий. Соблюдение мер пожарной безопасности в школе. Правила безопасного поведения человека при пожаре в доме (квартире, подъезде, балконе, подвале).Система обеспечения безопасности города (населенного пункта) (милиция, пожарная охрана, скорая помощь, служба спасения, коммунальная и другие службы), правила их вызова. Опасности, возникающие при нарушении правил эксплуатации различных бытовых приборов и систем жизнеобеспечения жилища. Опасные вещества и средства бытовой химии, соблюдение мер безопасности при их использовании.

2.2

Опасные ситуации в жилище.

1

2.3

Лифт как источник опасности

2.4

Правила обращения с животными. ПМП при укусах.

2.5

Пожар. Причины возникновения пожаров. Правила противопожарной безопасности

Презентация: Причины возникновения пожаров

2.6

Электричество. Если загорелся телевизор

2.7

Правила поведения при пожаре. Эвакуация. Средства тушения пожара.

1

Фильм: ПБП при пожаре

2.8

Угарный газ. Бытовой газ. ПМП при отравлении газом.

2.9

Затопление жилища

2.10

Взрыв. Обрушение дома

2.11

Взрыв. Обрушение дома

3

ЧС на транспорте

9

29.12 – 9.03

3.1

Современный транспорт – зона повышенной безопасности.

Современный транспорт – зона повышенной опасности. Краткая характеристика видов транспорта – общественного, железнодорожного, водного, авиационного. Опасности, подстерегающие пассажира при посадке и высадке из транспорта, в процессе передвижения и в аварийных ситуациях. Основные правила безопасности поведения при пользовании транспортными средствами. Правила поведения участников дорожного движения. ДТП, причины их возникновения и возможные последствия. Правила поведения в аварийных ситуациях. Железнодорожный транспорт. Обеспечение безопасности пассажиров. Возможные ЧС, правила поведения при их возникновении. Водный транспорт. Меры по обеспечению безопасности пассажиров. Коллективные и индивидуальные спасательные средства. Авиационный транспорт. Обеспечение безопасности при полетах самолетов. Правила безопасного поведения пассажира в различных опасных ситуациях.

3.2

Правила дорожного движения. ДТП, причины их возникновения, последствия.

Презентация: Опасные ситуации на дорогах

3.3

Общественный транспорт. Правила поведения в общественном транспорте.

Фильм: Инспектор ДОР

3.4

Метро. Правила безопасности.

3.5

Правила поведения в местах большого скопления народа. Толпа.

3.6

Железнодорожный транспорт

Пр: Железнодорожный транспорт

3.7

Опасности на воде и водном транспорте.

Фильм: Водный патруль

3.8

Безопасность поведения на льду

3.9

Воздушный транспорт

4

ЧС криминогенного характера

3



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст