план работы методического объединения классных руководителей

МБОУ «Косиновская основная общеобразовательная школа»

ПЛАН РАБОТЫ

МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ

КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

НА 2013-2014 УЧЕБНЫЙ ГОД

Руководитель МО: Тараторкина Е.А.

СОДЕРЖАНИЕ:

1.ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ МО КЛАССНЫХ

РУКОВОДИТЕЛЕЙ На 2013-2014 учебный год С. 3-8

2. План работы МО классных руководителей

На 2013-2014 учебный год с. 9-10

3. КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С. 11

4.СВЕДЕНИЯ О ЧЛЕНАХ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ С. 12

5.ПЛАН ЗАСЕДАНИЙ МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ

НА 2013-2014 УЧ.ГОД С. 13-14

6. ГОДОВАЯ ЦИКЛОГРАММА РАБОТЫ МО С. 15-16

7. ГРАФИК ОТКРЫТЫХ КЛАССНЫХ ЧАСОВ С. 17

8. ПОЛОЖЕНИЕ О МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ

КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ С. 18-19

ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ, ФУНКЦИИ МО КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙна 2013/2014 учебный год

В зависимости от своей профессиональной и социальной роли, каждый работающий в школе организует ту или иную сферу жизни ребенка. Учитель главным образом работает в сфере учебной деятельности, родители призваны заботиться о здоровом образе жизни ребенка, педагоги дополнительного образования обеспечивают культурный досуг. Но только классный руководитель в этой цепочке занимает особое  место. Определяя место классного руководителя в системе воспитания, надо видеть главную линию -  взаимодействие с ребенком. Место классного руководителя  рядом с ним, а основная его функция – взаимодействие с отдельной личностью на основе взаимопонимания.

Задачи в работе МО классных руководителей на 20113/2014 учебный год

Считать актуальной в воспитательной работе проблему формирования у обучающихся ключевых компетенций (ценностно-смысловых, общекультурных, информационных, коммуникативных, социально-трудовых, компетенции личностного самосовершенствования) и гражданской компетентности.

Определить для каждого руководителя ведущей задачей в работе с ученическим коллективом формирование ключевых компетенций.

В течение 2013-2014 учебного года классным руководителям продолжить ознакомление с инновационными подходами и моделями воспитательных систем.

Быть классным руководителем дано не каждому. Найти учителя, который бы по собственному желанию и стремлению хотел работать классным руководителем, бывает очень нелегко, потому что нет работы более сложной и трудной. Деятельность классного руководителя трудоёмка и многообразна, круг обязанностей очень широк, огорчения и неудачи более часты, чем радости и победы. И вместе с тем, в школе нет работы более интересной, дающей большую отдачу, чем деятельность по руководству классным коллективом.

Всех классных руководителей можно разделить на 3 группы:

1.      «Энтузиасты»;

2.      «Добросовестные»;

3.      «Невключенные».

1 группа «добросовестные». Это ответственные педагоги, но не склонные существенно превышать оплачиваемое время работы с классом (примерно 3-5 часов в неделю).

2 группа  «энтузиасты» готовы тратить и тратят на работу  классного руководителя время, существенно превышающее оплачиваемое (5-6 часов  в неделю).

3 группа «невключенные» стараются заниматься деятельностью классного руководителя как можно меньше. По тем или иным причинам они сводят временные затраты на  воспитательную работу к минимуму.

Так как средств превратить всех в энтузиастов нет,  то разумно рассчитывать прежде всего на добросовестных классных руководителей, готовых честно работать  в рамках 3-4 часов в неделю.

В свою очередь, приглядевшись внимательно, группу  добросовестных классных руководителей можно разделить, по крайней мере, на 5 типов:

1. Ситуативные. Это классные руководители, более или менее знающие своих детей,  чего от кого ждать хорошего или плохого и действующие, в основном, по ситуации, по случаю. Никаких особых исследовательских целей такой классный руководитель не ставит, им управляют ситуации, дети, собственные настроения.

2. Соответствующие.  Соответствующие требованиям администрации. Это те педагоги, что более или менее четко выполняют основные требования к деятельности классного руководителя. Это те педагоги, которые оглядываются на деятельность коллег и стараются быть не хуже (но и не лучше). Если требования администрации разумны, а работа коллег эффективна, то  результаты «соответствующего» педагога могут быть и не плохими. Но своих определенных целей такой педагог не имеет.

3. Образцовые.  Это не те, кто образец, а кто хватается без каких-либо серьезных оснований за форму – образец, тащит ее к себе в класс. Результат, конечно, случаен. Может оказаться форма, которую принес классный руководитель, адекватна возрасту и подбору ребят в классе и тогда в плюс. А может и все наоборот. Тогда у педагога появляется основание утверждать «Современных детей ничего не интересует».

4. Утописты. Это те классные руководители, что формулируют, ставят свои цели педагогической работы, верят в правильность этих целей и стремятся их достигнуть. Но сами цели оказываются утопическими (в духе всестороннего, духовного…) Такой педагог является драматической фигурой. Например, классный руководитель хотел бы добиться развития чуткости, заботливости у своих ребят и ради этого тщательно подбирает содержание и формы классных часов с соответствующей тематикой. Ребята теперь знают  разные хорошие слова, примеры знаменитого заботливого поведения,  потренировались в чуткости в игровых учебных ситуациях, а в реальном поведении мало что сдвинулось.

Педагог переживает, ищет новые формы или обвиняет себя в неспособности. А ключ в самой цели -  невозможности сформулировать заботливость, как черту личности у всех ребят и тем более в рамках классных часов.

5. Реалисты. Это классные руководители, ставящие ограниченные вроде бы частные цели и достигающие их через соответствующие этим целям способы, формы работы. Существует несколько видов реалистов: демократы, психологи, конкурсанты, эмоционалисты.

а) Демократы – озабочены организацией позитивного опыта совместных осуждений и разрешений школьных, жизненных, литературных ситуаций.

б) Психологи – на тех же классных часах занимаются другой работой: создают опыт взаимопонимания и доброжелательного общения. «Психологи» есть, но их тоже немного. И за этим какая-то тайна. Ведь литературы по школам, играм, тренингам общения целый поток. Почему-то педагоги не всегда берут эту литературу в дело?

в) Конкурсанты – более или менее систематически организуют командные и индивидуальные конкурсы, создающие у ребят опыт поведения в ситуации групповой и личной конкуренции.

г) Эмоционалисты -  стремятся создавать опыт групповых коллективных позитивных переживаний, эмоций. Это происходит, как правило,  в формах самых обычных мероприятий: экскурсий, концертов, прослушивание музыки…

Педагоги «реалисты» берут ответственность за организацию частного, ограниченного опыта поведения, общения, переживания школьников. Они берут ответственность за то, чтобы этот опыт был позитивен, ценен для ребят.

Итак —  классное руководство

– это многообразие и многоемкость деятельности

- это широкий круг обязанностей,  это стремление быть нужным своим воспитанникам, это радость небольших достижений и больших побед в воспитании человека.

Но на пути  классного руководителя огорчения и неудачи встречаются чаще радостей и побед. Помочь педагогу увеличить вес побед  и уменьшить груз неудач – это и должна быть основная задача методического  объединения классных руководителей.

Целью работы методического объединения классных руководителей на следующий год ставим повышение знаний по теории и практике воспитательного процесса в школе, овладение  теорией методики коллективного творческого воспитания, оказание помощи при подготовке, проведении и анализе классных мероприятий, коллективных творческих дел.

Основные задачи МО классных руководителей на следующий учебный год:

1) Повышение теоретического, научно-методического уровня подготовки  классных руководителей по вопросам психологии и педагогики  воспитательной работы.

2) Обеспечение выполнения единых принципиальных подходов к воспитанию и социализации учащихся.

3) Вооружение классных руководителей  современными воспитательными технологиями и знанием современных форм и методов работы.

4) Координирование планирования, организации и педагогического анализа воспитательных мероприятий классных коллективов.

5) Изучение, обобщение и использование в практике передового педагогического опыта работы классных руководителей.

6) Содействие становлению и развитию системы воспитательной работы классных коллективов.

Функции МО классных руководителей:

организует коллективное планирование и коллективный анализ жизнедеятельности

классных коллективов;

координирует воспитательную  деятельность классных коллективов и организует их взаимодействие в педагогическом процессе;

вырабатывает и регулярно корректирует принципы воспитания и социализации учащихся;

организует изучение и освоение классными руководителями современных технологий воспитания, форм и методов воспитательной работы

обсуждает социально-педагогические программы передового педагогического опыта работы классного руководителя, материалы аттестации классных руководителей;

оценивает работу членов объединения, ходатайствует перед администрацией школы о поощрении лучших классных руководителей.

По результатам собеседования выявлено, что в процессе организации воспитательной работы  в классе классный руководитель осуществляет следующие функции:

изучение  личности учащихся;

анализ, координация и коррекция образовательного процесса и взаимоотношений в классе (учащихся между собой  в классе  и с учащимися других классов, учащихся и учителей);

организация планирования, подготовки, проведения и подведения итогов периодов жизнедеятельности классного коллектива и классных мероприятий: классных часов, минут информации и общения, КТД, огоньков, конкурсов и т.д.;

социальная защита учащихся (совместно с педагогом);

работа с родителями учащихся;

педагогическое обеспечение деятельности ученического самоуправления в классе;

организация, ведение классного журнала и дневников учащихся.

Каждый учебный год выбирается  ключевая тема, которая прорабатывается в течение всего года. Классные часы! Некоторые коллеги могут тяжело вздохнуть и с горечью вспомнить о неприятных минутах разборов: кто разбил окно, поломал стул, опоздал на урок или прогулял его, почему много двоек по математике…  Подобными событиями изобилует бурная школьная жизнь и, конечно, классному руководителю приходится тратить много времени на обсуждение этих поступков. Классный час! А какая ассоциация возникает с ним у  учащихся?  Опять эти вечные разборки и нудные выяснения обстоятельств, виновных и неблагодарных. Лучше найти отговорку и отпроситься или просто убежать.

Однако есть и другое отношение к  классным часам – учителю хочется создать в классе благоприятный климат, дружный коллектив, выбрать достойного лидера, обсудить волнующие ребят проблемы… Но как всегда  заедает текучка – планы, журналы, отчеты, собрания, совещания и не всегда хватает времени серьезно приготовиться, чтобы провести с детьми беседу, игру…

А как хочется достучаться до закрытых, одиноких, часто очерствевших и озлобленных детских сердец, отогреть их души, сделать так, чтобы заиграла искренняя улыбка, засветились огоньки радости в глазах…

Чтобы помочь классным руководителям, мы в течение года проведём семинар для классных руководителей «Классный час и его организация».

Чтобы  отслеживать результаты своего труда, мы познакомимся с вопросами диагностики и коррекции в работе классного руководителя

Работа с родителями – труднейший раздел работы классного руководителя. С появлением новой литературы, достаточно умной и интересной, возвращаемся к  теме «Нетрадиционные формы с работы с родителями».

Немаловажное значение имеет индивидуальная работа:  консультации, ответы на вопросы, беседы, собеседования.

При этом мы помним золотое правило «Контроль начинается с анализа». Анализ идет на разных уровнях:

административное совещание;

еженедельная планерка с учителями;

совещание при директоре;

индивидуальный  анализ;

анализ деятельности школы учащимися и родителями через анкетирование;

педсовет.

По итогам анализа выдвигаются проблемы, определяется цель, ставятся конкретные задачи.

Основные задачи контроля в системе управления работой

классного руководителя :

изучить состояние воспитательной работы, выявить сильные и слабые стороны,  изучить и распространить передовой опыт, осуществить учет, всесторонний анализ и оценку труда

классного руководителя, поставить новые цели и задачи, стимулировать творческий подход к делу, стремиться приобщить каждого педагога к самоконтролю и самоанализу своей деятельности.

Опыт работы школы позволяет выделить различные виды контроля:

фронтальный контроль за коллективом в целом;

тематический контроль предполагает глубокое изучение одного вопроса (например, работа с родителями, работа с трудными учащимися, персональный контроль работы классного руководителя, участие в школьных делах и их результативность).

Используются различные методы контроля:

наблюдение (непосредственное и опосредованное);

анкетирование;

собеседование;

отчет о работе за четверть, полугодие, год;

контроль через изучение документации (планы воспитательной работы);

изучение результатов деятельности учащихся;

взаимопосещение занятий;

самоконтроль.

Итогом завершения работы МО будет творческий отчет классных руководителей из разных параллелей.

Начальное звено – Плотникова Е.Н.(1 класс)

Среднее звено – Карелова И.С.(9 класс)

Мы стремимся, чтобы наши ученики отвечали требованиям модели выпускника, а именно…

1.Это человек, призванный решать личные, социальные и производственные проблемы с позиции глобального мышления, ощущая себя гражданином.

2.Это россиянин, законопослушный гражданин своего Отечества, т.е. человек, ощущающий и переживающий ответственность за состояние того общества, в котором он живет

.

3.Это гражданин маленькой Родины, Курской области, той земли и традиции, в которых он родился и живет.

4.Это ученик МБОУ «Косиновская ООШ», следовательно, гражданин ее, признает Устав и стиль жизни этой школы

5.Это член своего класса, детского и молодежного объединения, способный к саморазвитию.

6.Это семьянин,  носитель и продолжатель семейных ценностей, человек, готовящийся стать матерью или отцом.

7.Это неповторимая индивидуальность, которая живет в своем мире, реализует себя в социальных ролях, которые ей доступны.

Нам есть над чем работать!

План работы МО классных руководителей

На 2013-2014 учебный год

№п/п

Тема

Задачи

Форма работы

Дата проведения

Организация учебно-воспитательной работы на новый учебный год

Ознакомление с обязанностями классных руководителей;

Анализ воспитательной работы за 2012-2013 учебный год

Рекомендации по составлению планов воспитательной работы классных руководителей;

Ознакомление с единым комплексным планом, раздел «Воспитательная работа»;

Инструктивно-методическое совещание

сентябрь

Проектировочная деятельность и планирование воспитательной работы в классе

Помощь классным руководителям в составлении плана воспитательной работы с классом.

Индивидуальные собеседования

Сентябрь

октябрь



Изучение уровня воспитанности учащихся и планирование работы на основе полученных данных

Анализ методик изучения уровня воспитанности учащихся.

Анализ уровня воспитательной работы в школе.

Планирование дальнейшей работы на основе изучения уровня воспитанности учащихся школы.

Индивидуальное собеседование

Ноябрь (каникулы)

Самообразование и самовоспитание как основа успешности педагога

управление самообразованием ученика

управление самовоспитанием ученика

самообразование учителя

самовоспитание учителя

стимулирование процесса самообразования и самовоспитания ученика

стимулирование процесса самообразования и самовоспитания учителя

Педагогический совет

март (каникулы)

Подведение итогов воспитательной работы за год

проведение анализа воспитательной работы за год

выработать наиболее эффективные направления работы на следующий год

собеседование

май

Формы работы с родителями

Помощь классным руководителям при подготовке классного родительского собрания

Организация работы с отдельными классными руководителями по самообразованию

Индивидуальные собеседования

В течение года

Проведение

внеклассных мероприятий

Организация работы с отдельными классными руководителями по самообразованию.

Обобщение опыта работы классных руководителей школы.

Методическая помощь классным руководителям при подготовке к внеклассным мероприятиям

Обзор новой поступившей литературы по воспитательной работе

Индивидуальное собеседование

В течение года



КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ КЛАССНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ:

1. Назначения и функции классного руководителя в современной школе.

2. Содержание деятельности классных руководителей.

3. Методика проведения интеллектуально- творческих дел.

4. Психолого-педагогический анализ воспитательного мероприятия.

5. Создание воспитательной системы в классе.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст