ответы к зачету по диагностике семьи

Оглавление

1.Количественные и качественные методы семейной диагностики.3

2.Условия применения психодиагностических методик. Критерии подбора психодиагностических методик.3

3Ключевые темы диагностики и информирования в семейном консультировании.5

4Направления диагностического исследования в семейном консультировании.5

5Прогнозирование развития отношений с партнером на основе диагностики. Информирование по результатам диагностики.8

6Профессионально-этические нормы в работе психолога-диагноста.9

7Сбор анамнеза. Социально-экономические и демографические характеристики семьи.10

8 Методики событийно-биографического подхода. Изучение особенностей восприятия жизненного пути семьи.10

9 Методика «Значимые события жизненного пути семьи»: технология проведения исследования, основные параметры интерпретации данных.11

10 Использование циркулярной модели Д.Олсона для диагностики структуры семьи. Описание методики «Шкала семейной сплоченности и адаптации» -FACES-3 (авторы Д.Х. Олсон, Дж. Портнер, И. Лави, в адаптации М. Перре), правила проведения и интерпретации.13

11Методики измерения психологической дистанции.14

12Динамика супружеских отношений.16

13Особенности планирования диагностического исследования супружеской пары.17

14Возможности методик диагностики эмоциональных отношений в супружеской паре.19

15Выявление конфликтогенных сфер супружеских отношений, степень согласия в ситуациях конфликта, уровень конфликтности в паре.21

16Закономерности количественной и качественной обработки результатов.22

17Психологическая интерпретация полученных результатов для супружеской пары как подсистемы семьи.22

18Последовательность построения выводов о степени социально-психологической совместимости брачных партнеров.?22

19Особенности планирования и проведения диагностического исследования детско-родительских и сиблинговых отношений.23

20Цели и задачи диагностики. Тестовые нормы опросников.25

21Диагностика особенностей взаимодействия родителей и детей. Понятие «родительское отношение» и его диагностика.27

22Определение сиблинговой позиции ребенка в семье. Изучение сиблинговых отношений.28

23Предъявление инструкции и проведение диагностических процедур.29

24Количественная обработка и психологическая интерпретация результатов для родительской и детской подсистем, а также особенностей межличностных отношений родителей и детей на различных этапах жизненного цикла семьи.29

25Диагностика психологической готовности к родительству и усыновлению.33

26Построение выводов о характере детско-родительских отношений в обследуемой семье.35

1.Количественные и качественные методы семейной диагностики.

КАЧЕСТВЕННЫЕ МЕТОДЫ — методы исследования, ориентированные на схватывание индивидуально-специфич-ного, уникального, максимально приближенного к условиям проявления в реальной жизни.

Психологи используют различные методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, метод социометрии, методы поперечных и продольных срезов, количественно-качественный анализ документов, тестирование. «верификация» буквально обозначает «проверка»

Б.Г.Ананьев упоминает и дихотомию качественных-количественных методов, однако относит ее только к методам обработки данных: количественные методы он связывает со способами обработки цифровых показателей, качественные – с описанием, классификацией, типологией данных, не имеющих числового выражения [1].

Современные исследования в области методов психологии и других гуманитарных наук (истории, социологии, языкознания) показывают, однако, что качественные и количественные стратегии различаются между собой не только на этапе обработки эмпирической информации, но уже на самых ранних стадиях исследовательского процесса – на уровне подходов к проблеме, при определении объекта, предмета, целей и задач исследования, постановке гипотез.

В соответствии с принятым в отечественной психологической науке подходом в качестве методов психологического изучения используются как основные (наблюдение и эксперимент), так и дополнительные методы (беседа-интервью, изучение документации об исследуемых, анализ продуктов их деятельности и др.).

Что касается количественных методов, то наибольшей популярностью в прикладной психологии пользуется тестирование. Это объясняется, скорее всего, тем, что в образе психолога, который имеется в массовом сознании, деятельность профессионального психолога прочно связывается именно с этим методом. Многие заказчики прикладных исследований уже сталкивались с тестированием и достаточно адекватно представляют себе, что это за метод и что он может дать. Другие методы (наблюдение, анализ документов, продуктов и процессов деятельности) воспринимаются с некоторым скепсисом.

Качественные методы начинают приобретать популярность только в последнее время: заказчики начинают понимать их преимущества, и поэтому проявляют к ним повышенный интерес. Следует отметить, что широкое развитие качественных методов в прикладной психологии связано с запросами практики. Все чаще психологам заказывают прикладные исследования с применением качественных методов, и особенно часто это происходит в такой отрасли прикладной психологии, как психология управления.

Психологическое изучение семей требует привлечения достаточного числа диагностических методик в рамках того или иного метода. В силу этой причины, а также в связи с диагностическими задачами исследования используются как стандартизированные, так и нестандартизированные методики.

С целью получения объективных результатов при изучении семейных проблем отбираются методики, соответствующие изучаемым параметрам, а также принципам валидности и надежности.

Диагностический инструментарий, в качестве которого применяются указанные методики, строится на следующих принципах:

избираемые методики позволяют провести комплексное изучение максимально возможных параметров субъекта исследования;

с помощью диагностического инструментария осуществляется качественно-количественный и сравнительный анализ выявленных факторов;

получаемые результаты объективны и строго детерминированы поставленными целями и задачами исследования.

психодиагностические методики, основанные на качественном и количественном анализе экспериментальных данных. В первом случае диагностируемое свойство описывается в известных научных понятиях, а во втором случае – через относительную степень его развития у данного человека по сравнению с другими людьми. Иногда количественные и качественные характеристики сочетаются в рамках одной и той же методики, так что в итоге изучаемое свойство получает двойную – количественно-качественную характеристику.

2.Условия применения психодиагностических методик. Критерии подбора психодиагностических методик.

В о-первых, психодиагностические процедуры не должны быть слишком громоздкими, трудоемкими и продолжительными по времени. Не следует забывать, что главным содержательным началом в консультационной работе выступает именно живая беседа психолога и клиента: рассказ последнего о своих переживаниях, обсуждение его проблемной ситуации, сопереживание и сочувствие. Перечисленные элементы консультативного процесса – это составляющие человеческого общения, которое может прерваться, остановиться, начать свое движение «по другому руслу», если психолог перестанет общаться и введет диагностические средства вопреки логике разворачивающейся беседы.

Если в ходе консультации возникает задача сугубо психодиагностической оценки индивидуально-психических особенностей клиента, целесообразно выделить отдельный день для специального психодиагностического обследования. В рамках психологической консультации могут быть организованы только облегченные и непродолжительные по времени «психодиагностические пробы», подчиненные целям консультативного процесса и органично включенные в динамику коммуникативных взаимодействий психолога и клиента.

Недопустимо, например, в тот момент, когда эмоциональная клиентка на консультации плачет, предлагать ей какой-либо опросник, оценивающий уровень ее тревожности или невротизма. Разумно назначить повторную встречу для проведения специального психодиагностического обследования, если в этом есть необходимост

Психодиагностика позволяет оценить индивидуальные особенности клиента (особенности идентичности, характер, темперамент, способ эмоционального реагирования, зависимость—доминантность, ригидность—креативность, уровень самооценки), его отношение к другим людям более наглядно и

доступно для него самого. При консультировании супружеской пары тестирование дает возможность получить дополнительную информациюо совместимости партнеров, делает зримыми и различия,

и сходство между ними. Кроме того, тестирование само по себе имеет психотерапевтическое значение (установление контакта, снятие напряжения, чувство значимости).

Данные тестов полезны для отслеживания динамики состояния клиента и оценки результатов консультирования.

Для того чтобы процесс консультирования был эффективен, тестовый материал, применяемый специалистом, должен соответствовать следующим критериям:

• быть достаточно простым в обработке;

• быть доступным пониманию клиента (то, что непонятно, — отвергается);

• не требовать много времени для своего выполнения;

• быть связанным с основной темой консультирования.

Поясним, что тесты должны быть просты в обработке для того, чтобы консультант основное время консультации потратил именно на клиента и решение его проблемы, а не на обработку тестов и мог оперативно получить необходимую информацию. Клиенту это дает возможность еще в процессе

Наиболее важными критериями качества метода являются:1. Объективность метода.Независимость получения и интерпретации полученных данных от экспериментатора. Различают объективность проведения тестирования, объективность анализа и объективность интерпретации полученных данных. Основной способ достижения объективности — стандартизация тестовой процедуры.Объективность метода определяется посредством установления корреляций между исследованиями различных экспериментаторов с применением одного и того же психодиагностического инструментария на одной и той же выборке. Если коэффициент корреляции достаточно высок, то говорят о независимости, объективности метода исследования.2. Валидность метода.Комплексная характеристика, включающая сведения об области исследуемых явлений и соответствия им диагностической процедуры, т.е. указание на то, что тест измеряет и насколько хорошо он это делает (А.Анастази).В валидность включается широкий комплекс теоретических и эмпирических сведений о методике: данные о степени согласованности результатов теста с другими сведениями об исследуемой личности, суждения об обоснованности прогноза развития исследуемого качества, связь изучаемой области поведения с определенными психологическими конструктами, конкретную направленность методики (контингент испытуемых), степень обоснованности выводов в конкретных условиях, степень адекватности применяемой модели деятельности, однородности и сопоставимости заданий теста.Различные категории сведений о валидности образуют ее виды:а) эмпирическая валидность.- диагностическая — отражает способность теста дифференцировать испытуемых по изучаемому признаку. Анализ при этом заключается в установлении соответствия показателей теста реальному состоянию психологических особенностей испытуемого в момент обследования.Основная процедура определения этого вида валидности — корреляционный анализ результатов теста с другими оценками исследуемого свойства.- прогностическая — сведения, характеризующие степень обоснованности развития психологической характеристики в будущем. Основой прогностической валидности является определение того, насколько важен исследуемый признак с точки зрения развития испытуемого в будущем, с учетом перехода в другой возрастной период.б) Теоретическая валидность.- по содержанию — сведения и репрезентативности (представительности) заданий теста по отношению к измеряемым свойствам. Содержательная валидность закладывается в тест уже при подборе заданий будущей методики. Для этого избирается круг исследуемых свойств и расчленяется на элементы, разрабатывается модель тестовой деятельности, содержание которой соответствует наиболее важным элементам реальной деятельности. В конце анализируется соответствие разработанной модели реальности, и проверяются пропорции отдельных элементов.Классификация типов валидности достаточно условна, в психодиагностике не существует универсального подхода к ее характеристике. Для валидизации каждого вида психодиагностических процедур могут применяться различные типы валидности, оцениваемые количественно и качественно, либо просто описываемые. Однако, в силу сложности, ситуативности методик психодиагностики, их валидность в целом невозможно измерить, о ней можно только судить. Но историческое развитие общества требует постоянного контроля валидности психодиагностических методик.3. Надежность метода.Характеристика методики, отражающая точность психологических измерений, а также устойчивость результатов теста к действию посторонних факторов.В теоретическом смысле надежность — это характеристика того, в какой степени выявленные у испытуемых различия по тестовым результатам являются отражением действительных различий, или могут быть приписаны случайным факторам.В эмпирическом смысле — это степень согласованности результатов теста, получаемых при первичном и повторном его применении на одной и той же группе испытуемых. Различные процедуры определения такой согласованности называют видами надежности:а) ретестовая надежность — характеристика надежности методики путем повторного обследования испытуемых с помощью одного и того же теста. В такой процедуре имеет значение временной интервал между обследованиями, если он мал, у испытуемого формируется навык работы с методикой, если велик — наступают возрастные изменения;б) надежность параллельных форм — характеризует надежность с помощью взаимозаменяемых форм теста. При этом одни и те же испытуемые обследуются вначале с применением основного, а затем дополнительного блока заданий. Показатель качества метода — коэффициент корреляции между результатами выполнения двух блоков заданий, он позволяет судить о взаимозаменяемости блоков заданий. Но недостатки ретеста при этом устраняются не полностью, т.к. испытуемые могут сформировать навык на основе усвоения принципа работы по методике и достаточно сложно сконструировать полностью непохожие параллельные формы теста;в) надежность частей теста — характеризует качество методики путем анализа устойчивости результатов отдельных совокупностей тестовых задач или единичных пунктов теста. Проводится «расщепление» теста на две равноценные части (четные и нечетные пункты и т.п.) и рассчитывается коэффициент корреляции между ними. Такая процедура позволяет судить и об эквивалентности по содержанию и степени трудности отдельных заданий теста.Все три вида надежности часто комбинируются, т.к. ни один из них не является идеальным.Все три критерия качества метода психодиагностического исследования (объективность, валидность и надежность) зависят друг от друга и средством их повышения является стандартизация тестовых процедур. Важно также отметить, что различные виды методик психодиагностики обладают разным уровнем качества. Рассмотрим отдельные их виды более подробно.

3Ключевые темы диагностики и информирования в семейном консультировании.

Для эффективной помощи клиенту необходимо, чтобы консультант мог сформулировать для себя ответы на следующие вопросы:

• Что за человек перед ним? Каковы его личностные особенности, самооценка? Как и кем он себя воспринимает? Чем увлекается?

• Каковы представления человека о себе как о представителе своего пола? Как он воспринимает и оценивает

представителей противоположного пола? Насколько данные представления согласованы или противоречивы?

• Каковы потребности и ожидания у клиента относительно семьи, своего партнера в супружеском союзе? Насколько эти потребности и ожидания реализованы в отношениях с партнером?

• Как осуществлялся выбор партнера? Насколько он был осознанным?

• На какой стадии партнерских отношений находятся супруги? Какие кризисные периоды уже пройдены супругами? Как были преодолены эти трудные периоды (что именно помогло справиться, и кто оказал помощь)?

• Из какой родительской семьи произошли супруги, насколько согласуются их семейные модели?

Таким образом, основными темами диагностики и информирования клиентов в супружеском консультировании являются следующие:

• Индивидуальные особенности (самооценка, полоролевая идентичность, потребности).

• Мотивы вступления в брак (ценности и функции семьи).

• Выбор партнера (осознанность, стадии).

• Динамика партнерских отношений (стадии).

• Семейные модели (распределение ролей, самооценка).

• Совместимость (уровни).

В литературе по психологическому консультированию рекомендуются к применению множество различных методов диагностики супружеских отношений. В данном пособии описывается комплекс методик, который показал свою практическую надежность и информативность в процессе супружеского и семейного консультирования.

Комплекс психодиагностических методик включаетв себя следующие методы:

1. Проективный рисунок человека.

2. Методика «Кто Я?».

3. Методика «Полоролевые портреты».

4. Опросник Жанет Уойтитц «Правда или заблуждение».

5. Проективная методика «Круги взаимоотношений».

6. Проективный тест «Семейная социограмма».

4Направления диагностического исследования в семейном консультировании.

Основные направления психологического консультирования

Гешталып-терапия в психологическом консультировании

Гештальт-терапия является одним из ведущих направлений в современной психологии и разделяет ее основные принципы. Главные идеи гештальт-подхода в терапии сформулированы Фредериком Перлзом, на формирование взглядов которого оказали влияние гештальт-психология, дзен-буддизм, экзистенциальная философия, а также идеи Вильгельма Райха. Ф. Перлз распространил положения гештальт-теории восприятия на изучение личности. Использовав понятие «отношение фигуры и фона», он определил, что восприятие того, что будет «фигурой», а что «фоном», зависит от доминирующей потребности личности. При этом Перлз отмечал ритмичность смены формирования и завершения фигуры. Этот процесс является средством саморегуляции, поддержания внутреннего баланса организма. Фигура связана с преобладающим чувством, отражающим потребность, которая по мере удовлетворения теряет свою значимость и отступает на задний план. Осознание потребности (фигуры) приводит к образованию гештальта.

Согласно гештальт-терапии организм рассматривается как единое целое, объединяющее ментальное и физическое начала. Любой аспект поведения может быть рассмотрен как проявление целостного бытия человека. Человек – часть более широкого поля: организм + среда. У здоровой личности граница со средой подвижна: возникновение определенной потребности требует «контакта» со средой и формирует гештальт, удовлетворение же ее приводит к завершению гештальта и «отходу» от среды. У невротической личности процессы контакта и отхода искажены.

Чтобы осознавать свои потребности, человеку необходимо ощущать себя в настоящем – «здесь и теперь». Поэтому в гештальт-терапии все внимание фокусируется на переживаниях в настоящем, на осознании своих доминирующих потребностей. Ф. Перлз рассматривал личностный рост как процесс расширения зон самоосознавания, что само по себе может быть целительным. Непрерывное сознавание помогает саморегуляции и выражает мудрость организма, координирую-щего равновесие между внутренним миром и средой. Ф. Перлз выделял три зоны сознавания:

внутренняя зона – это события и процессы, происходящие в нашем теле;

внешняя зона – отражает внешние события, которые поступают в наше сознание в виде сенсорных сигналов. Как внутренняя, так и внешняя зоны почти не оцениваются и не интерпретируются:

средняя зона – это зона фантазий, мыслей, верований, отношений.

При неврозе преобладает тенденция к сосредоточению на средней зоне за счет исключения из сознания двух первых. Такая излишняя склонность фантазировать, интеллектуализировать, интерпретировать нарушает естественный ритм процесса сознавания. Кроме того, сосредоточение на средней зоне вынуждает человека в большей мере соприкасаться со своим прошлым и буду-щим, он больше вспоминает и строит планы, нежели живет в настоящем, и таким образом прерыва-ет себя, ибо завершить любой гештальт, т. е. удовлетворить потребность, можно только в момент «здесь и теперь». Для достижения личностной зрелости, как считал Ф. Перлз, человеку необходимо найти поддержку в себе, чтобы пойти на риск и выйти из создавшегося тупика, пре одолев внутренние преграды. Последние часто возникают у людей, которые из боязни по отношению к возможным изменениям в поведении. Перлз выделял четыре невротических механизма защиты:

слияние – избегание контакта со средой, когда человек не знает, где кончается граница его «Я» и начинается «Я» другого. Он употребляет «Мы» вместо «Я»;

ретрофлексия – резкий поворот на себя, отношение к себе, как к другим людям и объектам, конфликт внутри «Я» вместо изменения среды: «делает себе то, что хотел бы делать другим»;

интроекция – тенденция присваивать убеждения и установки других людей без критики и попыток изменить их и сделать своими: «делает то, чего от него хотят другие»;

проекция – противоположность интроекции, перекладывание ответственности за то, что происходит внутри, на внешний мир: «делает другим то, в чем сам их обвиняет». Неприемлемые аспекты «Я» приписываются окружающему миру.

Целью гештальт-терапии является пробуждение потенциально существующих в человеке естественных процессов, способствующих его личностному росту, достижению целостности и зрелости. Задачей психотерапевта в этой связи является помощь клиенту в осознании собственного опыта и в выражении неотреагированных чувств в рамках принципа «здесь и теперь». Согласно Перлзу, сопротивление психотерапевтическому процессу проявляется в избегании человеком осознавания собственного поведения. Вслед за Вильгельмом Райхом он считал, что психологическое сопротивление имеет физическое выражение в невербальном поведении и языке тела. Психотерапевт, наблюдая за тем, как человек выражает и удовлетворяет свои потребности, должен помочь ему осознать их и увидеть, как он себя останавливает, а затем предложить человеку пойти на риск, чтобы пережить заблокированные чувства. Таким образом, вопрос «как?» является более важным, чем вопрос «почему?». Сопротивление в гештальт-терапии не разрушают попыткой его интерпретировать, а следуют за ним, экспериментируя, создавая ситуации, при которых клиент начинает делать необходимую ему, интересную для него работу.

Основные приемы гештальт-терапии

1. Расширение сознания. Предлагается задержать свое внимание на внешних и внутренних ощущениях, чувствах, мыслях и рассказах о них.

2. Интеграция противоположности. Определение доминирующей потребности зависит от умения вступить в контакт со средой, которая дает возможность ее удовлетворить. Этот кон такт требует умения разграничить среду и собственное «Я», а также отдельные аспекты своего «Я», зачастую полярные ощущения и чувства. В человеке идет борьба противоречивых желаний и свойств (например, робости и смелости, общительности и замкнутости), поэтому важно осознать противоположности, вызывающие данный конфликт. В гештальт-терапии с этой целью используют либо интрапсихический эксперимент, либо прием «двух стульев», когда один и тот же человек представляет себя то в роли «Нападающего», находясь на одном стуле, то в роли «Защищающегося», пересаживаясь на другой стул. Осуществляемый диалог позволяет постепенно интегрировать Контрастирующие части своего «Я».

3. Усиление внимания к чувствам. Человек склонен избе гать неприятных чувств. Чтобы помочь клиенту пережить их; полезно иногда утрировать, (раскрывать) негативные переживания через представление драматизированного события. Можно использовать ролевую игру, рисунок или танец, облегчающие проявление чувства необычным способом, а это открывает возможность для более глубокого изучения своего внутреннего мира.

4. Работа с мечтами, фантазиями, снами. Мечты, фантазии, сны – это спонтанная продукция, фрагменты «Я», которые при обычном рассказе могут подавляться: Мечта, сон или фантазия в гештальт-терапии переносятся в Настоящий момент, на пример, просьбой рассказать о них сейчас, предложением что-то представить и описать. Психотерапевт не интерпретирует, клиент сам исследует мечту (фантазию, сон) целью идентификации со своей личностью, прорабатывая ее всю или единичный фрагмент.

5. Принятие ответственности на себя. Непринятие ответственности на себя, приводящее зачастую к неврозу, Ф. Перлз называл «дырами в личности». Для помощи клиенту в осознании собственной ответственности психотерапевт не поддерживает его жалобы и сетования на судьбу, фрустрируя его таким образом еще больше и, подготавливая к принятию ответственности за свои действия.

6. Работа с сопротивлениями. Сопротивление скрывает истинные чувства, которых клиент избегает, поэтому психотерапевт старается обратить внимание клиента на его сопротивление. Например, спросив: «Слышишь ли ты сейчас свой голос?» и, выясняя, какие чувства стоят за этим.

Клиент-центрированный подход

Основные положения клиент-центрированного подхода в психотерапии сформулированы известным американским психологом Карлом Роджерсом, который считал, что направляющей и главной силой в психотерапевтическом процессе должен быть не терапевт, а сам клиент. При этом он исходил из уверенности в том, что личность есть постоянно развивающийся гештальт, а это развитие происходит на основе познания собственного внутреннего мира.

Интеллектуальными предшественниками К. Роджерса были экзистенциальные философы Серен Кьеркегор, Мартин Бубер, восточные проповедники идей дзен-буддизма и Лао Цзы. Несомненно, огромное влияние на воззрения Роджерса оказали американская культура, а также его собственный богатый жизненный опыт и психотерапевтическая практика. Назовем основные понятия клиент-центрированного подхода.

Поле опыта – это та часть опыта, с помощью которой люди «очерчивают» себя; то, что потенциально доступно сознанию, это воспринимаемая часть внутреннего мира – используемые слова, символы, отражающие реальность. Поле опыта есть «карта» территории, которой является реальность. Таким образом, огромное значение имеет то, что осознается, поскольку человек воспринимает внешнюю реальность через свой внутренний мир, через свое поле опыта, которое может ограничивать его восприятие и понимание реальности (внешнего мира). Гештальт-паттерн, или конфигурация – специфическая организация частей, составляющих единое целое.

Самость – находится в поле опыта и представляет собой взгляд на себя, основанный на прошлом и настоящем опыте, а также представлениях о будущем. Самость не есть неизменная сущность, тем не менее, в каждый данный момент она устойчива подобно «стоп-кадру», фиксирующему фрагмент опыта.

Идеальная самость – представление о себе как об идеале, наибольшей ценности. Степень различия идеальной и реальной самости определяет степень дискомфорта личности и препятствует ее росту. Согласно К. Роджерсу, принятие себя таким, каким являешься в действительности, есть признак душевного здоровья. Если идеальная самость выражает обостренное самолюбие и повышенную амбициозность, она может стать причиной невротического срыва, если же она лишь в некоторой степени отличается от реальной самости, то она может выступить двигателем развития личности.

Конгруэнтность – соответствие между опытом и сознаванием, когда человек выражает то, что он действительно чувствует (маленькие дети, например, конгруэнтны, так как их эмоции соответствуют потребностям). Дзен-буддийская формула гласит: «Когда я голоден, я ем; когда я устал, я сижу; когда я хочу спать, я сплю». Следование ей позволяет полностью завершить ситуацию и не перетаскивать невыраженный эмоциональный багаж предыдущего опыта в каждую новую ситуацию. Когда человек не способен увидеть амбивалентность своих чувств и справиться с ней, он неконгруэнтен, и тревожность его растет.

Тенденция к самоактуализации – фундаментальный аспект человеческой природы и понимается как движение к большей конгруэнтности и к более реалистичному функционированию. Психологический рост динамичен. Ему могут препятствовать «условные ценности», которые представляют собой отрицание, намеренное игнорирование, избегание некоторых аспектов самости ради получения награды для себя. «Условные ценности» часто формируются в детстве как результат воспитания, когда ребенок, поддерживая себя вероятностью материнской любви и признания, действует против своих интересов. Следовательно, «условные ценности» – это своеобразные фильтры, порождающие неконгруэнтность, т. е. разрыв между самостью и представлением о самости, отрицание некоторых сторон себя. Создается замкнутый круг: каждый опыт неконгруэнтности между самостью и реальностью ведет к повышению уязвимости, усилению внутренних защит, отрезающих опыт и создающих новые поводы для неконгруэнтности. Когда эти защиты не срабатывают, возникает тревожность.

Клиент-центрированная терапия направлена на разрушение «условных ценностей», на их пересмотр и отказ от них.

Основные постулаты терапии, центрированной на клиенте:

1. Клиент является главным в психотерапевтическом процессе, и он сам всегда стремится к выздоровлению. Роль терапевта заключается в том, чтобы использовать это стремление и направить клиента по нужному пути.

2. В процессе психотерапии основной акцент делается на эмоциональных аспектах, чувствах, а не на интеллектуальных суждениях, оценках, мыслях.

3. Психотерапевтическая работа проводится по принципу «здесь и теперь».

4. Преимущество всегда отдается инициативе клиента, психотерапевт помогает, минимально вмешиваясь в процесс. Клиент сам определяет те изменения, которые ему нужны и представляются необходимыми, и сам их осуществляет.

Это новый взгляд на психотерапию, отличающийся от других подходов. К. Роджерс полагал, что вмешательство профессионала в некоторых случаях может оказаться враждебным по отношению к личностному росту, поэтому предпочтительнее использовать резервные возможности клиента при его активном участии.

Экзистенциально-аналитический подход

Экзистенциальный подход в психотерапии основывается на принципах гуманистической психотерапии, признающей свободу и ответственность личности, первостепенное значение ее субъективного опыта переживаний, а также реальности человеческой жизни. Кроме того, экзистенциальный подход связан с психоанализом, поскольку в нем анализируются уровень осознания проблемы клиентом, уровни межличностного взаимодействия и коммуникаций между клиентом и психотерапевтом, а также степень совпадения темы беседы, чувств, рамок разговора и локуса, в котором он осуществляется; также используется идея «археологии» жизни.

Экзистенциальная психотерапия опирается на феноменологическую модель существования и направлена на развитие способности человека быть живым (существовать), т. е. в каждый момент своей жизни быть собой. Личность обладает уникальным существованием, в то же время человек является частью мира, и в этом выражается идея связи всех людей, живущих в этом мире. Феноменология существования заключается в том, что нам следует его описывать, а не судить.

Экзистенциальная терапия – это жизнеутверждающая терапия. Основное ее понятие заключается в том, что субъективность в человеке есть опыт его живого бытия. Основная задача данной терапии – помочь человеку отвечать на фундаментальные вопросы жизни. Чем глубже решаемая проблема, тем более глубоко нужно уйти в субъективность; это не делает жизнь человека легче, но помогает ему почувствовать себя чем-то большим и способным на нечто большее, делающим преднамеренный осознанный выбор и несущим за него ответственность.

Универсальное существование

Субъективное существование

Объективное существование

Индивидуальное существование

Экзистенциальное понятие свободы может быть определено из модели существования (см. рисунок) и заключается в том, что клиент и психотерапевт свободны путешествовать по этим четырем направлениям существования личности. Полнота существования, таким образом, выражается в движении. Экзистенциальная психотерапия дает возможность почувствовать свободу этого видения.

Д. Буженталь, как теоретик экзистенциального подхода, вы двигает следующие посылки:

1. Человек есть целое, не сводимое к сумме его частей.

2. Человек как человек существует в контексте собственных человеческих проблем.

3. Человек способен к осознанию и способен действовать рационально.

4. Человек всегда имеет выбор.

5. Поведение человека прежде всего интенционально, т. е. имеет причину, всегда преднамеренно, человек может принимать осознанные решения.

В связи с этими основными постулатами экзистенциальной терапии могут быть названы:

1. Обеспечение полного присутствия в психотерапевтическом процессе: «Быть здесь – это все». Клиент должен быть заинтересован, глубинно включен, внимателен к себе и своей жизни в этом проявляется глубокий уровень его субъективности.

2. Ориентация на способность клиента реагировать на глубинный интерес к самому себе. Иногда этот интерес бывает поврежден, именно поэтому клиенту может быть нужна терапия.

3. Описание клиентом своего интереса раздвигает границы его возможностей в поиске решения через фиксацию внимания на субъективных переживаниях. Процесс поиска осуществляется, насколько это возможно, через полное погружение в себя, осознание своих телесных ощущений, эмоций, мыслей и ожидания открытия.

4. Возможность возникновения сопротивления, так как человек ограничен в доступе к своим внутренним потенциалам тем, как он формирует конструкт: «Я и внешний мир».

5. Процесс экзистенциальной психотерапии состоит в развитии внутреннего самосознания, модифицирующего собственные структуры восприятия, изменяющего конструкт «Я и внешний мир».

6. Главный исход успешной психотерапии состоит в расширении чувства бытия человека и увеличении его жизнеспособности (жизненных сил).

Основные функции экзистенциального психотерапевта:

полностью присутствовать, чтобы содействовать клиенту в его погружении и помогать ему в более полном описании своего интереса в решении проблемы;

поддерживать убежденность клиента в том, что он способен что-то сделать для себя;

помогать клиенту обнаружить в себе силы, разрушающие его и его жизнь, обнаружить консервативные структуры, которые он сам построил и, следовательно, может изменить;

быть сочувствующим и заботливым, особенно в моменты тяжелых, глубоких переживаний клиента, важнее человеческие качества психотерапевта, чем его интеллектуальный блеск;

надеяться и быть уверенным в том, что клиент поможет себе сам.

5Прогнозирование развития отношений с партнером на основе диагностики. Информирование по результатам диагностики.

Подчеркнем, что клиент в роли испытуемого нацелен на использование тестов и профессиональных знаний консультанта, прежде всего, для получения новой информации о тех своих психологических особенностях, которые мешают или способствуют разрешению его актуальных жизненных проблем. Поэтому консультанту необходимо особое внимание уделять тому этапу консультирования, когда наступает момент сообщения конкретной информации по результатам психологической диагностики, необходимой для анализа и

интерпретации нерешенных проблем и задач клиента. Остановимся на особенностях информирования по результатам диагностики.

? Что важно учитывать при информировании по результатам диагностики?

Во-первых, важно, чтобы сообщаемая консультантом информация соответствовала запросу клиента, то есть давала «пищу» для размышления над актуализированными в сознании проблемами партнерских взаимоотношений или проблемами личностного плана.

Во-вторых, данная информация не должна быть травматичной для личности, то есть не должна углублять психологические внутриличностные конфликты, а, наоборот, способствовать их продуктивному разрешению.

В-третьих, необходимо обязательно предложить клиенту конкретную теоретическую информацию, которая поможет ему глубже понять содержание полученных данных относительно своих психологических особенностей, а также особенностей своих представлений о партнере и взаимоотношениях с ним.

ТЕМЫ ИНФОРМИРОВАНИЯ ПРИ РАБОТЕ С МОЛОДОЙ СЕМЬЕЙ

? Что является темой информирования?

Особенности и содержательное наполнение информационных сообщений в процессе консультирования во многом определяются актуальностью того или иного вида семейной проблематики. Отметим, что социально-психологические проблемы семьи условно сводят к трем основным группам: добрачные (часто являются основными детерминантами супружеских проблем), супружеские, проблемы взаимоотношений детей и родителей.

Поэтому консультант делает информационные сообщения, связанные как с измеряемыми психологическими

характеристиками, так и с особенностями и задачами тех жизненных этапов, которые имеют к клиенту непосредственное отношение. При этом консультантом подчеркивается, что эта информация может помочь клиенту лучше понять суть своих результатов, соотнести новое знание о себе с имеющейся системой представлений о самом себе, партнере и взаимоотношениях в браке. Консультант комментирует, как

на основе данных диагностики можно осуществить прогноз развития отношений с партнером.

Особое значение придается информированию по результатам диагностики в процессе консультирования молодых людей, которые еще не вступили в брак. При таком виде консультирования главная задача информирования или психологического просвещения — устранение дефицита психологических знаний,необходимых молодым людям для эффективного взаимодействия с предбрачным, а в будущем брачным партнером. Так, молодых людей знакомят со спецификой предбрачного ухаживания, основными этапами выбора партнера, обсуждается проблема установления и поддержания отношений, раскрываются основные компоненты психологической готовности к браку, психофизиологические и психологические особенности мужчин и женщин и др. При работе с молодой семьей может происходить информирование по следующим темам:

• супружеские отношения и факторы, влияющие на них;

• психология половых различий;

функции семьи и потребности, удовлетворяемые в браке;

• основные ценности современного брака;

• основные факторы, способствующие удовлетворенности браком и супружескими отношениями;

• стадии партнерских отношений и этапы развития семьи;

• основные кризисные периоды (кризисы семейной жизни, кризисы супружеской жизни);

• адаптация молодых супружеских пар в первый годсемейной жизни;

• прогноз совместимости: уровни, грани совместимости и т. д.

Осуществить информирование по данным темам консультанту поможет изучение соответствующей литературы, посвященной психологии семейных отношений .

Анализ запросов молодых людей показывает, что чаще всего их беспокоят следующие проблемы:

• отсутствие любимого человека («никто меня не любит», «не могу познакомиться, встретить…»);

• разрыв с любимым человеком («меня бросили», «не знаю, почему мы расстались»);

• взаимоотношения с родителями и неприятие ими выбранного партнера («что делать с родителями?»);

• трудности общения с партнером («он меня не понимает..», «мы часто ссоримся»);

• добрачная беременность («как теперь жить дальше, что делать?»);

• безответная любовь, непонимание и др.

Как правило, человек не ставит перед собой задачу найти и выбрать наиболее подходящего брачного партнера. Молодых людей больше беспокоит то, удается или не удается им быть привлекательными для представителей противоположного пола, как складываются у них взаимоотношения с конкретным

человеком, удается ли им быть неодинокими. Таким образом, молодые люди должны справиться с целым рядом задач. Поэтому фокусом рассмотрения при добрачном консультировании являются следующие вопросы: опыт общения с представителями противоположного пола (опыт эмоционального и делового взаимодействия с ними); особенности выбора партнера, динамика отношений с ним; модель родительской

семьи; индивидуальные личностные особенности.

6Профессионально-этические нормы в работе психолога-диагноста.

-Принцип соблюдения тайны психодиагностики предполагает неразглашение ее результатов без персонального согласия на это того лица, на котором проводилась психодиагностика.

-Принцип научной обоснованности психодиагностической методики требует того, чтобы она, как минимум, была валидной и надежной, то есть давала такие результаты, которым вполне можно доверять1.

-Принцип ненанесения ущерба предполагает, что результаты психодиагностики ни в коем случае нельзя использовать во вред тому человеку, который подвергается психодиагностике.

-Принцип объективности выводов из результатов тестирования требует, чтобы они были научно обоснованными, т.е. вытекали из результатов тестирования, проведенного при помощи валидных и надежных методик, а не определялись и никак не зависели от субъективных установок тех, кто проводит тестирование или пользуется его итогами.

-Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций предполагает, что такие рекомендации обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Не разрешается, например, предлагать человеку такие практические рекомендации из результатов тестирования, которые для него бесполезны или могут привести к нежелательным, непредсказуемым последствиям.

К людям, занимающимся психодиагностикой, предъявляются особые квалификационные требования. Основные из них — следующие: хорошая теоретическая подготовка, доскональное знание психодиагностических методик и правил их применения.

7Сбор анамнеза. Социально-экономические и демографические характеристики семьи.

Все модели анамнеза (вне зависимости от теоретической позиции автора) включают три блока информации:

1. Общие сведения о семье (состав, возраст членов семьи, количество прожитых лет, первичность брака, образование членов семьи, профессии и т. п.)

2. Актуальные проблемы и нарушения: возникновение, развитие и продолжительность затруднений; события в жизни семьи, обусловленные возникновением, обострением и разрешением проблем; время возникновения проблемы; изменение отношений личности (особенно к значимым людям), перемена интересов, ухудшение физического состояния (сон, аппетит), обусловленные семейными проблемами; непосредственная причина обращения к специалисту; предшествующие попытки разрешения проблемы и результаты этого; наличие девиантных моделей поведения в семье и т. п.

3. Психосоциальный анамнез (значимые межличностные отношения и связанные с ними проблемы). Также для сбора анамнеза важно получить информацию о самооценке, о бессознательном (темы, которые постоянно избегаются), о системе ценностей клиента и его семьи в целом. Специалист может вести краткую запись сообщаемой информации (лучше диктофонную). Затем данные заносятся в карту приема. При сборе анамнеза рекомендуется руководствоваться критерием разумной необходимости.

Для демографии основной интерес представляет роль семьи и семейной структуры в воспроизводстве населения, поэтому на первый план выдвигается ее репродуктивная функция, которая рассматривается в тесной связи с другими специальными функциями семьи. В то же время объектом изучения является сам процесс образования и развития семей — демографическое развитие семьи. При этом рассматриваются изменения в составе семьи, оказывающие непосредственное влияние на воспроизводство населения: вступление в брак, рождение детей, развод или смерть кого — либо из членов семьи, возникновения молодой семьи.

Брак — исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между мужчиной и женщиной, определяющая их права и обязанности по отношению друг к другу и к детям. Условия брака (например, определение возраста, с которого разрешается вступление в брак), порядок его заключения и формы (гражданский, церковный) широко варьируются по странам и народам мира и существенно изменялись в ходе исторического развития. Брачность — важнейший демографический фактор рождаемости.

Схема стадий жизненного цикла семьиОтветы на тесты по диагностикеДиагностика структуры семьи

   На каждом этапе семья обладает специфическими социальными и экономическим характеристиками. Жизненный цикл семьи, который иногда называют моделью семьи или моделью развития семьи, исследуется обычно на шкале возраста супругов (или одного из них) либо возраста семьи, под которым понимается продолжительность брака супружеской четы, образующей ядро семьи. Нормальная последовательность фаз семейного цикла может нарушаться вследствие смерти кого — либо из членов семьи, разделения или воссоединения родственников или прекращения брака.   Прекращение брака — распадение брачного союза вследствие смерти одного из супругов или расторжения брака (развода). Разводимость — сложный социальный процесс, социально — демографические факторы которого еще недостаточно изучены; не разработана общая концепция, объясняющая его закономерности. Уровень разводимости определяется многими обстоятельствами, среди которых ведущую роль играют социально — культурные нормы, свойственные данному этапу общественного развития той или иной страны, господствующие формы брака, положение женщины в обществе, образ жизни семьи.

8 Методики событийно-биографического подхода. Изучение особенностей восприятия жизненного пути семьи.

Биографические методы в психологии (от греческого bios – жизнь, grapho – пишу) – это способы исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути личности Нет единого опредления



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст