открытый урок в 3 классе

Тема; «Народные праздники русской зимы» (урок в 3г классе)

Цель урока:

1 .Знакомство с зимним праздником Введения, с играми, песнями, частушками, которыми встречали этот праздник этот праздник на Руси.

2.Умение использовать шумовые музыкальные инструменты.

3. Закрепление знаний о жанрах плясовой, хороводной песни, частушки.

Оформление доски:

Тема урока не написана (дети в конце урока дают название уроку сами)

Вырезаны буквы в старославянском стиле (Введение)

На экране слайды русских народных праздников, портреты композиторов.

Оборудование и материалы:

Тексты песен

Телевизор

DVD плеер

Мультимидийный проектор

Компьютер

Ноты

Аккорден

Магнитофон

Сани

Валенки

Платки

Ход урока:

Дети входят в класс, поют русскую народную песню «Здравствуй, гостья-зима»

Учитель: Как вы думаете почему мы урок начали этой песней?

Дети: Наступила зима и мы все рады ее приходу.

У.: Вы сегодня вошли в класс с песней, так в старину, в праздник заходили в дом, славили зиму и хозяев. Как в песне приветствует русский народ приход зимы?

Д.: Здравствуй, гостья-зима, просим милости к нам!

У.: А кто скажет дату начала зимы по земледельческому календарю?

Д.: (затрудняются ответить).

У.: 4 декабря. Этот день на Руси издавна назывался Введением. Русская православная церковь празднует в этот день Введение во храм Богородицы.

(слайд, показ иконы)

Народ же сохранил в названии дня только первое слово, связывая его с вхождением в свои права зимы. «Введение пришло — зиму привело»- говаривали на Руси, « До Введения если снег выпадет обязательно растает.»

«Сердита мамка, да прикрыла деток, до красна дня пуховым одеялом».

У.: Встречали зиму песнями, играми, частушками, ярмарками.

Мы споем песню, которую разучили на прошлом уроке. Покажите как мы будем петь эту песню.

(дети поют, идет работа над песней).

Сегодня мы попробуем инсценировать эту песню.

Кто будет играть роль Вани?

(играют и поют)

У.: А сейчас мы узнаем от ребят, как еще встречали зиму.

(показ слайдов «зимние пейзажи»)

У.: С начала зимы русский народ жил ожиданием праздников, которыми богат декабрь. И поэтому всегда стремились узнать какая погода выпадет на праздничное время.«Во Введение мороз-все праздники морозно, тепло — теплые». А о самом декабре поговаривали так: «Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст». «Декабрь стужайло — на всю зиму землю студит». «Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.» «Если в декабре большой иней, бугры снега, глубоко промерзшая земля-это к урожаю». «Коли в декабре снег привалит вплотную к заборам, плохое лето будет»,

(показ слайда «Забор»)

На Введение делались пробные выезды на санях.

(слайд «одиночные сани в лесу»)

Сани подбирались расписные, легкие, украшались разноцветными лентами, дорожками

(слайд «сани с лентами»)

На Введение самым любимым развлечением было катание с гор.

(Слайд Кустодиев «катание с гор»)

По накатанному лотку втаскивали веревками высокие сани с бархатными скамейками-дилижансами. Катилыцики, статные молодцы, стоя на коньках сзади дилижанса, вели сани с гор. Мелькают елки, разноцветные стеклянные шары на проводках, белые ленты снега. Катальщик тормозит коньками, летит снеговая пыль. Право первым прокатиться на санях предоставляли тем, кто отгадает загадку, самым бойким и смекалистым, (девочки загадывают загадки, раздают жетоны) «Два волка бегут, оба в небо глядят»(полозья) «Побегушки бегут, поползушки ползут»(лошадь, сани) «Жили три брата: один любит зиму, другой любит лето, а третьему все равно» (телега, сани, мужик)

Ваня выиграл. Если бы это было сейчас, то он был бы лучшим санщиком.

А кто с загадками справлялся, тот и частушки пел.

Итак, Ваня, поем частушки. Кто хочет помочь Ване?

(исполняются частушки)

У.: На Введение открывались Введенские ярмарки, торги. Традиционно на ярмарке устраивали продажу саней. Ярмарочная площадь заполнялась огромным количеством всевозможных саней: одиночные, парные, троичные, обыкновенные, будничные, праздничные, расписные, украшенные затейливой резьбой.

(Показ слайдов)

Продавец-санник расхваливал товар. А как это было нам поможет представить репродукция Кустодиева и Рита с Настей, (дети подходят к экрану, комментируют слайды)

Вот сани-самокаты, разукрашены, богаты.

Разукрашены, зазолочены, сафьяном оторочены.

Пошло-поехало, ходом, бродом,

В труски-скачки, вдогонку-перегонку.

А кто успел, первый сорт поддел.

У.: Всяк на ярмарке свой товар нахваливал, да не просто товар, а свой труд всего года.

Чичары, чичары, собирайтесь гончары. По кусту, по насту, по лебедю горазду.

Почем горшок?

По денежке.

А он не с трещинкой?

Попробуй.

Крепкий! Давай сговор!;

У.: У взрослых торг на ярмарке, а дети чем были заняты?

Д.: Играли.

У.:С одной из таких игр мы сейчас познакомимся. Представьте, вы-бояре, а вы-крестьяне. В играх использовали самодельные, шумовые инструменты. Для того, чтобы хорошо было слышно голос на инструментах играли 2-3 человека.

(раздаются инструменты, идет работа над пением, исполнением, игрой).

У.: Выиграли крестьяне, а лучше пели бояре.

У.: Понравились вам песни, игры, частушки?

Д.: Да

У.: Какие жанры русской народной песни прозвучали?

Д.: Песня-игра, частушка.

У.: С каким зимним праздником мы сегодня познакомились?

Д.: Введение.

У.: Как встречали этот праздник на Руси?

Д.: Проводили ярмарки, катание с гор, игры, гуляния.

У.: Какие шумовые инструменты использовали, из чего их мастерили?

Д.: Делали коробки, насыпали в них крупу, горох. Тема зимы находит свое отражение в музыке композиторов всех времен, (звучит музыка, на экране появляются один за другим портреты композиторов, сопровождаемые музыкальными фрагментами).

1 .Антонио Вивальди «Зима»П.И. Чайковский «На тройке. Ноябрь».

Г. Свиридов «Романс» к повести А.С. Пушкина «Метель».

У.: Современные композиторы-песенники, черпающие свое вдохновение в русском фольклоре, создают песни, которые пользуются особой любовью в народе. Мы споем песню «Кабы не было зимы» (даю установку). Как мы будем петь эту песню?

У.: Давайте придумаем название нашему уроку. Возьмите снежинки на столах, напишите тему урока, приклейте снежинку на доску там, где должна быть тема урока. (дети приклеивают снежинки с ответами).

У.: На этом наш урок закончен. Спасибо всем!