открытый урок по изо на тему Русская прялка 5 класс_4168

План-конспект открытого урока изобразительного искусства

5 класс

 

Тема урока: «Конструкция и декор предметов народного быта. Русская

                        прялка».

Цель: Сформировать навыки создания единого художественного образа

            в конструкции и декоративном оформлении предмета.

 

Задачи:  1. Познакомить учащихся с разнообразными по форме и декору

                    русскими народными прялками, с их основными элементами

                    (донце, столбик, гребень…).

                2. Развивать у детей представление о древних традициях русского

                    народа, о неизменности круговорота природных сил, о месте

                    человека в нем.

 

Оборудование: учебники, таблицы, иллюстрации, альбомы, гуашь, русская

                            прялка.

Ход урока:

1.     Орг. момент (1 — 2 мин).

2.     Проверка домашнего задания (5 мин).

3.     Актуализация опорных знаний (7 мин).

 

На предыдущих уроках мы познакомились с внешним и внутренним убранством русской избы. Давайте вспомним, какие предметы наполняли крестьянский дом?

(Ковши, ложки, короба, лукошки, сундуки, кружки, вальки, прялки и многое другое).

Эти предметы радовали глаз хозяина и окружали его дом теплом и радостью. Все эти предметы были красиво украшены, ведь в нарядной посуде еда покажется вкуснее, а за прялкой, украшенной росписью и резьбой, будет спориться работа.

Скажите, пожалуйста, какими узорами и символами украшали предметы крестьянского быта?

(Символы солнца, земли, воды, Птица счастья и др.)

Молодцы. А что означали эти символы?

(Счастье, радость, богатство)

Хорошо. Особое место в доме занимала прялка, непременная спутница русских женщин. (Показ прялки и иллюстраций).

 





4.     Формирование новых знаний (10 мин).

     Нарядная прялка была особенным предметом. Добрый молодец дарил её в подарок невесте, муж – на память жене, отец – дочери. Прялку-подарок хранили всю жизнь, передавали из поколения в поколение. А предна-

значалась она, конечно, для того, чтобы прясть с ее помощью кудель (шерсть).

Процесс прядения нити в мифологии древних славян, да и других народов, воспринимался как священное действие, смысл которой – творение жизни, творение материи Вселенной. В связи с этим женщины-пряхи как бы становились богинями, участвующими в сотворении мира, прядущими жизненную нить, вплетая в нее все то, что должно совершиться с человеком на земле.

Рассмотрим образцы русских прялок (учебник, стр. 38-40).

Обратите внимание, что мотив солнца присутствует не только в украшении, но и в самой конструкции прялки (большое солнце в центре означает «белый свет», а сверху символы дневного солнца – «городки», и декоративные «серьги» снизу, а круглые розетки на ножке прялки означали «ночное солнце», «подземное»).

      Сама кудель (комок шерсти) прикреплялась именно к тому месту прялки, где находилось «большое солнце».

 

Таблица «Формы русских прялок» (показ).

Вывод: нарядный декор в бытовых рабочих вещах не только выполняет роль украшения, но и становится источником размышления о круговороте Солнца, о смене дня и ночи, о человеческой жизни, о вечном порядке и гармонии космоса.

 

5.     Практическая работа (20 мин).

      Изобразить прялку декоративной формы, украсив её солярными знаками.

 

6.     Завершение урока. Уборка рабочих мест.