открытый урок Образ домового в славянской мифологии

Урок № 2 Дата :22.11.11 г.

Образы славянской мифологии. Домовой.

Стихотворение А.С.Пушкина «Домовому»

Цель урока: сформировать знание детьми представителей славянской мифологии, проследить как отразились верования славян в литературе, музыке, искусстве, проанализировать образ домового в стих-ии А.С.Пушкина.

Задачи урока:

Закрепление представлений детей о славянской религии; знакомство с мифическими существами;

Развитие творческого воображения, умения работать с текстом, способность анализировать, выявлять главное;

Воспитание бережного отношения к культуре своего народа, формирование интереса к русской литературе, народному творчеству.

Оборудование:., символы, олицетворяющие домового;, тетради; презентация «Образ домового в литературе»

Ход урока.

Оргмомент. Здравствуйте детишки: Глебки, и Аришки, Вероники,Малики, Юленьки и Катеньки.

Все ль на парте-то лежит?

Ничего ль не помешает?

Время быстро убежит

и урок повеселит.

Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы поговорим с вами о том, во что верили древние жители земли – славяне, чему и кому поклонялись их предки. Прямо сейчас мы отправимся в путешествие, в котором нам предстоит узнать много нового о жизни и быте наших предков. Предшествующие поколения донесли до нас и сделали понятными многие обычаи, однако многое было и забыто. Надеюсь, что некоторые тайны мы сможем открыть сегодня.

3 Работа по теме урока.

1) Итак, путешествие начинается.

Когда мы задаем себе вопрос, что такое семья в нашем представлении, согласитесь, чаще всего возникает образ Дома, в котором живут папа, мама, каждый из нас, наши братья, сестры, а, может быть, и дедушка с бабушкой.

- В каком доме вы живете?

- В каменном или деревянном?

- Сколько окон в доме? Куда они смотрят?

Все это я спрашиваю не просто так, за каждым из вопросов, если задуматься, скрывается немало тайн. Хорошо ли вы знаете свой дом? Чем был дом для наших предков?

На эти вопросы мы попытаемся дать ответ.

Слайд № 1.

Учитель: Дом для русского человека — это счастье, достаток, единство семьи и рода. Дом — защита, крепость. Вспомните Пословицы и поговорки про дом.избу.(домовенок)

Это граница между внешним миром, который был враждебен человеку. Поэтому покупка, а чаще постройка дома, было большим событием в жизни русского человека.

Верили славяне, что в природе и доме живут невидимые существа – добрые и злые духи. Многим из вас они хорошо знакомы по народным сказкам.

-Что это за существа? (по домовенку)

Ну, конечно, все знают про водяных и русалок, леших и домовых. А вот и он сам. (презентация) Слайд №2

У нас тоже есть свои домовые. (Показывается выставка работ учащихся).(домовенок)

– А зачем нужен домовой?– Зачем зазывали домового в новый дом и старались угодить в старом ?Давайте узнаем ответы на эти вопросы?

2)Игра «Угадай, где живет домовой»

У вас на столе рисунки с изображением комнаты . Я прошу вас прикрепить картинку с домовым к месту, где он по-вашему должен жить. Вот и еще домовой, которого вы сегодня получили .Слайд 3,4.

3)А вы верите в домовых? Слайд 5.Ах, вы не верите в домовых? Зря, зря… Между прочим, не последние люди в этом мире признавали существование домашнего духа – и Леонардо да Винчи, и Исаак Ньютон, и Александр Пушкин, и композитор Григ, и математик Софья Ковалевская, и сказочники братья Гримм, Сельма Лагерлеф, Туве Янсен – впрочем, им-то сам Бог велел! Да и современные исследователи паранормальных явлений убеждены: домовые существуют. Больше того, по их свидетельствам, домовой обретает лицо хозяина. Представляете, ваш домовой – это почти вы сами!

Даль называл домового – «Сам-друг» и «другая половина». А в Англии домового-брауни кличут «Я – сам». Потому и относятся к нему почтительно: хочется же жить в ладу с самим собой…Домовник, жиличек, брауни, добби, кош, бережник, Сам, Набольший – как только не зовут домовых духов. Между прочим, у них есть и четкое разделение обязанностей. Домовой отвечает за небольшой дом. Если же обязанностей по хозяйству много, в доме поселяются: на кухне – кухонный, в сарае – сараюшник, в овине – овинный, в подполе и подвале – подпольник и подвальник, в бане – банник, даже на балконе живет балконный

В казахском фольклоре существеет некий обычай, по которому хозяину нельзя жаловаться на отсутствие денег,здоровья и т.п. В юрте живет существо»Жок» . Если человек говорит нет, оно растет. Поэтому надо всегда радоваться тому, что имеешь.

5. Рассказ о домовом. Слайд 6.

Домовой – дух, который живет в каждом доме, в каждом семействе. Не делает зла, а только шутит иногда, даже оказывает услуги, если любит хозяина или хозяйку.  Если беда в доме какая – воет, иногда даже показывается кому – нибудь, стучит,   хлопает дверями, предупреждая о несчастье. По общему поверью, живет он по зимам  около печки, или на печи, а если у хозяина есть лошади и конюшня, то помещается  около лошадей. Если домовой полюбил домочадцев, то он караулит дом и двор. В  противном же случае – бьет и колотит посуду, кричит, топает, мешает спать.

6) Слово учителя .Место домового в славянской мифологии Слайд 7-9

7)Физкультминутка. “Дом, вода, лес”.

Дети повторяют движения за учителем: “дом” — сложенные над головой руки, изображающие крышу, “вода” — имитация движений пловца, “лес” — качающиеся на ветру деревья.

8)Сценка.  Разговор очевидцев (Глеб, Малик)

Малик- У нас во Владимирской губернии домовой живет почитай в каждом доме. И увидеть его можно. Хозяин мой так в обморок упал. А домовой был одет в свитку и всегда носит лохматую шапку, волоса на голове и на бороде у него длинные.

Глеб.- А я-то из Пензы. У нас так тоже не раз домового видели. Он — старичок маленький, словно обрубок, но с большой седой бородой».

А как вы представляете себе домового?

Защита своих поделок.(по домовенку)

9) Народные приметы и традиции .Слайды 12-14.

Есть способ увидеть домового — только весьма опасный.Правда, в современной жизни возможно это осуществить только в деревенских условиях:В Пасхальную ночь (только в эту ночь!) — следует надеть на себя лошадиный хомут, покрыться бороной — зубьями к себе- и сидеть между лошадьми всю ночь. Домовой каждую ночь обходит свои «владения». Перед животными он не таится — там его можно увидеть. Но если домовой заметит, что ты за ним подглядываешь, он защекочет лошадей так, что те начнут брыкаться до смерти могут забить человека, засевшего между ними

10)Зазывание домового. Слайд 15-16

(Выходят два ребенка с домовыми – куклами в руках, можно в народных костюмах (Малик Даша.)

Переезжая на новое место жительства, обязательно зазывали домового. 

Даша :Перевозили его в лапте со словами: “Домовой, домовой, поедем домой”. Или  Заманивали “доваривать кашу”. (Малик подходит к макету русской печи и  рассказывает дальше, сопровождая речь показом.: Хозяйка доставала из старой печки горшок с недоваренной кашей, приговаривая: “Хозяинушка, помоги кашку  доварить, детушек накормить!” Потом горшок с кашей переносили в новый дом, в  новую печку.

Даша: А вот другой заговор, зазывающий в новый дом домового: “Хозяюшка наш, господин милостивый! Смилуйся, хозяюшко, пойдем в наш новый дом, на новый  богатый двор, на новое житье, на новое бытье, на новое богачество!”

День рождение домового. Слайд 17



11. Составление оберега. (рассказ сопровождается показом слайдов.18)

Сейчас мы вместе попробуем составить оберег из тех предметов, которые окружали и окружают людей в повседневной жизни. Только надо помнить о том, что любой предмет, в данном случае, является символов какого – то понятия.

Веник – защита дома от нечисти.

Подсолнух – тепло, свет, радость, жизнь.

Наполненный мешок, монеты, зерна или колосья – достаток, богатство в доме, сытость.

Подкова – счастье, дом – полная чаша.

Орех – крепкая и дружная семья.

Защита своего оберега.(домовенок»

12. Мастер – класс.

Класс разбивается на 3 – 4 команды. Задание: следуя инструкции с подробным описанием и показом техники изготовления тряпичной куколки – оберега, изготовить самостоятельно такую игрушку – защитницу. (Показ идет с помощью мультимедийного проектора. Затем каждой группе дается набор различных предметов и коллективное задание: сделать оберег и представить его перед другими командами.

13)Слово учителя.

Домовой из всех представителей так называемой «низшей мифологии» — самый близкий, понятный, можно даже сказать, свой персонаж. Читатель XVIII века не нуждался в объяснениях и комментариях, когда сталкивался с домовым в каком-нибудь литературном тексте, да и обращались к этому образу писатели той поры не для характеристики части народных представлений, а с сугубо поэтическими, художественными целями. С домовым был «хорошо знаком» Г.Р.Державин, приписавший характерные черты его мифическому Волхву Злогору: читает Вероника



В куту кикиморой незримойСидел он часто на печи;Весь ужин, к вечеру хранимый,Съедал, зубами срипучи;А по ночам к хозяйску дивуСкакал на клячах по сту верст;Коню ж любимому плел гривуИ как трубу волнистый хвост.

Здесь все детали полностью соответствуют народному представлению о домовом-дворовом. Печь, а особенно кут (угол дома у печи) — типичное местонахождение домового, как типично и отношение его к лошадям. Точно указано на ночное время — пору самой активной деятельности «домашней нечисти», и на способность принимать вид иного существа (например, кикиморы), и подчеркнутое сочетание в домовом заботы и вреда. Даже такой нюанс, как скрипение зубами, не выдумка поэта, а свидетельство прекрасного знания им народной мифологии.

Литература 20-30-х годов XIX столетия, в связи с общим интересом к мифологии, к быту и мировоззрению простолюдина, сохранявшего преданья старины, сразу обратила внимание на личность домового. Примерно в одно время создаются несколько произведений о домовом, причем все они не похожи друг на друга, все рассказывают о своем «духе дома».

Так же отмечено полушутливое, полусерьезное послание Пушкина «Домовому». Слайд 29-20

Работа с учебником стр. 98.И еще очень много не столь известных поэтов и писателей обращались к образу домового. И сколько же тогда недошедших до нас произведений о нем?

Поразительный текст Пушкина вобрал в себя народные знания о домашнем покровителе, античную традицию обращения к пенатам — хранителям домашнего очага, молитвенные интонации и раскованный, величаво-фамильярный стиль державинских посланий-приглашений, и собственную любовь к дорогим сердцу местам:

читает Катя наизусть

Поместья мирного незримый покровитель,Тебя молю, мой добрый домовой,Храни селенье, лес и дикий садик мой,И скромную семьи моей обитель!<...>Останься, тайный страж, в наследственной сени,Постигни робостью полунощного вора.И от недружеского взораСчастливый домик охрани!

Анализ стихотворения по вопросам учебника на стр.99

Заключительное слово учителя.

Обращаясь к народным поверьям, литераторы прошлого столетия обычно выбирали одну из черт сложного образа домового. В быличках он очень разнообразен, да и именуется в зависимости от «амплуа»: домовой, дворовый, запечник, жихарь, хлевник, старичок, живущий при лошадях, и т.п. Он одновременно добр и опасен; невидим, но всегда напоминает о себе; пугает и сторожит, заботится о благополучии дома и двора, но и изводит, выживает тех, кто ему не полюбился (лошадь, корова, чужой человек и т.п.).

Авторы литературных произведений из богатого набора характеристик останавливались, как правило, на чем-то одном. Исключение составляли писатели — выходцы из крестьян. Если они затрагивали тему верований народа, то в основу их произведений ложился достоверный фактический материал, разнообразный и многозначный. Там можно «найти отражение крестьянских поверий о домовом, который бережет скотину, иногда «шалит», первый чует смерть хозяина, предчувствует беду в доме, зовет хозяина на новое место, не любит пьяных и т.п.» Слайд 21

Литература первой половины XIX века, затрагивающая мир народной нечисти, с одной стороны, обильно цитировала крестьянские (шире — простонародные) былички, высказывания, объяснения, с другой — противопоставляла им доводы образованных людей, часто горожан-материалистов. Романтики при этом старались оставить читателя один на один с мнением тех и других, не отдавая явного предпочтения ни крестьянским доказательствам, ни логическим умозаключениям образованных героев, не высказывая своей авторской точки зрения.

Рубеж XIX-XX столетий, с одной стороны, продолжил традицию описания народных мифологических представлений, преподнося их читателю в виде прямых цитат из фольклорных рассказов, с другой — внес много нового, переосмыслив народные образы или придав им совершенно иной смысл, наделив их художественными функциями, не присущими фольклору.

В качестве примера вкрапления в литературный текст фольклорной цитаты можно привести слова Цыганка из повести М.Горького «Детство»: «Мышь — умный житель, ласковый, ее домовой очень любит! Кто мышей кормит, тому и дед-домовик мир волит».

Перечисленными интерпретациями далеко не исчерпывается идеология образа домового в русской литературной традиции. Установка либо на переосмысление образа, его расширение (например: Бальмонт, Грин), либо на этнографическое цитирование останется характерной в том числе и для прозы и поэзии XX века. Не забыл этот образ и кинематограф.

Посмотрите , ребята, на этого необычного мальчика. Подскажите, кто это? Слайд11

(Ответы детей)

- Правильно – это домовёнок Кузя.

Сказку о домовёнке Кузьке написала Т. И. Александрова, но благодаря усилиям В. Берестова она была издана.

Книга увидела свет в 1991 году.

Легенда утверждает, что Кузька родился именно в Поленово. (Имение известного художника Поленова. Супруги — Берестов В.Д. и Александрова Т.И. прожили там несколько месяцев.)

Он был обнаружен в поленовской бане под веником. Кузька явился в её рисунках смешным, симпатичным и трогательным ребёнком – с копной волос, торчащих во все стороны, и в огромных, не по размеру лаптях “нос курносый, а рот до ушей, особенно когда смеётся”. Что отличало его от обычного деревенского мальчишки, так это малюсенький росточек, повадки, образ жизни и ссылки на “родословную”.



Но Кузька – не только наследник мудрости и проказ старых домовых. Он ещё хранитель “живого великого языка”. Татьяна Ивановна научила своего домовёнка говорить языком Даля. Речь Кузьки пересыпана рифмованными строчками, поговорками и прибаутками, звучащими для детского уха с завораживающей поэтичностью и с интригующей непонятностью. А Кузька всё удивляется: “Вот тетёха, недотёпа, невразумиха непонятливая!”

По сценарию Валентина Дмитриевича Берестова были сняты два мультфильма режиссёром Аидой Зябликовой и художником Геннадием Смоляновым . Кузька, появившись на экране, тут же приобрёл невероятную популярность у детей.

С момента выхода в свет сказки и мультфильма Кузька зажил самостоятельной жизнью.

Итог урока

- Что нового вы для себя узнали, открыли на уроке? О чем захотелось прочитать? Что вас удивило?

Домашнее задание

Прочитайте произведения, в которых встречаются духи и мифические существа, о которых мы говорили сегодня на уроке. Стр.95-98 Стихотворение Домовому –наизусть Подготовить информацию «Бесы»