открытый урок чтения

МОУ СОШ № 200

учитель русского языка

и литературы высшей категории

Кучумова Р.Г.

Т.8-902-87-46-580

Методическая разработка открытого урока чтения

5 класс

Форма урока: Беседа с элементами творческого исследования поэтического текста.

Тема урока: «Загадки поэзии»

Оборудование: Мультимедийная презентация, портреты поэтов (И.Северянин, А.Блок, С.Есенин) музыкальная запись П.И.Чайковского «Времена года», рисунки учащихся о природе.

Цель: Научить учащихся эстетическому восприятию текста и дать начальные представления о началах анализа поэтических произведений.

Задачи:

1.Активизировать художественно-эстетические потребности учащихся.

2. Формирование образной речи и поэтическому взгляду на мир.

3. Воспитание любви к родному слову.

Ход урока.

1-й этап. Эмоциональный настрой учащихся на восприятие поэтических текстов.

Учитель:

- Послушайте, ребята, музыкальное произведение ( отрывок) и поделитесь своими впечатлениями от прослушанного. Скажите, какие картины вам представляются, когда вы слушаете данную музыку. Узнайте произведение и автора.

Включается музыкальная композиция П.И.Чайковского «Времена года»

Беседа:

- представляются весна, ручьи.

- какие – то чудесные картины природы….

2-й этап. Беседа

Учитель:

- Каких поэтов вызнаете, которые писали о природе?

Учащиеся:

-А.Пушкина.

- С.Есенина…

Учитель:

Целеполагание. Сегодня мы с вами познакомимся с творчеством других русских поэтов и вспомним тех, кого читали раньше. Поучимся подбирать рифмы и даже редактировать стихи, сочинять их самостоятельно. И первый автор, с которым мы познакомимся,- это И.Северянин.

- Что вам о нем известно?

Учащиеся:

-Он любил писать о природе.

Учитель:

Верно. А еще он был выбран в 1918 году «королём» поэтов.

Вот характерные черты его творчества, запишите их в тетрадь:

-простота , ясность стиха;

-музыкальность, неожиданность образов.

3-й этап. Литературные конкурсы.

Учитель: Конкурс «Звонкая рифма». Продолжите самостоятельно строчки из стихотворений И.Северянина.

1. Папочка-….,

Укутаю-..,

Шалости-…,

2. Бесцельно-…,

Кущи-…,

Исполином-….

Ответ:

Папочка-лапочка,

Укутаю- минутою,

Шалости- жалости,

2. Бесцельно- смертельно,

Кущи- гуще,

Исполином- по долинам

Учитель: Конкурс «Юные редакторы». Определите, какие слова пропущены в стихотворениях.

1.. ..парк, редеет глушь,

…еловые кущи.

Он был когда-то леса гуще.

И в зеркалах осенних луж

Он отражался исполином.

2. Я слышу, как, внимая гулу

….топора,

Парк шепчет: Вскоре я не буду…

Но я ведь жил- была пора».

Ответы:

Редеет парк, редеет глушь,

Редеют еловые кущи.

Он был когда-то леса гуще.

И в зеркалах осенних луж

Он отражался исполином.

2. Я слышу, как, внимая гулу

Убийственного топора,

Парк шепчет: Вскоре я не буду…

Но я ведь жил- была пора».

Учитель: Поделитесь своими впечатлениями от данного стихотворения. Какой рисунок из вами созданных подошел бы к нему в качестве иллюстрации и почему?

Ответы учащихся.

Учитель: Иногда поэты посвящают друг другу стихи. Прочтите стихотворение, адресованное А.Блоку М.Цветаевой, и скажите, каким вам представляется А.Блок.

Имя твоё – птица в руке.

Имя твоё- льдинка на языке.

Одно- единственное движение губ.

Имя твоё- пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

(М. Цветаева)

Учащиеся:

- легким

- интересным

-талантливым

-любит природу.

Учитель: Верно. А теперь новый конкурс «Звонкая рифма». Подберите рифмы к стихам А.Блока.

1.Звоны-…,

Покатой-…,

Скоком-…,

Травкой-….

2. Виднее- чернее-…,

Небеса- полоса-…,

Она- весна-….

Ответ:

1.Звоны- вороны,

Покатой- горбатой,

Скоком- боком,

Травкой- лавкой.

2. Виднее- чернее-звончее,

Небеса- полоса- голоса,

Она- весна- волна.

Учитель: Конкурс «Будь внимателен к поэтическому слову»

Исправьте неточности в стихотворении А.Блока «Ворона».

Вдруг запрыгала …быстрым скоком,

Вниз на землю глядит она боком:

Что …под первою травкой?

Вон желтеют …лавкой

Прошлогодние старые стружки…

Это всё у ребяток ….

Ответ:

Вдруг запрыгала вбок быстрым скоком,

Вниз на землю глядит она боком:

Что белеет под первою травкой?

Вон желтеют под серою лавкой

Прошлогодние старые стружки…

Это всё у ребяток игрушки….

Учитель: Какая картина вам представляется, когда вы читаете это стихотворение? Почему?

Ответы учащихся.

Учитель: Порой поэты пишут стихи, в которых преобладает какая-то одна тема, например, тема Родины или природы, и об этом пишут в дневниках. Определите поэта по записям из дневников. Запишите высказывания в тетрадь

« Я рос, дыша атмосферой народной поэзии».

«Моя лирика жива одной большой любовью – любовью к родине».

Чувство родины – основное в моём творчестве».

Ответ: С. Есенин

Учитель: Конкурс « Подскажи словечко». Подберите рифмы к стихам А.Блока.

1. Заметает пурга

Белый….

Хочет в мягких снегах…

Ветер резвый уснул,

На пути

Ни проехать в лесу,…

2. Скачет конь, простору много,

Валит снег и ….шаль.

Бесконечная дорога

Убегает….. Вдаль.

Учитель: Литературоведческий конкурс. Придумайте, с какого слова могли начинаться три строчки в стихотворении С.Есенина.

…река,

…ручей.

…трава

Орошенных степей.

Ответ:

Серебрится река,

Серебрится ручей.

Серебрится трава

Орошенных степей.

Учитель: Молодцы, ребята. Чему вы сегодня научились?

Учащиеся? Научились подбирать рифмы, редактировать стихи, объяснять , как мы поняли, о чем они..

4-й этап:

Учитель: Внимательно рассмотрите рисунки, которые вы сегодня принесли, определите, какие времена года изображены, по какому стихотворению вам хотелось написать стихотворение?

Учащиеся обмениваются мнениями о рисунках, отмечают те, которые особенно понравились.

Домашнее задание: Сочините стихотворение о любимом времени года.