открытого урока по теме Образование и самообразование

Тема урока

Образование и самообразование

Дата урока

10.12.2013

Тип урока

Комбинированный

Цель урока

Создать условия для формирования представлений о том, что человеку необходимо заниматься самообразованием, развивать свои способности

План урока

Формы самообразования

Испокон века книга растит человека

Самообразование – путь к успеху

Новые возможности

Самообразование и самоорганизация

Личностно значимая проблема

«Всякое настоящее образование добывается только путем самообразования» (Н.А.Рубакин)

Методы и формы обучения

Методы: наглядный, частично-поисковый, практический, контроля

Формы: индивидуальная, фронтальная

Основные понятия

Самообразование и самоорганизация

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Предметные

Метапредметные УУД

Личностные УУД

Научатся организовывать собственную учебную деятельность; познакомятся с формами самообразования.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; высказывать собственное мнение, суждения

Познавательные: ставят и формулируют цели и проблему урока; осознанно и произвольно строят сообщения в устной и письменной форме, в т.ч. творческого и исследовательского характера.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане

Сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Этапы урока

Время (мин)

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации со- взаимодействия на уроке

Универсальные учебные действия (УУД)

Формы контроля

Мотивация к учебной деятельности

2

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Создает условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать

Фронтальная работа

Личностные: понимают необходимость учения, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний.

Регулятивные: самостоятельно формулируют цели урока после предварительного обсуждения

Актуализация знаний

7

Беседа

Организует беседу по вопросам:

- как добывать знания самостоятельно?

- Где и какими способами это можно делать?

- Можно ли научиться учиться?

Аргументированно отвечают на вопросы, рассуждают, высказывают собственное мнение

Фронтальная работа

Познавательные: осуществляют поиск необходимой информации.

Коммуникативные: высказывают собственное мнение; слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания

Устные ответы

Изучение нового материала

17

1.Знакомство с новым определением «самообразование» и схемой, с.59

2.Работа с заданиями рубрики «Жил на свете человек», с.59

3.Работа с текстом учебника и схемой, с.60-63.

4.Игра-викторина (приложение)

5.задания в рабочей тетради, № 1, 4, с.33, 36

6.работа с заданиями рубрики «В классе и дома», с.64, № 1-5

1.Организует работу по определению термина с помощью толкового словаря.

- Как вы понимаете понятие «самообразование»?

(Знания, умения и опыт, приобретенные с помощью самостоятельного изучения отдельных наук и областей знания.)

- Рассмотрите схему и назовите формы самообразования.

2.Организует прочтение текста и обсуждение по прочитанному:

- Как вы думаете, утратила ли школа В.А.Сухомлинского свое значение в наше время? Поясните свой ответ.

3.Организует прочтение текста и работу по анализу схему:

4.Организует игру на тему «Как создается книга».

5.Формулирует задания, организует самостоятельную работу учащихся в рабочей тетради.



6. Организует обсуждение вопросов рубрики

1.Дают собственное определение новому понятию, находят его определение в словаре, записывают его в тетрадь. Анализируют схему, отвечают на вопросы.

2.Читают текст, рассуждают, делают собственные выводы, отвечают на вопросы.

3.Анализируют схему, аргументированно отвечают на вопросы.

4.Отвечают на вопросы викторины.

5.Самостоятельно выполняют задания.

6.Участвуют в обсуждении вопросов

1.Индивидуальная работа

2.фронтальная работа

3.фронтальная работа

4.фронтальная работа

5.Индивидуальная работа

6.фронтальная работа

Личностные: оценивают жизненные ситуации; сохраняют мотивацию к учебной деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/неуспешности учебной деятельности.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в т.ч. во внутреннем плане; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата; составляют план и последовательность действий.

Познавательные: распознают объекты и их понятия, выделяют существенные признаки; строят рассуждения и обобщают полученную информацию.

Коммуникативные: проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач; ставят вопросы, обращаются за помощью; формулируют свои затруднения; предлагают помощь и сотрудничество

1.Устные ответы

2.Устные ответы

3.Устные ответы

4.Устные ответы

5.задания в рабочей тетради

6.Устные ответы

Первичное осмысление и закрепление изученного

7

Ответить на вопросы, с.63

Организует дискуссионную беседу по вопросам учебника

Отвечают на вопросы, используя новые знания

фронтальная работа

Познавательные: самостоятельно осуществляют поиск необходимой информации

Устные ответы

Итоги урока

Рефлексия

5

Обобщение полученных на уроке сведений

Проводит беседу по вопросам:

- только ли знания по разным предметам дает вам школа?

- Интересно ли вам учиться?

- Нужна ли вам помощь учителя, родителей, одноклассников?

Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его.

Регулятивные: прогнозируют результаты уровня усвоения изучаемого материала

Оценивание учащихся за работу на уроке

Домашнее задание

2



П.7. Задания в рабочей тетради, № 2, 3, с. 34-35

Конкретизирует домашнее задание

Записывают домашнее задание

Индивидуальная работа



Игра-викторина

Как называется текст какого-нибудь произведения, написанный от руки или отпечатанный на пишущей машинке? (Рукопись)

Человек, который пишет литературные произведения? (Писатель)

Человек, который редактирует рукопись писателя? (Редактор)

Правильно редактор поможет писателю подготовить книгу к изданию, посоветует и подскажет, как сделать книгу лучше. Это знающий и понимающий советник. Ребята, а где работает редактор, как называется учреждение? (Издательство)

Где печатают книгу? (В типографии)

Да, книги печатают в типографиях на больших листах бумаги с помощью специальных машин. Но так было не всегда. Кто знает, чем в древности писали книги и на чем? (В древней стране Ассирии книги писали тростниковыми палочками на глиняных плитках, которые потом обжигали в печах, как горшки. А в Египте книги делали из папируса – речного тростника с высоким и толстым стволом. Сердцевину его разрезали на полосы, сушили и превращали в гладкие листы, их склеивали, получалась книга в виде длинного свитка. Такой какой книгу знаем мы, она стала после того, как в древнем Пергаме научились выделывать из кожи животных особый материал – пергамент. Лист пергамента сгибали пополам, и получались четыре страницы, затем их сшивали – и получалась книга. Много лет спустя пергамент заменили более дешевым материалом – бумагой. Месяцы, годы, уходили на то, чтобы написать толстую книгу, украсить ее рисунками. Эти рукописные книги стоили дорого.)

Кто является создателем первой печатной книги на Руси? (Иван Федоров. Эта книга хранится в Государственном историческом музее в Москве вместе с моделью «образцового» печатного станка)

Кто делает рисунки для книжки? (Художник)

Кто печатает книгу? (Печатник)

Как называется прочная одежда для книг? (Переплет)

Специалист по переплету книг. (Переплетчик)