отчёт за учебный год

Отчёт за 2013 учебный год учителя-логопеда

Цель работы: предупреждение и преодоление нарушений устной и письменной речи у учащихся начальных классов.

В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:

Диагностика и анализ звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи учащихся начальных классов.

Анализ устной речи и некоторых неречевых процессов, определение причины затруднений в овладении письменной речи.

Анализ письменных работ учащихся вторых классов.

Разработка и реализация содержания коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов.

Оценка эффективности логопедической работы с детьми, зачисленными на школьный логопункт.

Для решения данных задач применялись следующие формы и методы:

Индивидуальное обследование ребёнка.

Консультирование родителей и педагогов.

Коррекционно-развивающие занятия (индивидуальные и групповые).

За 2013 учебный год проделана следующая работа:

Диагностическая работа.

Цель: Выявление детей с нарушениями устной и письменной речи.

Для достижения этой цели решались следующие задачи:

Выявить учащихся с нарушением звукопроизношения, фонематического восприятия и анализа, грамматического строя речи, связной речи учащихся начальных классов обусловленным первичным речевым нарушением.

Выявить группу школьников, испытывающих трудности в усвоении и овладении грамматических норм русского языка. Определить характер и причину нарушения письма и чтения.

Определить пути коррекционной работы по предупреждению и преодолению нарушений устной и письменной речи учащихся начальных классов.

Логопедическая диагностика проведена по таким направлениям:

Звукопроизношение.

Обследование состояния общей моторики.

Исследование произвольной моторики пальцев рук.

Обследование артикуляционного аппарата (анатомическое состояние и динамические движения).

Фонетико-фонематические представления.

Звуковой анализ и синтез.

Зрительное восприятие.

Пространственно-временные представления и ориентации.

Состояние словаря.

Сформированность умения работать по словесной и письменной инструкции.

Результаты обследования.

Класс

Количество обследуемых

Общее недоразвитие речи

Фонетические нарушения речи

Фонетико-фонематические нарушения речи

Дислалия

1 А

28

4

2

10

1 Б

28

3

3

6

1 В

29

3

7

1 Г

28

3

2

9

1 Д

29

1

3

13

1 Е

26

5

4

2 А

26

2

11

2 Б

26

7

15

2 В

26

2

5

2 Г

26

3

10

2 Д

26

2

5

2 Е

26

1

2

9

Итого

324

17

13

18

104

На школьный логопункт в 2013 учебном году зачислено 60 учащихся. Дети были укомплектованы в группу в соответствии с их речевыми нарушениями. Была разработана программа по предупреждению и исправлению дефектов устной и письменной речи, перспективный план работы. Были проведены индивидуальные консультации с родителями. Контрольное обследование показало: отчислено 30 учащихся с чистой речью, 30 обучающихся оставлено на второй год обучения для продолжения коррекционной работы.

Коррекционно-развивающее направление с учащимися, зачисленными на школьный логопункт.

По данному направлению была проведена следующая работа:

Подгрупповые и индивидуальные занятия. Направленные на развитие самостоятельной связной речи, произвольной памяти и внимания, обогащение словарного запаса, развитие фонематического восприятия и языкового анализа и синтеза, совершенствование навыков моторики кистей и пальцев рук, каллиграфии, артикуляционной моторики, совершенствование некоторых сторон психической деятельности, мыслительных операций и т.д.

Занятия проводились на основании проведённой предварительно диагностики и в соответствии разработанного индивидуального коррекционного плана работы на учебный год.

Консультативное направление.

В рамках этого направления в течение учебного года проводились индивидуальные консультации для родителей и педагогов по вопросам неуспеваемости учащихся по русскому языку, выявлялись причины и давались рекомендации по их преодолению. После консультирования, родителям давались рекомендации или направлялись для обследования врачами-специалистами (детским неврологом и отоларингологом).

Проведено родительское собрание для родителей будущих первоклассников «Обучение способам речевой подготовки к школе».

Методическое направление.

В течение учебного года работала над темой « Использование новых технологий по преодолению речевых нарушений, обусловленных дизартрией». Создала мини-сайт, который регулярно пополняю методическими материалами. В течение учебного года проводилось оформление логопедического кабинета: методической литературой, пособиями, ТСО, велась документация ( перспективное планирование на весь учебный год, заполнялись речевые карты на детей). Осуществлялась работа с методической литературой. Составлялись конспекты занятий.