общие требования к машинам

2. Общие требования предъявляемые к машинам.

Строительные машины должны обеспечивать необходимую производительность при работе в различных условиях: при разнообразных атмосферных условиях и температурах окружающего воздуха от +40 до — 40° С, ВО все времена года и суток, при перемещении по грунтовым дорогам и бездорожью, а также в стесненных условиях строительной площадки, поэтому к той или иной машине предъявляют ряд требований исходя из конкретных условий эксплуатации.

Каждая строительная машина должна быть надежна и долговечна в эксплуатации; приспособлена к изменению условий работы; отличаться простотой в обслуживании, ремонте и монтаже, демонтаже и транспортировании; экономична в эксплуатации, т. е. расходовать минимальное количество электроэнергии или топлива и смазочных материалов на единицу вырабатываемой продукции.

Машина должна обеспечивать безопасность труда, удобство работы и минимальную утомляемость обслуживающего персонала. Машина должна иметь красивую внешнюю форму, хорошую отделку и стойкую окраску.

Машины, работающие в условиях особо низких (ниже — 40° С) или, наоборот, повышенных температур, должны быть приспособлены для работы в заданных условиях.

Условия производства, эксплуатации и ремонта строительных машин требуют, чтобы их конструкция была технологичной, т. е. соответствовала возможности применения обычной технологии изготовления ее деталей, сборке сборочных единиц и машины в целом. Необходимо, чтобы в конструкции машины наиболее полно нашли применение стандартные и нормализованные детали, а также унифицированные сборочные единицы. •

Все строительные машины должны иметь минимальную массу, быть удобны для монтажа, демонтажа и транспортирования и устойчивы под воздействием внешних нагрузок.

Для самоходных машин в числе предъявляемых требований обязательными являются маневренность и проходимость машины.

Аплик машина

где а — максимально возможный угол поворота наружного колеса; чем больше а, тем меньше радиус поворота машины.

Маневренность определяется также возможностью перемещаться по строительному участку и вне его, от одного места работы к другому, с достаточной по производственным условиям скоростью.

Проходимость — это способность преодолевать неровности местности и неглубокие водные преграды, проходить по влажным и рыхлым грунтам, снежному покрову и т. д. Проходимость определяется величиной дорожного просвета (клиренса) — С. продольным R и поперечным R2 радиусами проходимости колесных машин (см. рис. 2), а также удельным давлением на грунт или дорожное покрытие, выражаемым в Па.

Требования к машинам

Рис. 2. Геометрические параметры маневренности и проходимости колесной машины

а — машина с управляемыми колесами; б — с шарнирно-сочлененными шасси; в — схема проходимости машины

Устойчивость машины — это способность противостоять действию сил, стремящихся ее опрокинуть. Чем ниже центр тяжести машины и чем больше ее опорная база, тем устойчивее машина. Устойчивость машины характеризуется коэффициентом устойчивости «k»,

Условия эксплуатации строительных машин отличаются определенной сложностью. Строительные машины должны обеспечивать необходимую производительность под открытым небом, в любую погоду, в любое время года; перемещаться по грунтовым дорогам и по бездорожью, в стесненных условиях строительной площадки. Поэтому исходя из конкретных условий эксплуатации к той или иной машине предъявляется ряд требований, и чем полнее отвечает машина всем требованиям эксплуатации, тем более пригодна она для использования в строительном производстве.

Каждая машина должна быть надежна в работе, долговечна и приспособлена к изменению условий работы; должна быть удобной в управлении, простой в обслуживании, ремонте, монтаже, демонтаже и транспортировании, экономична в эксплуатации, т. е. расходовать минимальное количество электроэнергии или топлива на единицу вырабатываемой продукции. Машина должна обеспечивать безопасность труда и удобство работы обслуживающего персонала, достигаемое соответствующим размещением приборов, управления, хорошим обзором фронта работ, автоматической очисткой смотровых стекол кабины, системой пневмо- или гидроуправления, помогающими уменьшить усилия на рычагах управления, изоляцией кабины от воздействия шума, вибрации и пыли. Машина должна иметь красивые внешние формы, хорошую отделку и стойкую окраску.

Машины, работающие в условиях низких или, наоборот, повышенных температур, должны быть приспособлены для работы в заданных условиях.

Часто перебазиру«?мые несамоходные строительные машины должны иметь минимальный вес, удобства для монтажа, демонтажа и транспортирования.

К самоходным машинам, часто меняющим место работы, в числе предъявляемых требований обязательными являются маневренность, проходимость машины и устойчивость.

 

Маневренность (подвижность) машины — это способность передвигаться и разворачиваться в стесненных условиях, а также перемещаться по строительному участку и вне его с достаточной по производственным условиям скоростью.

Проходимость машины — это способность преодолевать’неровности местности и неглубокие водные преграды, проходить по влажным и рыхлым грунтам, снежному покрову и т. д. Проходимость определяется в основном удельным давлением на грунт, величиной дорожного просвета  (клиренса)—с продольным Ri и поперечным Яг радиусами проходимости колесных машин  ( 1), минимальным радиусом поворота.

Устойчивость машины — это способность противостоять действию сил, стремящихся ее опрокинуть. Чем ниже центр тяжести машины и чем больше ее опорная база, тем устойчивей машина.

Производительность машины — это количество продукции (выраженное в весе, объеме, или штуках), вырабатываемой в единицу времени — час, смену, год. Различают производительность: теоретическую (расчетную, конструктивную), техническую и эксплуатационную.

Условия производства и эксплуатации строительных машин требуют, чтобы их конструкция была технологичной, т. е. соответствовала возможности применения прогрессивной технологии при изготовлении ее деталей, сборке узлов и машины в целом. Необходимо, чтобы в конструкции машины наиболее полно нашли применение стандартные и нормализованные детали, а также унифицированные узлы и агрегаты.