обр.С.Радченко.у ром.Мiсто

Образ Степана Радченко в романе В. Подмогильного «Город»

30июня 2010

Среди писателей, чьи имена современному читателю стали известны не так давно, и Валерий Подмогильный. Наследие этого писателя возвращено полностью, и его признали одним из самых колоритных писателей новейшей украинской литературы. В биографии писателя есть много «белых пятен». Известно, что родился он под Екатеринославом, учился в университете, занимался педагогической деятельностью, работал в издательстве, секретарем секции художественной пропаганды, писал художественные произведения. Дату расправы над Валерием Подмогильным не установлено: одни говорят, что его расстреляли на Соловках в 1937 году во время массового уничтожения политических узников, другие — в 1941 году.

Начал писать Подмогильный в 20-е годы. Главный герой рассказов — интеллигентный мещанин, который отверг традиции старого быта, а на новый смотрит с высоты буржуазного индивидуализма. Отношение к автору рассказов и его личности было разное. Большинство литературных критиков требовали расправиться с ним. Писателю делает честь то, что он, несмотря на неистовые атаки, остался, прежде всего человеком, думающим художником слова, которого волновали проблемы современности, человека, который всегда сочувствовал. Он склонен к психологизму, и в этом видит главную свою задачу. Одним словом, уже в рассказах «В эпидемическом бы арапе», «Собака», «Проблема хлеба» В. Подмогильный утвердил себя «писателем с хорошей литературной школой». Наиболее известное произведение автора — роман «Город», какой он в 1928 году печатает в городе Харькове.

В основе сюжета — история человеческой души (возможно, с автобиографическими элементами). Хотя сам писатель категорически возражал отождествление героя с автором. Главный герой — Степан Радченко. Выходец из села, он приходит в город и поступает в высшее учебное заведение. Из-за определенных обстоятельств не заканчивает вуз, устраивается на работу в журнале и одновременно начинает заниматься литературным творчеством. У Степана много друзей,  их объединяет литературная жизнь. На первый взгляд, это обычный тип интеллигента первых послеоктябрьских лет. Но это только так кажется. В. Подмогильный, мастер психологического анализа человеческой души, создал образ неоднозначный и, можно сказать, сложный.





Это человек, преисполненный разногласий: извне он красивый, привлекательный, пользуется определенным авторитетом в литературных кругах, но у него темное нутро. Как говорит сам автор, осталось у него что-то от дикого зверя. А город, который так гостеприимно встретил его, он хочет подмять, положить себе под ноги. В душе Степана постоянный поединок добра и зла, правды и несправедливости, из-за своей беспринципности герой не может определить, что же главнее для него в этом поединке. В. Подмогильный хорошо владел французским языком, перевел много с французского на украинский язык.

Литературная критика сегодня, анализируя роман «Город» и главного героя, приходит к мнению, что он, Степан Радченко, напоминает героя из известного романа Ги де Мопассана. Но, читая внимательно роман, можно сделать и другой вывод. Нет, он не Дорогой Друг, он — человек-завоеватель, который  разбазаривает свой талант. Вот один из эпизодов романа. Степана пригласили на вечеринку в институт, где он читает свой рассказ «Битва». «Успех, пишет автор», — был большой, — «и Степан к этому успеху отнесся очень неблагосклонно и даже не признал за нужное поднять цветок, брошенный ему на сцену, этот первый лавр из венка своей будущей славы». В разговоре с Борисом, откровенным приверженцем литературы, Степан говорит, что рассказ — это шутка, это развлечение, а за ночь он пишет несколько произведений в этом же жанре. Иногда в голове Степана появляются мысли, не присущие интеллигентному человеку. Поссорившись с Максимом, он пошел прочь. А в голове вихрь мыслей: эта сволочь ударила его в лицо! Ах какой рыцарь объявился!

С большим удовлетворением он вспоминал, как душил Максима, бил его, «выворачивал, и заодно сетовал, что так быстро прервал свое наказание. Убить бы гадюку! На похлебку потолочь!». Он любил литературу, она стала ему близкой и наиболее дорогой. И литературу он расценивает как первый признак культурного человека. Степан считал, что он человек насыщенного ума и потому не должен общаться «с людьми, теми далекими фигурами, которые ему временами выпадало встретить».

Жизнь людей казалась ему простой и внимания не достойной. Он принадлежал к тем людям, кто стремится шаг за шагом приближаться к поставленной цели, но не умеет покоиться на остановках достижения. Желание его были резкими, они жгли его. Постепенно Степан овладевал городом. Сначала новая квартира (просторная, светлая, в центральном районе), а потом люди, их родственники… и так вглубь города. «Его шляпа каждый раз чаще поднималась на улице…» Зосе, которую, казалось, полюбил, Степан доказывал преимущество общественного над личным, читал ей мораль, в которую и сам мало верил. Роман был воспринят официальной критикой с раздражением.

Против Подмогильного организовали целую кампанию. Писатель держался мужественно. Он шел путем аналитического художника. В его романе, кроме основной проблемы, показаны разнообразнейшие наслоения жизни. Со страниц книги возникает целая галерея образов, анкету каждого из них заполняет автор.