обощение опыта работы

Сазонкина Елена Алексеевна,

учитель ОБЖ,

высшей квалификационной

категории МБОУ «Средняя

общеобразовательная школа №15

с углубленным изучением

отдельных предметов»

г. Гусь-Хрустальный

Использование метода проекта на уроках ОБЖ и во внеурочное время

Происходящие изменения в современном обществе требуют применения педагогических технологий, нацеленных на индивидуальное развитие личности, творческую инициативу, выработку навыка самостоятельной навигации в информационных полях, формирование у учащихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих проблем повседневной жизни. Важным становится воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов и культурных связей.

Современные дети – это уже не чистый лист бумаги на который наносят знания. К ним так много информации поступает отовсюду! Это нельзя не учитывать. Учитель уже не единственный для учащихся источник информации. Зачастую дети не умеют превращать информацию в знания и этому их стоит учить, для этого учим выделять главное, ранжировать и структурировать информацию. В таких условиях необходимо вырастить человека умеющего извлекать нужную информацию и превращать ее в знания. Обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества, такова цель современной школы.

Содержание курса «Основы безопасности жизнедеятельности» включает теорию и практику здорового образа жизни и защиты человека в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также теорию и практику оказания первой помощи. Обучающиеся получают знания о здоровом образе жизни, о чрезвычайных ситуациях локального характера, их последствиях и правилах безопасного поведения; о чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, их последствиях и мероприятиях, проводимых государством по защите населения и территорий; знакомятся с организацией Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Исходя из современных требований, основными целями курса являются:

формирование и развитие у учащихся высоких морально-психологических качеств,

психологической устойчивости к опасностям и чрезвычайным ситуациям,

бережного отношения к окружающей среде и своему здоровью,

любви к своей Родине, готовности к ее защите.

Проведение самостоятельных исследований стимулирует мыслительный процесс, направленный на поиск решения проблемы, требует привлечения для этих целей знаний из разных областей, в данном случае как нельзя лучше подходит метод проектов. Он создает условия для самостоятельного освоения и осмысления школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Учащиеся включаются в процесс от идеи проекта до его практической реализации. В результате школьники осваивают алгоритм проектно-преобразовательной деятельности, учатся самостоятельно искать и анализировать информацию, обобщать и применять полученные ранее знания по предметам, приобретают самостоятельность, ответственность, формируют и развивают умения планировать и принимать решения.

Учебный проект — это        совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение  общего результата  по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.

Цель программы ОЭР: сформировать учебно – исследовательские умения учащихся через организацию проектной деятельности.

Чтобы добиться поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи :

создать условия для развития познавательных, интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей учащихся, определяющих формирование компетентной личности, способной к жизнедеятельности и самоопределению в информационном обществе, ясно представляющей свои возможности.

Содержание и организационные формы работы разрабатываются на основе принципов, обеспечивающих реализацию основных целей и задач. Важнейшими принципами обеспечивающими запланированный уровень результативности являются принципы:

интегральность – объединение и взаимовлияние учебной и проектной деятельности обучающихся , когда опыт и навыки, полученные при выполнении исследовательских работ, используются на уроках и способствуют повышению успеваемости;

непрерывность – процесс длительного профессионального ориентирующего образования и воспитания в творческом объединении учащихся ( возможно разных возрастов);

межпредметное многопрофильное обучение , в котором погружение в проблему предполагает глубокое систематизированное знание предмета и широкую эрудицию в разных областях, формирование навыков исследовательского труда.

Метод проектной работы строится на следующих подходах:

интегрированный подход: позволяет эффективно мобилизовать межпредметные связи и как следствие формировать у учащихся положительную мотивацию к изучению дополнительной литературы и информатики;

исследовательский подход: реализует идею «обучения через открытие». В рамках этого подхода ученик в совместной деятельности с другими учениками, с родителями, с учителем формирует знания и умения и создает объекты;

когнитивный подход: рассматривает знания как информационную систему;

коммуникативный или дискуссионный подход: предполагает, что ученик становится на какое-то время автором, критиком какой-либо точки зрения на определенную научную проблему. При реализации этого подхода формируется умение высказывать свое мнение и понимать чужое, искать позиции, объединяющие обе точки зрения, воспитывается толерантное отношение к окружающим;

межгрупповой подход: способствует возникновению и развитию коллективной познавательной деятельности;

индивидуальный подход: на основе вариативности заданий способствует развитию творческой индивидуальности каждого учащегося.

Пи выполнении проектов у учащихся развиваются навыки выбора одного решения из множества альтернативных и осознание всех краткосрочных и долгосрочных проблем этого выбора.

Метод проектов применяется в виде самостоятельной, индивидуальной или групповой работы учащихся в течение различного по продолжительности времени.

Метод проектов можно охарактеризовать как:

личностно-ориентированный;

деятельностный;

обучающий взаимодействию в групповой деятельности;

построенный на принципах проблемного обучения;

развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;

формирующий навыки самостоятельности в мыслительной, практической и волевой сферах;

воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу;

здоровьесберегающий.

Темы проектов практического характера выбираются актуальными для повседневной жизни и, вместе с тем, требующие привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, достигается вполне естественная интеграция знаний.

По типу проекты могут быть:

исследовательские,

поисковые,

творческие,

ролевые,

прикладные (практико — ориентированные),

Исследовательские проекты.

Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей её решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего исследования. В нашей практике примером исследовательских проектов служит написание рефератов учащимися 8 классов, участие в школьной конференции «Открытие». Тихомирова Анастасия ученица 10 класса при изучении темы «Правила поведения в условиях вынужденной автономии в природных условиях. Подготовка к проведению турпохода.» заинтересовалась ей и написала исследовательскую работу «Влияние эфирных масел на организм человека». Выбор темы не случайный , в будущем ученица планировала связать свою жизнь с медициной и уже обучаясь в средней школе включилась в работу. Её исследовательская работа опубликована в сборнике.

Ролевые, игровые проекты.

В таких проектах структура также намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это может быть виртуальный праздник, день рождения, агитбригада и т.д.Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высока, но доминирующим видом деятельности всё-таки является ролевая игра. Как пример, можно привести итоговую ролевую игру с учащимися начального звена «Мы по улице шагаем».

Ознакомительно – ориентировачные (информационные) проекты. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, в последующем предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, её анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Примером таких мини — проектов могут служить презентации по теме : « Правила поведения в ситуациях криминального характера».

Практико – ориентированные проекты.

Эти проекты отличает чётко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причём этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, создаваемый на основе полученных результатов исследования ). .При работе над проектом педагог создаёт особое пространство взаимоотношений, обеспечивающее взаимную деятельность учителя и ученика. В этом образовательном пространстве нет скуки, принуждения и лени, пассивности и страха ожидания «палки» — двойки, «неуда» на контрольной работе или экзамене и желания увернуться от них. Педагог, таким образом, ведёт учащегося по пути субъективного открытия, управляет проектной деятельностью учащегося, в которую составными элементами входят и проблемно – исследовательская, и деятельностная, и рефлексивная, и коммуникативная, и самоопределенческая, имитационного моделирования и другие виды деятельности. У учащихся формируется способность к преодолению трудностей через чувство радости в связи с выполнением задания. Ученик открывает мир для себя и себя в мире. Данный метод обучения повышает уровень познавательной активности учащихся, развивает креативность мышления и воспитывает многие качества личности, так необходимые человеку в современном обществе. Примером такого проекта может служить проект «Природным богатствам России надежную защиту!» Который занял 2 место во Всероссийском конкурсе «Марш парков».

По исполнению проекты могут быть фронтальными и индивидуальными.

Фронтальный проект.

Учащиеся получают задание. Задача должна быть поставлена чётко и ясно. Учителем должны быть сформулированы требования к проекту, обозначен алгоритм действий для достижения результата.. Учитель также может предложить возможные темы проекта, которые в то же время подразумевают возможность творческого подхода к заданию. Фронтальный проект выполняется всеми учащимися на уроках. То есть, объясняя на уроке новый материал, учитель привязывает его к возможному проекту. Закрепление на практике происходит на материале собственного проекта. (« Правила поведения в ситуациях криминального характера»).

Индивидуальный проект.

Это уровень возможен в классах, где дети знакомы с исследовательскими методами обучения и могут работать самостоятельно. Применение этого метода только в рамках урока невозможно, и неоправданно. Учащиеся получают задание, учителем формируется требование к проекту. Требования должны быть сформулированы минимальным образом, т.е. сразу стимулировать учащегося к творческому подходу в решении данной задачи. Темы учащиеся должны выбирать сами или с помощью других учителей предметников. В процессе работы необходим текущий контроль, который предназначен не столько для текущего оценивания или поверки добросовестности в работе учащегося, сколько для дополнительной мотивации и поощрения. Учитель может давать консультацию по наиболее сложным вопросам, рекомендации по дизайнерскому или алгоритмическому решению, которые учащийся сам решает, принять или нет. Учитель играет роль старшего наставника, сотрудника.

Важнейшую роль для успешного применения метода проектов играет выбор задания для работы. В первую очередь при выборе задания учитель должен учитывать уровень подготовки учащегося, навыки самостоятельной работы. Эти условия позволят определить целесообразность и специфику проектного метода (фронтальный, индивидуальный).

После того как определено задание проекта, необходимо определить тему проекта или область, в которой проект будет разворачиваться. Конечно, лучше всего, если эту область и саму тему проекта выбирает сам учащийся, но если это вызывает затруднения необходимо оказать помощь, подтолкнуть к самостоятельному рождению идеи по выполнению проекта. При выборе темы учитель должен учитывать интересы учащегося и при этом актуальность и познавательность данной области.

(Проекты по темам : «ЗОЖ», «Профессия Спасатель», «Наркомания-выход есть!»).

По срокам исполнения краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

Краткосрочный проект. В канун празднования 65 –летия Победы советского народа в Великой отечественной войне мы выполнили проект «Не должно быть брошенных могил!».

В ходе выполнения проекта учащиеся исследовали боевой и трудовой путь своей семьи, изучили жизнь ветеранов ВОВ, живущих в микрорайоне школы, изучили награды, которыми были награждены участники войны и труженики тыла. Выяснили у знакомых и соседей за всеми ли могилами ухаживают родственники.

Уроки в рамках данного проекта были использованы для координации деятельности участников проектных групп, тогда как основная работа по сбору информации, изготовлению продуктов проекта осуществлялась во внеурочное время.

Проектанты изготовили именные поздравительные открытки для ветеранов живущих в микрорайоне школы и взяли шефство над могилой ветерана педагогического труда М.Я.Российского, за которой ухаживаем по сей день. А учащиеся 8б класса изучили жизненный путь этого замечательного человека и выступили на Никоновских чтениях с исследовательской работой.

Среднесрочные проекты. С целью формирования знаний о закономерностях становления, сохранения и развития здоровья человека: умения сохранять и совершенствовать личное здоровье, оценить формирующие его факторы, усвоение знаний о здоровом образе жизни, освоение методов и средств пропаганды здорового образа жизни выполняется среднесрочный проект «Я выбираю здоровье!».

Этапы работы над проектом.

1 этап — Определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы.

2 этап — Разработка плана деятельности.

3 этап — Поиск информации.

4 этап — Выполнение проекта.

5 этап — Презентация проектов.

6 этап — Подведение итогов, анализ, оценка.

Выполняя проект,  учащиеся самостоятельно выбирают тему, рекомендуется обсуждение в кругу семьи.

Темы проектных работ разнообразны:

Спорт – это жизнь.

Режим дня школьника в век скоростей и информации.

ВИЧ. Остановим вместе!

Школа – территория без никотина.

Хорошая учеба + забота о здоровье = счастливый школьник.

Охрана природы – дело каждого!

Здоровое поколение – здоровая Россия!

Профессия спасатель.

Компьютер и здоровье человека.

 Если проект объемный, мы совместно с учащимися разрабатываем программу, в которой указывается перечень конкретных действий с указанием выходов, сроков и ответственных.

На этапе поиска информации разрабатывается круг вопросов и заданий. Предполагается обязательное использование основных приемов исследования:

интервьюирование,

опросы,

обработка статистических данных.

выпуск листовок.

Далее  учащиеся самостоятельно или в группах принимают решения о форме представления результата деятельности, содержании портфолио, в котором собраны все рабочие материалы проекта.

Формы продуктов проектной деятельности

Плакат,

Комплекс физических упражнений,

Индивидуальный режим дня с учетом колебаний работоспособности,

Видеоролик,

Публикация

Разработка и проведение классных часов,

Проведение мероприятий.

В нашей школе работает телевидение «STEP» и выпускается еженедельная школьная газета «СТУПЕНИ» , поэтому лучшие работы публикуются и демонстрируются по телевизору.

Контроль и оценивание проекта.

Завершающая стадия метода является такой же значимой, как и все остальные. Плохая оценка или невнимание со стороны учителя к проделанной работе может повлечь серьёзные последствия и перечеркнуть всю проделанную работу, а также надолго лишить учащегося интереса к самостоятельной и творческой работе в области технологии. Оценивая, учитель должен помнить о том, что изначально настраивал учащихся на плодотворную работу и поэтому слишком критическое оценивание затронет самооценку, лишит интереса к творчеству, создаст чувство психологического дискомфорта, нереализованность. Отметки за проект вообще может и не быть, но учитель должен обязательно выразить своё мнение о каждом проекте, причём таким образом, чтобы каждый почувствовал себя реализованным, а свою работу – востребованной. Имеющиеся недостатки должны быть оглашены таким образом, чтобы мотивировать ребёнка к возможной доработке ил усовершенствованию проекта. Лучше если при оценивании проекта будут учитываться мнение учителя, учащихся и самого исполнителя проекта, т.е. работа должна строиться на демократических основах.

Критерии оценки проекта.

Критерии оценки выполнения проекта:

1) практическая направленность проекта и значимость выполненной работы;

2) важность темы проекта;

3) полнота раскрытия темы;

4) оригинальность предложенных решений;

5) качество выполнения продукта проекта;

6) качество портфолио.

Критерии оценки защиты проекта:

1) раскрытие содержания проекта;

2) использование средств наглядности, компьютерных средств;

3) убедительность презентации;

4) ответы на вопросы.

Экспериментальная проверка использования метода проектов показала следующее:

Значительно повысился интерес учащихся к курсу «ОБЖ»;

Учащиеся с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность, наиболее привлекательную для них;

Учащиеся ощущают социальную и личную значимость деятельности, которую они осуществляют, что ведёт к повышению учебной мотивации .

Подводя итог сказанному, можно назвать много причин, определяющих необходимость строить обучение учащихся на основе метода проектов. В ходе выполнения проекта происходит соединение академических знаний и практических действий. Во время работы над проектом каждый ученик имеет возможность реализовать себя, применить имеющиеся у него знания и опыт, продемонстрировать другим свою компетентность, ощутить успех. Благодаря использованию метода проектов повышается вероятность развития креативности мышления; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности.

Литература

1. Гузеев В. Метод проектов как частный случай интегральной технологии обучения//Директор школы. — 1995. — №6

2. Джонс Дж.. Методы проектирования. М.,1986.

3. Килпатрик У.Х. Метод проектов. Применение целевой установки в педагогическом процессе.-Л. Брокгауз-Ефрон, 1925.

4.Колесникова И.А., Горчакова-Сибирская М.П. Педагогическое проектирование: учебное пособие для высших учебных заведений. — М.: издательский центр «Академия», 2005.

5.Круглова О.С. Технология проектного обучения//Завуч. — 1999.- №6

6.Крючков Ю.А. Теория и методы социального проектирования. — М., 1992.

7.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. — М.: АРКТИ,2003.

8.Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов//Наука и школа. — 1997. — №4.

9.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.:АРКТИ, 2008.

10.Полат Е.С., М.Ю. Бухаркина, М.В.Моисеева, А.Е. Петрова «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». М., 2004.