о генри

4. ЧТО ТАКОЕ НОВЕЛЛА О. ГЕНРИ

Один из самых известных американских новеллистов Уильям Сидни Портер (О. Генри) не был первооткрывателем пионером в жанре короткого рассказа, так как это искусство уже до него получило огромное развитие в литературе США и странах Европы. Жанр новеллы был достаточно широко распространен в американской литературе середины XIX — начала XX века. Существовала даже особая, американская разновидность данного жанра, получившего название «шорт стори», яркими представителями которой были Вашингтон Ирвинг, Эдгар По, Марк Твен. Эдгар По даже сформулировал основные законы создания короткой истории (шорт стори), в основе которых лежала краткость формы, ярко выраженный динамичный сюжет, и непременно неожиданная развязка.

О. Генри не знает себе равных в мастерстве точной и выразительной детали, в построении острого сюжета и, конечно, в изобретательности при создании запоминающихся персонажей и особенно неожиданных развязок. [7]

В своих произведениях О. Генри очень часто выражал поразительные по глубине и новизне социальные идеи в такой доступной форме, что современная критика часто не предавала значения их богатейшему содержанию. Многие критики полагали, что речь идет о самом обычном, о давно не новых темах любви, критики недооценив произведений, длительное время не замечали, что и любовь и все другие привычные темы в данных работах наполнены лирическим звучанием.

Наиболее замечательные по своей новизне, глубине социального и философского подхода идеи высказывались автором в произведениях как бы ненароком, мимоходом, так, как будто сама суть совсем не в них. Самое удивительное, что в этом, на первый взгляд не серьезном, подходе О. Генри и заложены ответы на важнейшие проблемы того времени. Все творчество О. Генри обращено к незаметным, как он говорил «маленьким» людям. Автор стремится привлечь внимание элиты общества к людям, чьи горести и радости он так живо, реалистично ярко изображал в своих произведениях. О. Генри стремился показать те подлинные человеческие ценности, которые всегда будут служить надежной опорой и утешением в самых трудных и порой практически безвыходных жизненных ситуациях. Именно поэтому он часто делает героями своих новелл тех, кто, говоря современным языком, находится на грани бедности. О. Генри переполнен сопереживания и сочувствия к своим героям, которым так необходима помощь и защита. Очень часто, или правильнее сказать всегда в его новеллах происходит нечто удивительное, самые, казалось бы, плачевные финалы начинают восприниматься как счастливые или, по крайней мере, оптимистические.

Отличное чувство юмора О. Генри является одной из наиболее привлекательных сторон его творчества. Юмор О. Генри своим корнями уходит в традиции комического рассказа, бывшего достаточно популярным среди первых поселенцев Америки. У О. Генри юмор часто связан с комическими ситуациями, которые лежат в основе многих сюжетов его работ. Прибегая к пародии а зачастую и к парадоксу, О. Генри вскрывает противоестественную сущность таких явлений их несовместимость с нормальным человеческим поведением. Юмор О. Генри на редкость богат разнообразными оттенками, прихотлив, стремителен, держит авторский стиль, как бы под напряжением, и не позволяет повествованию идти по заранее определенному течению. Отделить иронию и юмор от повествования О. Генри практически невозможно, его стихия, природная и естественная составляющая его таланта. Далеко не всегда сюжет новелл юмористичен, однако, как бы ни старался омрачить О. Генри свой рассказ, иронический склад его ума придает совершенно особый, неподражаемый оттенок всему происходящему.

О. Генри предельно тонко чувствует слово и демонстрирует свою виртуозную изобретательность в создании неожиданных сравнений, метких, четких и ярких метафор, олицетворений, используя литоты и гиперболы, и, несомненно, мастерски прекрасно работает с эпитетами.

События в описанные произведениях О. Генри не подготавливаются ни композиционно, ни при помощи других стилистических средств, они как бы не выделяются. [3]

Одному из самых трогательных своих рассказов о жизни бедняков «Дары волков» О. Генри придает характер литературной загадки, и читатель до самого конца не знает, каков будет финал событий. Искусство создания неожиданной развязки писатель дополнил введением двух развязок — предразвязки и подлинной развязки, которая как бы дополняет, разъясняет или, наоборот, полностью опровергает первую. И если о первичном финале еще можно догадаться по ходу чтения, то вторую развязку не в состоянии предвидеть даже самый проницательный писатель. Именно это и предает новеллам О. Генри поистине неотразимое, ни с чем не сравнимое очарование.

5. ИССЛЕДОВАТЕЛИ ТВОРЧЕСТВО О. ГЕНРИ, ОБЗОР ДАННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ

новелла литературный жанр генри

Критическая литература об О. Генри в США многочисленна, да и в других странах легко можно найти насчитывает десятки книг и сотни газетных статей посвященных работам этого великого мастера.

Впервые упоминания о писателе появились нью-йоркских газетах еще в 1904 году. По мере публикации новых работ и сборников рассказов критические статьи аннотации и рецензии на них публикуют многочисленные журналы. Наибольший интерес представляет статья Генри Джеймса Формана, напечатанная в 1908 году в майском номере журнала «North American review». Критик дал высокую и разноплановую оценку творчества писателя: он отметил острую социальную направленность произведений О. Генри, высокое мастерство писательской техники, яркий энергичный язык, блестящее остроумие, наблюдательность, неподражаемый национальный юмор.[5]

В это же время Г.П. Стигер решает опубликовать собрания сочинений О. Генри в виде 12-томного издания. С целью привлечь больший интерес к изданию он печатает ряд хвалебных статей о писателе и собирает материал для монографии о нем.

Популярность О. Генри значительно возросла во втором десятилетии XX века. На протяжении нескольких лет крупнейшие газеты и журналы Америки публикуют разнообразные статьи о жизни и творчестве писателя, делая его жанр все более и более популярным. Рассказы О. Генри включаются в антологии и образовательные учебники, становятся предметом изучения критиков. Они провозглашаются образцом американского короткого рассказа. Ажиотаж вокруг новелл 0. Генри приводит к появлению огромного количества подражателей его творчества и эпигонов.

Первая монография об О. Генри была написана еще в 1916 году. Ее автор А. Смит дал писателю исключительно положительную оценку, поставив его в один ряд с крупнейшими мастерами американской прозы того времени: Э. По, М. Твеном, Б. Гартом. Бесспорным достоинствами О. Генри он полагал, является его реалистическое мастерство в создании характеров, правдивой атмосферы большого города, особый интерес к социальным вопросам, благодаря чему многие острые социальные темы крепко вошли в его произведения. Особо отмечал так же также высокий гуманистический пафос произведений писателя, его глубокую заинтересованность в судьбах простых людей. Смит подчеркивал слитность гуманизма и национализма в произведениях писателя, что делало их особенно близкими и дорогими, а самое главное понятными людям всего мира. Он отмечал так же чрезвычайное разнообразие тем и персонажей, социальную направленность юмора. Книга А. Смита вызвала ажиотаж и полемику вокруг творчества писателя [3]

Однако были и те, кто не так восторженно встречал работы писателя. Высокообразованная, утонченная Ю. Каррент-Гарсиа выступила с отрицанием сколько-нибудь значимой роли О. Генри в развитии американской литературы. К.Ф. Геральд, подытожив недоброжелательные отзывы о писателе, заявила о вредном влиянии его рассказов, так как они, не содержат ничего ценного и познавательного, представляя собой лишь «просто развернутые анекдоты, лишенные серьезного содержания».



Несправедливость подобных суждений об О. Генри на сегодняшний день вполне очевидна. Не случайно и то, что даже в то время большинство критиков поддержало А.Смита.

Однако 20х годах дебаты вокруг творчества О. Генри в США продолжаются. Это была, — по словам Ю. Каррент-Гарсиа — эра новой литературы, которая в своем бунте против моральных табу, соглашений и правил старого поколения, в том числе и против чрезмерной сосредоточенности старой беллетристики на сюжете, занималась поисками более эффектных средств воздействия на читателей, и находила их в символизме, намеках, подтексте. Писатели, — продолжает Гарсиа, — расценили изобретательность О. Генри как устаревшее явление. [5]

Несмотря на это, в полемике против новеллы — эпигонов и последователей О. Генри автоматически подвергалось острой критике все то ценное, что отделяло писателя от его современников — высокий гуманизм, критицизм и демократизм американского буржуазного общества.

В защиту творчества О. Генри выступили критики-импрессионисты 20-х годов Ф.Л. Патти и Г. Менкен. Они справедливо видели секрет удивительной популярности писателя в его оригинальной его манере.



Не смотря на это к 30-м годам «новая литература» достигает такого влияния среди критиков и писателей, что манера письма О. Генри кажется им недостойным их внимания и его рассказы оказываются забытыми — пишет Каррент-Гарсиа.

Критики 20-х-30-х годов не смогли найти достойного места творчеству О. Генри в американской литературе. Тем не менее, 30-е годы являются новым, достаточно значительным этапом в изучении творчества писателя, так как именно в это время были опубликованы новые материалы о раннем периоде его литературной деятельности. Публикуется сборник его произведений той поры, а также первая и пока единственная его библиография на английском языке. Ее составитель Поль Кларксон, написавший несколько статей аналитического характера. В этот же период появляются книги мемуарного плана, написанные людьми, знавшими писателя близко, в которых создается нравственно-психологический и литературный портрет О. Генри.[5]

Большой почитатель таланта писателя Поль Кларксон проделывает большую работу по сбору напечатанных в разных журналах и газетах произведений, автора устанавливает их последовательность. В своей вступительной статье к библиографии Кларксон пишет: «Время покажет, чем был для американской литературы О. Генри — писатель, который правдиво запечатлел основные приметы времени, дал подлинную и живую картину американских обычаев и жизни, языка и одежды, политики и морали и сотни других аспектов сельской и городской и жизни нашего недавнего прошлого». Он особенно подчеркивал историческую ценность произведений О. Генри. Кларкеон утверждал, что «сегодня его читают больше, чем когда-либо и он пользуется всеобщей любовью читателей за мастерство в передаче юмора, колорита, постоянного терпеливого гуманизма.»

В 40-х — 50-х годах об О. Генри писали не так много. Появилась лишь одна диссертация, в основном касающаяся, вопросов обвинения писателя. В больших литературных источниках этих лет об О. Генри либо нет упоминания, либо ему посвящаются незначительные статьи описательного характера.

Ван Вик Брукс в своей работе «Писатель и американская жизнь» 1952 дал проникновенный описание О. Генри — «гения, произведенного на свет дешевыми журнальчиками». Считая писателя бытописателем большого города по преимуществу, он, тем не менее, отметил его безусловный демократизм. В качестве основных черт, обеспечивших популярность произведений О. Генри, он называет четкий, экономный стиль, увлекательную структуру, мастерство передачи атмосферы места, интерес к простым людям, добродушие и искренность.

В конце 50-х годов американская критика делает решительный поворот в сторону более разноплановой и объективной оценки творчества писателя. В эти годы появляется ряд монографических работ, авторы которых Р.О. Коннор, Ю. Каррент-Гарсиа, Г. Лэнгфорд, стремятся объективно оценить вклад писателя в литературу Америки. Им свойствен исторический подход к творчеству О. Генри и ориентация на работу А.Смита. Они в один голос признают, что О. Генри принадлежит совершенно особенное место в истории американской литературы. Объясняя сложную и не простую судьбу творческого наследия писателя, они считают, что в 20-х годах О. Генри больше критиковали за недостатки произведений его подражателей, чем за собственные. [3]

Возрастающий интерес к творчеству О. Генри в тот период объясняется возрастающим влиянием прогрессивной критики в Америке, противопоставляющей убежденность в абсурдности мира и ничтожеству человека светлые гуманные традиции классиков литературы США.

Книга Г. Лэнгфорда «Alies О. Henry « это большой и серьезный труд о писателе , содержащий объективное, по сравнению с предыдущими книгами, исследование сильных из слабых сторон его творчества. Критик отмечает как весьма существенный тот факт, то, что, независимо от разногласия литературоведов, произведения О. Генри любимы читателями, и с этим нельзя ни считаться. Как классик, О. Генри имеет большую школу, последователей, однако, никто из них не может ни превзойти, ни сравниться с учителем. Лэнгфорд обращается с требованием определить, наконец, принадлежащее О. Генри по праву почетное место в истории литературы США.

В I960 году вышла книга Ю.Хадсона Лонга «Человек и его работа», которая была частью его диссертации, написанной еще в 1947 году. Критик рассматривает творчество писателя в тесной связи с общественным движением начала века, с деятельностью так называемых, «разгребателей грязи». Критик утверждает, что, как журналисты и писатели этого движения, О. Генри рассчитывал на преобразование общества путем реформ, верил в способность человека к нравственному усовершенствованию. [7]

Американская критика конца 60-х и 70-х годов, при всем стремлении к объективной и справедливой оценке творческого наследия писателя, обнаруживает неуверенность в отделении ценного от временного и случайного в творчестве О. Генри, игнорируя многие его оригинальные работы, не пытаясь объяснить причины противоречий в эстетике и мировоззрении новеллиста.

Советские критики и литературоведы, стремясь восстановить подлинный облик писателя, рассматривают его творчество в общем ракурсе американской реалистической литературы, как прямого наследника и продолжателя ее гуманистических и демократических традиций, испытывавшего сильное влияние ее охранительной линии.

На русском языке о творчестве О. Генри написано чрезвычайно много больших и маленьких статей. Они стали появляться в печати незамедлительно вслед за переводами произведений писателя и содержали, сведения об авторе и краткие положительные рецензии на рассказы. Русские читатели тепло приняли американского новеллиста, во многом благодаря его оптимистическому тону произведений, демократизму, его интересу к жизни простых людей, социального дна. Но без условно более всего их покорила блестящая до виртуозности новеллистическая техника американского писателя.



Характерами, созданными писателем, восхищался С. Вольского, автора первой статьи, опубликованной в 1914 году в журнале «Звезда». Своей действенностью они привлекали авторов рецензии на первый сборник рассказов О. Генри, а Мариетта Шагинян в своей статье, посвященной этому же сборнику, отметила непреодолимую веру автора в нравственную мощь и потенциал своего народа.

С биографией писателя русских читателей познакомил К.Чуковский в 1924 году. Тогда же издательство «Мысль» переводит и публикует полное собрание сочинений О. Генри под редакцией А. Азова 1925. Во второй половине 20-х годов написано большинство статей об авторе и его произведениях. Однако единого мнения не было. Одних критиков привлекали демократизм и гуманизм писателя, социальная критика и сатирический юмор, другие считали манеру письма О. Генри простой и не соответствующей современным стереотипам.